РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Свердловский районный суд г. Иркутска в составе:
председательствующего судьи Камзалаковой А.Ю.,
при секретаре Донсковой Ю.В.,
с участием: истца Караман Т.М., представителя ответчиков Мерзликиной Е.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 38RS0036-01-2023-002550-82 (2-2934/2023) по иску ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» о признании действий незаконными, устранения нарушения прав, перерасчете, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
В Свердловский районный суд г. Иркутска обратилась ФИО2 с исковым заявлением к ПАО «Иркутскэнерго», ПАЛ «Байкальская энергетическая компания» о признании действия незаконными, устранения нарушения прав.
В обоснование исковых требований ФИО2 с учетом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) указала, что она является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес обезличен> с 03.10.2013. С момента перехода на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией о предоставлении коммунальной услуги с января 2016 года по май 2023 года, она не получала платежные документы. С 19.12.2019 офис ПАО «Иркутсэнергосбыт» по адресу: <адрес обезличен>, в который истец была вынуждена обращаться ежемесячно за получением платежных документов, закрыт. Не предоставление своевременной и достоверной информации относительно начисленного размера за оказанную жилищно-коммунальную услугу за период с января 2016 по май 2023 года по мнению истца является неправомерный и нарушает ее права как потребителя.
Кроме указанного в отсутствие платёжных документов, истец ФИО2, полагает начисление пени необоснованным, поскольку в силу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), не представление платежных документов об оплате коммунальных услуг, влечет за собой отсутствие у ресурсоснабжающей организации основания начислять пени за все время просрочки по причине ненадлежащего исполнения своего обязательства по предоставлению платежных документов.
На основании изложенного (в редакции исковых требования от 06.09.2023 л.д. 101-102), ФИО2 просит суд:
Признать действия ООО «Байкальская энергетическая компания», выразившиеся в не предоставлении ФИО2 в период с 01.09.2020 по 31.05.2023 своевременной и достоверной информации о размере начисленной платы на коммунальную услугу неправомерными и нарушающими права потребителя.
Признать действия ПАО «Иркутскэнерго», выразившиеся в не предоставлении ФИО2 в период с 01.01.2018 по 30.08.2020 своевременной и достоверной информации о размере начисленной платы на коммунальную услугу неправомерными и нарушающими права потребителя.
Обязать ООО «БЭК» сделать в полном объеме перерасчет начисленных пени путем аннулирования таковых за весь период (с 01.09.2020 по 31.05.2023) в отношении собственника помещения ФИО2, вернув денежные средства на предоставленные реквизиты собственника помещения ФИО2
Обязать ПАО «Иркутскэнерго» сделать в полном объеме перерасчет начисленных пени путем аннулирования таковых за весь период (с 01.01.2018 по 30.08.2020) в отношении собственника помещения ФИО2, вернув денежные средства на предоставленные реквизиты собственника помещения ФИО2
Обязать ПАО «Иркутскэнерго» общую денежную сумму переплаты истцом ФИО2 в размере 19 246,44 рублей за период с 01.01.2018 по 30.08.2022 вернуть на представленные реквизиты собственника помещения ФИО2
Взыскать с ООО «БЭК» в пользу ФИО2 на предоставленные реквизиты собственника помещения ФИО2 денежную сумму в размере 25 000 рублей, включающую в себя компенсацию причиненного морального вреда.
В судебном заседании истец ФИО2, заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, повторив доводы, указанные в исковом заявлении, уточнении к нему, а также в письменных пояснениях.
Представитель ответчиков ФИО4 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, пояснив, что ПАО «Иркутскэнерго» до сентября 2020 ПАО «Иркутскэнерго» оказывало услуги населению по предоставлению горячего водоснабжения и отопления. С сентября 2020 года указанные услуги оказывает ПАО «Байкальская энергетическая компания». Соответствующие квитанции по оплате таких услуг направляются потребителям через почтовые отделения по месту нахождения объектов недвижимости, в отношении которых производится начисление коммунальной услуги, о чем имеется соответствующие договоры, заключенные ответчиками и УФПС Иркутской области – филиалом ФГУП «Почта России». Полагала, что несвоевременное получение платежного документа не снимает с потребителя обязанности оплатить полученную услугу и не лишает ресурсоснабжающую организацию требовать уплаты пени в случае неоплаты коммунальных услуг.
Третье лицо ФИО8 в судебное заседании, о дате, времени и месте которого извещена надлежащим образом, не явилась, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 100).
