Дело № 2-292/2020 17 июня 2020 года
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кировский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Карповой О.В.
С участием прокурора Жукова А.А.
при секретаре Попковой М.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза лоцманов «Морские лоцманы Санкт-Петербурга» к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» о признании незаконными и отмене приказов
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику и просит признать незаконным приказ директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» № 483 от 05.06.2019 года о введении Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и приказ директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП Росморпорт» № 521 от 17.06.2019 года о внесении изменений в Правила внутреннего распорядка для работников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Истец просил признать незаконным и не подлежащим применению приказ № 545 от 25.06.2019 года «О внесении изменений в Положение о премировании и других выплатах работниками «Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
В обоснование своих требований истец указал, что Положение по оплате труда изменяет не просто размер окладов работников, а устанавливает им новую систему оплаты труда, поскольку вводит оплату труда лоцмана не по должностному окладу в месяц, а по часовой тарифной ставке. Как указал истец, Положение внутреннего трудового распорядка уменьшает время работников-лоцманов за счет не включения времени приема пищи в рабочее время на 1,5 часа, что, по мнению истца, приводит к снижению оплаты труда, в связи с чем, у работников существенно изменяются определенные сторонами существенные условие трудового договора.
Истец указал, что в соответствии со статьей 74 Трудового Кодекса Российской Федерации работодатель может изменить по своей инициативе определенные сторонами условия трудового договора только в случае изменения организационных или технологических условий труда. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель должен уведомить работника в письменной форме, не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации.
В качестве оснований введения Положения по оплате труда в приказе № 483 от 05.06.2019 года указаны:
- во исполнение приказа Генерального директора ФГУП «Росморпорт»
- в целях совершенствования системы оплаты труда во взаимосвязи с достигнутыми производственными показателями
- усиление материального стимулирования
- качественного выполнения установленных производственных задач
- повышения ответственности работников
По мнению истца, ни одно из перечисленных выше оснований не относится к организационным или технологическим изменениям условий труда. Кроме того, как указал истец, ответчик не подтвердил невозможность сохранения прежних условий труда работников, в связи с чем, по мнению истца, у ответчика не имеется оснований для введения в действие Положения по оплате труда и внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка.
Истец в обоснование своих требований также указал, что приказ № 521 от 17.06.2019 года не подлежит применению в связи с нарушением процедуры внесения изменений в Правила внутреннего трудового распорядка, поскольку ответчик не направил в ППО МПСЛ «Морские лоцманы Санкт-Петербурга» запрос на мотивированное мнение в связи с изменениям в Правила внутреннего трудового распорядка.
Положение по оплате труда и Изменения, внесенные в Правила внутреннего трудового распорядка противоречат нормам действующего законодательства, а именно: пункт 4.6.2 Положения по оплате труда предусматривает, что время ожидания лоцманом вызова на проводку при нахождении его в резерве по обеспечению выполнения непредвиденных работ приравнивается к части рабочего времени из расчета ? часа рабочего времени за один час ожидания, в то время, как указал истец, нахождение лоцмана в резерве противоречит нормам Трудового кодекса и Приказу Минтранса от 14.03.2012 года № 61. Трудовое законодательство не предусматривает ни понятия резерва, ни понятия «часть рабочего времени». В соответствии со статьей 129 Трудового Кодекса Российской федерации тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат. Пункт 6 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 14.03.2012 года № 61, раскрывает периоды, которые включаются в рабочее время лоцмана. Нахождение лоцмана в резерве, как указал истец, не значится как рабочее время, а следовательно, лоцман не обязан находиться в резерве и в указанное время свободен в выборе способа проведения своего отдыха. Таким образом, по мнению истца, пункт 4.6.2 Положения по оплате труда, противоречит трудовому законодательству и Приказу Минтранса от 14.03.2012 года № 61.
