№ 2-292/2021
64RS0035-02-2021-000575-90
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Советский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Красновой А.Р.,
при секретаре Бабуровой Е.И.,
с участием представителя истца помощника прокурора Фёдоровского района Саратовской области Колесникова К.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Фёдоровского района Саратовской области, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к МДОУ детский сад «Солнышко» с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в области антитеррористической защищенности,
установил:
прокурор Фёдоровского района Саратовской области обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением. В обоснование исковых требований ссылается на то, что прокуратурой Фёдоровского района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности в МДОУ детский сад «Солнышко» с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области, в ходе которой установлено следующее. В образовательной организации предусмотренные законодательством об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности мероприятия выполняются не в полном объеме. Проверки (обходы и осмотры) зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), стоянок автотранспорта, складских и подсобных помещений в целях выявления признаков подготовки или совершения террористического акта на периодической основе не осуществляются. Фиксация таковых мероприятий каким-либо образом не производится. Не организован на системной основе соответствующий мониторинг территории на предмет исключения бесконтрольного нахождения транспортных средств в непосредственной близости от объектов (территорий), нахождении там посторонних лиц. Журнал посетителей ведется не на постоянной основе. Кроме того, не установлено наличие документов, подтверждающих проведения со всеми работниками практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Ненадлежащее исполнение вышеприведенных предписаний не обеспечивает в должном объеме безопасность и антитеррористическую защищенность учащихся. Число лиц, находящихся в образовательном учреждении, в каждый период времени меняется, ослабление уровня антитеррористической защищенности создает дополнительную угрозу безопасности. В связи с изложенным просит обязать МДОУ детский сад «Солнышко» с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области организовать пропускной режим в здание и на территорию общеобразовательного учреждения, исключающий свободное пребывание третьих лиц, периодические проверки зданий (строений, сооружений), прилегающих территорий; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта. Обеспечить размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Фёдоровского района Саратовской области Колесников К.П. поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика МДОУ детский сад «Солнышко» с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области, будучи надлежащим образом извещенным о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Представил в суд письменное заявление, в котором указал, что исковые требования признает в полном объеме, установленные законом последствия признания иска ему разъяснены и понятны (л.д. 33-34).
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ определил возможным рассмотреть дело без участия ответчика.
Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, считает необходимым исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии со ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п. 13 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, предупреждение (профилактика) терроризма осуществляется по трем основным направлениям, в числе которых осуществление мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
В соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
В соответствии с п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится, в том числе материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Частью 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ определено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В развитие основных принципов противодействия терроризму принято постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 года № 1006, которым утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий). Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий) (п. 5 Требований к защищенности объектов).
Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; е) на выявление и предотвращение несанкционированного проноса (провоза) и применения на объекте (территории) токсичных химикатов, отравляющих веществ и патогенных биологических агентов, в том числе при их получении посредством почтовых отправлений.
Реализация соответствующих мер в силу положений пунктов 18-24 Требований достигается, в том числе, посредством: организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; своевременного предупреждения, выявления и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта; периодической проверки зданий (строений, сооружений), а также уязвимых мест и критических элементов объектов (территорий), систем подземных коммуникаций, стоянок автомобильного транспорта; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; обучения работников объекта (территории) действиям в условиях угрозы совершения или при совершении террористического акта; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также плана эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
В ходе проведенной прокуратурой Фёдоровского района проверки образовательного учреждения установлено, что проверки (обходы и осмотры) зданий (строений, сооружений), а также потенциально опасных участков и критических элементов объекта (территории), стоянок автотранспорта, складских и подсобных помещений в целях выявления признаков подготовки или совершения террористического акта на периодической основе не осуществляются. Фиксация таковых мероприятий каким-либо образом не производится. Не организован на системной основе соответствующий мониторинг территории на предмет исключения бесконтрольного нахождения транспортных средств в непосредственной близости от объектов (территорий), нахождении там посторонних лиц. Журнал посетителей ведется не на постоянной основе. Кроме того, не установлено наличие документов, подтверждающих проведения со всеми работниками практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации). Ненадлежащее исполнение вышеприведенных предписаний не обеспечивает в должном объеме безопасность и антитеррористическую защищенность учащихся. Число лиц, находящихся в образовательном учреждении, в каждый период времени меняется. Ослабление уровня антитеррористической защищенности создает дополнительную угрозу безопасности.
Учитывая изложенные обстоятельства, приведенные выше положения закона, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора законны, обоснованны, поэтому суд считает возможным принять признание иска ответчиком и удовлетворить исковые требования в полном объёме, что будет отвечать правам и интересам неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд приходит к выводу о возложении на ответчика обязанностей по устранению нарушения требований законодательства в течение 1 месяца с момента вступления решения в законную силу.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Таким образом, с МДОУ детский сад «Солнышко» с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области необходимо взыскать государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ суд,
решил:
исковые требования прокурора Фёдоровского района Саратовской области удовлетворить.
Обязать МДОУ детский сад «Солнышко» с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать пропускной режим в здание и на территорию общеобразовательного учреждения, исключающий свободное пребывание третьих лиц, периодические проверки зданий (строений, сооружений), прилегающих территорий; проведение с работниками объектов (территорий) практических занятий и инструктажа о порядке действий при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта. Обеспечить размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), номеров телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации).
Взыскать с МДОУ детский сад «Солнышко» с. Фёдоровка Фёдоровского района Саратовской области государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей, перечислив на счет УФК по Саратовской области (Межрайонная ИФНС № 2 по Саратовской области), ИНН<***>/ КПП 643901001, БИК 016311121, ОКТМО 63648475, номер счета получателя 03100643000000016000 в Отделение Саратов Банка России//УФК по Саратовской области г. Саратов, кор.счет 40102810845370000052, КБК 18210803010011060110.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке, через Советский районный суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 09 ноября 2021 года.
Судья А.Р. Краснова