ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-292/2024 от 29.02.2024 Баймакского районного суда (Республика Башкортостан)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2-292/2024

г. Баймак 29 февраля 2024 года

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Янтилиной Л. М.,

при секретаре Бердигуловой Д. В., с участием прокурора Ахметова А.И., рассмотрев исковое заявление Прокурора Баймакского района в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц к <адрес> о возложении обязанности получить лицензию на дополнительное образование

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Баймакского района обратился в суд с иском в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц к <адрес> о возложении обязанности получить лицензию на дополнительное образование, указав, что <адрес> во исполнение приказов Генерального прокурора РФ от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», указания прокурора Республики Башкортостан от 08.02.2022 № 14/21 р «Об организации исполнения в прокуратуре Республики Башкортостан приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 13.12.2021 № 744 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, соблюдением их прав и законных интересов», указания прокурора республики от 09.04.2019 № 77/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов», а также по поручению прокуратуры республики и поступившему отчету Контрольно-счетной палаты Республики Башкортостан, составленном по результатам экспертно-аналитического мероприятия «Мониторинг и анализ формирования и использования системы целевых показателей исходя из приоритетов социально-экономического развития Республики Башкортостан при разработке и реализации регионального проекта Республики Башкортостан «Современная школа» в части создания и обеспечения функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах» проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере образования.

Разделом 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16, в 2019-2024 гг. в рамках федерального проекта планируется реализовать комплекс мероприятий, направленный на создание нормативно-правовых, финансово-экономических, организационно-управленческих, информационно-аналитических, кадровых и научных условий для реализации потенциала граждан Российской Федерации в социально-экономической сфере, внедрения технологии «социального лифта» и проведения профессиональных конкурсов по следующим направлениям, развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации, реализации творческого потенциала, трудоустройстве и предпринимательской деятельности.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

В соответствии с ч.1 ст. 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан.

Статья 4 Федерального закона от 24.07.1999 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Так, Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные цели по ключевым направлениям развития страны, в том числе в сфере образования через национальный проект «Образование».

Так, «Точка Роста» - это федеральная сеть центров образования цифрового, естественнонаучного, технического и гуманитарного профилей, организованная в рамках проекта «Современная школа» национального проекта «Образование»

Указанная программа направлена на создание (обновление) материально-технической базы общеобразовательных организаций, формирование у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей.

Паспорт регионального проекта «Современная школа» утвержден распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 12.12.2018 № 1265-р. Согласно плану мероприятий регионального проекта предусмотрено создание центров образования цифрового и гуманитарного профилей, способствующих формированию современных компетенций и навыков у детей, в том числе по предметным областям «Технология», «Математика и Информатика», «Основы безопасности жизнедеятельности», другим предметным областям, курсам внеурочной деятельности и дополнительным общеобразовательным программам (далее - Центры «Точка роста», Центры) в Республике Башкортостан.

Субсидии из федерального бюджета предоставлены бюджету Республики Башкортостан на софинансирование расходных обязательств, возникших при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов мероприятий, одними из которых являлись в 2019 году - «Обновление материально-технической базы для формирования у обучающихся современных технологических и гуманитарных навыков»; 2020 году - «Создание (обновление) материально-технической базы для реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ цифрового и гуманитарного профилей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах»; в 2021-2022 годах - «Создание и обеспечение функционирования центров образования естественно-научной и технологической направленностей в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах» в соответствии с лимитами бюджетных обязательств.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В пунктах 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относят материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Пункты 17, 18, 19 ст. 2 названного Федерального закона устанавливают содержание понятий: образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

В силу ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Вместе с тем <адрес> реализуется дополнительное образование в рамках программы «Точка Роста» в отсутствии лицензии на дополнительное образование.

Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы в связи с тем, что подрывают как конституционные принципа обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в том числе несовершеннолетних.

В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор просит обязать муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> (ИНН , ОГРН ) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на дополнительное образование в рамках федеральной программы «Точка Роста» по адресу: <адрес>

Прокурор Ахметов А.И. исковые требования поддерживает полностью.

Ответчик директора <адрес> на судебном заседание представила заявление, где указывает, что исковые требования признает просит предоставить срок 6 месяцев для получения лицензии на дополнительное образование.

Признание ответчиком исковых требований не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, в связи с этим суд определил принять признание иска ответчика.

В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом исковых требований. В соответствии с абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание его судом.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

В пунктах 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № 273-ФЗ) указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относят материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

Пункты 17, 18, 19 ст. 2 названного Федерального закона устанавливают содержание понятий: образовательная деятельность - деятельность по реализации образовательных программ; образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана; организация, осуществляющая обучение, - юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности.

В силу ст. 91 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит образовательная деятельность.

Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении искового заявления по следующим основаниям.

В соответствии с частью 3 статьи 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом исковых требований. В соответствии с абз.2 ч.4 ст.198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание его судом.

Учитывая, что ответчик директор <адрес> признал исковые требования суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Баймакского района в защиту интересов государства и общества, неопределенного круга лиц к <адрес> о возложении обязанности получить лицензию на дополнительное образование удовлетворить.

Обязать муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная школа <адрес> (ИНН , ОГРН ) в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу получить лицензию на дополнительное образование в рамках федеральной программы «Точка Роста» по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: Янтилина Л.М.

Копия верна. Судья: Янтилина Л.М.