Третьи лица ФГУП «Почта России» в лице филиала – Управления Федеральной Почтовой связи Иркутской области, ООО «Иркутскэнергосбыт», привлеченные определением Свердловского районного суда г. Иркутска от 01.11.2023 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей в судебное заседание не направили, об отложении судебного заседания не просили.
Ознакомившись с исковыми требованиями, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материала дела, дав оценку собранным по делу доказательствам, суд находит требования ФИО2 не подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В ходе судебного заседания судом установлено и из материалов дела следует, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес обезличен>, кадастровый <Номер обезличен> принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО8 и ФИО2
В соответствии с частью 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании: 1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива; 2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.
Согласно пункту 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Рассмотрев требования ФИО2 в части признания действий ПАО «Иркутскэнерго», выразившихся в не предоставлении платежных документов за период с января 2018 года по 30 августа 2020 года, признания действий ООО «БЭК», выразившихся в не предоставлении платежных документов за период с 01.09.2020 про 31.05.2023 незаконными и нарушающими права потребителя, судом установлено следующее.
Обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями, истец указала, что с января 2016 года (с момента перехода на прямые договора с ресурсоснабжающими организациями) до настоящего момента, она не получает квитанции об оплате коммунальной услуги по отоплению и горячему водоснабжению, до декабря 2019 года она лично получала платежные документы, после указанного времени вручение платежных документов, ей, как собственнику квартиры, расположенной по адресу: <адрес обезличен>, не производится.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основание своих требований или возражений.
Обязанность доказывания предоставления услуги надлежащего качества, а именно направление платежных документов потребителю, в данном случае возложена на сторону ответчика – ООО «БЭК» и ПАО «Иркутскэнерго».
Возражая против доводов истца о не предоставлении ей платежных документов за период с января 2018 года по август 2023 года, представитель ответчиков ФИО4 настаивала на том, что бытовым потребителям, в том числе и истцу, платежные документы доставляются АО «Почта России» в соответствии с заключенными договорами на оказание услуг по доставке платежных документов, непосредственно в почтовый ящик. В подтверждение своих доводов, представителем ответчиком представлены соответствующие письменные доказательства, изучив которые, суд установил следующее.
23.12.2010 между ОАО (в настоящее время ПАО) «Иркутскэнерго» (принципал) и ООО «Иркутскэнергосбыт» (агент) заключен агентский договор, в соответствии с условиями которого, принципал поручает, а агент обязуется от имени и за счет принципала совершать с 01.01.2011 юридические и фактические действия, направленные на обеспечение реализации тепловой энергии потребителя принципала.
14.07.2020 между ООО «БЭК» (принципал) и ООО «Иркутскэнергосбыт» (агент) заключен аналогичный агентский договор, по условиям которого, ООО «Иркутскэнергосбыт» принял на себя обязательства от имени и за счет принципала, осуществлять юридические действия, в том числе по формированию, печати и направлению платежных квитанций в почтовые ящики за установку ОПДУ тепловой энергии (абзац 6 пункта 1.1 агентского договора).
Таким образом, ООО «Иркутскэнергосбыт» в силу договорных отношений, выступал агентом ПАО «Иркутскэнерго», а с 14.07.2020 – агентом ООО «БЭК», в связи с чем имело право на начисление платы за коммунальные услуги отопления и горячего водоснабжения, а также выставление счетов потребителям от имени ПАО «Иркутскэнерго», ООО «БЭК».
01.03.2018 между ООО «Иркутскэнергосбыт» (заказчик) и ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной Почтовой связи Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» (исполнитель) заключен договор <Номер обезличен>-Д. Из пункта 1.1 указанного договора следует, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по доставке документов, включающей в себя оказание услуг по транспортировке, экспедированию, адресному распространению, осуществлению мониторинга доставки документов на бумажном носителе бытовым потребителям на территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживанию Центрального, Иркутского городского, Восточного, Слюдянского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» (приложение <Номер обезличен> к настоящему договору) в количестве и по цене в соответствии с условиями настоящего договора.
Из пункта 2.2.1 договора от 01.03.2018 установлено, что исполнитель (ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной Почтовой связи Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России») ежемесячно осуществляет выполнение обязанностей в рамках настоящего договора: транспортировку и экспедирование от заранее оговоренного места заказчика; доставку по адресу проживания бытовых потребителей по территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживания Центрального, Иркутского городского, Восточного, Слюдянского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» следующих видов документов: а) платежных документов на оплату коммунальных услуг, предоставляемых ООО «Иркутскэнергосбыт»; б) других документов по заданию Заказчика.