Пунктом 3.25 Положения по оплате труда предусматривает, что для лоцманов может применяться режим гибкого рабочего времени. В настоящее время, как указал истец, у работников установлен суммированный учет рабочего времени, работа по графику. Время начала и окончания смены определяется Правилами внутреннего трудового распорядка: с 09.00 до 09.00 и с 16.00 до 16.00. По мнению истца, в данном случае ответчик в нарушение норм действующего законодательства, предлагает работникам фактически работать в разных режимах рабочего времени, без согласия работника и без применения норм трудового законодательства. Приказ Минтранса РФ от 14.03.2012 года № 61 не предусматривает для лоцманов такой режим рабочего времени, как гибкий график работы, пребывание лоцмана в резерве. Таким образом, по мнению истца пункт 3.25 Положения по оплате труда противоречит трудовому законодательству и Приказу Минтранса РФ от 14.03.2012 года № 61.
Кроме того, приказ № 521 от 17.06.2019 года вносит изменение в подпункт 1.2 пункта 5.12.1 Правил внутреннего трудового распорядка, в котором указано, что время начала и окончания перерыва для отдыха и приема питания устанавливаются по соглашению между работником и работодателем. Аналогичное положение содержится в уведомлении об изменении определенных сторонами условий трудового договора в 5.6 ФИО1 ч.2 Уведомления. По мнению истца, данное положение противоречит статьям 106 и 108 Трудового Кодекса Российской федерации, и такое регулирование времени отдыха и приема питания ответчик вводит исключительно с той целью, что фактически не может гарантировать работнику предоставление данного времени отдыха в одно время и в рабочее время ( в течение полной смены), что приведет к фактическому уменьшению времени отдыха и приему пищи, либо его отсутствии вовсе, и как следствие, нарушение в оплате труда и работе фактически более 22 часов 30 минут в смену. Таким образом, по мнению истца, приказ № 521 от 17.06.2019 года противоречит трудовому законодательству.
23.04.2019 года ППО МПСЛ «Морские лоцманы Санкт-Петербурга» представило в ФГУП «Росморпорт» отрицательное мотивированное мнение в отношении проекта Положения об оплате труда. 26.04.2019 года было проведено консультативное совещание представителей ответчика с представителями ППО МПСЛ «Морские лоцманы Санкт-Петербурга». Согласно протоколу консультативного совещания стороны не пришли к согласию, вместе с тем, как указал истец, в нарушение статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, ответчик издал приказ № 483 «Об утверждении Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
Согласно дополнениям к исковому заявлению, истец просил признать незаконным и не подлежащим применению приказ № 545 от 25.06.2019 года «О внесении изменений и в положение о премировании и других выплатах работникам Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», указав, что при издании данного приказа были нарушены как процессуальные, так и материальные нормы трудового законодательства, так как в нарушение статьи 372 Трудового кодекса российской федерации был принят без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников. По мнению истца, приказ № 545 от 25.06.2019 года вводит дополнительные критерии, которые дискриминируют лоцманов-работников по сравнению с другими работниками филиала в выплате премии.
Представители истца в суд явились на удовлетворении исковых требований настаивали.
Представители ответчика в суд явились, против удовлетворения исковых требований возражали в полном объеме, представили письменный отзыв на иск, в котором указали, что издание приказа директора С-Зб филиала ФГУП Росморпорт от 05.06.2019 года № 483 о введении Положения об организации и оплате труда лоцманов С-Зб филиала ФГУП «Росморпорт» произведено в рамках изданного ФГУП «Росморпорт»» приказа № 68 от 28.02.2019 года «Об утверждении Типового положения об организации и оплате труда лоцманов филиала ФГУП «Росморпорт», которым введены новые условия труда работников, включая оплату в выходной день при нахождении в резерве, оплату труда лоцманов по часовой тарифной ставке, исключение перерыва для отдыха и питания из рабочего времени, организацию коллективного питания лоцманов. Исполнение данного приказа для филиалов предприятия является, безусловно, обязательным в силу пункта 2.1 указанного приказа.
