ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2930/2021 от 14.09.2021 Лазаревского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

Дело номер

УИД: 23RS0номер-30

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 14 сентября 2021 года

Лазаревский районный суд <адрес> края в составе:

Председательствующего судьи Радченко Д.В.,

при секретаре ФИО4,

с участием:

представителя истца ФИО6,

действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГномер.02-45/4,

ответчика ФИО2,

представителя ответчика ФИО5,

действующей на основании доверенности <адрес>6 от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению администрации <адрес> к ФИО2 об устранении нарушений земельного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Представитель администрации <адрес> обратился в суд с иском к ФИО2 об устранении нарушений земельного законодательства, в котором просит признать незаконным использование земельного участка площадью 705 кв. м. с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>; обязать Ответчика в месячный срок с момента вступления решения в законную силу оформить в установленном порядке изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>, в соответствии с фактическим использованием.

В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>. Изучением документов установлено, что земельный участок площадью относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство и принадлежит на праве собственности ФИО2 В ходе визуального осмотра с использованием сведений Публичной кадастровой карты (публикуемой на официальном сайте Росреестра) установлено, что в предполагаемых границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 расположен объект коммерческой деятельности: парикмахерский салон «STYLIST». Таким образом земельный участок используется не в соответствии с разрешенным видом использования путем размещения объекта коммерческой деятельности. Указанными действиями ответчиком грубо нарушены права и интересы муниципального образования город-курорт Сочи.

Представитель истца администрации <адрес> по доверенности ФИО6 в судебном заседании в решении спора полагалась на усмотрение суда.

Ответчик ФИО2 и ее представитель по доверенности ФИО5 в судебном заседании требования иска не признали, просили в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном возражении.

Представитель заинтересованного лица управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. О причинах неявки суду не сообщил.

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 48, 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело по существу требований при данной явке.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования администрации <адрес> к ФИО2 об устранении нарушений земельного законодательства удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (ч. 1 ст. 9; ч. 3 ст. 17; ч. 2 ст. 35; ч. ч. 1, 2 ст. 36). Корреспондирующие этим конституционным положениям нормы о праве каждого физического и юридического лица на уважение своей собственности и о запрете произвольно лишать имущества содержатся в статье 17 Всеобщей декларации прав человека и статье 1 Протокола номер к Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Земельный кодекс РФ (пп. 8 п. 1 ст. 1) закрепляет в качестве одного из основных принципов земельного законодательства принцип деления земель по целевому назначению на категории. Будучи неотъемлемым элементом правового регулирования земельных отношений, этот принцип призван обеспечить эффективное использование и одновременно охрану земли, каковым целям служат также положения ЗК Ф (п. 2 ст. 7 и абз. второй ст. 42) и ГК РФ (п. 2 ст. 260), возлагающие на собственников земельных участков, включая участки, отнесенные к категории земель населенных пунктов, обязанность использовать их в соответствии с разрешенным видом использования и установленным для них целевым назначением (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномер-П, от ДД.ММ.ГГГГномер-П, от ДД.ММ.ГГГГномер-П).

Из приведенных положений вытекает обязанность законодателя соблюдать при регулировании земельных отношений баланс частных и публичных интересов, обусловленный конституционной ценностью земли как особого природного объекта и важнейшего компонента окружающей среды, и, отдавая себе отчет в том, что требование использования земельных участков по их целевому назначению неизбежно сопряжено с сопутствующим вмешательством в свободу владения, пользования и распоряжения имуществом, не допускать отступления, в том числе при установлении административной ответственности за нарушение данного требования, от конституционных норм, определяющих основания, цели и пределы допустимого ограничения прав и свобод граждан в России как правовом государстве.

Согласно установленному Земельным кодексом РФ принципу деления земель по целевому назначению на категории правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства (пп. 8 п. 1 ст. 1). Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (ст. 42).

Статья 7 названного Кодекса закрепляет, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса (пункт 1); при этом правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2).

Регулирование отношений по использованию земельных участков, расположенных в границах населенных пунктов, тесно связано с решениями, принимаемыми органами публичной власти в градостроительной сфере и призванными обеспечить комфортную окружающую среду в населенных пунктах, благоприятные условия жизни, транспортную доступность и удобство расположения образовательных, медицинских учреждений, организаций торговли, культуры, физкультурно-спортивных и других организаций (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномер-О).

Согласно ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ (далее ГрК РФ), изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Согласно ч. 4 ст. 37 ГрК РФ, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования.