Из абзаца 3 пункта 2.2.2 договора от 01.03.2018 установлено, что доставка документов осуществляется в почтовые ящики плательщиков коммунальных услуг.
Согласно приложению <Номер обезличен> к Договора <Номер обезличен> от 01.03.2018 зона обслуживания Центрального отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» включает в себя <адрес обезличен>, примыкающие к ним населенные пункты <адрес обезличен>, в том числе <адрес обезличен> (пункт 23 приложения <Номер обезличен>).
<Дата обезличена> между ООО «Иркутскэнергосбыт» (заказчик) и ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной Почтовой связи <адрес обезличен> – филиала ФГУП «Почта России» (исполнитель) заключен договор <Номер обезличен>-Д на условиях, аналогичных условиям договора <Номер обезличен>-Д от <Дата обезличена>.
Из пункта 1.1 договора <Номер обезличен>-Д от 28.03.2019 следует, что заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по доставке документов, включающей в себя оказание услуг по транспортировке, экспедированию, адресному распространению, осуществлению мониторинга доставки документов на бумажном носителе бытовым потребителям на территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживанию Левобережного, Правобережного, Шелеховского, Восточного, Слюдянского, Усольского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» (приложение № 1 к настоящему договору) в количестве и по цене в соответствии с условиями настоящего договора.
Из пункта 2.2.1 договора от 28.03.2018 установлено, что исполнитель (ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной Почтовой связи Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России») ежемесячно осуществляет выполнение обязанностей в рамках настоящего договора: транспортировку и экспедирование от заранее оговоренного места заказчика; доставку по адресу проживания бытовых потребителей по территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживания Левобережного, Правобережного, Шелеховского, Восточного, Слюдянского, Усольского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» следующих видов документов: а) платежных документов на оплату коммунальных услуг, предоставляемых ООО «Иркутскэнергосбыт»; б) других документов по заданию Заказчика.
Из абзаца 3 пункта 2.2.2 договора от 28.03.2019 установлено, что доставка документов осуществляется в почтовые ящики плательщиков коммунальных услуг.
Согласно приложению <Номер обезличен> к Договора <Номер обезличен> от 28.03.2019 зона обслуживания Левобережного отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» включает в себя <адрес обезличен>, примыкающие к ним населенные пункты <адрес обезличен>, в том числе р.<адрес обезличен> (пункт 23 приложения <Номер обезличен>).
<Дата обезличена> между ООО «Иркутскэнергосбыт» (заказчик) и ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной Почтовой связи Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» (исполнитель) заключен договор <Номер обезличен>.5.1.1/710, согласно пункту 1.1 договора которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по доставке документов, включающей в себя оказание услуг по транспортировке, экспедированию, адресному распространению, осуществлению мониторинга доставки документов на бумажном носителе бытовым потребителям на территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживанию Левобережного, Правобережного, Шелеховского, Восточного, Слюдянского, Усольского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» (приложение <Номер обезличен> к настоящему договору) в количестве и по цене в соответствии с условиями настоящего договора.
Из пункта 2.2.1 договора от 29.03.2020 установлено, что исполнитель ежемесячно осуществляет выполнение обязанностей в рамках настоящего договора: транспортировку и экспедирование от заранее оговоренного места заказчика; доставку по адресу проживания бытовых потребителей по территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживания Левобережного, Правобережного, Шелеховского, Восточного, Слюдянского, Усольского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» следующих видов документов: а) платежных документов на оплату коммунальных услуг, предоставляемых ООО «Иркутскэнергосбыт»; б) других документов по заданию Заказчика.
Из абзаца 3 пункта 2.2.2 договора от 29.03.2020 установлено, что доставка документов осуществляется в почтовые ящики плательщиков коммунальных услуг.
Согласно приложению <Номер обезличен> к Договора <Номер обезличен> от 29.03.2020 зона обслуживания Левобережного отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» включает в себя <адрес обезличен>, примыкающие к ним населенные пункты <адрес обезличен>, в том числе р.<адрес обезличен> (пункт 19 приложения <Номер обезличен>).
21.03.2021 между ООО «Иркутскэнергосбыт» (заказчик) и ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной Почтовой связи Иркутской области – филиала ФГУП «Почта России» (исполнитель) заключен договор <Номер обезличен> согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по доставке документов, включающей в себя оказание услуг по транспортировке, экспедированию, адресному распространению, осуществлению мониторинга доставки документов на бумажном носителе бытовым потребителям на территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживанию Левобережного, Правобережного, Шелеховского, Восточного, Слюдянского, Усольского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» (приложение <Номер обезличен> к настоящему договору) в количестве и по цене в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 1.1).