Ответчик в обоснование своих возражений также указал, что организационные изменения условий труда, содержащиеся в приказе ФГУП «Росморпорт»№ 68 и разработанном на его основе Положении введены в связи со сначительным увеличением убытка от лоцманской деятельности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Снижение количества обслуживаемых лоцманами филиала судозаходов при увеличении расходов, по причине инфляции и роста стоимости топлива, не дает возможности сохранения существующих условий трудовых договоров. Анализ расходов лоцманских проводок судов показал, что основную долю расходов понесенных ФГУП «Росморпорт» при осуществлении данного вида деятельности составляют затраты на оплату труда работников лоцманской службы, включающие ФОТ, страховые взносы во внебюджетные фонды РФ и прочие выплаты социального характера, предусмотренные Коллективным договором Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
В 2018 году, как указал ответчик, в целом по филиалу указанные затраты составили 56% от расходов в целом по данному виду деятельности, в том числе, в порту Калининград – 68,7%. Как показывает анализ рынка лоцманских услуг, доля лоцманских проводок каботажных судов и судов загранплавания, осуществленных в сСЗБ филиалом ФГУП «Росморпорт» постепенно снижается. Принятые организационные меры позволят сократить расходы, не ухудшая условия труда работников при сохранении рабочих мест.
Ответчик в своих возражениях указал, что приказом от 17.06.2019 года № 521 «О внесении изменений в Правила внутреннего трудового распордяка для работников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», в Правила внутреннего трудового распорядка внесены изменения в части касающейся начала и окончания перерыва для отдыха и питания»: по соглашению между работником и работодателем» Согласно приказу Минтранса Россиии от 14.03.2012 года № 61 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» время перерыва для отдыха и питания в состав рабочего времени лоцмана не входит.
Ответчик указал, что предоставление перерыва для отдыха и питания регулируется Регламентом по соблюдению очередности работы лоцманов лоцманской службы СЗБФ ФГУП Росморпорт» в морском порту «Большой порт ФИО2: в течение рабочей смены лоцману в свободное от лоцманской проводки время предоставляется перерыв для отдыха и питания в течение 90 минут, конкретное время перерыва с учетом производственной возможности определяется по соглашению между диспетчером и лоцманами и фиксируется в «Журнале регистрации заявок и табель оперативного учета». Как указал ответчик, с регламентом диспетчеры и лоцманы ознакомлены под роспись.
В обоснование своих возражений по поводу принятия приказа № 545 от 25.06.2019 года ответчик указал, что согласно пункту 5.11 Типового положения премирование не является гарантированной выплатой, таким образом, прерогатива работодателя устанавливать систему премирования в зависимости от производственных показателей. Письмом от 19.06.2019 года у ППО ПРВТ С-Зб филиала ФГУП «Росморпорт» запрошено мотивированное мнение (исх. 2429/19) в соответствии со статьей 372 Трудового Кодекса Российской Федерации. Положительное мотивированное мнение получено 21.06.2019 года (вх.№ 1257/19), поскольку указанная ППО объединяет большинство работников филиала. ППО ПРВТ РФ СЗб филиала ФГУП «Росморпорт» представляет интересы большинства работников филиала, членами указанного профсоюза является 1 лоцман Санкт-Петербурга и 3 лоцмана Калининградского управления.
На конференции работников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» (протокол конференции трудового коллектива от 11.12.2018 года) большинством голосов представителей ФИО3 при реализации права на учете в управлении организаций, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем избрана ППО ПРВТ РФ СЗб филиала ФГУП «Росморпорт».
В соответствии с пунктом 3.2.2 Положения о премировании при выполнении планируемого показателя (прибыль до налогооблажения) нарастающим итогом с начала года размер ежемесячной премии определяется исходя из базового размера премии 50% от должностного оклада (тарифной ставки). Выполнением считается достижение планируемого показателя прибыли до налогооблажения. Согласно пункту 3.4.1 Положения о премировании размер ежемесячной премии для лоцманов определяется исходя из базового размера премирования – не более 50 %от часовой тарифной ставки за фактически отработанное время с учетом следующих условий:
-при осуществлении лоцманом в отчетном месяце лоцманских проводок (операций) судов в количестве равном или более количества отработанных им смен (не менее одной проводки (операции ) в смену) размер премии составит до 50% от тарифной ставки
- при осуществлении лоцманом в отчетном месяце лоцманских проводок (операций) судов в количестве менее количества отработанных им рабочих смен размер премии составляет 30% от тарифной ставки
- при отсутствии у лоцмана лоцманских проводок (операций) судов в течение месяца, ежемесячная премия не выплачивается.
