ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2932/2016 от 17.10.2016 Пермского районного суда (Пермский край)

Дело № 2-2932/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 октября 2016 г. Пермь

Пермский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Коцур Т.Н.,

при секретаре Сюремовой Н.Н.,

с участием прокурора Леушиной Е.М.,

истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах Верхола ФИО5, Верхола ФИО6 к Управлению образования администрации Пермского муниципального района, муниципальному автономному образовательному учреждению «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия, возложении обязанности по обеспечению денежными средствами, обязанности по выплате пособия и ежемесячной надбавки,

УСТАНОВИЛ:

Прокуратура Пермского района Пермского края, действующая в интересах ФИО1, истец ФИО1 обратились в суд с иском к Управлению образования администрации Пермского муниципального района, МАОУ «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия, возложении обязанности по обеспечению денежными средствами, обязанности по выплате пособия и ежемесячной надбавки.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по заявлению ФИО1 по факту отказа Управлением образования администрации Пермского муниципального района в назначении и выплате ему единовременного государственного пособия, как молодому специалисту. В ходе проверки установлено, что ФИО1 обучался по очной форме обучения в государственном гуманитарно-педагогическом университете <адрес> по направлению «Педагогическое образование», профиль «Мировая художественная культура». После окончания университета он принят на должность учителя истории и обществознания в МАОУ «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ. После поступления на работу ФИО1 обратился с заявлением о назначении и выплате ему единовременного государственного пособия и ежемесячного пособия как молодому специалисту. По результатам рассмотрения заявления Комиссия по назначению и выплате единовременного государственного пособия педагогическим работникам Управления образования администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в назначении и выплате данных пособий. Основанием для отказа в назначении и выплате единовременного и ежемесячного пособия послужило то обстоятельство, что ФИО1 поступил на работу в МАОУ «<данные изъяты>» не по полученной специальности, в связи с чем, он не обладает правом на получение социальных выплат. Считают, что данный отказ Управления образования является незаконным. Работа в должности учителя истории и обществознания относится к педагогической деятельности и связана с образовательным процессом, назначение и выплата единовременного государственного пособия и ежемесячного пособия ФИО1, как молодому специалисту, является мерой направленной на привлечение молодых специалистов для работы в различных отраслях, в данном случае для работы в педагогической сфере в сельской местности. Поэтому ФИО1 имеет право претендовать на получение социальных льгот, как молодой специалист. Тот факт, что диплом бакалавра получен по профилю «Мировая художественная культура», а не «История» или «Обществознание» не может ограничивать его трудовые права и являться основанием для лишения его социальных гарантий и льгот. Просят признать отказ Комиссии по назначению и выплате единовременного государственного пособия педагогическим работникам Управления образования администрации Пермского муниципального района в назначении ФИО1 и выплате указанного пособия незаконным, обязать Управление образования администрации Пермского муниципального района обеспечить МАОУ «<данные изъяты>» денежными средствами для назначения и выплаты ФИО1 единовременного государственного пособия и ежемесячного пособия, обязать МАОУ «<данные изъяты>» выплатить ФИО1, как молодому специалисту единовременное государственное пособие в размере <данные изъяты> рублей и выплатить ему ежемесячную надбавку в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ исковые требования были уточнены. В иске указано, что ФИО1 на основании приказа МАОУ «<данные изъяты>» -К (1) от ДД.ММ.ГГГГ уволен в соответствии с п.3 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации из выше указанного образовательного учреждения. В окончательной редакции иска прокурор, истец ФИО1 просят признать отказ Комиссии по назначению и выплате единовременного государственного пособия педагогическим работникам Управления образования администрации Пермского муниципального района в назначении ФИО1 и выплате указанного пособия незаконным, обязать Управление образования администрации Пермского муниципального района обеспечить МАОУ «<данные изъяты>» денежными средствами для назначения и выплаты ФИО1 единовременного государственного пособия и ежемесячного пособия, обязать МАОУ «<данные изъяты>» выплатить ФИО1, как молодому специалисту единовременное государственное пособие в размере <данные изъяты> рублей и выплатить ежемесячную надбавку в размере <данные изъяты> рублей за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, представлен соответствующий расчет.

Помощник прокурора Леушина Е.М. в судебном заседании заявленные исковые требования по уточненному исковому заявлению поддержала, просила их удовлетворить.

Истец – ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.

