ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/2022 от 06.07.2022 Улетовского районного суда (Забайкальский край)

Дело №2-292/2022

УИД: 75RS0021-01-2022-000522-06

Категория дела: 2.112

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улёты 06 июля 2022 года

Улётовский районный суд Забайкальского края в составе

председательствующего судьи Глазыриной Н.В.

при секретаре Мыктыбековой О.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокуратуры Забайкальского края к ФИО1 о признании утратившим право пользования служебным жилым помещением, выселении, встречному исковому заявлению ФИО1 к прокуратуре Забайкальского края о признании права собственности на жилое помещение

У С Т А Н О В И Л:

Прокуратура Забайкальского края обратилась в суд с исковыми требованиями, указав, что в ходе осуществления полномочий по обеспечению служащих органов прокуратуры служебными жилыми помещениями установлено проживание в служебном жилом помещении при отсутствии предусмотренных законом оснований бывшего сотрудника прокуратуры Забайкальского края ФИО1 Квартира, общей площадью 93,7 кв. м, расположенная по адресу: адрес, с. Улёты, адрес, принадлежит на праве собственности Российской Федерации, передано в оперативное управление прокуратуре Забайкальского края. Служебное жилое помещение было предоставлено ответчику в период ее работы в прокуратуре Забайкальского края на основании решения комиссии по социально-бытовым вопросам прокуратуры края и распоряжения прокурора края от ДД.ММ.ГГГГр. Между сторонами ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор найма служебного жилого помещения , предусматривающий вселение вместе с нанимателем членов ее семьи. ДД.ММ.ГГГГ между сторонами перезаключен договор найма служебного жилого помещения а, предусматривающий вселение вместе с нанимателем члена ее семьи - сына ФИО6 Договоры найма служебного жилого помещения были заключены на период службы ФИО1 в должности прокурора адрес. ФИО1 вышла в отставку на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с должности прокурора адрес, служебное жилое помещение не освободила. Ответчик обращалась в прокуратуру Забайкальского края по вопросу о предоставлении занимаемого жилого помещения в собственность на основании ст. 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», как уволенной из органов прокуратуры с правом на пенсию и нуждающейся в предоставлении жилого помещения, в чем ей было отказано, так как на момент увольнения из органов прокуратуры ответчик нуждающейся в улучшении жилищных условий не являлась, на соответствующем учёте не стояла. Протоколы жилищной комиссии прокуратуры края по результатам рассмотрения заявлений ФИО1 ей направлялись. ДД.ММ.ГГГГ в комиссию поступил рапорт ФИО1 на имя прокурора края о передаче в собственность жилого помещения, расположенного по адресу: адрес с. Улёты адрес. В связи с отсутствием документов, подтверждающих нуждаемость ФИО1 в жилых помещениях, и заявления, предусмотренных распорядительными документами Генеральной прокуратуры Российской Федерации, принято решение о разъяснении ФИО1 порядка постановки прокурорских работников на учёт нуждающихся в жилых помещениях. ФИО1 неоднократно разъяснялся порядок постановки на учёт на улучшение жилищных условий, в декабре 2018 года для сведения были направлены вновь изданные приказы Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями», от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка применения жилищной комиссией Генеральной прокуратуры Российской Федерации критериев определения удаленности места жительства прокуроров центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации от места их службы» и письмо заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ/Ип 14760-18 «О разъяснениях отдельных положений порядка обеспечения прокуроров жилыми помещениями». ДД.ММ.ГГГГФИО1 направлено разъяснение порядка постановки на учёт нуждающихся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ в комиссию поступили заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о признании её нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной выплаты, предоставлении взамен указанной выплаты занимаемого служебного жилого помещения по адресу: адрес Улётовский район с. Улёты адрес. В период прохождения службы по основаниям, предусмотренным ст. 44.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре Российской Федерации», ФИО1 нуждающейся в жилом помещении не признавалась. ФИО1 ранее признана нуждающейся в предоставлении жилого помещения по месту службы, снята с учёта решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением из органов прокуратуры Забайкальского края. На рассмотрение комиссии ФИО1 не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении в местах, не связанных с местом несения службы. С учётом этого отсутствовали предусмотренные ранее действовавшим порядком основания для передачи ФИО1 служебного жилого помещения в собственность. Выписка из решения направлена в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, решение комиссии о снятии с учёта ФИО1 не оспорено. Согласно справке КГБУ по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно-геоинформационный центр» у ФИО1 в собственности имелось жилое помещение по адресу: адрес п.г.т. Забайкальск адрес, площадью 49,3 м2. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на это жилое помещение в силу приобретательской давности признано за ФИО4, ФИО5. Таким образом, ФИО1 фактически отказалась от права собственности на это жилое помещение, передав его в пользование третьим лицам, тем самым ухудшила свои жилищные условия, что в силу пп. 3 п. 2.7 Положения является одним из оснований для отказа в принятии прокурорских работников на учёт нуждающихся в служебных жилых помещениях. С учётом наличия в собственности ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, отвечающего требованиям по норме площади для семьи из 2 человек, жилищной комиссией прокуратуры Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отсутствии оснований для признания последней нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Решение комиссии в установленном порядке не оспорено. Заявлением от ДД.ММ.ГГГГ, поступившим в прокуратуру края ДД.ММ.ГГГГ, заявления от ДД.ММ.ГГГГ и пакет документов ФИО1 отозваны. ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру края поступило заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о признании нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной выплаты, а также пояснение о причинах отказа ДД.ММ.ГГГГ от жилого помещения по адресу: адрес п.г.т. Забайкальск адрес, площадью 49,3 м2. Оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной выплаты не установлено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ принято решение заявление ФИО1 в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации не направлять, которое в установленном порядке не оспорено. ФИО6, указанный ФИО1 в качестве члена семьи, совместное хозяйство с ФИО1 не вёл, совместно не проживал. По указанным основаниям членом семьи ФИО1 не являлся, с регистрационного учета снят ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ начальник отдела материального обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта направил в адрес ФИО1 соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения а от ДД.ММ.ГГГГ и акт приема-передачи служебного жилого помещения. Соглашение и акт получены ФИО1ДД.ММ.ГГГГ, не подписаны. Служебная квартира до настоящего времени ответчиком не освобождена, по акту приема-передачи собственнику не передана. Проживание ФИО1 в служебном жилом помещении нарушает право прокуратуры края на использование данного имущества в соответствии с целевым назначением. Просил признать ФИО1 утратившей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: адрес с. Улёты адрес, выселить ФИО1 из жилого помещения, расположенного по адресу: адрес с. Улёты адрес, без предоставления другого жилого помещения.

