ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2934/2021 от 23.07.2021 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года город Нижневартовск

Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в составе:

председательствующего судьи Свиновой Е.Е.,

при секретаре Пановой Н.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2934/2021 по иску прокурора Нижневартовского района в защиту интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Самотлорнефтегаз» о возложении обязанности по рекультивации лесного участка,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Нижневартовского района в защиту интересов Российской Федерации обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района проведена проверка на основании поступивших материалов Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты - Мансийского автономного округа — Югры о нефтезагрязнении земель лесного фонда АО «Самотлорнефтегаз». В соответствии с оперативным сообщением об инциденте на объекте АО «Самотлорнефтегаз» «загрязненный земельный участок № (инцидент от <дата>)» площадь: 0,1565га установлен факт размещения нефтепродуктов. При этом до настоящего времени обществом проект рекультивации нефтезагрязненных лесных участков не разработан, к работам по рекультивации юридическое лицо не приступило. Вопреки основополагающим принципам охраны окружающей среды АО «Самотлорнефтегаз» на протяжении длительного времени причиняется вред компонентам окружающей среды, к которым, согласно ст. 1 Федерального закона 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относится почва. АО «Самотлорнефтегаз» не позднее 7 месяцев обязано приступить к рекультивации нарушенных земель. Однако до настоящего времени ответчиком не разработаны и не согласованы в установленном законом порядке проект рекультивации нефтезагрязненных земель и не приняты меры по проведению работ по рекультивации участков. Таким образом, длительное непринятие АО «Самотлорнефтегаз» мер по рекультивации нефтеразливов создает угрозу возникновения пожаров в лесах на загрязненной нефтью территории, приводит к деградации почв и наносит необратимый вред объектам экологической системы на территории лесного фонда, а также препятствует надлежащей реализации РП «Чистая страна» портфеля национального проекта «Экология». Просит суд возложить на АО «Самотлорнефтегаз» обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект рекультивации земель на территории лесного фонда площадью 0,1565 га на объекте «загрязненный земельный участок № », обеспечив его согласование с уполномоченными органами; возложить на АО «Самотлорнефтегаз» обязанность восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,1565га на объекте «загрязненный земельный участок № » путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства РФ от <дата>, в указанные в проекте сроки; возложить на АО «Самотлорнефтегаз» обязанность по возмещению ущерба окружающей среде в результате нефтезагрезнения в соответствии с претензионным требованием Северо-Уральского управления Росприроднадзора о возмещении причиненного ущерба на объекта «Загрязненный земельный участок №».

Определением Нижневартовского городского суда от <дата> производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора Нижневартовского района в защиту интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Самотлорнефтегаз» о возложении на АО «Самотлорнефтегаз» обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу утвердить проект рекультивации земель на территории лесного фонда площадью 0,1565 га на объекте «загрязненный земельный участок № », обеспечив его согласование с уполномоченными органами и по возмещению ущерба окружающей среде в результате нефтезагрезнения в соответствии с претензионным требованием Северо-Уральского управления Росприроднадзора о возмещении причиненного ущерба на объекта «Загрязненный земельный участок №», прекращено в виду отказа от иска в данной части.

Представитель истца ФИО1 в судебном заседании на исковых требованиях настаивал, доводы, изложенные в исковом заявлении поддержал, ссылаясь на то, что до настоящего времени ответчиком не предприняты действия по рекультивации (восстановлению) загрязненного земельного участка. Уплату денежных средств в счет возмещения вреда окружающей природной среде не произвел, между тем, возмещение ущерба не освобождает ответчика от восстановления целостности загрязненного земельного участка. Просил требования удовлетворить.

Представители ответчика ФИО2 и ФИО3, действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласились, суду объяснили, что в настоящее время ответчиком разработан, согласован и утвержден проект рекультивации земель, работы по рекультивации не начаты. Полагает, что проведение рекультивации является самостоятельной мерой ответственности. Поскольку Росприроднадзор также вправе обратиться в суд о денежном возмещении ущерба природе, считает, что проведение рекультивации будет являться двойной мерой ответственности ответчика, что недопустимо. Просили отказать истцу в удовлетворении требований, поскольку иск заявлен преждевременно.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Северо-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно представленным письменным пояснениям, считает, что исковые требования законны и обоснованы.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (статья 9, часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статья 36, часть 2).

