ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2934/2016 от 29.11.2016 Заводской районного суда г. Орла (Орловская область)

Дело №2-2934/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 ноября 2016 г. г. Орел

Заводской районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Каверина В.В.,

при секретаре Козловой Е.Г.,

с участием представителя истца – администрации г. Орла Карасевой Е.В., представителя ответчика УФССП России по Орловской области Поцелуевой А.В.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации г. Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

установил:

администрация г. Орла обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В обоснование требований указала, что решением Советского районного суда города Орла от 27.08.2015 на администрацию г. Орла возложена обязанность предоставить ФИО2 на состав семьи 1 человек благоустроенное жилое помещение в городе Орле общей площадью не менее 28 кв.м. и более 40 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения. 26.11.2015 межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам (далее – МОСП по ОИП) УФССП России по Орловской области было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен). 20.09.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с истца исполнительского сбора в размере (информация скрыта) Расходы на реализацию мер по обеспечению жилищных прав лиц из числа детей-сирот производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий год. 10.02.2015 уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2015 год №3-л от 30.12.2015 доведены лимиты бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орел» в размере (информация скрыта). С учетом предусмотренного из бюджета области финансирования администрацией города Орда принято Постановление от 13.03.2015 года №837 «О приобретении жилья для детей-сирот». В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств администрацией города Орла заключены: 1) 22.06.2015г. с МКУ «Управление капитального строительства г.Орла» муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья (номер обезличен) на строительство 1 квартиры по адресу: (адрес обезличен)А; 2) 03.07.2015г. с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья (номер обезличен) на строительство 27 квартир по адресу: (адрес обезличен), согласно которым во исполнение 28 судебных решений Советского районного суда города Орла, принятых в 2014 году, администрацией г.Орла поданы заявления об отсрочках исполнения решений. Однако решения 2015 года, в том числе решение от 27.08.2015 года по иску ФИО2, в их число не вошли ввиду отсутствия финансирования из бюджета Орловской области на исполнение переданных администрации г.Орла государственных полномочий. Поскольку выделенных денежных средств из бюджета Орловской области в 2015 году оказалось недостаточно для надлежащего и своевременного исполнения в полном объеме администрацией города Орла переданных государственных полномочий по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, администрацией города Орла 27.11.2015г, 04.03.2016г. направлены обращения Губернатору Орловской области В.В.Потомскому о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения решений вынесенных Советским районным судом города Орла в 2015 году, в том числе решения по иску ФИО2 27.01.2016 года до МО «Город Орёл» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере (информация скрыта) Согласно письму Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области от 05.02.2016г. (номер обезличен) Орловской областью было осуществлено погашение кредиторской задолженности для исполнения муниципального контракта 2015г. на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот за счет лимитов, доведенных на 2016г. На оставшиеся денежные средства в размере (информация скрыта) 31.03.2016г. на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 29 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.04.2016. 08.06.2016г. на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла повторно был размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.06.2016. 18.07.2016г. на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в третий раз размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.08.2016. 21.09.2016г. на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в четвертый раз размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 20 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. После проведения публичных процедур, заключения муниципального контракта и оформления прав муниципальной собственности на приобретенные квартиры, решение Советского районного суда г.Орла от 27.08.2015г. будет исполнено в полном объеме.

На основании приведенных доводов, ссылаясь на то, что администрацией г. Орла предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 20.09.2016 по исполнительному производству (номер обезличен)ИП в размере (информация скрыта)

В судебном заседании представитель администрации г. Орла по доверенности Карасева Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям.

В судебном заседании представитель УФССП России по Орловской области Поцелуева А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что должник - администрация г. Орла не исполнила в установленный законом срок решение суда, в связи с чем в отношении нее было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Поскольку должник не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, не представил доказательств действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем просила в удовлетворении заявленного иска отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон, Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу п. 12 ст. 30 указанного Закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Как следует из п. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

В соответствии с п. 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.

В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (п. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).

В силу п. 6 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно п. 7 ст. 112 Закона, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.

Согласно разъяснениям, данным в п. 75 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П «По делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.

Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.

Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.

Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда города Орла от 27.08.2015 были удовлетворены исковые требования ФИО2 к администрации города Орла о предоставлении жилого помещения по договору специализированного найма благоустроенного жилого помещения по установленным социальным нормам, на администрацию города Орла возложена обязанность предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение в городе Орле общей площадью не менее 28 кв.м. не более 40 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи один человек (л.д. 7-10).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 28.10.2015 решение Советского районного суда г. Орла от 27.08.2015 было оставлено без изменения (л.д. 11-14).

26.11.2015 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен) в отношении должника администрации г. Орла о возложении обязанности предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение в г. Орле общей площадью не менее 28 кв.м. не более 40 кв.м. по договору найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек (л.д. 15).

В соответствии с пунктом 2 данного постановления судебного пристава-исполнителя, должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.

Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа неимущественного характера, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере (информация скрыта) (п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства).

20.09.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области в рамках исполнительного производства №23256/15/57024-ИП от 26.11.2015 вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в размере (информация скрыта) (л.д. 15).

Обосновывая свои исковые требования, истец ссылался на то, что им приняты все возможные меры к исполнению решения суда.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации

В том числе, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации относятся дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение (п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).

Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 9 указанного Закона финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с 01.01.2014 приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.

Как установлено в судебном заседании, 27.11.2015 в адрес Губернатора Орловской области администрацией города Орла было направлено обращение, в котором указывалось, что на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2015 г. в размере (информация скрыта) 22.06.2015 с МУП «Управление капитального строительства г.Орла» в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключен муниципальный контракт (номер обезличен) участия в долевом строительстве жилья на 1 однокомнатную квартиру по адресу: (адрес обезличен). 03.07.2015 с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт (номер обезличен) участия в долевом строительстве жилья на строительство 27 квартир по адресу: (адрес обезличен). Таким образом после передачи в марте 2016 г. построенных жилых помещений администрации города и регистрации права муниципальной собственности, будут исполнены решения суда, принятые в интересах 28 лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, остаются не обеспеченными финансированием из бюджета Орловской области еще 30 решений суда в отношении лиц указанной категории граждан (2 решения приняты в 2014 г. и 28 решений – в 2015 г.). Кроме того, 116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании «Город Орел», должны быть обеспечены специализированными жилыми помещениями в 2015 г. В связи с чем администрация г.Орла просила решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств на указанные цели.

В 2015 г. администрацией г. Орла было подано заявление в Советский районный суд г.Орла об отсрочке исполнения решения от 27.08.2015 со ссылкой на отсутствие достаточного финансирования из бюджета Орловской области на исполнение переданных администрации г.Орла государственных полномочий, которое осталось без удовлетворения. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 02.03.2016 определение Советского районного суда г. Орла от 21.01.2016 об отказе администрации г. Орла в предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 27.08.2015 было оставлено без удовлетворения.

04.03.2016 в адрес Губернатора Орловской области администрацией города Орла было направлено повторное обращение, в котором указывалось, что на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2015 г. в размере (информация скрыта) 22.06.2015 с МУП «Управление капитального строительства г.Орла» в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключен муниципальный контракт (номер обезличен) участия в долевом строительстве жилья на 1 однокомнатную квартиру по адресу: (адрес обезличен)А. 03.07.2015 с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт (номер обезличен) участия в долевом строительстве жилья на строительство 27 квартир по адресу: (адрес обезличен). 16.12.2015 муниципальное образование «Город Орел» в соответствии с условиями контракта приняло квартиры по актам приема-передачи. Ранее был оплачен аванс в сумме (информация скрыта) Для окончательно расчета с ОАО «Орелстрой» была направлена заявка от 22.12.2015 (номер обезличен) на финансирование оставшейся суммы муниципального контракта в размере (информация скрыта) Однако, данное обязательство своевременно исполнено не было, в связи с чем на 1.01.2016 сложилась кредиторская задолженность. Уведомлением от 29.12.2015 до Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла доведены бюджетные назначения на 2016 г. в размере (информация скрыта) на обеспечение жилищных прав лиц указанной категории. На оставшиеся денежные средства в размере (информация скрыта) Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла в соответствии с планом-графиком, предусмотрено в марте 2016 г. проведение электронного аукциона на приобретение 29 квартир. Все приобретенные жилые помещения будут предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых приняты судебные решения в 2014-2015 гг. Однако остаются не обеспеченные финансированием еще 24 судебных решения, вступивших в законную силу. Кроме того, 147 лиц этой категории, состоящих на учете в администрации г.Орла, должны быть обеспечены жильем в 2016 г. В связи с чем администрацией г. Орла был поставлен вопрос о выделении дополнительных средств на приобретение жилых помещений для указанны лиц.

