ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2931/16 от 27.09.2016 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

Дело № 2-2931/16

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 сентября 2016 года

Ленинский районный суд г. Смоленска в составе:

председательствующего (судьи) Малиновской И.Э.

при секретаре Селивончик Г.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаптевой Л.И. к Управлению имущественных и земельных отношений Администрации города Смоленска, Управлению архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, обязании согласовать и утвердить соответствующую схему,

у с т а н о в и л:

Лаптева Л.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь в его обоснование на то, что она ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Законом Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з подала заявление в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее также – Департамент) о предоставлении ей земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> как ветерану труда. Департамент письмом от ДД.ММ.ГГГГ предложил предоставить в срок до ДД.ММ.ГГГГ схему расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в черте г. Смоленска, утвержденную в установленном порядке в отношении испрашиваемого земельного участка в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью не менее 1000 кв.м. и не более 1800 кв.м. с учетом сформированных, формируемых земельных участков и участков, находящихся в фактическом пользовании, а также согласования с ТЦ «Геомониторинг-Смоленск». Поскольку для изготовления указанной схемы потребовалось время, по заявлениям истицы были приняты решения о неоднократном продлении срока рассмотрения заявления. В начале ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в Администрацию города Смоленска с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, однако, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрация города Смоленска указала на необходимость обратиться с заявлением на имя Главы города Смоленска. Согласно ответу на данное обращение в согласовании схемы отказано по причине того, что действующие законодательство Смоленской области в настоящее время не предусматривает возможность бесплатного предоставления в собственность граждан участков земли для ИЖС в черте г. Смоленска. На основании изложенного в иске поставлен вопрос о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории, обязании ответчика утвердить и согласовать данную схему.

Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация города Смоленска, Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области.

Лаптева Л.И. в суд не явилась; ее представитель Силин А.А. сославшись на просьбу истицы о рассмотрении дела без ее участия, в судебном заседании иск поддержал.

Представитель ответчика Администрации города Смоленска Новикова А.В. в судебном заседании иск не признала указав, что ранее поданное истицей заявление о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка Департаментом списано в архив, в связи с чем в настоящее время истица может реализовать свое право на получение земельного участка в соответствии с областным законом от 27.09.2012 № 66-з «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области».

Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска, Управления имущественных и земельных отношений Администрации города Смоленска, Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, ФГБУ «ФКП Росреестра» по Смоленской области своих представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте рассмотрения дела извещались.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких (ЗК РФ).

Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 14.06.2011 № 138-ФЗ) предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Закона Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» (в редакции закона от 16.12.2008 № 173-з, действовавшей на день обращения истца с заявлением по вопросу предоставления земельного участка) (далее – Закон Смоленской области № 23-з), определенным категориям граждан, в том числе ветеранам труда, проживающим на территории Смоленской области, земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются бесплатно.

Данный закон утратил силу в связи с принятием закона Смоленской области от 28.09.2012 № 66-З «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области» (принят Смоленской областной Думой 27.09.2012).

Предоставление земельных участков в собственность граждан бесплатно осуществляется уполномоченным органом на основании заявления лица, обладающего в соответствии с федеральным и областным законодательством правом бесплатного приобретения в собственность земельного участка, либо его представителя (п. 2.1. Порядка). В случае отсутствия у заявителя права на бесплатное предоставление земельного участка либо если в соответствии с действующим законодательством РФ земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган в тридцатидневный срок отказывает в предоставлении земельного участка.

Из письменных материалов дела, объяснений сторон следует, что Лаптева Л.И. проживающая на территории Смоленской области и являющаяся ветераном труда ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, площадью от 1000 до 1800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> согласно прилагаемой схемы для индивидуального жилищного строительства (л.д. 19-20).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ истице предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ предоставить в Департамент схему расположения земельного участка на кадастровым плане соответствующей территории в черте г. Смоленска, утвержденную в установленном порядке в отношении испрашиваемого земельного участка в пределах одной территориальной зоны Ж1, площадью не менее <данные изъяты> и не более <данные изъяты> с учетом сформированных, формируемых земельных участков и участков, находящихся в фактическом пользовании (л.д. 21).

ДД.ММ.ГГГГ Департамент на основании заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ продлил срок предоставления упомянутой схемы до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 22-31).

