ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2931/2022 от 26.05.2022 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

УИД 24RS0056-01-2021-011736-09

Дело № 2-2931/2022

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 мая 2022 г. г. Красноярск

Центральный районный суд города Красноярска в составе председательствующего судьи Савченко М.Ю.,

при ведении протокола секретарем Жернаковой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ермаковского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» федерального дорожного агентства» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

предъявил в суд вышеназванный гражданский иск, мотивируя требования тем, что прокуратурой района проведено обследование улично-дорожной сети в , а именно участка автомобильной дороги Р-257 «Енисей» с 543 ко по 545 км, проходящего через населенный пункт . В ходе проверки установлены нарушения требований ГОСТ в части обеспечения стационарного электрического освещения, обустройства тротуаров. Поскольку указанный участок автомобильной дороги находится в оперативном управлении ответчика, просит обязать последнего произвести работы по обустройству на дороге с твердым покрытием тротуарами (пешеходными дорожками), организовать работу по обустройству стационарным уличным освещением в соответствии с требованиями ГОСТ.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора ФИО3 требования искового заявления поддержала в полном объеме по изложенным в нем основаниям, с учетом уточнений от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми срок для добровольного исполнения решения подлежит установлению на усмотрение суда.

Представитель ответчика Федерального казенного учреждению «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» федерального дорожного агентства» (далее – ФКУ УПРДОР «Енисей») ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования искового заявления не признала, поддержала доводы письменных возражений, согласно которым строительство тротуаров должно быть реализовано в рамках реконструкции участка автомобильной дороги, при которой изменяется граница полосы отвода, что не является целесообразным, поскольку перспективной программой дорожных работ предусмотрено строительство обхода населенного пункта. В рамках существующей полосы отвода устройство тротуаров возможно в объеме 1155 м. касается электрического освещения, то в настоящее время в рамках заключенного государственного контракта соответствующие работы проводятся с опережением утвержденного графика.

Представители третьих лиц администрации Григорьевского сельсовета, РЭО ОГИБДД МО МВД России «Шушенский», ООО «Энергопроектсервис» в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены в соответствии с требованиями ст. 113 ГПК РФ.

Выслушав объяснения участвующих лиц, исследовав имеющиеся по делу доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Автомобильные дороги, которые включаются в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения или перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального значения, утверждаемые соответственно Правительством Российской Федерации, уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, являются федеральной собственностью.

Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения» автомобильная дорога Р-257 «Енисей» (Красноярск - Абакан - Кызыл - Чадан - Хандагайты - граница с Монголией) находится в собственности Российской Федерации.

Согласно выписке из ЕГРН участок дороги с кадастровым номером «Енисей» км 445+600 – км 701+031 находится в оперативном управлении ФКУ УПРДОР «Енисей».

Согласно п. 3.2.1 Устава ФКУ УПРДОР «Енисей», утвержденного приказом Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, предметом деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, закрепленных за Учреждением на праве оперативного управления.

Во исполнение поручения прокуратурыот ДД.ММ.ГГГГ «О принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение безопасного участия детей в дорожном движении» прокуратурой совместно с представителем ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» проведено обследование улично-дорожной сети в , а именно участка автомобильной дороги Р-257 «Енисей» с 543 ко по 545 км, проходящего через населенный пункт , закрепленного на праве оперативного управления за ФКУ УПРДОР «Енисей».

В ходе проверки установлено нарушение п.п. 4.5.1.1, 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее - ГОСТ Р52766-2007), а именно на вышеуказанном участке автомобильной дороги отсутствует стационарное уличное освещение, на дороге с твердым покрытием отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки).

ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД МО МВД России «Шушенский» в адрес ФКУ УПРДОР «Енисей» в целях устранения нарушений законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения внесено предписание, согласно которому ответчику в срок до ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанном участке дороги необходимо организовать работу по обустройству стационарным уличным освещением в соответствии с требованиями ГОСТ.

Обосновывая требования искового заявления, прокурор указывает, что соответствующие работы ответчиком до настоящего времени не организованы, что свидетельствует о недостаточной эффективности принимаемых ФКУ УПРДОР «Енисей» мер по обеспечению безопасности дорожного движения.

Разрешая заявленные требования по существу, суд учитывает следующее.

Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах устраивают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.

Согласно п. 4.5.1.1 ГОСТ Р52766-2007 тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.

К дорогам с твердым покрытием относят дороги с капитальным и облегченным типом дорожных одежд, а также дороги с переходным типом дорожных одежд, имеющие покрытие из каменных материалов, обработанных вяжущими.

Как установлено выше, на участке автомобильной дороги Р-257 «Енисей» с 543 ко по 545 км, проходящего через населенный пункт , стационарное электрическое освещение отсутствует, на дороге с твердым покрытием отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки), что ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривалось.