ФИО1 обратилась со встречным исковым заявлением к прокуратуре Забайкальского края, мотивируя его тем, что на момент увольнения - по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - она состояла на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по месту службы. До принятия решения об увольнении из органов прокуратуры ею на имя прокурора края подан рапорт о передаче в собственность занимаемого служебного жилого помещения в адрес. В соответствии с действовавшим на момент ее увольнения приказа ГП РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений», был установлен порядок предоставления прокурорам служебных жилых помещений и жилых помещений в собственность. На момент увольнения из органов прокуратуры согласно действовавшему на тот момент времени Положению она была признана нуждающейся в служебном жилом помещении и, как прослужившая в органах прокуратуры более 10 лет, считает, что имеет право на получение жилого помещения в собственность один раз за весь период службы. Считает незаконным и необоснованным снятие ее с учета нуждающихся в жилых помещениях ДД.ММ.ГГГГ, так как согласно п. 12 действовавшего на момент моего увольнения из органов прокуратуры Положения - прокурор снимается с учета нуждающихся в жилых помещениях, в частности, в случае увольнения прокурора со службы (за исключением случаев, когда право на получение жилого помещения в соответствии с настоящим Положением сохраняется после увольнения). Постановка ее на учет нуждающихся в жилом помещении и предоставление жилья осуществлялась на основании подачи соответствующего заявления и документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Сведения о нуждаемости ежегодно до 01.04. обновлялись с предоставлением документов из Росреестра об отсутствии в собственности другого жилья (по Забайкальскому краю). На момент ее увольнения по действующему Положению не требовалось представления в жилищную комиссию документов, в частности, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении в местах, не связанных с местом несения службы. Считает, что при принятии решения о ее нуждаемости в жилом помещении необходимо учитывать требования действовавшего на момент увольнения Положения (утв. Приказом ГП РФ ), в том числе, о предоставлении перечня документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Действия и решения жилищной комиссии обжаловались прокурору края, Генеральному прокурору РФ. При этом, протокол от ДД.ММ.ГГГГ ей не направлялся, как и разъяснение о порядке постановки прокурорских работников на учет нуждающихся в жилых помещениях. Доказательства о направлении и получении ею этих документов не представлено. Решение комиссии по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ направлялось в её адрес, но вручено не было. адрес ей рекомендовалось подать заявление и представить документы во исполнение приказа ГП РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В2020 году и в последующем в мае 2021 поданы соответствующие документы, в том числе, из Росреестра о наличии (отсутствии) у нее недвижимого имущества на территории РФ, а также со всех мест регистрации по месту жительства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из реестра объектов технического учета о правах отдельного лица на имеющиеся у него в собственности объекты жилого назначения Краевого государственного бюджетного учреждения по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно-геоинформационный центр (КГБУ) по адрес (проживала и была зарегистрирована по месту жительства с 1970 по 1989 г.г. и с 1995 по 2000 г.г.) зарегистрированных прав на объект жилого назначения не имеет. адрес (проживала с 1989 по 1995 г.