Дело № 2-2931/17 11 декабря 2017 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Пановой А.В.
при секретаре Малявине А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга о возмещении ущерба, причиненного сносом гаража,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга о возмещении ущерба, причиненного сносом гаража. В обоснование исковых требований истец указал, что с ДД.ММ.ГГГГ является владельцем гаража расположенного по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ он получил уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ о сносе гаражного строения. При обращении за разъяснениями им был получен ответ о выплате компенсации за гаража в размере 45 744 руб.. Считая размер предложенной компенсации заниженным истец просил взыскать с ответчика компенсацию за снос гаражного строения в размере 98 838 руб., стоимость экспертного исследования в размере 8 000 руб., расходы по оплате госпошлины в сумме 3 165 руб. 14 коп.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Комитет финансов Санкт-Петербурга.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебное заседание явилась, иск не признала, просила в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель третьего лица СПбГКУ «Дирекция транспортного строительства по доверенности ФИО3 в судебное заседание явился, полагал, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.
Представитель третьего лица Комитета финансов Санкт-Петербурга в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, полагает, исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно положениям ст. 1 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности; никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
В соответствии со ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ст. 15 Гражданского кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Истец являлся собственником железобетонного гаража № (ранее .....), среднего в ряду в двухрядном исполнении, площадью 18,1 кв.м расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается удостоверением на гараж 06/5-303-26 от 12 января 2016 года изготовленного ГУП ГУИОН ПИБ Северо-Восточное.
Государственный учет гаража, в том числе и такого вида как строения прочно связанного с землей, который принадлежал истцу, не мог подменять собой государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 ФЗ от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество, которое (право), в свою очередь, в силу пункта 1 статьи 14 названного федерального закона, удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав, выдаваемом органом государственной регистрации прав на недвижимость, но не удостоверением, выданным организацией по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов недвижимости.
Как следует из Адресной инвестиционной программы на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ, утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 26 ноября 2014 года № 665-116 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», ответчик является заказчиком по выполнению работ: «Развитие территорий инфраструктуры, обеспечивающей подключение комплекса «Ладожский вокзал» к УДС Санкт-Петербурга (2-я очередь. 4 ПК. Гранитная ул.).
Данный объект также содержится в утвержденной Законом Санкт-Петербурга от 25 ноября 2015 года № 747-145 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» Адресной инвестиционной программе на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ.
В целях реализации указанных Законов Санкт-Петербурга на основании статьи 162 Бюджетного кодекса РФ и в соответствии с распоряжениями Комитета от ДД.ММ.ГГГГ№, ДД.ММ.ГГГГ№ Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Дирекция транспортного строительства» (далее - ДТС) было наделено полномочиями по реализации и исполнению в ДД.ММ.ГГГГ государственных заказов Санкт-Петербурга в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ДД.ММ.ГГГГ Комитету по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга перечисленными Законами о бюджетах Санкт-Петербурга, в том числе и по данному объекту.
ДД.ММ.ГГГГ между ДТС (заказчик) и ООО «ЛСР-Строй» (подрядчик) заключен государственный контракт № на выполнение работ по строительству объекта.
Затраты на возмещение убытков собственникам при строительстве объекта заложены в сметную стоимость строительства, что подтверждается сводным сметным расчетом стоимости строительства.
ДД.ММ.ГГГГ ДТС в адрес истца было направлено Уведомление о сносе гаражного строения в связи с реализацией и исполнением государственных заказов и попаданием гаража истца в зону строительства, истцу было предложено с целью возмещения убытков связанных с демонтажем гаражного строения при освобождении земельного участка для строительства обратиться в ДТС с заявлением с приложением необходимых документов для получения компенсационной выплаты.
Истец не согласился с предложенным размером компенсации в сумме 57 854 руб. 24 коп. и ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации с размере средней рыночной стоимости гаража, который будет определен с помощью экспертизы которая состоится ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ гараж истца был демонтирован о чем был составлен Акт № о сносе гаражей ПО ВОА «Гранит».
В обоснование размера компенсации, которая ему полагается за снесенный гараж, истец представил заключение специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Экспертно-консультационный центр «СевЗапЭксперт», согласно которого рыночная стоимость гаража истца без учета земельного участка округленно составляет 98 838 руб.
Земельный участок, где располагался гараж истца, площадью ..... кв.м по адресу: <адрес>), кадастровый номер №, предоставленный в аренду Красногвардейской районной общественной организацией Санкт- Петербурга – местное отделение Всероссийского общества автомобилистов под размещением гаражной автостоянки, фактически используемый ПО ВОА «Гранит». В соответствии с условиями договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ возведение объектов недвижимого имущества на Земельном участке не предусмотрено.
Отношения по обеспечению имущественных прав граждан - владельцев гаражей на территории Санкт-Петербурга, в случаях прекращения в установленном порядке прав организаций автовладельцев на использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Санкт-Петербурга или собственность на которые не разграничена, занятых коллективными автостоянками регулируются Законом Санкт-Петербурга от 28 сентября 2011 года N 585-115 "О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга".
В соответствии со статьей 6 данного Закона Санкт-Петербурга в случае, если снос гаражей осуществляется в рамках реализации проектов, финансируемых за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, или инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств инвестора, имущественные права граждан - владельцев гаражей обеспечиваются путем предоставления им компенсации, выплачиваемой за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, в порядке, определяемом Правительством Санкт-Петербурга.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29 мая 2013 года № 362 утверждено Положение о порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации Закона Санкт-Петербурга «О мерах по обеспечению имущественных прав граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга» и порядке предоставления компенсаций гражданам - владельцам гаражей (далее - Положение).