Ответчик в обоснование своих возражений указал, что Минтруд России в письме от 21.09.2016 года № 14-1/В-911 отметил, что премии являются одной из составляющих заработной платы и выплачивается за более продолжительные периоды, чем полмесяца. Указано, также, что премии начисляются за результаты труда, достижение соответствующих показателей, то есть, после того, как будет проведена оценка показателей.
Как указал ответчик, оценка соответствующих показателей в СЗБ филиале производится ежемесячно комиссией по ежемесячному премированию лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала в соответствии с приказом № 612 от 19.07.2019 года «О создании комиссии по ежемесячному премированию лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и оформляется протоколом. Аналогично в СЗб филиале ФГУП «Росморпорт» оценка соответствующих показателей рассматривается ежемесячно утвержденной приказом директора СЗб филиала комиссией по премированию работников плавсостава.
На основании изложенного, по мнению ответчика, приказ директора СЗб филиала ФГУП «Росморпорт» № 545 от 25.06.2019 года «О внесении изменений в Положение о премировании и других выплатах работникам СЗб филиала ФГУП «Росморпорт» не является дискриминационным и не ухудшает положения лоцманов.
Суд, выслушав представителя истца, представителей ответчика, мнение прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
На основании статьи 74 Трудового Кодекса Российской Федерации в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.
В соответствии со статьей 57 Трудового Кодекса обязательным для включения в трудовой договор является условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
В соответствии со статьей 102 Трудового Кодекса российской Федерации при работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон.
Работодатель обеспечивает отработку работником суммарного количества рабочих часов в течение соответствующих учетных периодов (рабочего дня, недели, месяца и других).
Согласно статье 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со статьей 372 Трудового Кодекса Российской Федерации Работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.
Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.
В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.
При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд.
28.02.2019 года Генеральным директором ФГУП «Росморпорт» издан приказ № 68, которым в целях усиления материального стимулирования, качественного выполнения установленных производственных задач, повышения ответственности работников филиалов ФГУП «Росморпорт», утверждено Типовое положение об организации и оплате труда лоцманов ФГУП «Росморпорт». Пунктом 2 приказано директорам филиалов ФГУП «Росморпорт» утвердить соответствующее Положение об организации и оплате труда лоцманов филиала ФГУП «Росморпорт» в соответствии с Типовым положением в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с учетом мнения представительного органа работников филиала в соответствии со статьями 135 и 372 Трудового Кодекса Российской Федерации.
05.06.2019 года во исполнение приказа Генерального директора ФГУП «Росморпорт» от 28.02.2019 года № 68 «Об утверждении Типового положения об организации и оплате труда лоцманов филиала ФГУП «Росморпорт», в целях совершенствования системы оплаты труда во взаимосвязи с достигнутыми производственными показателями, усиления материального стимулирования, качественного выполнения установленных производственных задач, повышения ответственности работников Директором Северо-Западного Бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» издан приказ № 483 «Об утверждении Положения об организации и оплате труда лоцманов «Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
Пунктом 3.25 Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», утвержденного приказом СЗбф ФГУП «Росморпорт» установлено, что для лоцманов может применяться режим гибкого рабочего времени. График работы (сменности) в режиме гибкого рабочего времени должен обеспечивать отработку лоцманом суммарной нормы рабочих часов за установленный учетный период. При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон. Максимально допустимая продолжительность рабочего дня не может превышать 24 часов, при этом максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки не может превышать 12 часов. Гибкие графики работы устанавливаются трудовым договором.
Решение о применении режима гибкого рабочего времени для лоцманов принимается приказом Работодателя по согласованию с представителями лоцманов, в котором указывается продолжительность учетного периода и конкретные параметры режима (продолжительность периодов гибкого и фиксированного времени, перерыва для питания и отдыха). Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время.