г.) за ней значилась в собственности квартира в пгт. Забайкальск адрес по договору на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ. Считает доводы истца о том, что у нее в собственности была упомянутая квартира в пгт. Забайкальск безосновательными, поскольку согласно договору на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ квартира в пгт. Забайкальск адрес, передается Забайкальским РПО ЖКХ в собственность (без указания - в какую - совместную, долевую) ФИО1, действующей за себя и как законный представитель за несовершеннолетних-дочь ФИО7, сын - ФИО6, с указанием членов семьи – 3 человека. Однако, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ состав ее семьи составлял 4 человека. На тот момент она находилась в браке с ФИО10, он был зарегистрирован в этой квартире, вписан в ордер. Никакого участия органов опеки и попечительства при решении вопроса о передаче квартиры в собственность не было, ФИО10 не оформлялось в письменном виде ни согласие на приватизацию, ни письменный и надлежаще заверенный отказ в приватизации этой квартиры. Указанные обстоятельства влияют на доводы истца относительно отсутствия оснований для признания нуждающейся в жилом помещении по требованиям действующего законодательства и приказа ГП РФ (48,99 кв.м: 4 - менее 15 кв.м. обеспеченности жильем). Кроме этого, вышеуказанный договор на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ вопреки требованиям действовавшей редакции ст. 7 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» не зарегистрирован в исполнительном органе местного Совета народных депутатов, о чем свидетельствует отсутствие на договоре отметок об этом. Регистрация сделок с жилыми помещениями имеет своим предназначением, в том числе проверку её законности, что не было произведено. Вместе с этим, согласно требованиям ст.7 Закона РФ - право собственности на приобретенное жилье возникает с момента регистрации договора в исполнительном органе местного Совета народных депутатов. В последующем право собственности на адрес в пгт.Забайкальск не было зарегистрировано, в том числе по причине, указанной в решении Забайкальского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно этому решению - фактически был произведен обмен квартир. Квартира в адрес была куплена ФИО8 в пользу ФИО10 в обмен на квартиру в пгт.Забайкальск по адрес. На момент данной сделки (1995 год) квартира в пгт. Забайкальск не находилась в собственности, была получена по ордеру от ДД.ММ.ГГГГ, где указана фамилия ФИО9 (брак с ФИО10 заключен ДД.ММ.ГГГГ со сменой фамилии на ФИО14). В соответствии с ордером - состав семьи Коротких ( ФИО14) Е.В., ФИО10 - муж, ФИО2 -дочь. Сын ФИО6 в ордер не вписан, но вписан в договор передачи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Квартира в пгт.Забайкальск, из-за которой прокуратура края ее признает не нуждающейся в жилом помещении, по решению Забайкальского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ признана на праве долевой собственности за ФИО4 и ФИО5 в силу приобретательской давности, так как они с января 1996 года и до принятия судом решения добросовестно, открыто и непрерывно владели этой квартирой. Доводы иска и решения жилищной комиссии о том, что она совершила действия по ухудшению жилищных условий в течение пяти предшествующих лет безосновательны, так как ничтожная сделка по обмену жилыми помещениями осуществлена в 1995 году, ФИО4 и ФИО5 с января 1996 до ДД.ММ.ГГГГ добросовестно владели этой квартирой (более 20 предшествующих лет), право собственности на квартиру в пгт Забайкальск до принятия судебного решения от ДД.ММ.ГГГГ не регистрировалось, в собственности у нее не находилась. Считает необоснованными доводы истца о том, что она не относится к категории лиц, предусмотренных ч.2 ст. 103 ЖК РФ. Пенсионный возраст для лиц ДД.ММ.ГГГГ г.р. наступил во втором полугодии 2019 года - ДД.ММ.ГГГГ. Согласно Определению Конституционного Суда РФ -О-П от ДД.ММ.ГГГГ - к пенсионерам по возрасту относятся лица, достигшие пенсионного возраста, которым в соответствии с пенсионным законодательством назначена пенсия по возрасту (старости). На момент подачи и рассмотрения искового заявления я достигла пенсионного возраста и мне назначена пенсия в соответствии с пенсионным законодательством по возрасту (старости). Просила признать за ней право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес с. Улёты адрес, указать, что решение является основанием для передачи ей всей имеющейся документации на жилое помещение, расположенное в адрес Забайкальского края адрес земельный участок, на котором расположено данное жилое помещение.

