ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2935/2016 от 31.05.2016 Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ (Республика Бурятия)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 мая 2016 года г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Хамнуевой Т.В., при секретаре Лубсановой С.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда г.Улан-Удэ гражданское дело по иску прокурора Советского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах ФИО2, к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия и Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия об обязании предоставить жилое помещение специализированного жилого фонда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Советского района г. Улан-Удэ в интересах ФИО2 обратился в суд с иском к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия, просил обязать ответчика предоставить ФИО2 жилое помещение специализированного жилищного фонда.

В обоснование иска указал, что ФИО2, являясь ребенком-сиротой, поставлена на учет нуждающихся в жилых помещениях и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем. До настоящего времени ФИО2 не обеспечена жилым помещением, из-за отсутствия жилья вынуждена проживать у знакомых.

В судебном заседании представитель прокурора Советского района г. Улан-Удэ Юрьева М.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.

ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия ФИО3 возражала против удовлетворения иска, поскольку в соответствии с Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 г. №107 «Об утверждении государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)» обязанность по приобретению жилыми помещениями возложена на Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, Минсоцзащиты в свою очередь, организует предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений. По мере формирования специализированного жилищного фонда истец будет обеспечена жилым помещением.

Представитель ответчика Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия ФИО4 возражала против удовлетворения иска, пояснив, что ответственным исполнителем-координатором Госпрограммы «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года)» является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. В рамках указанной программы действует подпрограмма 3 «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», приоритетной задачей которой является обеспечение детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем, где ответственным исполнителем подпрограммы также является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия. Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия осуществляет мероприятия по объявлению торгов, заключение государственных контрактов на приобретение благоустроенных жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также оказывает содействие Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия на этапе приобретения жилых помещений. Кроме того полагает необоснованными требования прокурора о возложении солидарной ответственности.

Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, считает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В соответствии с абз. 1 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилыхпомещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

В силу положений ст.1 названного Федерального закона дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно п.2 ст. 4 Федерального закона № 15-ФЗ от 29.02.2012 г. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В силу ч.8 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Указом Президента Республики Бурятия от 07 августа 2007 г. №486 (в ред. от 07 ноября 2013 г.) «О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия» функции социальной защиты семьи, женщин и детей Республиканского агентства по делам семьи и детей переданы Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия.

В соответствии с п.п. 3,4,5 п. 3.21 Положения "О Министерстве социальной защиты населения Республики Бурятия", утвержденного постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия уполномочено на формирование и ведение общего (сводного) списка (реестра) детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений; предоставление на территории Республики Бурятия жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу части 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Законом Республики Бурятия от 22.12.2012 № 3102- IV «Об учете и формировании списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, и о внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Республики Бурятия», Постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 (в ред. от 04.10.2013 г. № 518) утвержден Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики.

Как видно из имеющихся в деле документов, ФИО2 родилась <данные изъяты> г. Ее родители ФИО и ФИО1 лишены родительских прав на основании решения Советского районного суда г. Улан-Удэ от 18.08.2009 г.

Постановлением Администрации Советского района г. Улан-Удэ № ... от 27.10.2009 г. ФИО5 устроена в государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находилась там до 01.09.2010г.

Распоряжением Администрации Советского района г. Улан-Удэ № ... от 11.04.2013 г. ФИО2 поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений Республики Бурятия, по категории «сирота».

В настоящее время ФИО2 не обеспечена жилым помещением, не обучается, проживает у знакомых, иного жилья не имеет.

Оценив перечисленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и, не имея закрепленного жилого помещения, имеет право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.

Исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, обязанным обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию ФИО2 указанного права, в настоящее время является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

При этом, отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отсутствие сформированного республиканского специализированного жилищного фонда, равно как и наличие других лиц, обладающих аналогичным правом, не могут служить препятствием к реализации истцом права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

Что касается исковых требований прокурора в части возложения солидарной обязанности по предоставлению жилого помещения на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия, то суд не находит оснований для их удовлетворения по следующим основаниям.

В целях обеспечения гарантий социально уязвимых категорий населения, создания условий для осуществления мер по повышению степени социальной защищенности населения, а также семей, имеющих детей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации в республике действует Государственная программа Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан (2014-2017 годы и на период до 2020 года», утвержденная постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014г. № 107 (далее - Госпрограмма).

Ответственным исполнителем-координатором Госпрограммы является Министерство социальной защиты РБ.

В рамках указанной Госпрограммы действует подпрограмма 3 «Социальная поддержка семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации», одной из приоритетных задач которой является обеспечение детей-сирот, не имеющих закрепленного жилого помещения, жильем. Координатором и ответственным исполнителем подпрограммы является Министерство социальной защиты РБ.

Кроме того, пунктом 2 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утверждённого постановлением Правительства РБ от 31.03.2005г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлено, что уполномоченным органом исполнительной власти по предоставлению жилых помещений специализированного жилищного фонда является Министерство социальной защиты РБ.

Распоряжением правительства РБ от 15.04.2014г. №179-р утвержден технологический регламент («дорожная карта») по порядку формирования специализированного жилого фонда, в соответствии с которым на Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ возложены лишь функции по объявлению торгов по приобретению благоустроенных жилых помещений для указанной категории лиц, заключению государственных контрактов и иные, не связанные с непосредственным предоставление жилых помещений.

В силу изложенного, исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах ФИО2, суд считает подлежащими удовлетворению в части возложения обязанности обеспечить в соответствии с действующим законодательством реализацию права истца на предоставление ему жилья на Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Советского района г. Улан-Удэ, действующего в интересах ФИО2, удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия предоставить ФИО2 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту жительства в <данные изъяты>.

В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято 03.06.2016 г.

Судья Т.В. Хамнуева