Ответчик – Управление образования администрации Пермского муниципального района о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседание представителя не направили, в письменных возражениях указали, что не согласны с исковыми требованиями в полном объеме. Указали, что Комиссией по назначению и выплате единовременного государственного пособия педагогическим работникам ФИО1 было отказано в выплате государственного пособия по причине несоответствия полученной специальности занимаемой должности. В соответствии с ч.1 ст.23 Закона Пермского края от 12.03.2014 года №308 ПК «Об образовании в Пермском крае» единовременное пособие выплачивается при следующих условиях: трудоустройство образовательной организации является первым после окончания обучения, в организации высшего или среднего профессионального образования, принятие педагогическим работником обязательства отработать в образовательной организации три года со дня заключения трехстороннего договора о предоставлении единовременного пособия между педагогическим работником, органом управления образования муниципального района и указанной образовательной организацией. Социальные гарантии могут быть представлены педагогическому работнику при наличии следующих оснований: окончание учреждения высшего или среднего профессионального образования по очной форме обучения, поступление на работу по полученной специальности и направлениям подготовки в государственную организацию Пермского края или в муниципальную образовательную организацию, финансируемую за счет субвенций из бюджета Пермского края, место работы для педагогического работника является первым после окончания образовательного учреждения. Полученная специальность ФИО1 не соответствует занимаемой должности, поэтому он не вправе претендовать на получение единовременного государственного пособия.

Ответчик - МАОУ «<данные изъяты>» о времени и месте судебного заседания надлежащим образом извещены, в судебное заседание представителя не направили.

Выслушав прокурора, истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

Согласно ч. 2 ст.7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст. 3 Трудового кодекса Российской Федерации каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.

В силу п.3 ч.6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

В соответствии с ч. 5 ст.47 Указанного закона педагогические работники имеют следующие трудовые права и социальные гарантии:

1) право на сокращенную продолжительность рабочего времени;

2) право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

3) право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;

4) право на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

5) право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

6) право на предоставление педагогическим работникам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда;

7) иные трудовые права, меры социальной поддержки, установленные федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В ч.1 ст. 46 Федерального закона от 29.12.2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Законом Пермского края от 12.03.2014 года №308-ПК «Об образовании в Пермском крае» установлено, что в Пермском крае педагогическому работнику государственной образовательной организации Пермского края и муниципальной образовательной организации, финансируемой за счет субвенций из бюджета Пермского края, педагогическому работнику образовательной организации, реализующей программы начального общего образования, или образовательной организации, реализующей программы дошкольного и начального общего образования, расположенных в сельском населенном пункте Пермского края и отнесенных к малокомплектным в соответствии с частью 2 статьи 12 настоящего Закона, устанавливаются дополнительно к федеральным следующие меры социальной поддержки:

1) лицам, поступающим на работу в соответствии со специальностями и (или) направлениями подготовки в указанные в настоящей части образовательные организации, в течение трех лет со дня окончания образовательной организации (по очной форме обучения) выплачивается единовременное государственное пособие в размере <данные изъяты> рублей.

Единовременное пособие выплачивается, если трудоустройство в указанной в настоящей части образовательной организации является первым после окончания обучения в организации высшего или среднего профессионального образования; принятие педагогическим работником обязательства отработать в указанной в настоящей части образовательной организации три года со дня заключения трехстороннего договора о предоставлении единовременного пособия между педагогическим работником, органом управления образования муниципального района (городского округа) (уполномоченным исполнительным органом государственной власти Пермского края в сфере образования) и указанной в настоящей части образовательной организацией (далее - договор о предоставлении единовременного пособия).

В случае прекращения трудового договора с образовательной организацией до истечения трех лет со дня заключения договора (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 1 статьи 77, пунктами 1, 2, 4 части 1 статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6, 7 части 1 статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) часть единовременного пособия в размере, пропорциональном неотработанному периоду, подлежит возврату в бюджет Пермского края. Единовременное государственное пособие выплачивается по основному месту работы.

Лицам, окончившим организации высшего или среднего профессионального образования (по очной форме обучения) и поступающим на работу в соответствии со специальностями и (или) направлениями подготовки в указанные в настоящей части образовательные организации, в течение трех лет со дня окончания образовательной организации устанавливается ежемесячная надбавка к заработной плате в размере <данные изъяты> рублей.

Как следует из материалов дела, Верхола ФИО7 на основании личного заявления принят на должность учителя истории и обществознания с ДД.ММ.ГГГГ в МАОУ «<данные изъяты>» (л.д. 12-13).