Пунктом 4.6.2 указанного Положения предусмотрено, что время ожидания лоцманом выхода на проводку при нахождении его в резерве по обеспечению выполнения непредвиденных работ приравнивается к части рабочего времени из расчета ? часа рабочего времени за один час ожидания. Привлечение лоцманов в резерв определяется утверждаемым графиком с учетом согласия работника и мнения представителя лоцманов.
На основании пункта 6.1 Положения филиал обеспечивает организацию бесплатного коллективного питания лоцманам во время прохождения постоянно по графику работы (сменности) на лоцманском судне, которое является базовой лоцманской станцией, по нормам рациона питания.
Издание приказа директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» № 483 от 05.06.2019 года о введении Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» произведено в рамках изданного ФГУП «Росморпорт» приказа № 68 от 28.02.2019 года «Об утверждении Типового положения об организации и оплате труда работников, включая оплату в выходной день при нахождении лоцмана в резерве, оплату труда лоцманов по часовой тарифной ставке, исключение перерыва для отдыха и питания из рабочего времени, организацию коллективного питания лоцманов. В силу пункта 2.1 указанного приказа исполнение данного приказа для филиалов предприятия является обязательным.
Как указал ответчик, организационные изменения условий труда, содержащиеся в приказе ФГУП «Росморпорт»№ 68 и разработанном на его основе Положении введены в связи со значительным увеличением убытка от лоцманской деятельности Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Снижение количества обслуживаемых лоцманами филиала судозаходов при увеличении расходов, по причине инфляции и роста стоимости топлива, не дает возможности сохранения существующих условий трудовых договоров. Анализ расходов по обеспечению лоцманских проводок судов показал, что основную долю расходов, понесенных ФГУП «Росморпорт» при осуществлении данного вида деятельности составляют затраты на оплату труда работников лоцманской службы, включающие ФОТ, страховые взносы во внебюджетные фонды РФ и прочие выплаты социального характера, предусмотренные Коллективным договором Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». В 2018 году в целом по филиалу указанные затраты составили 56% от расходов в целом по данному виду деятельности, в том числе, в порту Калининград -68,7%. Как показывает анализ рынка лоцманских услуг, доля лоцманских проводок каботажных судов и судов загранплавания, осуществленных Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росмопорт» постепенно снижается. Принятые организационные меры позволят сократить расходы, не ухудшая условия труда работников при сохранении рабочих мест.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что довод истца о том, что Приказ Директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» от 05.06.2019 года № 483 принят в нарушение норм статьи 74 Трудового Кодекса Российской Федерации не состоятелен, поскольку данный приказ принят во исполнение приказа директора ФГУП «Росморпорт» от 28.02.2019 года № 68, который является обязательным для Северо-Западного бассейнового филиала предприятия и принят при условии изменения организационных условий труда, связанных с увеличением убытка от лоцманской деятельности в связи со снижением количества обслуживаемых лоцманами филиала судозаходов при увеличении расходов, понесенных при осуществлении данного вида деятельности предприятия. Доказательств, опровергающих указанные ответчиком обстоятельства изменения организационных условий труда, суду не представлено.
Во исполнение приказа ФГУП «Росморпорт» от 28.02.2019 года № 68 был разработан проект Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
В соответствии со статьей 135 и 375 Трудового Кодекса российской Федерации ответчиком 17.04.2019 года направлен в выборные органы первичных профсоюзных организаций проект локального нормативного акта и обоснование к нему для получения мотивированного мнения по указанному проекту. Данный проект и обоснование 17.04.2019 года (исх. 1542/19)были направлены председателю выборного органа ППО МПСЛ «Морские лоцманы Санкт-Петербурга» ФИО4.
Как указал ответчик и не отрицал истец, 23.04.2019 года мотивированное мнение выборных органов первичных профсоюзных организаций получены, в том числе и мотивированное мнение ППО МПСЛ ФИО4
Письмом от 24.04.2019 года № 1666/19 ответчиком предложено профсоюзам провести дополнительные консультации.
26.04.2019 года проведены дополнительные консультации между представителями работодателя и представителями всех выборных органов первичных профсоюзных организаций лоцманов по рассмотрению и согласованию проекта Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Протокол подписан всеми присутствующими на консультации лицами, в том числе представителями выборных органов первичных профсоюзных организаций лоцманов.