Основной и вспомогательный вид разрешенного использования правообладатель может самостоятельно выбрать из установленных градостроительным зонированием (п. 2 ст. 7 ЗК РФ, ч. 2, 4 ст. 37 ГрК РФ).

Решение об изменении вида разрешенного использования земельного участка, как на основной, так и на условно разрешенный принимается собственником, к которому пользователю земельного участка необходимо обратиться с соответствующим заявлением.

В том случае, если собственником земельного участка является муниципальное образование город-курорт Сочи - порядок изменения видов разрешенного использования земельного участка установлен соответствующими административными регламентами (постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГномер "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Изменение вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства»).

Действующее земельное законодательство устанавливает различный правовой режим использования земельных участков в зависимости от его принадлежности к категории земель и вида разрешенного использования.

В силу подпукта 2 пункта 1 ст. 40, п. 1 ст. 41 и ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, а также вправе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

В муниципальном образовании город-курорт Сочи действуют Правила землепользования и застройки на территории муниципального образования город- курорт Сочи (далее - Правила), утвержденные Решением Городского собрания Сочи от ДД.ММ.ГГГГ Г. номер, которые являются нормативным правовым актом, принятым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Земельным кодексам Российской Федерации, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», и иными нормативно-правовыми актами.

В соответствии с ч. 1.3 Правил порядок использования земель <адрес> определяется в соответствии с зонированием его территории, отображенным на Карте градостроительного зонирования. В соответствии с ним территория <адрес> разделена на территориальные зоны и зоны с особыми условиями использования территории, для каждой из которых настоящими Правилами установлен градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет правовой режим земельных участков.

Для каждого земельного участка, иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует градостроительным регламентам.

В соответствии с п. 3 ч. 1.3 Правил, положения и требования градостроительных регламентов, обязательны для соблюдения.

Правовой позицией, приведенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГномер, разъяснено, что изменение разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости. Аналогичная правовая позиция сформулирована в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2011 № 12651/11, в котором подчеркнуто, что фактическое использование земельного участка должно отвечать его разрешенному использованию и сходиться со сведениями, внесенными в кадастр.

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в результате государственного кадастрового учета сведений о виде разрешённого использования земельного участка, подтверждается существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определённой вещи.

Статья 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусматривает осуществление кадастрового учета в связи с изменениями разрешенного использования земельного участка на основании заявления правообладателя и необходимых для кадастрового учета документов.

В Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ Г. по делу № А53-9684/2011 15АП-9536/2011 было отмечено, что выбор правообладателем земельного участка вида его разрешенного использования из числа возможных, а также его изменение, оформляется в соответствие со ст. 7 закона № 218-ФЗ путем внесения соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости и завершается, становится публичным, юридически значимым для третьих лиц, с даты принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета этих изменений.

Таким образом, в соответствии с положениями статей 7,8, 11.1 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 217-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» категория земель, к которой отнесен земельный участок, и разрешенное использование земельного участка в числе других относятся к сведениям о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое имущество в качестве индивидуально определенной вещи.

Для соблюдения действующего законодательства необходимо использовать земельный участок в соответствии документировано-оформленным и учтённым в государственном кадастре недвижимости видом разрешенного использования либо оформить в установленном порядке изменение вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования. Таким образом, лицо должно было своевременно предпринять все необходимые меры по оформлению изменения существующего вида разрешенного использования в соответствии с целями фактического использования. Однако, ответчиком не были предприняты указанные меры. Также, отсутствуют доказательства, объективно препятствующие исполнить требования законодательства.

Противоправность и существенная угроза охраняемым законом правоотношениям заключается в нарушении правового режима использования земельного участка ответчиком, пренебрежительным отношении к выполнению обязанностей по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, требований охраны земель, закрепленных в ст. 1, 7 и 42 Земельного кодекса РФ, Правилах землепользования и застройки на территории муниципального образования город-курорт Сочи и градостроительном регламенте.

Установлено, что во исполнение поручения главы администрации (губернатора) <адрес>ФИО7номер и номер о проведении анализа земельных участков, находящихся в муниципальной собственности и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а также участков, находящихся в частной собственности, используемых не по целевому назначению, и (или) не в соответствии с видом разрешенного использования проведен осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>.