Из пункта 2.2.1 договора от 21.03.2021 также установлено, что исполнитель ежемесячно осуществляет выполнение обязанностей в рамках настоящего договора: транспортировку и экспедирование от заранее оговоренного места заказчика; доставку по адресу проживания бытовых потребителей по территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживания Левобережного отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» (согласно приложению <Номер обезличен> включающего территорию р.<адрес обезличен>) следующих видов документов: а) платежных документов на оплату коммунальных услуг, предоставляемых ООО «Иркутскэнергосбыт»; б) других документов по заданию Заказчика.
Абзацем 3 пункта 2.2.2 договора от 27.03.2021 предусмотрена доставка документов в почтовые ящики плательщиков коммунальных услуг.
28.03.2022 между ООО «Иркутскэнергосбыт» (заказчик) и ФГУП «Почта России» в лице Управления Федеральной Почтовой связи <адрес обезличен> (исполнитель) заключен договор № 7, согласно условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по доставке документов, включающей в себя оказание услуг по транспортировке, экспедированию, адресному распространению, осуществлению мониторинга доставки документов на бумажном носителе бытовым потребителям на территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживанию Левобережного, Правобережного, Шелеховского, Восточного, Слюдянского, Усольского, Черемховского, Саянского, Тулунского, Тайшетского, Братского, Нижнеилимского, Усть-Илимского, Усть-Кутского, Киренского, Мамско-Чуйского отделений ООО «Иркутскэнергосбыт» (приложение <Номер обезличен> к настоящему договору) в количестве и по цене в соответствии с условиями настоящего договора (пункт 1.1).
Из пункта 2.2.1 договора от 28.03.2022 следует, что исполнитель ежемесячно осуществляет выполнение обязанностей в рамках настоящего договора: транспортировку и экспедирование от заранее оговоренного места заказчика; доставку по адресу проживания бытовых потребителей по территории городской и сельской местности, находящихся в зоне обслуживания Левобережного отделения ООО «Иркутскэнергосбыт» (согласно приложению <Номер обезличен> включающего территорию <адрес обезличен>) следующих видов документов: а) платежных документов на оплату коммунальных услуг, предоставляемых ООО «Иркутскэнергосбыт»; б) других документов по заданию Заказчика.
Абзацем 3 пункта 2.2.2 договора от 28.03.2022 также предусмотрена доставка документов в почтовые ящики плательщиков коммунальных услуг.
Исходя из системного толкования Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ЖК РФ, суд приходит к выводу о том, что требованиями закона не регламентируется индивидуально-определенный способ доставки документа на оплату коммунальной услуги, в связи с чем, при отсутствии в договоре о предоставлении коммунальной услуги, заключенного между ответчиками и потребителем ФИО2 способа доставки платежных документов, суд приходит к выводу о том, что выбранный ответчиками способ доставки платежных документов потребителю платежных документов в почтовый ящик специализированным организациям, не противоречит действующий норм права.
В связи изложенным, суд признает представленные стороной ответчика доказательства (договоры на оказание услуг по доставке документов с приложениями (л.д. 125-172), подтверждающие факт надлежащего исполнения обязанностей по предоставлению платежных документов истцу за спорный период с января 2018 года по май 2023 года.
Дав оценку в соответствии со статьями 12, 67 ГПК РФ заявлениям ФИО2 о направлении платежных документов, судом установлено, что 09.01.2023 истец обратилась к ООО «Иркутскэнергосбыт» с заявлением, в том числе, в котором просила предоставить за период с 2019 по 2022 год платежные документы. Указанное заявление получено ООО «Иркутскэнергосбыт 09.01.2022. 09.02.2023 <Номер обезличен> ООО «Иркутскэнергосбыт» предоставлен ФИО5 ответ на обращение, а также представлены копии платежных документов за период с 2020 по 2022 год (в пределах срока исковой давности (согласно ответу на обращение).
Требования ФИО2 о предоставлении платежных документов по коммунальной услуге теплоснабжения (л.д. 14), датированное 18.08.2014, доказательств вручения ответчику не содержит, а также не относится к спорному периоду времени.
