ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2934/2014 от 29.07.2014 Кызылского городского суда (Республика Тыва)

  Дело № 2-2934/2014

РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 29 июля 2014 года город Кызыл

 Кызылский городской суд Республики Тыва в составе

 председательствующего Шиирипей А.В., при секретаре Д.,

 с участием представителей истца Ш.А.В., С.Т.С., представителя ответчика О.Н.Г., представителей третьих лиц Ш.Г.И., Б.Ш.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело Ы.С.Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанность включить в реестр на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и предоставлении субсидии,

 УСТАНОВИЛ:

 Ы.С.Д. обратился в суд с иском (с учетом уточнения требований) к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва (далее – Минтруд Республики Тыва, министерство) о возложении обязанности поставить в реестр и предоставить субсидию как члену семьи погибшего военнослужащего, взыскании судебных расходов, указав, что его сына Ы. призвали в ряды российской армии 28 мая 1998 года, службу начал в войсковой части * военным водителем. 31 декабря 1999 года он трагически погиб при выполнении боевого задания в ***, его смерть была связана с исполнением обязанностей военной службы. Истец как отец погибшего военнослужащего был принят на учет на получение жилой площади до 01 января 2005 года, до настоящего времени ответчиком жилье не предоставлено.

 Истец Ы.С.Д., представитель Департамента земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла (третьего лица) в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в их отсутствие в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

 Представители истца Ш.А.В. (по доверенности), С.Т.С. (по устному ходатайству) иск поддержали пояснив, что истец состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, как в Правительстве Республики Тыва, так и в Мэрии г.Кызыла, однако контрольная карточка им утеряна. Он неоднократно обращался в государственные органы и в Мэрию г.Кызыла по данному вопросу, однако ему отказывали в предоставлении жилья ввиду отсутствия строящихся домов и свободных квартиры, полагает, что истца незаконно не включили в реестр лиц, вставших на учет до 01 марта 2005 года, его вины в том, что не сохранились документы не имеется. Также то обстоятельство, что Правительством Республики Тыва он был поставлен на учет подтверждается соответствующими письмами.

 Представитель Минтруда Республики Тыва (ответчика) О.Н.Г. (по доверенности) с иском не согласился и просил в его удовлетворении отказать, пояснив, что согласно постановлению Правительства Республики Тыва от 22.02.2013 мерами социальной поддержки подлежат обеспечению лица, вставшие на учет до 01 марта 2005 года в органе местного самоуправления, такого решения у истца не имеется, в сводный реестр Ы.С.Д. также не включен.

 Представитель Военного комиссариата Республики Тыва (третьего лица) Ш.Г.И. (по доверенности) в заседании поддержала иск Ы.С.Д. пояснив, что его семья действительно находится в трудном положении, нуждается в жилье, ранее Военным комиссариатом неоднократно направлялись ходатайства, как в органы исполнительной власти Республики Тыва, так и в администрацию и Мэрию г.Кызыла, фактически эта семья нуждалась в предоставлении жилья до 01 марта 2005 года, о чем указывает имеющаяся переписка.

 Представитель мэрии г. Кызыла (третьего лица) Б.Ш.М. (по доверенности) в заседании пояснила, что по данным жилищного отдела ДЗИО Мэрии г.Кызыла учетное дело истца отсутствует, из Правительства Республики Тыва в жилотдел также не поступало. Сведений, подтверждающих постановку истца на учет для предоставления жилья в срок до 01 марта 2005 года, в Мэрии г.Кызыла не имеется, на каком основании начальником жилотдела был дан ответ о постановке на учет с ноября 2005 года пояснить не может.

 Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

 Согласно пунктам 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации. Прохождение военной службы осуществляется, в частности, гражданами – по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

 В пункте 3 статьи 2 вышеуказанного закона предусмотрено, что граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

 В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных организациях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

 Пунктом 2 статьи 25 вышеуказанного закона установлено, что на членов семей военнослужащих, погибших при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, распространяются социальные гарантии и компенсации, действующие в отношении членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне  .

 Аналогичная по содержанию законоположение содержится в статье 3 Закона РФ от 21.01.1993 N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах".

 Согласно справке о рождении Отдела Управления ЗАГС РТ (Агентства) в *** от 08 августа 2005 года Ы. родился **, его родителями являются Ы.С.Д., С..