05.06.2019 года директором Северо-Западного бассейнового филиала издан приказ № 483 об утверждении Положения об организации и оплате труда лоцманов «Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт». Указанное положение вступило в силу с 01.09.2019 года. Работники филиала ознакомлены с Положением более чем за два месяца до его вступления в силу.
Довод истца о том, что Положение об организации и оплате труда лоцманов не прошло процедуру согласования в соответствии со статьей 372 Трудового Кодекса Российской Федерации, поскольку первичная профсоюзная организация представила отрицательное мотивированное мнение по проекту указанного Положения не состоятелен, поскольку указанное Положение утверждено после проведения работодателем дополнительной консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников, что не противоречит нормам статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации.
Статьями 100 и 102 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрен режим гибкого рабочего времени, при котором начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня (смены) определяется по соглашению сторон.
Пунктом 3.25 Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», утвержденного приказом Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» установлено, что для лоцманов может применяться режим гибкого рабочего времени. График работы (сменности) в режиме гибкого рабочего времени должен обеспечивать отработку лоцманом суммарной нормы рабочих часов за установленный учетный период. При работе в режиме гибкого рабочего времени начало, окончание или общая продолжительность рабочего дня определяется по соглашению сторон. Максимально допустимая продолжительность рабочего дня не может превышать 24 часов, при этом максимально допустимая продолжительность непрерывной лоцманской проводки не может превышать 12 часов. Гибкие графики работы устанавливаются трудовым договором.
Решение о применении режима гибкого рабочего времени для лоцманов принимается приказом Работодателя по согласованию с представителями лоцманов, в котором указывается продолжительность учетного периода и конкретные параметры режима (продолжительность периодов гибкого и фиксированного времени, перерыва для питания и отдыха). Перерыв для отдыха и питания не включается в рабочее время.
Таим образом, Положением предусмотрена возможность, но не обязанность работы лоцманов в режиме гибкого рабочего времени, и в случае необходимости, работодателю предоставлено право перейти на такой режим по согласованию с представителями лоцманов.
Как указал ответчик, в настоящее время переход на такой режим работы не является необходимым, в связи с чем, ответчиком не применяется. При таких обстоятельствах, суд не усматривает нарушение прав работников при принятии пункта 3.25 Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ГУРП «Росморморт»
Пунктом 4.6.2 указанного Положения предусмотрено, что время ожидания лоцманом выхода на проводку при нахождении его в резерве по обеспечению выполнения непредвиденных работ приравнивается к части рабочего времени из расчета ? часа рабочего времени за один час ожидания. Привлечение лоцманов в резерв определяется утверждаемым графиком с учетом согласия работника и мнения представителя лоцманов.
Довод истца о том, что данный пункт Положения противоречит нормам трудового законодательства, так как действующим законодательством не предусмотрено нахождение работника в резерве, чем нарушает права работника не состоятелен, поскольку привлечение работника в резерв определяется утвержденным графиком с учетом согласия работника и мнения представителя лоцманов. Как указал ответчик, резерв, по сути, является дежурством на дому во время дня, после отдыха и при нехватке лоцманов в определенный период и инициатором выхода работника на работу является он сам. Данным пунктом предусмотрено, что помимо оплаты времени нахождения в резерве, при вызове на работу оформляется приказ о привлечении работника к работе в выходной день и оплата за фактически отработанное лоцманом время в его выходной день по графику будет осуществляться в соответствии со статьей 113,153 Трудового Кодекса Российской Федерации и пунктом 21 Положения об особенностях режима рабочего времени и отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы, утвержденного приказом Минтранса РФ № 61 от 14.03.2012 года.
Пунктом 1.2 Приказа директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» № 521 от 17.06..2019 года внесены изменения в пункт 5.12.1 Правил внутреннего трудового распорядка и установлена продолжительность рабочего времени лоцмана 22,5 часа; продолжительность перерыва для отдыха и питания 90 минут; начало и окончание перерыва для отдыха и питания устанавливается по согласованию между работником и работодателем.