В силу статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду.

Согласно ст.46 ФЗ «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством в области охраны окружающей среды.

Согласно части 2 статьи 60.12 Лесного кодекса Российской Федерации, при использовании лесов, должны соблюдаться установленные законодательством Российской Федерации требования по охране окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия, выполняться меры по охране лесов от загрязнения (в том числе нефтяного, радиоактивного и другого) и иного негативного воздействия, включая меры по сохранению лесных насаждений, лесных почв, среды обитания объектов животного мира, других природных объектов в лесах, а также должна осуществляться, в том числе посредством лесовосстановления и лесоразведения, рекультивация земель, на которых расположены леса и которые подверглись загрязнению и иному негативному воздействию.

На основании части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что на основании договоров аренды -ДА от <дата>, -ДА от <дата>, -ДА от <дата>, -ДА от <дата>, -ДА от <дата> у ответчика в аренде находится земельный участок площадью 0,1565га, используемый под объекты обустройства Самотлорского месторождения нефти, расположенный в кварталах Нижневартовского лесничества, Нижневартовского участкового лесничества (л.д. 88-167).

Как следует из материалов дела, прокуратурой <адрес> проведена проверка на основании поступивших материалов Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты - Мансийского автономного округа — Югры о нефтезагрязнении земель лесного фонда АО «Самотлорнефтегаз». Согласно оперативному сообщению об инциденте на объекте АО «Самотлорнефтегаз» «загрязненный земельный участок № (инцидент от <дата>)» площадь: 0,1565 га (земли лесного фонда – 0,0579 га, земли промышленности – 0,0691 га, земли лесного фонда за границами арендуемых земель – 0,0295га) установлен факт размещения нефтепродуктов (л.д.12,19-20).

В частности, <дата> в 13 часов 50 минут на линейном нефтесборе кустовой площадки (точка врезки кустовой площадки Самотлорского месторождения нефти, <данные изъяты> по сварному шву на 6 часов произошла разгерметизация трубопровода с последующим выходов нефтесодержащей жидкости на почвенный покров. Причина инцидента дефект сварного шва (л.д. 82-83,86,87).

В результате проверки по факту разлива нефтесодержащей жидкости (нефти) на нефтепроводе установлено, что в результате разлива нефтесодержащей жидкости произошло загрязнение территории лесного фонда в выделе 14, 64 квартала 404 Нижневартовского урочища Нижневартовского участкового лесничества. Нижневартовского территориального отдела – лесничества.

Согласно Акту при осмотре Нижневартовского урочища Нижневартовского участкового лесничества. Нижневартовского территориального отдела – лесничества, расположенного в районе кустовой площадки 1486 Самотлорского месторождения нефти установлено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) земель лесного фонда. Загрязненный участок представляет собой болотистую местность с заросшей травянисто-кустарниковой растительностью и произрастающими на нем лиственными и хвойными породами деревьев (л.д.84).

Постановлением Росприроднадзора -ЗН от <дата> АО «Самотлорнефтегаз» был привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ. В ходе административного расследования специалистами ФГБУ ЦЛАТИ по УФО по ХМАО-Югре отобрана контрольная проба почвы с загрязненного земельного участка и фоновая проба почвы с незагрязненного земельного участка (л.д. 168-171).

Согласно протоколам от <дата> по результатам количественного химического анализа почвы в контрольной пробе массовая доля нефтепродуктов составила 27000мг/кг; по результатам количественного химического анализа почвы в фоновой пробе массовая доля нефтепродуктов составила 120 мг/кг.

Таким образом, по результатам КХА в контрольной пробе почвы массовая доля нефтепродуктов превысила концентрацию загрязняющего вещества в почве фоновой пробы в 225 раз.