Представитель истца (ответчика по встречному иску) на основании доверенности ФИО11 в судебном заседании первоначальное исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в иске, в удовлетворении встречного иска просил отказать.

Согласно отзыву на встречное исковой заявление ФИО1 вышла в отставку на пенсию с ДД.ММ.ГГГГ с должности прокурора Улётовского района. На момент увольнения из органов прокуратуры нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО14 не являлась, на соответствующем учёте не стояла. Протоколы жилищной комиссии прокуратуры края по результатам рассмотрения заявлений ФИО1 ей направлялись. ФИО1 неоднократной разъяснялся порядок постановки на учёт на улучшение жилищных условий. В период прохождения службы по основаниям, предусмотренным ст. 44.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О прокуратуре РФ», ФИО1 нуждающейся в жилом помещении не признавалась. ФИО1 ранее признавалась нуждающейся только в предоставлении служебного жилого помещения по месту службы, снята с учёта решением комиссии от ДД.ММ.ГГГГ в связи с увольнением из органов прокуратуры Забайкальского края. В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 492-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» за лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, состоящими на дату вступления в силу настоящего Федерального закона на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, сохраняется право состоять на таком учёте, в том числе в случае утраты в связи с вступлением в силу настоящего Федерального закона оснований, которые давали им право на получение жилых помещений. Согласно пп. 4 п. 2.9 Положения о предоставлении служебных жилых помещений прокурорский работник снимается с учёта нуждающихся в служебных жилых помещениях по личному заявлению, подаваемому председателю жилищной комиссии по месту службы, а также в случаях увольнения прокурорского работника из органа прокуратуры Российской Федерации. Аналогичное основание для снятия с учёта было предусмотрено пп. 5 п. 12 Временного положения о предоставлении прокурорам жилых помещений, утвержденного приказом Генпрокуратуры России от ДД.ММ.ГГГГ. На рассмотрение комиссии ФИО1 не представлены документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении в местах, не связанных с местом несения службы. С учётом этого отсутствовали предусмотренные ранее действовавшим порядком основания для передачи ФИО1 служебного жилого помещения в собственность. Более того, согласно справке КГБУ по архивно-информационному и геопространственному обеспечению «Забайкальский архивно геоинформационный центр» от ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 в собственности имелось жилое помещение по адрес п.г.т. Забайкальск Забайкальского края. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на это жилое помещение в силу приобретательской давности признано за ФИО4, ФИО5. ФИО1 фактически отказалась от права собственности на это жилое помещение, передав его третьим лицам, тем самым ухудшила свои жилищные условия. Согласно пп. 3 п. 2.7 Положения основаниями для отказа в принятии прокурорских работников на учёт нуждающихся в служебных жилых помещениях является совершение прокурорским работником и (или) членами его семьи намеренных действий по ухудшению жилищных условий в течение пяти предшествующих лет. С учётом наличия в собственности ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, отвечающего требованиям по норме площади для семьи из 2 человек, жилищной комиссией прокуратуры Забайкальского края ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отсутствии оснований для признания последней нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях. Доводы искового заявления ФИО14 о составе семьи по состоянию на 1996 год правового значения не имеют, поскольку о наличии нуждаемости ею заявлено в 2020 году, брак расторгнут в 2002 году. Сведений об оспаривании ФИО10 договора приватизации квартиры не имеется. Доводы об отсутствии зарегистрированного за ФИО1 права собственности на вышеуказанное жилое помещение противоречат представленной в жилищную комиссию выписке КГУП «Забайкальское БТИ», согласно которой договор от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в БТИ. Кроме того, истцом по встречному иску в жилищную комиссию представлены документы по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ о том, что с ДД.ММ.ГГГГ её сын ФИО6 является собственником 1/2доли в праве на жилое помещение, расположенное по адресу: адрес, площадью 46,4 кв.м. ФИО14, являясь юристом, не могла не знать порядок заключения сделок с недвижимым имуществом и необходимости оформления перехода права на него, в связи с чем доводы о совершении ею действий по ухудшению жилищных условий в 1995 году, а не в 2019 считаю несостоятельными. Оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной выплаты не установлено, в связи с чем ДД.ММ.ГГГГ принято решение заявление ФИО1 в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры Российской Федерации не направлять. ФИО1 до настоящего времени не представлены в жилищную комиссию прокуратуры Забайкальского края документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении, в период прохождения службы. Доводы заявления и возражений на исковое заявление прокуратуры сводятся к несогласию с решениями жилищной комиссии прокуратуры края. Вместе с тем, в установленный ст.219 Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации срок решения комиссии ФИО1 не оспорены. Несостоятельными являются также доводы искового заявления и возражений об отнесении ФИО1 к категории лиц, предусмотренной ч.2 ст. 103 ЖК РФ. Из содержания указанной нормы следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. Однако истцом по встречному иску доказательств признания её малоимущей и поставки на учет нуждающихся в жилом помещении в органах местного самоуправления не представлено. Таким образом, ФИО1 не подпадает под категорию лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления других жилых помещений.