 31 декабря 1999 года Ы. умер (свидетельство о смерти ***).

 29 февраля 2000 года мать Ы. – С. извещена о гибели сына Ы., ** года рождения, водителя войсковой части *, ***, при выполнении боевого задания в *** **, смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

 Согласно справке Военного комиссариата Республики Тыва Ы. действительно погиб при выполнении боевых задач на территории *** 31 декабря 1999 года, смерть связана с исполнением обязанностей военной службы.

 24 июля 2000 года командование Кызылского гарнизона направило в жилищный отдел администрации г. Кызыла ходатайство о предоставлении родителям погибшего в чеченской войне Ы. – Ы.С.Д., С. – благоустроенной квартиры.

 Указами Президента Российской Федерации * от 21 февраля 2000 года, 23 марта 2000 года Ы. награжден медалью «За отвагу», орденом «Мужество».

 Из материалов дела следует, что Ы.С.Д. является отцом военнослужащего срочной службы по призыву Ы., погибшего 31 декабря 1999 года при исполнении обязанностей военной службы в ***, поэтому он в силу вышеизложенных положений нормативных правовых актов имеет право на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных для членов семей военнослужащих, погибших в Великой Отечественной войне.

 Так, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее – Закон о ветеранах) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются следующие меры социальной поддержки: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

 Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются родителям погибшего (умершего) инвалида войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий (подпункт 1 пункта 2 статьи 21 Закона о ветеранах).

 В силу пунктов 1, 2 статьи 23.2 Закона о ветеранах Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

 Пунктом 2 части 3 статьи 23.2 Закона о ветеранах установлено, что объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, в частности, следующих категорий граждан – членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны.

 Исходя из положений частей 2, 3 статьи 2 Закона Республики Тыва от 17.02.2006 N 1680 ВХ-1 "О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Республики Тыва отдельным категориям граждан по договорам социального найма" в качестве мер социальной поддержки за счет средств, предусмотренных в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете в виде субвенций, из жилищного фонда Республики Тыва жилые помещения по договорам социального найма предоставляются категориям граждан, установленным статьями 14 - 19 и 21 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" и статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года. Граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

 Согласно пункту 1 Постановления Правительства РФ от 25.08.1999 N 936 "О дополнительных мерах по социальной защите членов семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, непосредственно участвовавших в борьбе с терроризмом на территории Республики Дагестан и погибших (пропавших без вести), умерших, ставших инвалидами в связи с выполнением служебных обязанностей" Министерству обороны Российской Федерации, Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, другим федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации   предписано предоставлять во внеочередном порядке семьям погибших (пропавших без вести) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилые помещения по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 28.10.1999 N 1197-68 действие вышеуказанного постановления распространено на военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и сотрудников уголовно-исполнительной системы, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона, и членов их семей.

 Постановлением Правительства Республики Тыва от 22.02.2013 N 110 утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее – Порядок).

 Пунктами 1, 2 указанного документа предусмотрено, что Порядок определяет предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, в форме предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья. Реализация на территории Республики Тыва государственных полномочий по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в форме единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья отдельным категориям граждан из числа ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляется в пределах средств, предусмотренных в Федеральном фонде компенсаций и передаваемых в республиканский бюджет Республики Тыва в виде субвенций на указанные цели.

 Согласно подпункту «и» пункта 3 указанного Порядка правом на предоставление мер социальной поддержки на приобретение (строительство) жилья обладают следующие категории граждан в соответствии с положениями федеральных законов "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г., в частности, члены семей погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий: родители погибшего (умершего) инвалида Великой Отечественной войны, участника Великой Отечественной войны и ветерана боевых действий. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

 Исходя из содержания указанных правовых актов можно сделать вывод, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших военнослужащих носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения заинтересованных лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

 Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

 Из представленных суду доказательств следует, что 14 марта 2000 года Ы.С.Д., С. направили обращение Президенту Республики Тыва с просьбой оказать содействие в получении жилья, так как их сын Ы. погиб в *** при выполнении боевого задания. Данное обращение рассмотрено, предложено рассмотреть просьбу в 2000 году.

 27 декабря 2001 года Военный комиссариат Республики Тыва направил председателю Госстроя Республики Тыва ходатайство о предоставлении квартиры семье погибшего военнослужащего по призыву в Северо-Кавказском регионе в декабре 1999 года Ы., семья Ы.С.Д. проживает в общежитии по ***, площадь комнаты 18 кв.м., состав семьи – 8 человек.