Указанные обстоятельства произошедшего разлива нефтесодержащей жидкости на территории лесного фонда по вине ответчика и причинение вреда почвам, лесному фонду стороной ответчика не оспаривались.

Согласно расчету Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора размер вреда, причиненного почвам - как объекту охраны окружающей среды на территории Самотлорского месторождения кустовой площадки (точка врезки кустовой площадки ), район куста Самотлорского месторождения, 2 043 000 рубля (л.д.79-81).

Произошедший инцидент по разливу нефтесодержащей жидкости свидетельствует о том, что АО «Самотлорнефтегаз» обязанность по безопасной и безаварийной эксплуатации нефтепровода не обеспечена, в результате чего причинен ущерб объектам окружающей природной среды.

Согласно части 1 статьи 77 ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

В соответствии с частью 2 статьи 78 ФЗ «Об охране окружающей среды», на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Согласно пунктам 13 и 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (статья 1082 ГК РФ, статья 78 Закона об охране окружающей среды). При этом выбор способа возмещения причиненного вреда при обращении в суд осуществляет истец.

Вместе с тем, принимая во внимание необходимость эффективных мер, направленных на восстановление состояния окружающей среды, в котором она находилась до причинения вреда, наличие публичного интереса в благоприятном состоянии окружающей среды, суд с учетом позиции лиц, участвующих в деле, и конкретных обстоятельств дела вправе применить такой способ возмещения вреда, который наиболее соответствует целям и задачам природоохранного законодательства.

В случае, если восстановление состояния окружающей среды, существовавшее до причинения вреда, в результате проведения восстановительных работ возможно лишь частично (в том числе в силу наличия невосполнимых и (или) трудновосполнимых экологических потерь), возмещение вреда в соответствующей оставшейся части осуществляется в денежной форме.

Таким образом, возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможно как в денежной форме, так и в виде выполнения мероприятий по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

В силу пункта 1 статьи 1064, пункта 1 статьи 1079 Гражданского кодекса РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Материалами дела факт причинения вреда окружающей среде (почвам) в результате разлива нефтепродуктов из трубопровода (источника повышенной опасности), владельцем которого является ответчик, подтверждается.

Согласно ст.1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и ст.77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» привлечение к имущественной ответственности возможно при представлении истцом доказательств, подтверждающих наличие вреда, обосновывающих с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.

Целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния.

Осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий. Реальная стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды может значительно превышать стоимость работ по рекультивации нарушенных земель. При определении полного экологического вреда учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре.

Таким образом, проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.

В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Статьей 60.14 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях охраны лесов, включая лесные насаждения, лесные почвы, среду обитания объектов животного мира и другие природные объекты в лесах, от нефтяного загрязнения осуществляются мероприятия по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Подвергшиеся нефтяному загрязнению земли, на которых расположены леса, подлежат рекультивации (часть 2).

Согласно части 3 вышеуказанной статьи, особенности охраны лесов от нефтяного загрязнения, а также осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила проведения рекультивации и консервации земель утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>.

В соответствии с п.3 Правил проведения рекультивации и консервации земель, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.

Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п.3 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков.

Согласно подп.«б» п.4 Правил, разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, обеспечивается арендаторами земельных участков, землепользователями, землевладельцами - в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п.5 Правил, рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Согласно п.8 Правил, рекультивация земель осуществляются в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий.

Технические мероприятия могут предусматривать планировку, формирование откосов, снятие поверхностного слоя почвы, нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, возведение ограждений, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для предотвращения деградации земель, негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, дальнейшего использования земель по целевому назначению и разрешенному использованию и (или) проведения биологических мероприятий.

Биологические мероприятия включают комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы.

Применительно к возникшим отношениям, в соответствии с п.10 Правил, проект рекультивации земель подготавливается в виде отдельного документа.

В соответствии с подп.«б» п.26 Правил, лица, допустившие деградацию земель обязаны обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, установленный решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, а в случаях, если указанными документами этот срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены, в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия, в результате которого произошла деградация земель.