Ответчик ФИО1 (истец по встречному иску) в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований прокуратуры Забайкальского края, а ее исковые требования удовлетворить. Возражения против удовлетворения исковых требований прокуратуры аналогичны доводам, представленным в тексте встречного искового заявления.

Суд, выслушав мнение сторон, изучив материалы гражданского дела, приходит к следующему.

Как установлено в суде и следует из материалов дела - ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляла трудовую деятельность в прокуратуре Забайкальского края на должности прокурора Улётовского района (л.д.19). Согласно справке о периодах работы в органах и организациях прокуратуры, стаж работы ФИО1 на ДД.ММ.ГГГГ составил 31 год 10 дней.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к прокурору Забайкальского края с заявлением о предоставлении жилого помещения в с. Улёты в связи с назначением на должность прокурора Улётовского района.

Распоряжением р от ДД.ММ.ГГГГФИО1, прокурору Улётовского района было по договору найма предоставлено служебное жилое помещение, находящееся в федеральной собственности, оперативном управлении прокуратуры края, общей площадью 70 кв.м. по адресу: адрес Улётовский район с. Улёты адрес (л.д.11).

По сведениям, имеющимся в ЕГРН жилое помещение по адресу: адрес Улётовский район с. Улёты адрес находится в собственности РФ с ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления с ДД.ММ.ГГГГ находится у прокуратуры Забайкальского края.

Согласно условиям договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между прокуратурой Забайкальского края и ФИО1, последней и членам ее семьи за плату, во владение и пользование было передано жилое помещение, расположенное по адресу: с. Улёты адрес. (л.д.12-14).

Согласно п. 1.2 договора жилое помещение было предоставлено в связи с прохождением службы в должности прокурора Улётовского района, согласно п. 1.5 договор заключен на время прохождения ФИО1 службы в должности прокурора Улётовского района. Пунктом 1.4 договора установлено, что совместно с нанимателем в жилое помещение вселяется член ее семьи – сын ФИО6

В силу п. 4.4.4 договора он прекращает свое действие в связи с окончанием срока службы, а в соответствии с п.4.5, в случае прекращения или расторжения договора наниматель и члены его семьи должны освободить жилое помещение, а в случае отказа это сделать граждане подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных ЖК РФ.

ДД.ММ.ГГГГ договор найма служебного жилого помещения по вышеназванному адресу между прокуратурой Забайкальского края и ФИО1 был перезаключен на аналогичных условиях (л.д.15-17).

Согласно выписке из похозяйственной книги, в жилом помещении по адресу: с. Улёты адресДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирована ФИО1, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также был зарегистрирован ФИО6 (л.д.18).

В соответствии с уведомлениями об отсутствии с ЕГРН запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах ФИО1 на объекты недвижимости отсутствуют.

Вместе с тем, в соответствии с выпиской из реестра объектов технического учета о правах отдельного лица на имеющиеся у него в собственности объекты жилого назначения от ДД.ММ.ГГГГ, в собственности у ФИО1 на территории Забайкальского края на основании договора на передачу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированного в БТИ ДД.ММ.ГГГГ находится квартира по адресу: пгт. Забайкальск адрес (л.д.21).

В указанную квартиру ФИО14 (Коротких) Е.В., заместитель прокурора, и члены ее семьи, были вселены на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании решения Забайкальского районного суда Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ФИО4, ФИО5 к ФИО1, ФИО6, ФИО12 были удовлетворены, за ФИО4, ФИО5 было признано право собственности на ? доли каждой в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: пгт. Забайкальск адрес силу приобретательной давности (л.д.24-25). Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

На основании указанного выше решения право собственности на ? доли в общей долевой собственности на жилое помещение по адресу: пгт. Забайкальск адрес было зарегистрировано за ФИО5 и ФИО4 21 августа и ДД.ММ.ГГГГ соответственно (л.д.22-23).

В соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии прокуратуры Забайкальского края, проведенного ДД.ММ.ГГГГ, был рассмотрен вопрос о передаче в собственность ФИО1 жилого помещения с земельным участком. В ходе заседания было установлено, что ФИО1 представила в жилищную комиссию рапорт с просьбой передать ей в собственность жилой дом по адресу: с. Улёты, адрес. Комиссия пришла к выводу, что вопрос о предоставлении в собственность жилого помещения в настоящее время разрешен быть не может. Также ФИО1 в жилищную комиссию не были представлены документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении в местах, не связанных с местом несения службы. В итоге разрешения вопроса было принято решение о необходимости направить ФИО1 письмо с разъяснением условий получения в собственность жилого помещения (л.д.29-31).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 было направлено письмо с указанием о необходимости предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию прокуратуры края необходимые документы. Для сведения направлены приказы Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, письмо заместителя Генерального прокурора РФ от 2-ДД.ММ.ГГГГ/Ип14760-18, приказ прокурора Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.32).

