ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2934/19 от 07.01.2019 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

УИД: 04RS0007-01-2019-003687-61

Дело № 2-2934/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 августа 2019 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Кудряшовой М.В., при секретаре Цыбиковой Э.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о признании права на получение мер социальной поддержки,

установил:

Обращаясь в суд, истец ФИО1 просит признать за ним право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий, а также обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия включить его в Единый сводный список граждан-претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий.

Требования мотивированы тем, что истец с *** состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по п.1 ст.29 Жилищного кодекса РСФСР, что подтверждается справкой администрации МО СП «Мухоршибирское» Мухоршибирского района РБ. При обращении истца *** в Министерство социальной защиты населения РБ с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья ветеранам, инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, истцу было отказано со ссылкой на ФЗ «О ветеранах» №5-ФЗ, согласно которого право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют ветераны боевых действий, вставшие на учет до 1 января 2005 г. Министерство социальной защиты населения РБ указало, что истец не имеет права на включение в список претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность, в связи с тем, что не усматривается статус ветерана боевых действий, поскольку удостоверение ветерана получено ***. Однако истец не имел возможности встать на учет по категории «ветеран боевых действий» в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01.01.2005 в связи с длительным рассмотрением пакета документов истца военным комиссариатом Республики Бурятия и отсутствием соответствующих бланков. Удостоверение истец получил *** Право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета у истца возникло до 01.01.2005. Отсутствие у него удостоверения ветерана боевых действий до указанного времени не лишает его права на получение социальных льгот, установленной для данной категории граждан. Поэтому истец считает, что отказ Министерства социальной защиты населения РБ в предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья, а также исключение истца из Единого сводного списка граждан по Республике Бурятия является незаконным и необоснованным, противоречащим требованиям ФЗ «О ветеранах».

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Определением суда от *** к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация МО СП «Мухоршибирское».

Истец ФИО1, надлежаще извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия.

В судебном заседании представитель истца ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила, просила признать право ФИО1 на меры социальной поддержки с ***, в остальной части исковые требования поддержала, суду пояснила, что истец является ветераном боевых действий, принимал непосредственное участие в боевых действиях в адрес, и в *** по месту жительства встал на учет как нуждающийся в улучшении жилищных условий по категории «ветеран боевых действий». Несмотря на то, что удостоверение ветерана истец получил в *** считает, что он имеет полное право на меры социальной поддержки, просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения РБ ФИО3, действующая на основании доверенности в судебном заседании исковые требования ФИО1 не признала. Суду пояснила, что возражает относительно заявленных истцом требований, поскольку удостоверение «ветеран боевых действий» истцу выдано ***, в связи с чем, право на получение мер социальной поддержки у него не возникло. Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия в настоящее время он исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем. Таким образом, права на предоставление меры социальной поддержки по обеспечению жильем граждан за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых в рамках реализации ст. 23.2 Закона № 5-ФЗ истец не имеет. Реализация права истца на обеспечение жилым помещением должна осуществляться в соответствии с жилищным законодательством РФ. Полномочий по реализации указанного механизма Министерство социальной защиты населения РБ не имеет. Расходные обязательства Республики Бурятия для указанной категории лиц законодательством Бурятии не предусмотрены. Просит в иске отказать.

