ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2930/20 от 21.08.2020 Уссурийского районного суда (Приморский край)

25RS0029-01-2020-004899-85

Дело № 2-2930/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 августа 2020г. Уссурийский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Степановой Е.А. при секретаре Петренко М.С. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства труда и социальной политики Приморского края к ФИО1 о взыскании неправомерно полученной субсидии

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с названным иском, указав следующее.

ФИО1ДД.ММ.ГГ г.р., являлась получателем мер социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, детского пособия одинокой матери. Субсидия на оплату жилищно - коммунальных услуг назначается и выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее -Правила). В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 № 217-КЗ «О защите прав ребенка в Приморском крае» предусмотрено также ежемесячное пособие на ребёнка для семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Приморском крае. Ежемесячное пособие на ребенка назначалось и выплачивалось в соответствии с постановлением губернатора Приморского края от 28.01.2005 № 17-пг, с июля 2016г. назначается и выплачивается в соответствии Порядком, утвержденным постановлением губернатора Приморского края от 02.06.2016 № 32-пг «О Порядке назначения и выплаты пособия на ребенка» (далее - Порядок 32 - пг).

В соответствии с пунктом 6.2., 6.4 Порядка 32 - пг пособие на детей назначается и выплачивается с месяца, в котором подано заявление и прилагаемые документы. Для подтверждения права на дальнейшее получение пособие на детей получатели пособия обязаны ежегодно представлять в территориальный отдел заявление и прилагаемые к нему документы.

Ответчику предоставлялась субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также детское пособие одинокой матери с 2008г.

Заявления с приобщенными к ним документами и копиями документов формируются в социальные паспорта домохозяйства, которым присваивается номер и регистрируется в программном комплексе - «Адресная социальная помощь» (далее - АСП). В настоящее время упразднены социальные паспорта домохозяйства на бумажных носителях. Вся работа по назначению мер социальной поддержки ведется с помощью электронного документооборота в программе АСП.

В связи с тем, что второй том социального паспорта домохозяйства ФИО1XXXX, не сохранился, истец, в качестве доказательства обращения ответчицы за предоставлением ей субсидии представляет скриншоты заявлений на субсидию и детское пособие персональной карточки учета ответчицы в программном комплексе АСП, из которого можно проследить регистрацию заявлений ответчика, периоды и суммы назначения ей субсидии и детского пособия.

Выплаты ответчику производились на лицевой счет в Банке Приморье, ПАО XXXX России.

В соответствии с п. 41 Правил, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидия на ЖКУ) предоставляется сроком на 6 месяцев, причем учитываются доходы заявителя за предыдущие 6 месяцев, и исходя из представленных документов производится расчет на следующий период - 6 месяцев, то есть - авансом.

Каждые полгода заявитель обращается в территориальный отдел для оформления нового периода субсидии с предоставлением очередного пакета документов, на основании представленных документов производится назначение субсидии на ЖКУ на новый период и производится перерасчет по уже произведенной выплате в соответствии с п.27 Правил.

В соответствии с пунктом 6.2, 6.4 Порядка № 32 -пг пособие на детей назначается и выплачивается с месяца, в котором подано заявление и прилагаемые документы. Для подтверждения права на дальнейшее получение пособия на детей получатели пособия обязаны ежегодно представлять в территориальный отдел заявление и прилагаемые к нему документы.

Согласно пункту 5.3 Порядка № 32 -пг в доход семьи, учитываемый при исчислении среднедушевого дохода, включаются все виды оплаты труда денежного вознаграждения, содержания и дополнительного вознаграждения по всем местам работы.

С ДД.ММ.ГГ г. ответчик предоставляла, в числе прочих документов, справку о размере заработной платы от работодателя «Русская деревня солнца под Харбином».

В силу пункта 14 Правил, пункта 4.1 Порядка № 32-пг ответчик несет ответственность за достоверность представленных сведений и документов.

Территориальный отдел, в свою очередь, в соответствии с пп. 8(1), 11 части II Правил, как уполномоченный орган вправе проверять подлинность представленных заявителем документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений путем направления официальных запросов в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, органы, осуществляющие государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей, налоговые и таможенные органы, органы и учреждения федеральной государственной службы занятости населения, организации связи, другие органы и организации.