Обращение ФИО2 (л.д. 15-16) к ООО «Иркутскэнергосбыт» не содержит в себе требование о предоставлении платежных документов. Письмом ООО «Иркутскэнергосбыт» от 13.02.2020 № <Номер обезличен> (л.д. 17-18) ФИО2 разъяснен порядок предоставления платежных документов, порядок начисления пени, представлены сведения о размере задолженности по услуге отопления и горячего водоснабжения по состоянию на 01.02.2020.
Иных доказательств обращения к ответчикам о предоставлении платежных документов по оплате коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению и отказе в их получении истцом также не представлено.
Также суд принимает во внимание и то обстоятельство, что ФИО2 до декабря 2019 года получала платежные документы в офисе ООО «Иркутскэнергосбыт» лично, что следует из доводов искового заявления, а также неоднократно пояснялось истцом в ходе судебного разбирательства. Аналогичное следует и из заявления ФИО2, от 09.01.2023 (л.д. 12-13), адресованное в адрес ООО «Иркутскэнергосбыт».
На основании изложенного, оценив представленные сторонами доказательства в совокупности в соответствии с требованиями статьей 67 ГПК РФ, учитывая, что на момент рассмотрения гражданского дела у истца ФИО6 имелись платежные документы за спорный период, что ею не оспаривалось, а также с учетом того, что истцом не оспаривался срок предоставления указанных платежных поручений, суд приходит к выводу об отсутствии со стороны ПАО «Иркутскэнерго» и ООО «БЭК» нарушений требований закона о предоставлении платежных документов истцу.
Таким образом, требования ФИО2 в части признания действий ПАО «Иркутскэнерго», выразившихся в не предоставлении платежных документов за период с января 2018 года по 30 августа 2020 года, признания действий ООО «БЭК», выразившихся в не предоставлении платежных документов за период с 01.09.2020 про 31.05.2023 незаконными и нарушающими права потребителя, подлежат оставлению без удовлетворения.
Рассматривая требования иска в части возложения на ответчиков обязанности по производству перерасчета начисленных истцу сумм пени в связи с не направлением квитанций по оплате услуг, суд учитывает, что право ресурсоснабжающей организации на получение пени в случае несвоевременной оплаты потребителем коммунальных услуг предусмотрено частью 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной сто тридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" по смыслу части 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники и наниматели жилых помещений по договору социального найма, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пеню, размер которой установлен законом и не может быть увеличен.
Обязанность по внесению спорных платежей, сроки их внесения прямо установлены законом, поэтому не выставление платежных документов не освобождает ответчика от обязанности нести расходы по содержанию принадлежащего ему имущества и от ответственности за неисполнение данной обязанности и соответственно от несения бремени ответственности за просрочку платежа.
При этом, само по себе не направление платежных документов, указывающих на наличие задолженности, не исключает того обстоятельства, что лицо, обязанное вносить плату за услуги отопления и горячего водоснабжения, не могло не знать о наличии у него соответствующих обязательств, и, действуя разумно и добросовестно, в целях исполнения данного обязательства имело возможность самостоятельно рассчитать и осуществить соответствующие платежи в установленные Жилищным кодексом Российской Федерации сроки или обратиться в уполномоченную организацию за получением счетов на оплату, тем самым исключив негативные для себя последствия.
Допустимые и достоверные доказательства неисполнения ответчиком обязанности по направлению платежных квитанций ФИО2 не представлены. Из представленных платежных квитанций судом первой инстанции установлено, что квитанции по оплате коммунальных услуг предоставляются ответчиком ежемесячно, в том числе и истцу, в которых указываются наименование коммунальных услуг и единицы измерения, объем предоставленных услуг, тарифы и начисления.
Рассмотрев требования истца о взыскании с ПАО «Иркутскэнерго» в свою пользу денежных средств в размере 19 246,44 рублей как излишне уплаченных денежных средств за потребленную коммунальную услугу по теплоснабжению за период с 01.20.18 по 30.08.2020, суд приходит к следующему выводу.
Из доводов искового заявления, в том числе из расчета исковых требований следует, что за период с 01.01.2018 по 30.08.2020 общая сумма начислений за потребленные услуги составила 32 835,53 рублей, пени 3 897,21 рублей, фактически ФИО2 оплачено 52 081,97 рублей, в связи с чем общая сумма переплаты за полученные услуги за период с 01.01.2018 по 30.08.2020 составила 19 246,44 рублей.
Проверив доводы истца в данной части, расчеты представленные как истцом, так и ответчиком, судом установлено, что за период с 01.01.2018 по 30.08.2020 ФИО2 за коммунальную услугу «отопление» начислено 54 454,18 рублей.