Верхола ФИО8 обучался по очной форме обучения в государственном гуманитарно-педагогическом университете <адрес> по специальности «педагогическое образование» с квалификацией «бакалавр» по профилю «мировая художественная культура», ему выдан диплом государственного образца от ДД.ММ.ГГГГ года(л.д. 10-11).

В протоколе заседания Комиссии по назначению и выплате единовременного государственного пособия педагогическим работникам от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Верхола ФИО9 отказано в назначении выплаты единовременного государственного пособия по причине несоответствия полученной специальности занимаемой должности (л.д. 14).

Из письма Управления образования администрации Пермского муниципального района следует, что ФИО1 окончил Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет по специальности «педагогическое образование» с квалификацией «бакалавр» по профилю «мировая художественная культура», принят в образовательное учреждение на должность учителя истории и обществознания. Занимаемая им должность не соответствует полученной специальности, в связи с этим ФИО1 утрачивает право на получение единовременного государственного пособия и ежемесячной надбавки к заработной плате в размере <данные изъяты> рублей (л.д. 15).

В письме Министерства образования и науки <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указано, что ФИО1 не вправе претендовать на получение единовременного государственного пособия, так как поступление на работу на должность учителя истории и обществознания в МАОУ «<данные изъяты>» не соответствует полученной специальности и (или) направлению подготовки в ГБОУВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» по направлению подготовки» педагогическое образование» с присвоением квалификации «бакалавр», по профилю «мировая художественная культура» (л.д. 38-39).

В ответе Министерства образования и науки <адрес> указано, что в соответствии с ч.1 ст. 46 ФЗ от 29.12.2012 года №273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, отвечающее квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или профессиональным стандартам. Согласно положениям раздела «квалификационные характеристики должностей работников образования «Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 года № 761н, в отношении учителя установлено требование о наличии высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявлений требований к стажу работы. Согласно положениям Закона Пермского края от 12.03.2014 года №308-ПК «Об образовании в Пермском крае» социальные гарантии могут быть предоставлены педагогическому работнику при наличии следующих оснований: окончание учреждения высшего или среднего профессионального образования (по очной форме обучения), поступление на работу по полученной специальности и направлениям подготовки в государственную образовательную организацию Пермского края или в муниципальную образовательную организацию, финансируемую за счет субвенций из Пермского края, место работы является первым после окончания образовательного учреждения. В соответствии с требованиями ч.1 ст.23 Закона №308-ПК ФИО1 не может претендовать на получение единовременного государственного пособия и ежемесячной надбавки к заработной плате (л.д. 60-61).

Согласно справке, представленной федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» ФИО1 действительно является выпускником указанного учреждения, очной формы обучения исторического факультета по направлению подготовки: педагогическое образование, профиль: «мировая художественная культура». Полученная им специальность, освоенные дисциплины и компетенции, закрепленные за направлением и профилем образования позволяют осуществлять педагогическую деятельность и преподавать такие дисциплины, как история и обществознание (л.д. 67).

На основании личного заявления и приказа от ДД.ММ.ГГГГ-К (1) МАОУ «<данные изъяты>» ФИО1 уволен с должности учителя истории и обществознания по инициативе работника в соответствии с п.3 ст.77 Трудового кодекса Российской Федерации (л.д. 66).

Из расчета, представленного Прокуратурой Пермского района следует, что ФИО1 согласно приказам МАОУ «<данные изъяты>» работал в указанном образовательном учреждении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно ему подлежит выплате единовременное пособие пропорционально отработанному периоду, а именно в размере 1/3 суммы единовременного пособия, которое предусмотрено в размере <данные изъяты> рублей, то есть за 1 год работы в сумме <данные изъяты> копеек. Законом Пермского края от 12.03.2014 года № 308-ПК «Об образовании в Пермском крае» предусмотрена в течение трех лет со дня окончания образовательной организации ежемесячная надбавка к заработной плате в размере <данные изъяты> рублей. Учитывая, что ФИО1 отработал 1 год, что равняется 12 месяцам, ему положена надбавка в размере <данные изъяты> рублей (12 месяцев*<данные изъяты> рублей = <данные изъяты> рублей).

