ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2932/15 от 02.12.2015 Динского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2-2932/15

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

02 декабря 2015 года Динской районный суд Краснодарского края

в составе:

судьи Смородиновой Ю.С.

при секретаре Алексеенко С.А.

с участием пом.прокурора Динского района Касторной О.А.

представителя ответчика Вахнова А.Е.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Прокурора Динского района в интересах муниципального образования Динской район к Бюджетному учреждению культуры муниципального образования Динской район "Районный киноцентр" об устранении нарушений законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Динского района в интересах администрации МО Динской район обратился в суд с иском к Бюджетному учреждению культуры МО Динской район "Районный киноцентр" об устранении нарушений законодательства, указав, что Прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности бюджетного учреждения культуры муниципального образования Динской район «Районный киноцентр».

Как следует из п. 1.2 Учреждения, киноцентр создан муниципальным образованием Динской район для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры.

Проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отделом культуры администрации МО Динской район с Учреждением заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> из бюджета муниципального района.

Также установлено, что Учреждением арендатору ООО «Юг-pa» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставлены счета на компенсацию затрат за оплаченную электроэнергию на общую сумму <данные изъяты>.

В настоящее время разделенный учет электроэнергии, затраченной на предоставление муниципальной услуги и на осуществление деятельности ООО «Юг-pa» Учреждением не осуществляется. Оплата услуг электроснабжения осуществляется, в первую очередь, за счет бюджетных средств (субсидии), а затем из других источников финансирования.

Помощник прокурора в судебном заседании уточнила исковые требования и просила суд обязать БУК МО Динской район «Районный киноцентр», расположенное по адресу: <адрес>, возвратить денежные средства в размере <данные изъяты>, оплаченных ООО «Юг-ра» за возмещение расходов электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, на выполнение муниципального задания.

Представитель ответчика в судебном заседании не возражал против удовлетворения уточненных исковых требований. Пояснил, что бюджетное учреждение в силу ст. 152 БК РФ не является участником бюджетного процесса, а субсидия, поступившая учреждению, не является средствами бюджета, к указанным средствам не могут применяться нормы бюджетного законодательства Российской Федерации о нецелевом использовании бюджетных средств. Вместе с тем, бюджетное учреждение несет ответственность за достижение показателей объема и качества, определенных в государственном задании, на выполнение которого предоставляется субсидия.

Изучив исковое заявление, выслушав помощника прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что уточненные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Прокуратурой Динского района проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства в деятельности бюджетного учреждения культуры муниципального образования Динской район «Районный киноцентр».

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

Как следует из п. 1.2 Учреждения, киноцентр создан муниципальным образованием Динской район для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере культуры.

В силу ст. 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ, государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Из пояснений помощника прокурора следует, что проведенной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ отделом культуры администрации МО Динской район с Учреждением заключены соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> из бюджета муниципального района.

На основании п. 2.6.3 указанных соглашений, Учреждение обязуется обеспечить целевое и эффективное использование полученных денежных средств.

В соответствии с муниципальным заданием киноцентра, утвержденным начальником отдела культуры администрации МО Динской район, Учреждение является исполнителем муниципальной услуги «Организация показа фильмов».

Судом установлено, что Учреждением арендатору ООО «Юг-pa» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выставлены счета на компенсацию затрат за оплаченную электроэнергию на общую сумму <данные изъяты>.

В настоящее время разделенный учет электроэнергии, затраченной на предоставление муниципальной услуги и на осуществление деятельности ООО «Юг-pa» Учреждением не осуществляется. Оплата услуг электроснабжения осуществляется, в первую очередь, за счет бюджетных средств (субсидии), а затем из других источников финансирования.

Тем не менее, согласно представленным ответчиком платежным поручениям ООО «ЮГ-РА» произвело БУК МО Динской район «РКЦ» оплату за потребленную электроэнергию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> в полном объеме, задолженности перед БУК МО Динской район «РКЦ» не имеет. Таким образом, истраченные ответчиком на оплату электроэнергии денежные средства вернулись ему в полном объеме. При таких обстоятельствах утверждения истца о нецелевом расходовании ответчиком денежных средств в размере <данные изъяты> своего подтверждения не нашли.

В части 1 статья 152Бюджетного кодекса РФ в качестве участников бюджетного процесса названы получатели бюджетных средств.

Перечень получателей бюджетных средств (получателя средств соответствующего бюджета) приведен в статье 6 БК РФ. К таковым данная норма относит орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.

Таким образом, из положений ст. 6Бюджетного кодекса РФ следует, что бюджетное учреждение не является получателем бюджетных средств и участником бюджетного процесса.

Согласно положениям статьи 78.1 Кодекса в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания.

В силу абз. 3 ст. 69.1Бюджетного кодекса РФ бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетным и автономным учреждениям относятся к ассигнованиям на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ).

Исходя из разъяснений, содержащихся в письме Минфина России от 23.05.2014 №02-03-11/24579, после списания в установленном порядке субсидии на выполнение государственного задания с единого счета бюджета и ее зачисления на счет бюджетного учреждения указанная субсидия теряет статус средств соответствующего бюджета.

Согласно п.п. 6 п. 3.3 ст. 32Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях», использование субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания осуществляется учреждениями в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Минфин России в Письме от 11.01.2013 N 02-13-10/28 разъяснил, что не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания, не подлежат возврату в бюджет, из которого они были предоставлены, и используются в текущем финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения.

Из пункта 11 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Казначейства России от 19.07.2013 №11н,следует, что при поступлении на лицевой счет бюджетного учреждения - получателя субсидии сумм дебиторской задолженности, образовавшихся за счет этих средств, независимо от того, зачисляются средства прошлого финансового года или текущего, они отражаются на лицевом счете как восстановление кассовых выплат с отражением по тем же кодам КОСГУ и кодам субсидии, по которым была произведена кассовая выплата.

В соответствии с ч. 17 ст.30 Федерального закона от 08.05.2010 №83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетным (автономным) учреждениям из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством у БУК МО Динской район «РКЦ», являющегося получателем субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания, не возникает обязанности по перечислению в доход бюджета сумм восстановленных выплат, независимо от периода их получения. Следовательно, поступившие суммы должны зачислять на лицевой счет БУК МО Динской район «РКЦ»и использоваться в зависимости от потребности учреждения в рамках выполнения государственного (муниципального) задания, т.е. на цели, на которые они были выделены первоначально.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, ст. 45 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Прокурора Динского района в интересах муниципального образования Динской район к Бюджетному учреждению культуры муниципального образования Динской район "Районный киноцентр" об устранении нарушений законодательства – удовлетворить.

Обязать Бюджетное учреждение культуры МО Динской район «Районный киноцентр», расположенное по адресу: <адрес>, возвратить денежные средства в размере <данные изъяты>, оплаченных ООО «Юг-ра» за возмещение расходов электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ, на выполнение муниципального задания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд в течение месяца.

Судья