ДД.ММ.ГГГГФИО1 была снята с учета нуждающихся в служебных жилых помещениях в связи с увольнением из органов прокуратуры Забайкальского края (л.д.34), выписка из протокола была направлена в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание жилищной комиссии прокуратуры Забайкальского края, в ходе которого было рассмотрено заявление и документы для признания пенсионера прокуратуры ФИО1 нуждающейся в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и внесение на рассмотрение прокурору края предложений о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры материалов по ней. В ходе заседания было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ от ФИО1 поступило заявление о признании ее нуждающейся в жилых помещениях в целях получения единовременной выплаты и принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, передаче занимаемого служебного жилого помещения в собственность. Рассмотрев заявление ФИО1 и представленные документы, комиссия решила, что оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях не имеется, поскольку документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении в местах, не связанных с местом несения службы, не представлены. Кроме того, было решено не вносить прокурору края предложений о согласовании направления заявления и документов ФИО1 в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ (л.д.36). ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 была направлена выписка из протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.35), которое было вручено ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (л.д.37).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО1 направлено уведомление, в котором последней было предложено в добровольном порядке освободить занимаемое служебное жилое помещение по адресу: с. Улёты адрес течение 30 дней (л.д.47).

ДД.ММ.ГГГГ в жилищную комиссию прокуратуры Забайкальского края от ФИО1 поступило заявление о возврате ей документов, направленных ею в адрес жилищной комиссии в мае 2020 года для решения вопроса обеспечения жилым помещением (л.д.40). Запрашиваемые документы были возвращены ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38,39).

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ у ФИО1 объектов недвижимости не имеется, что подтверждается уведомлением об отсутствии сведений в ЕГРН №КУВИ-002/2021-51601585.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к Генеральному прокурору РФ с просьбой признать ее нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принять на учет нуждающихся в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ». В заявлении ФИО1 указала, что по прежним местам службы выплата ей не предоставлялась, служебные жилые помещения в собственность не передавались, жилых помещений на территории РФ она не имеет, жилые помещения по договору социального найма не занимает.

ДД.ММ.ГГГГ жилищной комиссией прокуратуры Забайкальского края повторно было рассмотрено заявление и документы для признания пенсионера прокуратуры ФИО1 нуждающейся в целях предоставления единовременной социальной выплаты, принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях и внесение на рассмотрение прокурору края предложений о согласовании и направлении в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры материалов по ней. Рассмотрев заявление ФИО1 и представленные документы, комиссия решила, что оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях не имеется, поскольку документы, подтверждающие нуждаемость в жилом помещении в местах, не связанных с местом несения службы, не представлены. Кроме того, было решено не вносить прокурору края предложений о согласовании направления заявления и документов ФИО1 в жилищную комиссию Генеральной прокуратуры РФ (л.д.41-43). Выписка из протокола заседания направлена в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ (л.д.44), и не получено адресатом в связи с истечением срока хранения (л.д.45).

ДД.ММ.ГГГГ на подпись ФИО1 были переданы акт приема-передачи служебного жилого помещения, соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения на квартиру, расположенную по адресу: с. Улёты, адрес. Экземпляры указанных документов ФИО1 были получены ДД.ММ.ГГГГ, однако, от подписи данных документов последняя отказалась (л.д.48,49).

В 2022 году ФИО1 неоднократно обращалась в Генеральную прокуратуру РФ с заявлениями по жилищному вопросу, после рассмотрения которых ей были даны ответы с разъяснением порядка обеспечения прокуроров жилыми помещениями, порядка признания прокуроров нуждающимися в жилых помещениях, которые предусмотрены ФЗ «О прокуратуре РФ», приказом Генерального прокурора РФ от ДД.ММ.ГГГГ, Положением о предоставлении прокурорам единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность). Генеральной прокуратурой было указано, что поскольку имеется факт совершения ФИО1 действий, повлекших ухудшение жилищных условий, а именно, прекращение права собственности на жилое помещение по адресу: пгт. Забайкальск адрес, то в соответствии с подп. «д» п.14 ст. 44.1 Закона она не может быть признана нуждающейся в жилых помещениях.

Согласно ст. 35 ЖК РФ в случае прекращения у гражданина права пользования жилым помещением по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами, договором, или на основании решения суда данный гражданин обязан освободить соответствующее жилое помещение (прекратить пользоваться им). Если данный гражданин в срок, установленный собственником соответствующего жилого помещения, не освобождает указанное жилое помещение, он подлежит выселению по требованию собственника на основании решения суда.

В соответствии со ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Согласно ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения.

В силу со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.

В соответствии с ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы являются основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.

Согласно ч. 1 ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 данного Кодекса.

В силу ч.2 ст. 103 ЖК РФ не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях: 2) пенсионеры по старости.