Анализируя собранные по делу доказательства, судом установлено, что при поступлении на работу ФИО1 обратился с заявлением о назначении и выплате ему предусмотренных социальных льгот как молодому специалисту. Комиссией по назначению и выплате единовременного государственного пособия педагогическим работникам Управления образования администрации Пермского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в назначении выплаты единовременного государственного пособия по причине несоответствия полученной специальности занимаемой должности. С данным решением Управления образования администрации Пермского муниципального района согласиться нельзя по следующим основаниям.

ФИО1 в 2015 году окончил Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет по специальности: «педагогическое образование» с квалификацией «бакалавр» по профилю «мировая художественная культура» по очной форме обучения, что не оспаривается ответчиками.

В 2015 году ФИО1 по завершению учебного заведения поступил на первое место работы в МАОУ «<данные изъяты>», финансируемое за счет субвенций из бюджета <адрес>, на должность учителя истории и обществознания, то есть на должность по осуществлению педагогической деятельности, ранее за предоставлением социальных гарантий и льгот как молодому специалисту не обращался, поэтому имеет право на предоставление указанных социальных льгот.

Доводы возражений ответчика Управления образования администрации Пермского муниципального района о том, что ФИО1 поступил на работу не по полученной специальности, поэтому не имеет право на получение положенных Законом выплат как молодому специалисту, суд признает несостоятельными.

Условие, содержащееся в ст. 23 Законе Пермского края от 12.03.2014 года №308-ПК «Об образовании в Пермском крае» о том, что дополнительные социальные гарантии и льготы устанавливаются лицам, поступающим на работу по полученной специальности, ответчиком истолковано буквально.

Из должностной инструкции учителя основного общего образования следует, что на должность учителя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявлений требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявлений требований к стажу работы. Кроме того, из ответа ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» следует, что ФИО1 является выпускником указанного учреждения, очной формы обучения исторического факультета по направлению подготовки: педагогическое образование, профиль: «мировая художественная культура». Полученная им специальность, освоенные дисциплины и компетенции, закрепленные за направлением и профилем образования, позволяют осуществлять педагогическую деятельность и преподавать такие дисциплины, как история и обществознание.

Работа в должности учителя истории и обществознания относится к педагогической деятельности, связана с образовательным процессом, поскольку исходя из обязанностей учителя, он осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом их психолого-физиологических особенностей и специфики преподаваемого предмета, способствует формированию общей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения образовательных программ, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, в том числе по индивидуальным учебным планам.

Выплата единовременного пособия и ежемесячных выплат является мерой, направленной привлечь молодых специалистов для работы в различных отраслях, в данном случае в педагогической сфере в сельской местности.

Отказ истцу ФИО1 в выплате ему льгот и гарантий как молодому специалисту по основанию не соответствия занимаемой должности учителя истории и обществознания полученной специальности является необоснованным, в противном случае стимулирующая роль данных выплат теряла бы свое предназначение.

Проанализировав приведенные выше нормы права в их взаимосвязи, суд считает требования Прокуратуры Пермского района Пермсокго края и ФИО1 обоснованными, поскольку ФИО1 соответствует лицу, который вправе претендовать на получение социальных льгот и гарантий как молодому специалисту.

Тот факт, что ФИО1 получен диплом по профилю «мировая художественная культура», а не «история» или «обществознание» не может ограничивать его трудовые права и являться основанием для лишения его социальных гарантий и льгот, предусмотренных Законом.

Поскольку ФИО1 работал в МАОУ «<данные изъяты>» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, соответственно ему подлежит выплате единовременное пособие пропорционально отработанному периоду времени, согласно представленному расчету.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокуратуры Пермского района Пермского края, действующей в интересах Верхола ФИО10, Верхола ФИО11 к Управлению образования администрации Пермского муниципального района, муниципальному автономному образовательному учреждению «<данные изъяты>» о признании незаконным отказа в выплате единовременного пособия, возложении обязанности по обеспечению денежными средствами, обязанности по выплате пособия и ежемесячной надбавки – удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации Пермского муниципального района обеспечить муниципальное автономное образовательное учреждение «<данные изъяты>» денежными средствами для назначения и выплаты Верхола ФИО12 единовременного государственного пособия и ежемесячного пособия.

Обязать муниципальное автономное образовательное учреждение «<данные изъяты>» выплатить Верхола ФИО13, как молодому специалисту, единовременное пособие в размере <данные изъяты> копеек ежемесячную надбавку в размере <данные изъяты>) рублей <данные изъяты> копеек за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На решение может быть подано апелляционное представление, подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Пермский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда.

Судья Т.Н. Коцур