Вместе с тем, как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между ФКУ УПРДОР «Енисей» и ООО «Энергопроектсервис» заключен государственный контракт (далее - контракт) на установку элементов освещения на пешеходных переходах, автобусных остановках, локальных пересечениях и примыканиях на участке км 543+200 – км 545+030 автомобильной дороги Р-257 «Енисей».

Согласно разделу 4 контракта начало работ определено моментом заключения контракта (ДД.ММ.ГГГГ), окончание работ – ДД.ММ.ГГГГ, в том числе по годам: 2021 год (с момента заключения контракта до ДД.ММ.ГГГГ), 2022 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), 2023 год (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ). Окончание работ подтверждается актом приемки объекта в эксплуатацию.

Выполнение первого этапа работ в 2021 году подтверждается представленными актами о приемке выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ на общую сумму 200 000 руб. в соответствии с п. 3.1 контракта.

Кроме того, как следует из письма начальника ФКУ УПРДОР «Енисей» в адрес управления эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик просит внести изменение в объемы работ по установке элементов обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе на вышеуказанном участке дороги, в связи с опережением графика работ по государственному контракту и возможностью досрочного ввода объекта в 2022 году.

Согласно ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В просительной части искового заявления прокурором заявлено требование о возложении на ответчика обязанности организовать работу по обустройству участка дороги стационарным уличным освещением. Данные требования в содержании искового заявления не конкретизируются, какие именно обязанности по организации указанных работ суду следует возложить на ФКУ УПРДОР «Енисей», не перечисляется.

При таких обстоятельствах, учитывая, что после вынесения в адрес ответчика предписания о необходимости устранения нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, последним в установленный срок приняты меры к их устранению, в настоящее время соответствующие работы проводятся с опережением утвержденного графика, что подтверждается материалами дела и истцом не опровергнуто, суд приходит к выводу, что правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в данной части не имеется.

Кроме того, в настоящее время разработана, получила положительные заключения Красноярского филиала ФАУ «Главгосэкспертиза России» (от ДД.ММ.ГГГГ/КРЭ-2304/02, от ДД.ММ.ГГГГ/КРЭ-2304/05) и утверждена распоряжением Федерального дорожного агентства (от ДД.ММ.ГГГГ-р) проектная документация «Строительство автомобильной дороги Р-257 «Енисей» Красноярск - Абакан - Кызыл - граница с Монголией, участок км 542+000 – км 547+000,(обход ).

Как следует из пояснений стороны ответчика, для устройства тротуаров на всем протяжении потребуется устройство перильного ограждения, шумозащитного экрана, обустройство автобусных остановок и подземной системы водоотвода с последующей очисткой стоков в водоохранной зоне , а также множественное переустройство существующих коммуникаций. Таким образом, строительство тротуаров должно быть реализовано в рамках реконструкции участка автомобильной дороги, при которой изменяется граница полосы отвода с необходимостью изъятия требуемых земельных участков и частичным сносом первой от дороги линии жилых домов. Поскольку программой дорожных работ предусмотрено строительство обхода населенного пункта , указанные работы не являются целесообразными.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, стороной истца не опровергнуты, вопреки доводам прокуратуры, строительство обхода утверждено Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 384-р «Об утверждении схемы территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения» (1 этап до 2025 года).

По результатам представленной стороной ответчика топографической съемки вышеуказанного участка дороги в рамках существующей полосы отвода устройство тротуаров возможно в объеме 1155 м.п. (слева 250 м.п., справа – 905 м.п.).

Как следует из пояснений стороны ответчика, в настоящее время производится локально-сметный расчет для выделения финансирования на строительно-монтажные работы по обустройству тротуаров в возможных местах. После выделения финансирования будут произведены аукционные процедуры в соответствии с положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в целях определения подрядной организации на выполнение данных работ. Примерный срок производства работ до 10 месяцев.

Учитывая изложенное, суд считает возможным удовлетворить требования прокурора в части возложения на ФКУ УПРДОР «Енисей» обязанности произвести работы по обустройству вышеуказанного участка автомобильной дороги тротуарами в соответствии с требованиями ГОСТ в рамках существующей полосы отвода, установив срок для исполнения в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ермаковского района Красноярского края удовлетворить частично.

Обязать Федеральное казенное учреждение «Федеральное управление автомобильных дорог «Енисей» федерального дорожного агентства» в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по обустройству участка автомобильной дороги Р-257 «Енисей», проходящего через населенный пункт с. Григорьевка Ермаковского района Красноярского края, на дороге с твердым покрытием тротуарами (пешеходными дорожками) в соответствии с требованиями п. 4.6.1.1 ГОСТ Р52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в рамках существующей полосы отвода в объеме 1 155 м.п. (слева 250 м.п, справа 905 м.п).

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Центральный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Подписано председательствующим.

Копия верна.

Судья М.Ю. Савченко

Мотивированное решение составлено 07.06.2022