По мнению истца, данные изменения противоречат действующему трудовому законодательству и нарушает права работников лоцманов, так как данный пункт уменьшает рабочее время работников за счет не включения времени приема пищи в рабочее время (1,5 часа), что приводит к снижению заработной платы. Согласование времени перерыва для отдыха и приема пищи с работодателем, по мнению истца, приводит к невозможности предоставления перерыва для отдыха и приема пищи в течение смены.
В соответствии со статьей 108 Трудового Кодекса Российской Федерации в течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 минут, который в рабочее время не включается. Правилами внутреннего трудового распорядка или трудовым договором может быть предусмотрено, что указанный перерыв может не предоставляться работнику, если установленная для него продолжительность ежедневной работы (смены) не превышает четырех часов.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
Пунктом 6 Приказа Минтранса России от 14.03.2012 года № 61 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» в состав рабочего времени лоцмана включается:
1) время проводки, швартовых операций (швартовки, перешвартовки/перетяжки и отшвартовки) судов, а также время перестановки судна в морском порту, постановки судна на якорь, бридель, бакштов или бочку и съемки с них, перешвартовки/перетяжки, швартовки к другому судну и отшвартовки от него;
2) время, в течение которого лоцман занят осмотром места швартовки, отшвартовки, оценкой готовности судна к выходу в море;
3) время пребывания лоцмана на борту судна, когда проводка судна осуществляется поочередно несколькими лоцманами;
4) время ожидания в помещениях для работы и отдыха, находящихся в морском порту или за пределами морского порта, лоцманской проводки судна, подхода лоцманского судна либо другого средства доставки;
5) время следования лоцмана из морского порта или места, определенного абзацем вторым пункта 13 настоящего Положения, на судно и обратно;
6) время следования лоцмана из помещений для работы и отдыха в морском порту к месту расположения помещений для работы и отдыха, находящихся за пределами морского порта или в другом морском порту, и обратно;
7) время задержки лоцманской проводки судна сверх установленной продолжительности ежедневной работы (смены);
8) время стажировки и технической учебы;
9) время участия в работе по расследованию аварийных и несчастных случаев, связанных с судоходством;
10) время специальных перерывов для отдыха между лоцманскими проводками.
Пунктами 17 и 18 Регламента по соблюдению очередности работы лоцманов лоцманской службы Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» в морском порту «Большой порт Санкт-Петербург», утвержденному 01.10.2019 года директором Северо-Западного бассейнового филиала предусмотрено предоставление лоцману перерыва для отдыха и питания в течение рабочей смены в свободное от лоцманской проводки время в течение 90 минут, конкретное время перерыва с учетом производственной возможности определяется по соглашению между диспетчером и лоцманами и фиксируется в «Журнале регистрации заявок и табель оперативного учета». Как указал ответчик, с регламентом диспетчеры и лоцманы ознакомлены под роспись. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что довод истца о том, что оспариваемый приказ не соответствует действующему законодательству и нарушает законные права работников не состоятелен, поскольку пунктом 6 Приказа Минтранса России от 14.03.2012 года № 61 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» время перерыва для отдыха и питания в состав рабочего времени лоцмана не входит, и статьей 108 Трудового Кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления перерыва по соглашению между работником и работодателем.
Приказом № 545 от 29.06.2019 года директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» с 01.09.2019 года внесены изменения в Положение о премировании и других выплатах работникам Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».
В соответствии с пунктом 3.2.2 Положения о премировании при выполнении планируемого показателя (прибыль до налогооблажения) нарастающим итогом с начала года размер ежемесячной премии определяется исходя из базового размера премии 50% от должностного оклада (часовой тарифной ставки). Выполнением считается достижение планируемого показателя прибыли налогооблажения.