Согласно п.28 Правил, срок проведения работ по рекультивации земель определяется проектом рекультивации земель и не должен составлять более 15 лет.

Судом установлено, подтверждается материалами дела, что в <дата> был согласован, а <дата> утвержден, Проект рекультивации нефтезагрязненных земель АО «Самотлорнефтегаз» на объекте: «Загрязненный земельный участок № (инцидент от <дата>), площадь 0,1565 га (земли лесного фонда в границах арендуемых земель – 0, 0579 га, земли промышленности – 0,0691 га, земли лесного фонда за границами арендуемых земель – 0,0295га).

Сроки проведения работ по рекультивации определены в п. 5.3 проекта рекультивации: технический этап начало 2021 год, окончание 2023 год, биологический этап начало 2023 год, окончание 2024 год.

Согласно разделу 5 Проекта рекультивации, рекультивация нефтезагрязненных земель осуществляется последовательным выполнением комплекса мероприятий в два этапа: технический и биологический в соответствии с фактическим состоянием земельного участка с учетом местных почвенно-климатических условий, степени повреждения и загрязнения биотопов, ландшафтно-геохимической характеристики загрязненных земель.

Технический этап рекультивации нефтезагразненных земель проводится с целью создания рекультивационного слоя со свойствами, благоприятными для биологической рекультивации.

Технический этап состоит из удаления погибшего леса, поскольку нефтяные разливы приводят к полной гибели древесной растительности, образованию зон сухостойного леса, что является серьезным препятствие для проведения рекультивационных работ, а возобновление жизни лесообразующих пород возможно только после ликвидации загрязнения, и сбора разлитой нефти (нефтепродуктов), находящейся в почве, на поверхности водоемов.

Биологический этап рекультивации нефтезагрязненных земель включает мероприятия по восстановлению их хозяйственной и экологической ценности, к которым относят комплекс агротехнических, биотехнологических и фитомелиоративных мероприятий: внесение органических и минеральных удобрений, биопрепаратов нефтеокисляющего действия, посев трав и высадка древесных растений, уход за рекультивированной территорией до сдачи земель собственнику.

Согласно уведомлению от <дата>, направленного ответчиком в адрес Управления экологии, природопользования, земельных ресурсов, по жилищным вопросам и муниципальной собственности, Нижневартовского лесничества, в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, обществом были разработаны и направлены на согласование проекты рекультивации нефтезагрезненных земель, в том числе, по участку (л.д.21-22).

Как указывалось выше, проект рекультивации был согласован и утвержден <дата>.

Также из указанного уведомления следует, что претензия Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений ХМАО-Югры по загрязненному земельному участку с инвентарным номером находится на рассмотрении обществом, вред, причиненный земельному участку в результате загрязнения, не возмещен в добровольном порядке.

Статья 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определяет, что целью гражданского судопроизводства является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.

В развитие закрепленной в статье 46 Конституции Российской Федерации гарантии на судебную защиту прав и свобод человека и гражданина ч.1 ст.3 Гражданского процессуального кодекса РФ устанавливает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Тем самым, гражданское процессуальное законодательство, конкретизирующее положения статьи 46 Конституции Российской Федерации, исходит по общему правилу из того, что любому лицу судебная защита гарантируется только при наличии оснований предполагать, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат и при этом указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.

Исходя из содержания и смысла пункта 26 Правил рекультивации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>, ответчик, допустивший загрязнение земельного участка обязан обеспечить разработку проекта рекультивации земель и приступить к рекультивации земель в срок, не позднее чем 7 месяцев с даты загрязнения земельного участка.

Принимая во внимание, что разлив нефтесодержащей жидкости произошел <дата>, проект рекультивации и начало работ по рекультивации должны быть начаты не позднее <дата>.

Согласно п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» возможность возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды поставлена в зависимость от наличия проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного с соблюдением требований действующего законодательства.