В судебное заседание представитель третьего лица Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представитель по доверенности ЛМА просил рассмотреть дело в отсутствие представителя Минстроя России. Согласно представленному отзыву на исковое заявление, представитель возражал относительно заявленных исковых требований ФИО1 Указывая, что непосредственное участие в боевых действиях является обязательным условием для признания граждан ветераном боевых действий. Сам факт прохождения службы на территории Чеченской Республики основанием для получения удостоверения ветерана боевых действий не является. Несение истцом службы на территории Чеченской Республики не является основанием для улучшения его жилищных условий за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Федеральным законом от *** № 5-ФЗ «О ветеранах». В силу Перечня государств, городов, территория и периодов ведения боевых действий с участием граждан РФ приводимый в приложении к ФЗ ... в рассматриваемом случае относится выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года. Более того, военнослужащим, выполнявшим задачи на условиях вооруженного конфликта немеждународного характера в Чеченской Республике и на непосредственно прилегающих к ней территориях Северного Кавказа, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, наряду с гарантиями и компенсациями, предусмотренными Законом РФ ..., предоставляются дополнительные права и льготы, не связанные с обеспечением жилыми помещениями (улучшением жилищных прав), в том числе в соответствии с положениями Федерального закона № 5-ФЗ, и связаны с денежными компенсациями и льготами и т.д. Минстрой России ставит под сомнение право истца на получение статуса ветерана боевых действий и улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета. Документом, подтверждающим факт отнесения к категории «ветерана боевых действий», имеющей право на получение жилого помещения за счет федерального бюджета, является удостоверение ветерана боевых действий. Гражданин может быть поставлен на учет нуждающихся в жилом помещении по категории «ветеран боевых действий» только при предъявлении соответствующего удостоверения. Истец поставлен на учет в *** на общих основаниях. Согласно ответу Военного комиссариата Республики Бурятия ФИО1 обратился в военный комиссариат с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий лишь в ***, статус ветерана боевых действий присвоен ему в ***. Считает, что нельзя признать за истцом право на реализацию меры государственной поддержки на улучшение жилищных условий, предусмотренную ФЗ № 5, с *** поскольку ФИО1 поставлен на учет нуждающихся по общим основаниям. В *** в момент постановки на учет у истца право на реализацию меры государственной поддержки, предусмотренной для ветеранов боевых действий, в отсутствие удостоверяющего его документа не возникло. ФИО1, поставленный на учет по общим основаниям и не представивший документы, подтверждающие особый статус ветерана, не может быть включен в республиканский реестр нуждающихся ветеранов боевых действий, вставших на учет до 2005 года. Полагает, что удовлетворение исковых требований может повлечь нарушение конституционного принципа равенства и нарушение прав граждан данной категории, вставших на учет как до 1 января, так и после *** Кроме того, ветераны боевых действий, вставшие на учет после ***, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. Просит в иске отказать.

Представитель третьего лица - администрации муниципального образования сельское поселение «Мухоршибирское», в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. И.о. руководителя администрации МО СП «Мухоршибирское» ПОВ направила ходатайство, в котором просила рассмотреть дело без их участия на усмотрение суда.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему:

Конституция Российской Федерации, предусматривая в соответствии с целями социального государства установление в Российской Федерации гарантий социальной защиты населения (статья 7), вместе с тем не закрепляет способы и объем такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан. Решение этих вопросов, относящихся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт "ж" части 1 Конституции Российской Федерации), является прерогативой законодателя, который, располагая достаточно широкой дискрецией при установлении организационно-правовых форм и механизмов реализации социальной защиты, определяет круг лиц, подлежащих социальной защите, включая социальную поддержку, а также предусматривает конкретные меры такой поддержки, критерии их дифференциации и условия предоставления с учетом конституционных принципов и норм, как закрепляющих единый для всех граждан Российской Федерации конституционный статус личности, так и обусловливающих специальный статус отдельных категорий граждан.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации закреплены Федеральным законом «О ветеранах», который, с учетом заслуг этих граждан по защите Отечества, безупречной военной службы, иной государственной службы и продолжительного добросовестного труда, устанавливает такие категории ветеранов, как ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий на территории СССР, территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы и ветераны труда (статья 1), и в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (преамбула), определяет конкретные меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, относящимся к той или иной категории ветеранов.

Пункт 1 статьи 3 данного Федерального закона относит к ветеранам боевых действий, в частности, военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1).

При этом в силу пункта 3 той же статьи Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к данному Федеральному закону, который, в свою очередь, включает в числе прочего и выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года (раздел III приложения; абзацы введены Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2004 года).

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляется такая мера социальной поддержки как обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 11.1 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Таким образом, основанием для включения в республиканский Реестр для обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий в порядке, определенном Законом о ветеранах, является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий и постановка на учет в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов республики по месту жительства в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 в период с *** по *** проходил воинскую службу на территории адрес в составе комендантской роты <адрес>.