На очередное заявление о продлении срока от ДД.ММ.ГГГГ Департамент в письме указал на то, что заявление о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ списано в архивное делопроизводство (л.д. 32-33).

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Департамент указал на то, что причиной списания заявления истицы в архивное делопроизводство явилось не исполнения ею до ДД.ММ.ГГГГ требований Департамента по предоставлению схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории.

Кроме того, отметил, что в связи с вступлением в силу Федерального закона РФ от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которое не разграничена, расположенными в г. Смоленске, возложены на органы местного самоуправления – Администрацию города Смоленска. В связи с чем, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в Администрацию города Смоленска (л.д. 33).

Администрация города Смоленска ДД.ММ.ГГГГ отказала в согласовании схемы земельного участка, с указанием на то, что, действующие законодательство Смоленской области в настоящее время не предусматривает возможность бесплатного предоставления в собственность граждан участков земли для ИЖС в черте г. Смоленска (л.д. 5).

В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 10.05.2007 № 69-ФЗ) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию участков; резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Кроме того, не допускается и отказ в предоставлении в собственность участков, ограниченных в обороте, если федеральным законом разрешено их предоставлять в собственность. Поэтому при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, не изъятых и не ограниченных в обороте, в их предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законодательством.

Существование предусмотренных приведенной правовой нормой ограничений, позволяющих отказать Лаптевой Л.И. в предоставлении участка земли в черте г. Смоленска в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, судом при рассмотрении дела не установлено. Ранее своим правом на реализацию льгот, установленных Законом Смоленской области № 23-з, истица воспользовалась, но до конца не реализовала в виду обстоятельств приведенных выше.

Обеспечение выбора земельного участка для строительства отнесено к исключительной компетенции уполномоченного органа только в том случае, когда земельный участок предоставляется с предварительным согласованием места размещения объекта (п. 5 ст. 30, ст. 31 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ)). Когда же участок предоставляется без такого согласования, как в данном случае (для индивидуального жилищного строительства на льготных условиях), то выбор уполномоченным органом этого участка законом не предусмотрен (п. 4 ст. 30 ЗК РФ (в ред. Федерального закона от 13.05.2008 № 66-ФЗ).

Таким образом, испрашивая земельный участок для индивидуального жилищного строительства, истица вправе ставить перед уполномоченным органом вопрос о предоставлении ей в пределах территории, на которую распространяется юрисдикция данного органа (пределы г. Смоленска), любого земельного участка свободного от прав третьих лиц и который возможно сформировать и предоставить под указанные выше цели.

Доводов Администрации города Смоленска о том, что действующие законодательство Смоленской области в настоящее время не предусматривает возможность бесплатного предоставления в собственность граждан участков земли для ИЖС в черте г. Смоленска, то суд находит их несостоятельными.

Закон Смоленской области от 10.06.2003 № 23-з «О предоставлении земельных участков в собственность граждан бесплатно» утратил силу в связи с принятием закона Смоленской области от 28.09.2012 № 66-З «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области» (принят Смоленской областной Думой 27.09.2012).

Вместе с тем, закон Смоленской области от 28.09.2012 № 66-З «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области» не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

Из материалов дела следует, что Лаптева Л.И. 09.10.2012 обратилась в Департамент с заявлением о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка в черте г. Смоленска для индивидуального жилищного строительства в пределах установленных норм, то есть до введения в действие закона Смоленской области от 28.09.2012 № 66-З «О предоставлении земельных участков отдельным категориям граждан на территории Смоленской области».

Таким образом, право Лаптевой Л.И. на приобретение земельного участка под индивидуальное жилищное строительство при наличии реальной возможности предоставления конкретного сформированного земельного участка, не утрачено.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять государственные или муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно положений п. п. 1.3.1, 2.4, 2.8 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от 03 октября 2011 № 1922-адм, предоставление указанной муниципальной услуги осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска в срок не позднее 30 дней с момента регистрации заявления о согласовании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории. Основаниями для отказа в согласовании схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории являются: 1) отсутствие или ненадлежащее оформление заявления (текст не поддается, прочтению, не указаны фамилия, имя, отчество, почтовый адрес заявителя); 2) отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.6.1 настоящего Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих муниципальную услугу, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами; 3) несоответствие земельного участка требованиям СНиП, СанПиН, Правилам землепользования и застройки города Смоленска; 4) отсутствие разработанного и утвержденного в установленном порядке проекта планировки незастроенных территорий, предусмотренного генеральным планом под осуществление малоэтажной застройки; 5) отсутствие в сложившейся индивидуальной застройке утвержденного главным архитектором города Смоленска планировочного решения, обеспечивающего инженерно-транспортную инфраструктуру.