Указанное, подтверждается платежными документами за период с января 2018 сентябрь по август 2020 (л.д. 46-62). Так в 2018 году: за январь 2018 год начислено 943,16 рублей, с учетом задолженности ФИО2 по состоянии на 01.02.2018, сумма начислений за указанный период составила 22 107, 93 рублей, за февраль начислено 825,02 рублей, за март– 945,64 рубля, за апрель– 945,56 рублей, за май – 945,64 рублей, за июнь – 1114,36 рублей, за июль – 1 192,35 рублей, за август – 1 049,94 рублей, за сентябрь – 1 015,64 рублей, за октябрь – 640, 96 рублей, ноябрь – 1 120, 86 рублей, за декабрь 1 120,86 рублей; в 2019 году: январь – 1 355,88 рублей, февраль – 946,59 рублей, март – 1 151,21 рубль, апрель – 1 094,42 рубля, май – 1 151, 21 рубль, июнь – 1 094,42 рублей, июль – 1 197,24 рублей, август – 1 181,41 рубль, сентябрь – 1 094,95 рублей, октябрь – 2 910,12 рублей, ноябрь – (-)4 456,56 рублей, декабрь – 1 197,24 рублей; за 2020 год: январь – 1 215,65 рублей, февраль – (-)362,62 рубля, март – 1 062,03 рубля, апрель – 1 121,09 рубль, май – 1 121,08 рубль, июнь – 1 062,03 рубля, июль – 1 180,50 рублей, август – 1 118,31 рублей.
Также судом установлено, что за спорный период истцом ФИО2 фактически было оплачено 49372,03 рубля. Указанное подтверждается квитанциями, представленными истцом в материалы дела. Так, согласно квитанции <Номер обезличен> от 28.06.2018 Караман Т.М, было оплачено 22 262,73 рубля, 10.01.2019 – 2 925,26 рублей (чек-ордер от 10.01.2019), 27.03.2019 – 1 120,86 рублей, 1 355,58 рублей, 946,59 рублей (чек-ордер от 27.03.2019, 27.03.2019, 27.03.2019), 03.07.2019 – 1 151,21 рубль (чек-ордер от 03.07.2019), 14.06.2019 – 1 094,72 рубля (чек-ордер от 14.06.2019), 03.07.2019 – 1 151,21 рубль (чек-одер от 03.07.2019), 03.07.2019 – 1 094,42 рубля (чек-ордер от 03.07.2019), 09.09.2019 – 1 197,24 рублей (чек-ордер от 09.09.2019), 28.10.2019 – 1 181,41 рублей (чек-ордер от 28.10.2019), 13.11.2019 – 1090,95 рублей (чек-ордер от 13.11.2019), 23.11.2020 – 7 046,91 рублей (чек-ордер от 23.11.2020)
При этом чеки от 26.10.2020 на сумму 2 543,04 рублей, от 25.01.2020 на сумму 1 197,24 рублей, от 17.02.2020 на сумму 1 215,65 рублей суд не принимает в качестве доказательств оплаты коммунальной услуги за спорный период, поскольку, как следует из самих квитанций денежные суммы были вынесены по счету <Номер обезличен>, не по лицевому счету <Номер обезличен> открытому на имя ФИО2 для оплаты коммунальной услуги отопления и горячего водоснабжения.
Установив, что ФИО5 за спорный период с 01.01.2018 по 30.08.2020 фактически платежи по плате коммунальной услуге отопления и горячего водоснабжения были внесены в размере меньшем, чем было начислено за аналогичный период, суд находит требования ФИО2 о взыскании с ПАО «Иркутскэнерго» в свою пользу денежных средств в размере 19 246,44 рублей как излишне уплаченных денежных средств необоснованными и неподлежащими удовлетворению.
Требованиями закона прямо предусмотрено взыскание денежных средств в пользу потребителя в качестве компенсации морального вреда вне зависимости от наличия материального ущерба абонента только в случае нарушения своих обязательств при осуществлении исполнителем услуги
Руководствуясь положениями пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, приходит к выводу, что вина ответчика в причинении вреда истцу как потребителю услуг в сфере оплаты коммунальных услуг, как и факт нарушения прав потребителя в судебном заседании не установлены, в связи с чем оснований для взыскания компенсации морального вреда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Байкальская энергетическая компания», публичному акционерному обществу «Иркутскэнерго» о признании действий незаконными, устранения нарушения прав, перерасчете, компенсации морального вреда, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья: А.Ю. Камзалакова
Мотивированный текст решения изготовлен 28 ноября 2023 года.