Поскольку проект рекультивации нарушенного земельного участка разработан, согласован и утвержден в установленном порядке, но не исполняется ответчиком, суд приходит к выводу о необходимости возложения на ответчика обязанности восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,1565 га на объекте «загрязненный земельный участок № ».

Доводы представителя ответчика о том, что предъявленное требование о возложении обязанности на общество по рекультивации загрязненного земельного участка и возмещении вреда в денежной форме, которое предъявлено обществу Северо-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора об уплате в добровольном порядке 2 043 000 рублей является двойной ответственностью за одно и то же нарушение, что в силу законодательства, по его мнению, недопустимо, а также, что ни истцом, ни сторонами по делу в данном случае не был определен наиболее эффективный способ устранения нарушения в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскании убытков) или возмещения вреда в натуре путем проведения рекультивационных работ, суд признает несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018 (определение от 20.06.2018 № 302-ЭС18-1483), а также в пункте 28 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019 (определение от 26.11.2018 № 304-ЭС18-11722), целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния, в связи с чем, истец вправе выбрать способы, предусмотренные статьей 1082 ГК РФ, статьей 78 Закона № 7-ФЗ, а суд с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность этих способов, применить тот, который наиболее соответствует этим целям.

Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении – зависит, прежде всего, от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды. В отсутствие таких обстоятельств суд вправе избрать способ защиты в виде компенсации вреда в денежном выражении (взыскание убытков).

Как разъяснено в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», при определении размера причиненного окружающей среде вреда, подлежащего возмещению в денежной форме согласно таксам и методикам, должны учитываться понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (пункт 2.1 статьи 78 закона № 7-ФЗ).

Возмещение вреда в денежной форме возложено на ответчика в связи загрязнением земельного участка площадью 0,1565 га, и причинения вреда лесному фонду. Действиями ответчика, выразившимися в ненадлежащем содержании своего имущества, систематически причинялся вред окружающей природной среде, однако мер мер по ликвидации и дальнейшему недопущению нефтеразливов ответчиком предпринято не было, в материалах дела доказательств обратного не имеется, и суду не представлено.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что возложение на ответчика обязанности по рекультивации нефтезагрязненного земельного участка не может являться двойной мерой ответственности за нарушение целостности окружающей природной среды.

Иное прямо противоречит позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 28 декабря 2020 № 306-ЭС20-16219 по делу № А57-8748/2019, Обзору судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021) (вопрос 30).

Таким образом, судом установлено, что загрязнение участка произошло в виду ненадлежащего выполнения ответчиком обязанности по безопасной и безаварийной эксплуатации нефтепровода, в результате чего причинен ущерб объектам окружающей среды, после разлива нефти ответчиком <дата> лишь утвержден проект рекультивации загрязненных земель, однако, в предусмотренные законом сроки активные действия по ликвидации, реальному устранению причиненного почвам вреда и восстановлению нарушенного состояния окружающей среды, ответчиком не предприняты, также не возмещен ущерб окружающей среде в денежном выражении.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора Нижневартовского района о возложении на ответчика АО «Самотлорнефтегаз» обязанности по восстановлению естественного состояния загрязненного спорного земельного участка путем проведения рекультивации в сроки, установленные проектом рекультивации, разработанным в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от <дата>.

На основании ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета муниципального образования город Нижневартовск подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, в размере 6000 рублей

Руководствуясь ст. ст. 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Обязать акционерное общество «Самотлорнефтегаз» восстановить естественное состояние нефтезагрязненного лесного участка площадью 0,1565 га на объекте «загрязненный земельный участок № » путем проведения рекультивационных работ на основании проекта рекультивации земель, разработанного, согласованного и утвержденного <дата>, в указанные в проекте сроки.

Взыскать с акционерного общества «Самотлорнефтегаз» в доход бюджета муниципального образования «город Нижневартовск» государственную пошлину в размере 6000 рублей

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца после вынесения решения в окончательной форме через Нижневартовский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Судья Е.Е. Свинова

Мотивированное решение изготовлено 29 июля 2021 года