Порядок расчета суммы и предоставления компенсаций определен в пункте 1.1 Положения, согласно которого исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга (Комитет по инвестициям Санкт-Петербурга, Комитет по строительству, Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, Комитет по транспорту, Комитет по энергетике и инженерному обеспечению, Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга), уполномоченные осуществлять функции государственного заказчика Санкт-Петербурга по реализации проектов за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на земельных участках, занятых коллективными автостоянками (далее - Государственные заказчики Санкт-Петербурга), и Комитет по управлению городским имуществом (далее - Уполномоченный орган):
1.1.1. Рассматривают заявления граждан, являющихся владельцами гаражей на территории Санкт-Петербурга (далее - граждане - владельцы гаражей), о выплате им компенсации.
1.1.2. Обеспечивают осуществление расчета суммы компенсаций по формуле:
C = A0 x K1 x K2 x I,
где: C - величина компенсации, руб.;
A0 - базовое значение стоимости гаража определенного типа, представляющего собой металлический, железобетонный или кирпичный гаражный бокс, являющийся временным объектом, состоящим из таких конструктивных элементов, как плиты основания, ограждающие конструкции, плиты покрытия, металлические ворота, предназначенный для хранения личного автотранспорта, располагавшегося на территории коллективной автостоянки либо территории, предоставленной Уполномоченным органом под размещение временного объекта (ов);
K1 - коэффициент расположения гаража на территории коллективной автостоянки или территории;
K2 - коэффициент снижения стоимости, вызванного ухудшением физико-механических характеристик, способным отразиться на долговечности, надежности, удобстве эксплуатации, а также на эстетических характеристиках объекта (далее - физический износ);
I - коэффициент роста потребительских цен, рассчитываемый путем произведения индекса роста потребительских цен, применяемого при формировании бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год, и индексов роста потребительских цен, применяемых при формировании бюджета Санкт-Петербурга на каждый предшествующий финансовый год с даты утверждения базовых значений стоимости гаражей определенных типов.
Коэффициент роста потребительских цен применяется для расчета суммы компенсации по формуле, указанной в настоящем пункте, в целях ежегодной индексации размера компенсации.
A0, K1 и K2 утверждаются Уполномоченным органом.
1.2. Для расчета величины компенсаций в соответствии с настоящим Положением используются следующие исходные данные:
1.2.1. Тип гаража (металлический, железобетонный, кирпичный).
1.2.2. Расположение гаража на предоставленной территории или территории коллективной автостоянки (отдельно стоящий гараж, крайний гараж при однорядном исполнении, средний гараж при однорядном исполнении, крайний гараж при двухрядном исполнении, средний гараж при двухрядном исполнении).
1.2.3. Срок эксплуатации гаража, определяемый годом постройки гаража.
Для расчета суммы компенсации распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга от 20 марта 2012 года № 27-р установлены значения и порядок определения базовых значений стоимости и коэффициентов, применяемых при расчете величины компенсаций гражданам - владельцам гаражей.
Таким образом, размер компенсации должен определяться исходя из перечисленных нормативных правовых актов, регулирующих порядок определения такой компенсации, а не по результатам оценки рыночной стоимости гаража.
Предложенный ДТС истцу размер компенсации в сумме 57 854 руб. 24 коп. соответствует вышеизложенным нормативным положениям.
Поскольку указанными нормативными актами исключена возможность применения при расчете компенсации рыночной или инвентаризационной оценки стоимости гаража, суд не может руководствоваться представленным истцом заключением специалиста, учитывая, что специалистом был принят за основу затратный подход, гараж оценивался как объект недвижимого имущества, каковым гараж не является, поскольку отсутствует государственная регистрация прав на недвижимое имущество, а также исходя из того, что земельный участок, на котором располагался гараж истца не был ему предоставлен, был предоставлен ВОА во временное пользование, что исключало само по себе возведение сооружений капитального характера, в данном случае, возможно учитывать лишь стоимость возвратных (оставшихся после демонтажа) материалов как движимой вещи.
Несмотря на то, что фактически снос гаража был произведен не ответчиком, а подрядными организациями в соответствии с договорами заключенными ДТС, возмещение ущерба должен осуществить Комитет по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга, т.к. снос гаражей осуществлялся в соответствии с обязательствами, предусмотренных договорными правоотношениями, и на основании указания ответчика, который является государственным заказчиком при проектировании и строительстве для государственных нужд и главным распорядителем бюджетных средств по строительству, снос гаражей производился в интересах собственника земельного участка – Санкт-Петербурга, в порядке реализации государственных функций, возложенных на ответчика.
Поскольку при определении размера компенсации суд не посчитал возможным руководствоваться заключением специалиста представленным истцом, расходы по его составлению не подлежат возмещению.
В соответствии со ст.ст.88, 98 Гражданского процессуального кодекса РФ в пользу истца с ответчика подлежат взысканию судебные расходы, понесенные истцом в связи с рассмотрением данного дела, а именно расходы по оплате госпошлины пропорционально части удовлетворенных исковых требований в сумме 1 936 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
Взыскать с Комитета по развитию транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в пользу ФИО1 компенсацию за снесенный гараж в сумме 57 854 руб., расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 936 руб., всего 59 790 (пятьдесят девять тысяч семьсот девяносто) руб. 24 коп.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Куйбышевский районный суд.
Судья
.....