Согласно пункту 3.4.1 Положения размер ежемесячной премии для лоцманов определяется исходя из принятого базового размера премирования – не более 50% от часовой тарифной ставки за фактически отработанное время с учетом следующих условий:
- при осуществлении лоцманом в отчетном месяце лоцманских проводок (операций) судов в количестве равном или более количества отработанных им смен (не менее одной проводки (операции) в смену) размер премии составит до 50% от тарифной ставки
- при осуществлении лоцманом в отчетном месяце лоцманских проводок (операций) судов в количестве менее количества отработанных им рабочих смен размер премии составит до 30% от тарифной ставки
- при отсутствии у лоцмана лоцманских проводок (операций) судов в течение месяца, ежемесячная премия не выплачивается
Согласно части 1 статьи 129 Трудового Кодекса Российской Федерации премия является частью заработной платы и относится к стимулирующим выплатам и не является гарантированной выплатой.
Премии как часть заработной платы представляют собой денежные выплаты за достижение определенных результатов в труде. Применение премиальных систем направлено на создание у работников материальной заинтересованности в достижении тех показателей, которые не предусмотрены основной оплатой по тарифным ставкам и окладам.
Согласно пункту 3.4.2 Положения о премировании, утвержденного приказом от 25.06.2019 года № 545 представление о текущем премировании по результатам работы за отчетный период подается начальником лоцманской службы на имя заместителя директора по безопасности мореплавания до 15 числа месяца следующуго за отчетным. Размер премии по результатам работы за текущий период определяется комиссией по премированию, назначенной приказом директора филиала. Решение комиссии оформляется протоколом заседания комиссии. Окончательное решение по предложениям комиссии по премированию и выплате премии принимает директор филиала.
С учетом того, что премия является частью заработной платы, не является гарантированной выплатой, носит стимулирующий характер, суд не усматривает дискриминации и ухудшения положения лоцманов по сравнению с другими работниками предприятия принятием оспариваемого приказа о внесении изменений в Положение о премировании.
Ссылка истца на то, что при издании приказа от 17.06.2019 года № 541 «О внесении изменений в Правила внутреннего распорядка для работников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» и при принятии приказа от 25.06.2019 года № 545 «О внесении изменений в Положение о премировании и других выплат работниками Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» нарушена установленная статьей 372 Трудового Кодекса Российской Федерации процедура принятия таких приказов на предприятии, не состоятельна, поскольку мнение по приказу № 521 от 17.06.2019 года согласовано с председателем первичной профсоюзной организации ППО ПРВТ СЗБ филиал ФГУП «Росморпорт»( запрос на мотивированное мнение от 13.06.2019 года № 2328/19 и положительным мотивированным мнением от 14.06.2019 года № 14-проф.) Указанная Первичная профсоюзная организация объединяет большинство работников филиала.
Письмом от 19.06.2019 у Первичной Профсоюзной организации Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» запрошено мотивированное мнение по поводу принятия оспариваемого приказа от 25.06.2019 года № 545. 21.06.2019 года получено положительное мотивированное мнение. ППО ПРВТ РФ СЗб филиал ФГУП «Росморпорт» представляет интересы большинства работников СЗб филиал ФГУП «Росморпорт»
11.12.2018 года на конференции работников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» большинством голосов представителем ФИО3 при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем избрана ППО ПРВТ РФ СЗб филиал ФГУП «Росморпорт».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме, поскольку в ходе судебного разбирательства не нашло своего подтверждение, что при принятии оспариваемых приказов была нарушена установленная статьей 372 Трудового Кодекса российской Федерации процедура их принятия, и не нашло своего подтверждения, что принятием оспариваемых истцом приказов, нарушены законные права и интересы работников предприятия.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд также учитывает то обстоятельство, что 70 лоцманов из 71 лоцмана Санк-Петербурга согласны работать в новых условиях, работниками подписаны дополнительные соглашения к трудовому договору.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 –199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Первичной профсоюзной организации Межрегионального профессионального союза лоцманов «Морские лоцманы Санкт-Петербурга» к Федеральному государственному унитарному предприятию «Росморпорт» о признании незаконными и отмене приказов директора Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» № 483 от 05.06.2019 года о введении Положения об организации и оплате труда лоцманов Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП Росморпорт», приказа от 17.06.2019 года № 521 о внесении изменений в Правила внутреннего трудового распорядка для работников Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», приказа от 25.06.2019 года № 545 «О внесении изменений в Положение о премировании и других выплат работникам Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» – отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербурга.
Судья Карпова О.В.