*** Военным комиссариатом Республики Бурятия ФИО1 выдано удостоверение ветерана боевых действий ....

С ***, то есть до получения указанного удостоверения, ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий (на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР), что подтверждается выпиской из журнала регистрации очередников на квартиры, представленной администрацией МО СП «Мухоршибирское» Мухоршибирского района Республики Бурятия.

Поскольку на момент принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, у ФИО1 отсутствовало удостоверение ветерана боевых действий, в настоящее время Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия он исключен из Единого списка граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем.

Указанные действия ответчика, по исключению истца из Единого списка со ссылкой на отсутствие у него права на получение меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем суд не может признать законными и обоснованными.

Действительно, согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.

Как следует из п. 1 Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2003 года № 763 «Об удостоверении ветерана боевых действий» (далее - Инструкция), удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона «О ветеранах», является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.

Согласно п. 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.

Как следует из положений Порядка выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 29 сентября 2017 года № 595, в качестве подтверждения участия лица в боевых действиях могут быть использованы не только приказы соответствующих командиров (начальников) воинских частей, но и другие документы, подтверждающие непосредственное его участие в боевых действиях.

Исходя из вышеизложенного следует, что фактическое участие в боевых действиях определяется на основании приказов с указанием дат или периодов, когда сотрудники или военнослужащие принимали участие в боевых операциях, подтверждается также архивными справками.

Таким образом, для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а, следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки (указанная позиция отражена в определении Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2018 г. № 3107-О).

В данном случае факт прохождения ФИО1 военной службы по контракту, в ходе которой он в период с *** по *** принимал непосредственное участие в боевых действиях в составе комендантской роты <адрес>, дающий право на отнесение к ветеранам боевых действий, подтверждается не только удостоверением ветерана боевых действий, не по вине истца оформленным лишь ***, но и записями в его военном билете. Доказательств обратному, суду не представлено.

Кроме того, согласно сообщению врио Военного комиссара Республики Бурятия удостоверение ветерана боевых действий было выдано ФИО1 *** в связи с воинской службой на территории Чеченской республики в составе комендантской роты <адрес> в период с *** по ***

Следовательно, на момент обращения ФИО1 в Администрацию муниципального образования сельского поселения «Мухоршибирское» Мухоршибирского района Республики Бурятия с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ветерана боевых действий (на основании п. 2 ч. 1 ст. 29 Жилищного кодекса РСФСР) такое право у истца объективно имелось, подтверждалось приложенными к заявлению документами, и *** он обоснованно принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий именно как ветеран боевых действий. Получение удостоверения ветерана боевых действий позднее даты постановки на учет не может являться основанием для лишения его права на получение гарантированного государством права.

В связи с чем, доводы ответчика и третьего лица об отсутствии у ФИО1 права на указанные меры ввиду выдачи удостоверения ветерана боевых действий после *** судом отклоняются, как основанные на неверном понимании и толковании закона.

Кроме того, удостоверение ветерана является лишь правоподтверждающим документом, действующее законодательство предусматривает в качестве основания возникновения прав ветеранов на получение мер социальной поддержки и корреспондирующих им обязанностей органов государственной власти по предоставлению этих мер не факт выдачи лицу соответствующего удостоверения, а факт участия гражданина в боевых действиях в периоды и на территориях, поименованных в указанном выше Перечне.

Действующее законодательство Российской Федерации разграничивает порядок обеспечения жильем категории граждан, к которым относится ФИО1, в зависимости от времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, до или после ***, а не в зависимости от времени получения соответствующего удостоверения ветерана боевых действий.

Получение удостоверения ветерана боевых действий позднее даты постановки на учет не может являться основанием для лишения получения им гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 о признании за ним как за ветераном боевых действий права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с ***, признаются судом обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать за ФИО1, ... года рождения, как ветерана боевых действий, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» с даты постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, то есть с ***

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия включить ФИО1 в Единый сводный список граждан на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 03 сентября 2019 г.

Судья: М.В. Кудряшова