Проверка может осуществляться путем межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного информационного взаимодействия.

Подлежат проверке документы (сведения), необходимые для принятия решения о предоставлении субсидии, а именно: документы, влияющие на расчет совокупного дохода семьи.

В соответствии с п. 34 Правил совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина в целях предоставления субсидии исчисляется по правилам, установленным в абзаце втором статьи 5 и статьях 6 - 12 Федерального закона «О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи», с учетом видов доходов, указанных в пункте 1 перечня видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 августа 2003 г. N 512 (далее - постановление № 512).

В соответствий с постановлением № 512 при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи учитываются все виды доходов, полученные каждым членом семьи в денежной и натуральной форме, в том числе все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, учитываемые при расчете среднего заработка в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 № 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы (среднего заработка) для всех случаев определения её размера предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГ для проверки сведений в заявлениях ответчика от ДД.ММ.ГГ истцом был произведен запрос через СМЭВ - систему межведомственного электронного взаимодействия в межрайонную ФНС России XXXX по Приморскому краю в г. Уссурийске.

ДД.ММ.ГГ в территориальный отдел поступил ответ XXXX от ДД.ММ.ГГ, из которого следовало, что в отношении ФИО1 представить информацию о размере полученных доходов не представляется возможным, так как сведения о доходах по форме 2- НДФЛ за ДД.ММ.ГГ. не поступали, а также то, что за ДД.ММ.ГГ г. сведения поступят после ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ истцом вновь был произведен запрос в ФНС XXXX о размере полученных доходов ФИО1 с ДД.ММ.ГГ года.

ДД.ММ.ГГ в территориальный отдел поступил ответ XXXX от ДД.ММ.ГГ, из которого следовало, что за ДД.ММ.ГГ г. перечисление НДФЛ производила Общественная организация народный коллектив ансамбля спортивного бального танца «XXXX» на общую сумму 5 500 рублей, за ДД.ММ.ГГ гг. сведения по форме 2 - НДФЛ отсутствуют.

В соответствии с п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии в т.ч.:

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии.

В силу пункта. 6.13. Порядка № 32 - пг излишне выплаченные суммы вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты, влияющих на право получения пособия на ребенка, возмещаются получателем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 61 Правил возврат средств в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Истцом было принято решение о прекращении выплат протоколами переплаты от 30.01.2018 № 58 на сумму 174 807, 91 рублей за период с 01.10.2011 по 30.09.2017 (субсидия) и № 59 на сумму 59 841,62 рублей (детское пособие) были зафиксированы суммы необоснованно полученных выплат. Ответчику было направлены уведомления о переплате и квитанции.

Ответчик оспаривала действия истца в Уссурийском районном суде, её иск и апелляционная жалоба удовлетворены не были.

До настоящего времени ответчиком требование о возврате необоснованно полученных сумм субсидии на жилищно- коммунальных услуг и сумм пособия на ребенка не исполнено.

Просят взыскать с ответчика в свою пользу неправомерно полученную субсидию на оплату ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 174 807, 91 рублей, сумму неправомерно полученного детского пособия за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 59 841, 62 рублей.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 на иске настаивала, пояснила, что сведения представленные ответчиком в Министерство недостоверные. Истец исчисляет срок исковой давности с ДД.ММ.ГГ.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 против требований возражала, пояснила, что о нарушенном праве истец узнал в ДД.ММ.ГГ., с настоящим иском обратился ДД.ММ.ГГ. Выплата пособия на ребенка за июнь 2017г. была зачислена ДД.ММ.ГГ, т.е. за пределами срока исковой давности, выплата субсидии на оплату ЖКУ за ДД.ММ.ГГ. была зачислена ДД.ММ.ГГ, т.е. в пределах срока исковой давности. Полагала, что взысканию может подлежать выплата пособия на ребенка за период с ДД.ММ.ГГ. в размере 3 895,64 рублей, субсидии на оплату ЖКУ с ДД.ММ.ГГ. по ДД.ММ.ГГ в размере 11 530,34 руб. Полученные субсидии являются правомерно полученными. Просила применить срок исковой давности, отказать в иске в полном объеме.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает следующее.

