ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2933/17 от 25.05.2017 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 2-2933\17

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Г. Южно-Сахалинск 25 мая 2017 года.

Южно-Сахалинский городской суд в составе председательствующего судьи Бойковой М.Н.,

при секретаре судебного заседания Баженовой О.К.,

с участием представителя истца Л.Н.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Б.О.Н., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску региональной общественной организации «<данные изъяты>» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности прекратить деятельность по использованию (эксплуатации) объекта размещения отходов, о возложении обязанности устранить нарушение путем представления проектной документации по объекту размещения отходов,

УСТАНОВИЛ:

Региональная общественная организация «<данные изъяты>» обратилась с иском к ООО «<данные изъяты>», указывая, что ответчик является эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов «Производственная площадка по адресу Сахалинская область, Ногликский район, в <данные изъяты> автодороги <адрес>, западнее <адрес>» (далее - «Производственная площадка <адрес>»). На данном объекте хранятся и в последующем обезвреживаются буровые и нефтезагрязненные отходы, которые относятся к 1-5 классам опасности.

Истец указывает, что «Производственная площадка <адрес>» является объектом капитального строительства (сооружением). Следовательно, в соответствии с требованиями закона, проектная документация на данный объект размещения отходов, подлежит государственной экологической экспертизе.

Поскольку у ответчика отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы на используемый объект размещения отходов, то эксплуатация ООО «<данные изъяты>» «Производственная площадка <адрес>» подлежит прекращению, как несоответствующая требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

Просят суд обязать ООО «<данные изъяты>» прекратить в полном объеме деятельность по использованию (эксплуатации) объекта размещения отходов «Производственная площадка по адресу Сахалинская область, Ногликский район, в <данные изъяты> автодороги <адрес>, западнее <адрес>» в течение 7 календарных дней с момента вступления решения в законную силу. Обязать ООО «<данные изъяты>» устранить нарушение прав граждан и законодательства Российской Федерации путем представления проектной документации по объекту размещения отходов «Производственная площадка по адресу <адрес> автодороги <адрес>, западнее <адрес>» на государственную экологическую экспертизу.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле для дачи заключения привлечено Управление Росприроднадзора по Сахалинской области.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержала в полном объеме по доводам, приведенным в иске. Полагала, что производственная площадка с расположенными на ней механизмами, оборудованным наземным открытым резервуаром в совокупности составляет сооружение, которое, в соответствии с определениями, данными Градостроительным кодексом РФ, относится к объектам капитального строительства. На объекты капитального строительства, в соответствии с положениями ст. 11 ФЗ «Об экологической экспертизе», предусмотрено проведение экологической экспертизы.

Представитель ответчика иск не признал. Представил письменный отзыв на иск, в котором указывает, что на территории спорной производственной площадки отсутствуют какие либо объекты капитального строительства. Кроме того, производственная деятельность ответчика подлежит обязательному лицензированию. Регистрирование объектов в ГРОРО осуществляется Управлением РПН на основании предоставленных заявителем данных только после полной проверки соответствия заявленного объекта, установленным требованиям. Факт внесения «Производственная площадка <адрес>» в ГРОРО свидетельствует о том, что данный объект обустроен в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения и пригоден для хранения отходов. Обезвреживание отходов на «Производственной площадке <адрес>» осуществляется на установке «Инсинератор», которая не является недвижимым имуществом. Объектов, являющихся объектами капитального строительства, на площадке не имеется. Просили в удовлетворении иска отказать.

Представитель Управление Росприроднадзора по Сахалинской области в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного заседания были извещены надлежаще. ДД.ММ.ГГГГ поступило заключение, в котором находят требования истца необоснованными. Указывают, что объект «Производственная площадка <адрес>» не является объектом капитального строительства и проектная документация на данный объект отсутствует. На эксплуатирующие ООО «<данные изъяты>» объекты размещения отходов «Производственная площадка <адрес>» положительное заключение государственной экологической экспертизы не требуется.

Выслушав участников процесса, огласив и исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в совокупности, суд приходит к следующему.

Выпиской из ЕГРЮЛ подтверждается, что ООО «<данные изъяты>» является действующим юридическим лицом, зарегистрировано в налоговом органе с ДД.ММ.ГГГГ. Одним из дополнительных видов деятельности является сбор отходов, обработка и утилизация отходов.

Из показаний сторон и материалов дела установлено, что ответчик является эксплуатирующей организацией объекта размещения отходов «Производственная площадка по адресу Сахалинская область, Ногликский район, в <данные изъяты> автодороги <адрес>, западнее <адрес>» («Производственная площадка <адрес>»). Назначение указанного объекта размещения отходов - хранение и обезвреживание буровых и нефтезагрязняющих отходов. Данная «Производственная площадка <адрес>» включена в Государственный реестр объектов размещения отходов за , на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, буровые и нефтезагрязняющие отходы относятся к 3 и 4 классам опасности.

Согласно статьи 1 ФЗ от 23.11.1995 г. №174 -ФЗ «Об экологической экспертизе» экологическая экспертиза - установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В силу положений статьи 4, части 7.2 ст. 11 ФЗ от 23.11.1995 г. №174 –ФЗ, в Российской Федерации осуществляются государственная экологическая экспертиза и общественная экологическая экспертиза.

Объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня являются, в том числе, проектная документация объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, в том числе проектная документация на строительство, реконструкцию объектов, используемых для обезвреживания и (или) размещения отходов I - V классов опасности, а также проекты вывода из эксплуатации указанных объектов, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности.

В редакции, действовавшей на дату включения в Государственный реестр объектов размещения отходов «Производственная площадка <адрес>» - ДД.ММ.ГГГГ, статьей 11 ФЗ от 23.11.1995 г. №174 –ФЗ было установлено, что объектом государственной экологической экспертизы федерального уровня является проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности.

В статье 1 ФЗ от 24.016.1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дано понятие объекта размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Системное толкование приведенных выше норм позволяет суду прийти к выводу, что проведение государственной экологической экспертизы необходимо при наличии на производственной площадке объекта (сооружения) на возведение которого необходима проектная документация.

Согласно части 2 ст.48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

На представленных суду стороной истца и стороной ответчика фотографиях «Производственная площадка <адрес>» какие- либо объекты строительства, в том числе капитального строительства, отсутствуют. На фотографиях видно, что производственная площадка представляет собой земельный участок, обнесённый ограждением, с расположенными на нем инженерном сооружением «инсинератор» и открытым резервуаром с нефтепродуктами.

Поскольку на спорной «Производственная площадка <адрес>» отсутствуют объекты строительства, на возведение которых необходима проектная документация, то положительное заключение государственной экологической экспертизы на использование ответчиком данного объекта размещения отходов, не требуется.

При таких обстоятельствах, суд находит требования истца не основанными на законе и отказывает в их удовлетворении.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования региональной общественной организации «<данные изъяты>» в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о возложении обязанности прекратить деятельность по использованию (эксплуатации) объекта размещения отходов, о возложении обязанности устранить нарушение путем представления проектной документации по объекту размещения отходов, оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, через Южно-Сахалинский городской суд.

Председательствующий М.Н. Бойкова

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий М.Н. Бойкова