Пунктом 42 постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в п. 1 - 4 ч. 2 ст. 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

По смыслу приведенных выше норм права, прекращение трудовых отношений с работодателем, предоставившим жилое помещение, служит лишь основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, но не влечет за собой автоматическое прекращение договора в момент увольнения сотрудника. Договор найма служебного жилого помещения сохраняет свое действие вплоть до добровольного освобождения нанимателем этого помещения. При отказе от добровольного освобождения служебного жилого помещения гражданин подлежит выселению в судебном порядке с прекращением прав и обязанностей в отношении занимаемого жилья.

Из материалов дела следует, что ФИО1, хотя и является пенсионером по старости, на жилищном учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях не состоит, и не состояла, по данному вопросу в жилищную комиссию в период прохождения службы не обращалась, в период прохождения службы состояла на учете нуждающихся лишь в служебных жилых помещениях, что подтверждается Протоколами заседаний жилищной комиссии прокуратуры Забайкальского края, следовательно, нормы ч. 2 ст. 103 ЖК РФ о невозможности ее выселения без предоставления иного жилого помещения на нее не распространяются.

Проживание ответчика в спорном жилом помещении носило временный характер, на период нахождения ответчика ФИО1 в трудовых отношениях с органами прокуратуры РФ. Поскольку ФИО1 была уволена со службы, но не сдала служебное помещение в установленном порядке, требование собственника жилого помещения не исполнила, право пользования данным жилым помещением у нее было утрачено, что свидетельствует о том, что ответчик незаконно занимает спорное жилое помещение, так как не является работником прокуратуры, тем самым нарушает установленные и гарантированные ст.ст., 8, 25, 35 и 40 Конституции Российской Федерации права Российской Федерации как собственника данного жилого помещения.

Таким образом, разрешая спор, исследовав совокупность всех представленных сторонами доказательств и, руководствуясь названными выше положениями закона, подлежащего применению к возникшим правоотношениям сторон, суд считает, что ответчик не относится к категории лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления иных жилых помещений, в связи с чем суд приходит выводу о том, что правовых оснований для сохранения права пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: с. Улёты адрес, за ФИО1 не имеется, и ответчик подлежит выселению из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.

Приходя к выводу о необходимости отказать ответчику ФИО1 в удовлетворении встречного искового заявления, суд исходит из нижеследующего.

Из материалов дела следует, что по результатам рассмотрения заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, назначенной на должность прокурора Улётовского района, о предоставлении жилого помещения в с. Улёты в связи с назначением на должность, жилищной комиссией прокуратуры Забайкальского края принято решение о предоставлении ФИО1 спорного жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения.

ДД.ММ.ГГГГФИО1 освобождена от занимаемой должности прокурора Улётовского района в связи с выходом в отставку на пенсию.

Начиная с августа 2018 года ФИО1 неоднократно обращалась в жилищную комиссию с заявлениями о решении вопроса о передаче ей в собственность спорного жилого помещения, о признании ее нуждающейся в целях предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений и принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях, однако, данные заявления жилищной комиссией удовлетворены не были, поскольку ФИО1 не были представлены в полном объеме необходимые документы, и нарушены условия постановки на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, что подтверждается соответствующими выписками из протоколов заседаний жилищной комиссии, данные решение жилищной комиссии ФИО1 не оспаривались в установленном законом порядке. Однако, ФИО1 неоднократно разъяснялся порядок признания ее нуждающейся в жилых помещениях.

В связи с внесением Федеральным законом № 145-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» изменений в пункт 4 статьи 44 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» приказом Генерального прокурора Российской Федерации от дата было утверждено Временное положение о предоставлении прокурорам жилых помещений, которым определялся порядок предоставления прокурорам служебных жилых помещений и жилых помещений в собственность, которое имело юридическую силу на момент увольнения ФИО1 из органов прокуратуры.

Согласно Временному положению передача в собственность прокурора жилого помещения осуществлялась по решению Генерального прокурора Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных прокуратурой Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с Временным положением прокурор, прослуживший в органах и организациях прокуратуры не менее 10 лет в календарном исчислении, один раз за весь период службы был вправе безвозмездно получить жилое помещение в собственность при условии нуждаемости в жилом помещении.

Кроме того, при наличии названного условия право на получение в собственность жилого помещения сохранялось за отдельными категориями граждан, в том числе за лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, проживавшими на дату увольнения в жилых помещениях, предоставленных им прокуратурой Российской Федерации из состава жилых помещений, приобретенных за счет средств федерального бюджета.

Для установления нуждаемости прокуроров (граждан) в жилых помещениях в целях предоставления им жилых помещений в собственность, согласно абзацу первому пункта 6 Временного положения уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения определялся с учетом всех жилых помещений, занимаемых прокурором (гражданином) и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, независимо от места расположения этих жилых помещений и оснований их приобретения (получение в порядке наследования, дарения, путем купли-продажи и пр.).