Субсидия на оплату жилищно - коммунальных услуг назначается и выплачивается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» (далее - Правила).

В соответствии с Законом Приморского края от 29.12.2004 № 217-КЗ «О защите прав ребенка в Приморском крае» предусмотрено также ежемесячное пособие на ребёнка для семей со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума установленного в Приморском крае.

Ежемесячное пособие на ребенка назначалось и выплачивалось в соответствии с Постановлением губернатора Приморского края от 28.01.2005 № 17-пг, с июля 2016 года назначается и выплачивается в соответствии Порядком, утвержденным Постановлением губернатора Приморского края от 02.06.2016 № 32-пг «О Порядке назначения и выплаты пособия на ребенка» (далее - Порядок 32 - пг).

В соответствии с п. 60 Правил предоставление субсидии прекращается по решению уполномоченного органа при условии в т.ч.:

в) представления заявителем (получателем субсидии) и (или) членами его семьи заведомо недостоверной информации, имеющей существенное значение для предоставления субсидии.

В силу пункта. 6.13. Порядка № 32 - пг излишне выплаченные суммы вследствие представления документов с заведомо недостоверными сведениями, сокрытия сведений, влияющих на право получения ежемесячной денежной выплаты, влияющих на право получения пособия на ребенка, возмещаются получателем добровольно, а в случае спора взыскиваются в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 61 Правил возврат средств в бюджет, из которого была необоснованно получена субсидия, производится получателем субсидии добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата - по иску уполномоченного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Уссурийского районного суда Приморского края от ДД.ММ.ГГXXXX по иску ФИО1 к отделу по Уссурийскому городскому округу Департамента труда и социального развития ПК о признании права на получение ежемесячного детского пособия, субсидии на жилищно-коммунальные услуги, признании решений незаконными, вступившим в законную силу, в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.

При рассмотрении данного дела суд установил, ФИО1 представила неполные сведения о своих доходах, что является основанием для отказа в предоставлении субсидии, назначении пособия на ребенка, суд пришел к выводу о законности решения отдела об отказе в назначении субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, изложенного в распоряжении об отказе в назначении субсидии, уведомлении о переплате от ДД.ММ.ГГXXXX, о законности решения отдела об отказе в назначении пособия на ребенка, изложенного в уведомлении XXXX от ДД.ММ.ГГ. Принятое отделом решение о переплате полученных истцом денежных средств в виде субсидии на ЖКХ в размере 174 807, 91 рублей за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (уведомление от ДД.ММ.ГГXXXX), пособия на ребенка в размере 59 841,62 рублей за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (уведомление от ДД.ММ.ГГXXXX) и возврате необоснованно полученных денежных средств субсидии на счет, суд посчитал правомерным.

В соответствии с положениями части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

С учетом изложенного, требования истца обоснованны.

Общий срок исковой давности составляет три года. По общему правилу он начинается со дня, который определяется ст. 200 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) (п. 1 ст. 196 ГК РФ).

По общему правилу срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого этот срок установлен (п. 2 ст. 196 ГК РФ).

По обязательствам, у которых срок исполнения не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня возникновения обязательства (п. 2 ст. 200 ГК РФ).

Срок давности по требованиям истца начинает течь с момента выставления ответчику требования о переплате субсидии ЖКХ в размере 174 807, 91 рублей (уведомление от ДД.ММ.ГГXXXX), о переплате пособия на ребенка в размере 59 841,62 рублей за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (уведомление от ДД.ММ.ГГXXXX), и возврате необоснованно полученных субсидий в бюджет - ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, срок для защиты права истца, установленный пунктом 1 статьи 196 ГК РФ, в данном случае истцом не пропущен, требования истца подлежат удовлетворению.

В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчика взыскивается госпошлина в доход бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 197, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с ФИО1 в пользу Министерства труда и социальной политики Приморского края неправомерно полученную субсидию на оплату ЖКУ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 174 807, 91 рублей, сумму неправомерно полученного детского пособия за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в сумме 59 841, 62 рублей, всего ко взысканию 234 649, 53 рублей.

Взыскать с ФИО1 госпошлину в доход местного бюджета 5 546 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Приморский краевой суд через Уссурийский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Е.А. Степанова

Мотивированное решение изготовлено 28.08.2020