В силу ст. 11 ЗК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Законом Смоленской области от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске» (действовавшим до 01.03.2015, то есть на момент обращения истца) было установлено, что распоряжение такими участками осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, определенным правовым актом Администрации Смоленской области.

В силу положений Земельного кодекса РФ, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка, проводятся работы по его формированию, орган местного самоуправления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, на основании которой осуществляется государственный кадастровый учет (ст. ст. 30, 34, 36 Земельного кодекса РФ).

Процедура предоставления земельных участков в собственность граждан бесплатно установлена Порядком организации работы уполномоченного органа исполнительной власти Смоленской области по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, утвержденным постановлением Администрации Смоленской области от 27.04.2009 № 243, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 2.3-2.6 Порядка в случае, если у заявителя отсутствует право на бесплатное приобретение земельного участка, либо земельный участок не может быть предоставлен в собственность, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. При отсутствии сформированных земельных участков заявитель осуществляет за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении кадастрового учета, решение о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка принимается в двухнедельный срок со дня представления заявителем кадастрового паспорта.

Из анализа приведенных норм следует, что разрешение вопроса о праве гражданина на приобретение земельного участка в собственность относилось до ДД.ММ.ГГГГ к компетенции Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области.

В случае предоставления гражданину в собственность земельного участка орган местного самоуправления обязан рассмотреть и утвердить представленную схему расположения земельного участка либо возвратить с указанием возможного варианта расположения участка или возражениями, обосновывающими физическую невозможность формирования участка в данной местности.

Из материалов дела усматривается, что Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области Лаптевой Л.И. было разрешено формирование земельного участка на конкретной территории.

Предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства по правилам пунктов 1 и 11 ст. 30 ЗК РФ, действовавших до ДД.ММ.ГГГГ и на момент обращения истицы к ответчику, осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов. Предоставление земельного участка должно осуществляться исходя из положений п.4 ст.30 ЗК РФ, по смыслу которой проведение работ по формированию участка земли является одним из этапов его предоставления.

Отсутствие возможности формирования земельного участка для индивидуального жилищного строительства может быть обусловлено особенностями развития поселения с учетом градостроительных, экологических и иных норм.

Объективных данных о наличии препятствий по расположению испрашиваемого земельного участка для его застройки Администрацией города Смоленска суду не представлено.

В этой связи следует признать незаконным отказ ответчика Администрации города Смоленска в согласовании подготовленной ООО «Метрика» схемы расположения на кадастровом плане существующей территории подлежащего предоставлению в собственность Лаптевой Л.И. земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес> по основанию отсутствия у заявителя права на бесплатное приобретение земельного участка.

Согласно п. 1.3.1 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги «Согласование схем расположения земельных участков на кадастровом плане (карте) территории», утвержденного постановлением Администрации города Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ, предоставление муниципальной услуги по согласованию схемы земельного участка осуществляет Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска.

В этой связи на Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска следует возложить обязанность по согласованию схемы земельного участка, а на орган местного самоуправления Администрацию города Смоленска – обязанность по утверждению подготовленной ООО «<данные изъяты>» схемы расположения на кадастровом плане существующей территории подлежащего предоставлению в собственность Лаптевой Л.И. земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным отказ Администрации города Смоленска в согласовании подготовленной ООО «<данные изъяты>» схемы расположения на кадастровом плане существующей территории земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес> подлежащего предоставлению в собственность Лаптевой Л.И. .

Обязать Управление архитектуры и градостроительства Администрации города Смоленска согласовать, а Администрацию города Смоленска утвердить подготовленную ООО «<данные изъяты>» схему расположения на кадастровом плане существующей территории земельного участка, площадью <данные изъяты> находящегося по адресу: <адрес> подлежащего предоставлению в собственность Лаптевой Л.И. .

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд г. Смоленска в течение месяца.

Председательствующий Малиновская И.Э.

М.р.и. 03.10.2016