Из материалов дела следует, что в жилищную комиссию поступало заявление ФИО1 о рассмотрении вопроса о передаче ей в собственность занимаемого спорного жилого помещения, постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях.

На заседании жилищной комиссии было установлено, что оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях и предоставлении единовременной социальной выплаты и принятия на учет нуждающихся не имеется, принято решение не выходить с предложением к Генеральному прокурору Российской Федерации о передаче ФИО1 занимаемого ей служебного жилого помещения в собственность, так как представленные документы и сведения, полученные по результатам проведенной комиссией проверки, не подтверждали нуждаемость в жилом помещении в местах, не связанных с местом несения службы, поскольку она являлась собственником квартиры, расположенной по адресу: пгт. Забайкальск адрес площадью 49,3 кв.м, а решением Забайкальского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на это жилое помещение в силу приобретательской давности признано за ФИО4, ФИО5ФИО1 фактически отказалась от права собственности на это жилое помещение, передав его третьим лицам, тем самым ухудшила свои жилищные условия.

Согласно пп. 3 п. 2.7 Положения основаниями для отказа в принятии прокурорских работников на учёт нуждающихся в служебных жилых помещениях является совершение прокурорским работником и (или) членами его семьи намеренных действий по ухудшению жилищных условий в течение пяти предшествующих лет, а с учётом наличия в собственности ФИО1 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения, отвечающего требованиям по норме площади для семьи из 2 человек, жилищной комиссией прокуратуры Забайкальского края законно принято решение об отсутствии оснований для признания ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях в целях предоставления единовременной социальной выплаты и принятия на учёт нуждающихся в жилых помещениях.

Федеральным законом № 492-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» отменен пункт 4 статьи 44 и введена статья 44.1, которой регламентированы вопросы жилищного обеспечения прокуроров, а также лиц, указанных в пункте 17 названной статьи, в том числе лиц, уволенных из органов прокуратуры с правом на пенсию, лишь в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным введенной статьей.

С учетом норм статьи 44.1 Закона требовалось издание нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и связанных с ними ведомственных организационно-распорядительных документов.

В соответствии с пунктом 25 статьи 44.1 Закона издан приказ Генерального прокурора Российской Федерации от дата «О порядке обеспечения прокуроров жилыми помещениями», которым утверждено Положение о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), и отменено Временное положение.

Также приказом Генерального прокурора Российской Федерации утверждено Положение о жилищной комиссии Генеральной прокуратуры Российской Федерации», регламентирующее помимо прочего компетенцию и функции жилищной комиссии.

После издания всех необходимых актов на заседании жилищной комиссии ДД.ММ.ГГГГ было рассмотрено обращение ФИО1 с учетом норм статьи 44.1 Закона и Положения о предоставлении прокурорам и лицам, указанным в пункте 17 статьи 44.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилых помещений (жилого помещения в собственность), утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации .

В соответствии с пунктом 17 статья 44.1 Закона право на предоставление по решению Генерального прокурора Российской Федерации жилого помещения в собственность сохраняется за нуждающимися в жилых помещениях лицами, уволенными из органов прокуратуры с правом на пенсию, в случае признания их нуждающимися в жилых помещениях в период прохождения службы по основаниям, предусмотренным данной статьей.

Из материалов дела следует и установлено судом, что ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях в период прохождения службы в органах прокуратуры не признавалась, поскольку в период прохождения службы ей принадлежала на праве собственности квартира, расположенная по адресу: пгт. Забайкальск, адрес.

После установления всех указанных обстоятельств, в адрес ФИО1 было направлено уведомление, в котором ей в течение 30 дней было предложено в добровольном порядке освободить спорное жилое помещение, акт приема-передачи жилого помещения и соглашение о расторжении договора найма служебного жилого помещения были получены лично ФИО1, однако, добровольно освободить спорное жилое помещение ФИО1 отказалась, продолжает без законных на то оснований проживать в служебном жилом помещении.

При таких обстоятельствах во встречном исковом заявлении ФИО1 отсутствует правовое обоснование для признания за ней права собственности на спорное жилое помещение. Доводы самого заявления сводятся к несогласию с решениями жилищной комиссии прокуратуры края, которые в свою очередь в установленный ст.219 КАС РФ срок, решения комиссии ФИО1 не оспорены.

На основании изложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения встречного искового заявления ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокуратуры Забайкальского края удовлетворить.

Признать ФИО1 утратившей право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: адрес, Улётовский район, с. Улёты, адрес, и выселить ее из жилого помещения, расположенного по адресу: адрес, Улётовский район, с. Улёты, адрес.

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к прокуратуре Забайкальского края о признании права собственности на жилое помещение отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Улётовский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Н.В. Глазырина

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