Изучением документов установлено, что земельный участок площадью 705 кв. м с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 относится к землям населенных пунктов, вид разрешенного использования - индивидуальное жилищное строительство. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ -002/2021-42135638 земельный участок с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 принадлежит на праве собственности ФИО2

В ходе визуального осмотра с использованием сведений Публичной кадастровой карты (публикуемой на официальном сайте Росреестра) установлено, что в предполагаемых границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 расположен объект коммерческой деятельности: парикмахерский салон «STYLIST».

Таким образом, требования иска мотивированы ттем, что в нарушение требований ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок площадью 705 кв.м с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>, используется не в соответствии с разрешенным видом использования путем размещения объекта коммерческой деятельности, что образует признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.8. КоАП РФ (использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с видом разрешенного использования). В результате проведенного административного обследования выявлены признаки нарушения земельного законодательства Российской Федерации, за которые предусмотрена административная ответственность.

Истец полагает, что указанными действиями ответчиком грубо нарушены права и интересы муниципального образования город-курорт Сочи.

Однако, стороной ответчика к материалам дела приобщена справка ИСОГД (сведения государственной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности муниципального образования городской округ город-курорт Сочи) от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая законность использования земельного участка в соответствии с его разрешенным видом использования земельного участка.

Согласно названного документа, на принадлежащем ФИО2 земельном участке разрешенными видами использования являются коды 2.2 (Личное подсобное хозяйство) и 3.3. (Бытовое обслуживание), Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 540).

Код 2.2. «Для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок)» также включает в себя «Размещение жилого дома», указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1;

Код 2.1. Классификатора видов разрешенного использования земельных участков (Приложение к приказу Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 540) включает в себя вид разрешенного использования 2.1. «Для индивидуального жилищного строительства» (Размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Код. 3.3. Классификатора видов разрешенного использования земельных участков включает в себя разрешенное использование земельного участка (в том числе парикмахерские) «Бытовое обслуживание» - Размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

Таким образом, исковые требования администрации <адрес> нельзя признать обоснованными, доводы истца опровергаются материалами дела, в связи с чем удовлетворение исковых требований невозможно.

В судебном заседании стороной ответчика также заявлено ходатайство об отмене мер по обеспечению иска администрации, принятых судом при поступлении искового заявления, обращении определения суда о снятии ареста к немедленному исполнению.

Установлено, что при подаче искового заявления представителем администрации <адрес> было подано заявление о принятии мер по обеспечению иска до рассмотрения спора по существу и принятия по нему окончательного решения, в том числе: - запрета совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>; - запрета ФИО2 и другим лицам эксплуатировать коммерческий объект - парикмахерский салон «STYLIST» по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>, до фактического исполнения решения суда.

Согласно ст. 139 ГПК РФ обеспечение иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.

Определением Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ходатайство представителя администрации <адрес> о принятии обеспечительных мер удовлетворено.

Суд постановил в целях обеспечения иска: - запретить совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>; - запретить ФИО2 и другим лицам эксплуатировать коммерческий объект - парикмахерский салон «STYLIST» по адресу <адрес>, при жилом <адрес>, до фактического исполнения решения суда.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. Вопрос об отмене обеспечения иска разрешается в судебном заседании.

В соответствии с ч. 3 ст. 144 ГПК РФ в случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска. При удовлетворении иска принятые меры по его обеспечению сохраняют свое действие до исполнения решения суда.

В силу ч. 4 ст. 144 ГПК РФ об отмене мер по обеспечению иска судья или суд незамедлительно сообщает в соответствующие государственные органы или органы местного самоуправления, регистрирующие имущество или права на него, их ограничения (обременения), переход и прекращение.

Принимая во внимание, что в настоящее время имеются основания для снятия мер по обеспечению иска, а именно, требования иска об устранении нарушений земельного законодательства не подлежат удовлетворению, вместе с тем, заявлены необоснованно, суд полагает необходимым снять обеспечительные меры, принятые определением Лазаревского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 144, 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении требований искового заявления администрации <адрес> к ФИО2 об устранении нарушений земельного законодательства - отказать.

Отменить обеспечительные меры, принятые определением Лазаревского районного суда <адрес> от 05.081.2021 г., которым наложен: - Запрет совершать регистрационные действия, связанные с государственной регистрацией перехода права собственности в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0121007:1066 по адресу: <адрес>, при жилом <адрес>; - Запрет ФИО2 и другим лицам эксплуатировать коммерческий объект - парикмахерский салон «STYLIST» по адресу <адрес>, при жилом <адрес>, до фактического исполнения решения суда.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Лазаревский районный суд.

Судья

Лазаревского районного суда <адрес> Д.В. Радченко

Копия верна