В ответ на обращение по вопросу погашения задолженности для исполнения муниципального контракта на приобретение жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Главе администрации г.Орла было сообщено о разрешении данного вопроса в соответствии с Постановлением Правительства Орловской области от 15.05.2014 №115 «Об утверждении порядка погашения за счет средств областного бюджета кредиторской задолженности, образовавшейся при исполнении Закона Орловской области об областном бюджете на соответствующий год» за счет бюджетных ассигнований 2016 года (л.д. 20).

31.03.2016г. на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 29 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.04.2016.

12.04.2016 судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО6 было сообщено о ходе исполнения решения суда.

08.06.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла повторно был размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.06.2016.

18.07.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в третий раз размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 05.08.2016.

20.09.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области в рамках исполнительного производства (номер обезличен) было вынесено постановление, которым был установлен новый срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа, установленный судебным приставом-исполнителем в постановлении о возбуждении исполнительного производства от 26.11.2015, - до 10.10.2016.

21.09.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в четвертый раз размещен электронный аукцион (номер обезличен) на определение поставщика для осуществления закупки 20 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

В связи с неисполнением администрацией г.Орла в новый срок содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, 17.10.2016 в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

24.10.2016 на имя руководителя Управления ФССП России по Орловской области Департаментом строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта и дорожного хозяйства Орловской области была направлена информация об исполнении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

02.11.2016 Главой администрации г. Орла Губернатору и Председателю Правительства Орловской области также было направлено обращение с просьбой решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретших такое право, жилыми помещениями, и на исполнение судебных решений, принятых в их интересах, в котором было указано, что для исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 году из бюджета Орловской области выделены финансовые средства в размере (информация скрыта) За вычетом кредиторской задолженности, сложившейся по итогам 2085 года, размер выделенных средств составил (информация скрыта) Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла проведено 4 электронных аукциона по закупке жилых помещений. Согласно электронной документации на торгах предполагалась закупка 40 новых благоустроенных однокомнатных квартир. Объявленные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок. Проводится работы по организации очередных торгов. Однако, по состоянию на 1.11.2016 не исполнено 74 решений суда, вступивших в законную силу, из них 2 решения, принятых в 2014 году, 45 – в 2015 году, 27 – в 2016 году, в том числе, в отношении ФИО2 13 решений судов не вступили в законную силу. Кроме того, еще 90 лиц этой категории, состоящих на учете в администрации г.Орла, должны быть обеспечены жильем в 2016 году, и в 2017 году приобретут право на предоставление специализированного жилого помещений еще 54 человека.

Разрешая возникший спор, суд, учитывая разъяснения, данные в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», выясняя вопрос о степени вины администрации г. Орла в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, приходит к выводу, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что должник не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не мог вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанное с приобретением жилого помещения для ФИО2, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что, в свою очередь, требует значительного времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.

При этом суд учитывает, что заместителем Председателя Правительства Орловской области по строительству, топливно-энергетическому комплексу, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и дорожному хозяйству письмами от 24.03.2016, 06.05.2016, 10.05.2016, администрации г. Орла запрещалось приобретение жилья для вышеуказанной категории граждан на рынке вторичного жилья.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии вины администрации г. Орла в неисполнении решения суда в установленный 5-дневный срок, в связи с чем исковые требование администрации г. Орла об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.

Согласно ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.

Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования администрации г. Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.

Освободить администрацию г. Орла от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 20.09.2016 по исполнительному производству (номер обезличен) в размере (информация скрыта)

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 04.12.2016.

Судья В.В. Каверин