 05 декабря 2005 года заместителем мэра г. Кызыла в Правительство Республики Тыва направлено обращение о выделении благоустроенной квартиры семье Ы.С.Д. Его семья принята на учет по получению жилой площади как семья погибшего воина Ы.

 Согласно справке начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья М. от сентября 2006 года семья Ы.С.Д. принята на учет по получению жилья, как семья погибшего воина с 14 ноября 2005 года.

 08 декабря 2005 года Ы.С.Д. повторно обратился к Председателю Правительства Республики Тыва с обращением об оказании содействия в предоставлении жилья.

 27 декабря 2005 года Правительством Республики Тыва дан ответ Ы.С.Д., согласно которому в ближайшие 2-3 года удовлетворить его просьбу не имеется возможности вследствие малого количества вводимого жилья в г. Кызыле. Просьба будет удовлетворена при подходе его очереди и сдаче жилья в г. Кызыле.

 19 июня 2008 года Минтрудом Республики Тыва на обращение Ы.С.Д. о предоставлении жилья разъяснено, что данный вопрос должен быть разрешен органом местного самоуправления по месту его жительства.

 06 мая 2014 года Минтрудом Республики Тыва на обращение Ы.С.Д. дан ответ о том, что меры социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления выплаты на приобретение (строительство) жилья предоставляются гражданам из числа признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет по улучшению жилищных условий до 01 января 2005 года. В сводном республиканском реестре, сформированном в 2005 году на основании сведений, представленных органами местного самоуправления, Ы.С.Д. не значится. В справке, выданной мэрией г. Кызыла 24 апреля 2006 года, указано, что он поставлен на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 14 ноября 2005 года. Поэтому выделение единовременной денежной выплаты на приобретение жилья не представляется возможным, рекомендовано обратиться в мэрию г. Кызыла для решения жилищного вопроса.

 Предъявляя исковые требования о возложении обязанность включить в реестр на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и предоставлении субсидии к Минтруду Республики Тыва, истец полагает, что он был принят на учет на получение жилой площади до 01 января 2005 года, до настоящего времени ответчиком жилье не предоставлено.

 Согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

 Между тем в нарушение требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной истца не представлено достоверных доказательств, подтверждающих факт признания нуждающимся его в улучшении жилищных условий органом местного самоуправления и постановки на учет до 01 января 2005 года.

 Так, согласно информации, представленной Департаментом земельных и имущественных отношений мэрии г. Кызыла по запросу суда, Ы.С.Д. на учете граждан, нуждающихся в получении жилья, не значится, последний состоял на учете в Правительстве Республики Тыва, в акте от 12 ноября 2009 года о передаче дел с заявлениями граждан по вопросам предоставления жилья, поступивших в Правительство Республики Тыва с 1995 года по 09 апреля 2007 года, мэрии *** Ы.С.Д. не значится.

 В письме заместителя мэра г. Кызыла от 05 декабря 2005 года дата постановки на учет Ы.С.Д. также не указана, а согласно справке начальника отдела учета, приватизации и обмена жилья М. его семья принята на учет только с 14 ноября 2005 года.

 С учетом изложенного, суд полагает, что стороной истца не опровергнуто утверждение Минтруда Республики Тыва, изложенное в ответе от 06 мая 2014 года, о том, что Ы.С.Д. был поставлен на учет органом местного самоуправления 14 ноября 2005 года, то есть уже после 01 января 2005 года, поэтому его право подлежит реализации в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а не в соответствии с Законом о ветеранах.

 Поэтому в удовлетворении иска Ы.С.Д. к Минтруду Республики Тыва надлежит отказать за недоказанностью обстоятельств, в обоснование которых истец ссылается как на основания своих требований.

 На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Иск Ы.С.Д. к Министерству труда и социальной политики Республики Тыва о возложении обязанность включить в реестр на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета и предоставлении субсидии – оставить без удовлетворения.

 На решение может быть подана также апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Тыва в течение одного месяца со дня составления судом решения в мотивированной форме через Кызылский городской суд.

 Мотивированное решение составлено 04 августа 2014 года (с учетом выходных дней – 02 и 03 августа 2014 года).

 Судья А.В.Шиирипей