ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2936/2021 от 27.07.2021 Выборгского городского суда (Ленинградская область)

УИД 47RS0005-01-2021-003403-73

Гражданское дело № 2-2936/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Выборг 27 июля 2021 года

Выборгский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи Киселевой С.Н.

при секретаре Веселовой Л.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 11» и администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области об обязании обеспечить проведение обследования здания на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты и обязании принять необходимые меры для выделения средств для оборудования устройством молниезащиты,

УСТАНОВИЛ:

Выборгский городской прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, об обязании обеспечить проведение обследования здания на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты и обязании принять необходимые меры для выделения средств для оборудования устройством молниезащиты.

В обоснование заявленных требований Выборгский городской прокурор указал, что Выборгской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МБОУ «Гимназия № 11» законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних.

В ходе проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности МБОУ «Гимназия № 11» установлено, что здание образовательного учреждения, расположенное по адресу: <...>, не оборудовано устройством молниезащиты. Последствиями удара молнии могут стать пожары, отказ в работе электроснабжения, пожарной сигнализации, средств связи, сбои компьютеров с потерей данных. Таким образом, МБОУ «Гимназия № 11» нарушаются права и охраняемые законом интересы детей на сохранение и укрепление здоровья во время воспитательного, образовательного процессов.

При таких обстоятельствах, осуществление МБОУ «Гимназия № 11» деятельности с нарушением требований законодательства, регулирующего пожарную безопасность, ставит под угрозу жизнь и здоровье воспитанников, неопределенного круга лиц, нарушая их право на охрану жизни и здоровья, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

Истец суд обязать МБОУ «Гимназия № 11», в течение пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение обследования здания, расположенное по адресу: <...>, на предмет определения проекта и установки устройства молниезащиты; обязать администрацию Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской принять необходимые меры для выделения муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 11» средств для оборудования устройством молниезащиты здания, расположенного по адресу: <...>, в течении пяти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области исковые требования не признала.

МБОУ «Гимназия № 11» исковые требования не признало, и представитель пояснил, что предотвратить возникновение пожара возможно не только способом, предложенным истцом, но и иными способами, предусмотренными законами и нормативами.

Свод правил СП 118.13330.2012 распространяет свое действие на проектирование новых, реконструируемых и капитально ремонтируемых общественных зданий и сооружений, в том числе при изменении их функционального назначения, с подземными этажами глубиной не более 15 м. от уровня земли.

Здание школы является отдельно стоящим, не подвергавшимся реконструкции или капитальному ремонту, его помещения не являются встраиваемыми.

Ответчик считает, что действие свода правил СП 118.13330.2012 не распространяется на здание школы.

Приказом Минэнерго России от 13 января 2003 года № 6 предусмотрено, что действие Правил распространяет свое действие на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан – владельцев электроустановок напряжением выше 1000 вольт, соответственно действие указанных Правил не распространяют свое действие на задание школы.

Согласно Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникацией, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280 при нормировании молниезащиты за исходное принято положение, что любое ее устройство н7не может предотвратить развитие молнии.

Школы относятся к обычным объектам. Крыша здания помимо бетона, имеет и металлические конструкции; водосточные трубы также изготовлены из металла. Кроме этого здание оборудовано заземлением.

Согласно требованиям РД 34.21.122-87 для объектов, отнесенных по устройству молниезащиты к 3 категории, к которым относятся здания школ и детских садов, ожидаемое количество поражений молнией является показателем, определяющим необходимость выполнения молниезащиты и ее надежность. Обязанность оборудования здания образовательного учреждения системой молниезащиты, возникает, если оно расположено в местности со средней продолжительностью гроз 20 часов в год и более.

На территории Выборгского района показатель гроз не превышает установленное значение в 20 часов.

Здание школы оборудовано автоматической системой пожарной сигнализации.

Перед началом учебного года был составлен Акт проверки готовности организации, осуществляющей образовательную деятельность, к новому учебному году. Заключением комиссии проводившей проверку, установлено, что образовательное учреждение готово к началу учебного года, при этом, одним из критериев по которому оценивалась готовность учреждения является пожарная безопасность.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, находит, что требования истца подлежат удовлетворению частично.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

При этом в силу ст. 22 названного Федерального закона прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Таким образом, соблюдение законодательства о соблюдении пожарной безопасности может являться предметом прокурорского надзора, а эффективность проводимой работы в области защиты пожарной безопасности затрагивает интересы граждан, проживающих на территории МО «Выборгский район» Ленинградской области, а, следовательно, прокурор вправе был предъявить указанные исковые требования в суд, в силу ст. 45 ГПК РФ.

В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях.

Как следует из Устава Учреждения, оно является образовательным учреждением, учредителем которого выступает администрация МО «Выборгский район» Ленинградской области.

В соответствии с Уставом на Учреждение возложена обязанность, в числе прочего, создавать безопасные условия обучения и воспитания, а также ответственность за ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, жизнь, здоровье воспитанников и работников образовательной организации.

Факт отсутствия в Учреждении систем молниезащиты подтверждается ответом Комитета образования администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области от 26 апреля 2021 года на запрос прокуратуры от и ответчиками не оспаривался.

Согласно подп. 2 п. 7 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» устанавливаются Федеральным законом от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (статья 5.1).

На основании ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» Правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.

Во исполнение названного закона Правительством Российской Федерации издано Постановление от 26 декабря 2014 года № 1521 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно п. 66 указанного постановления обязательным является применение требований СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», разделов 1, 3, 4 (пункты 4.1 - 4.7, 4.9 - 4.10, 4.11 (за исключением абзаца второго пункта 4.11), пунктов 4.12, 4.14 - 4.22, абзацев первого и второго пункта 4.23, пунктов 4.24 - 4.26, 4.28 - 4.30), 5 (пункты 5.1, 5.2, 5.4 - 5.7, 5.9 - 5.13, 5.20 - 5.27, 5.32 - 5.36, 5.38 - 5.46), 6 (пункты 6.1 - 6.6, 6.8 - 6.12, 6.14 - 6.21, 6.23 - 6.28, 6.30 - 6.38, 6.40 - 6.48, 6.53 - 6.58, 6.64, 6.72, 6.77, 6.81 - 6.95), 7 (пункты 7.1 - 7.5, 7.8, 7.10 - 7.27, 7.35, 7.37 - 7.43, 7.46 - 7.49), 8 (пункты 8.1 - 8.7, абзац первый пункта 8.9, пункты 8.10, 8.11, 8.14, 8.18, 8.19, 8.21, 8.24 - 8.26, 8.28 - 8.34), 9 (пункты 9.1 - 9.5), приложения Г.

Согласно разделу 1 СП 118.13330.2012 перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В, в котором указаны общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.д. (пункт 1.1.1, пункт 1.1.2).

При этом в п. 4.21 СП 118.13330.2012 указано, что молниезащита зданий выполняется с учетом наличия телевизионных антенн и трубостоек телефонной сети или сети проводного вещания. Устройства молниезащиты приведены в СО 153-34.21.122-2003 Инструкции по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций, утвержденной приказом Минэнерго России от 30 июня 2003 года № 280 (далее по тексту Инструкция).

Таким образом, в силу вышеприведенных нормативных положений вопросы обеспечения устройствами молниезащиты регулируются Инструкцией.

Согласно абз. 1 разд. 1 Инструкции, последняя распространяется на все виды зданий, сооружений и промышленные коммуникации независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

Как следует из таблицы 2.1 Инструкции к числу обычных объектов, подлежащих обустройству системой молниезащиты, отнесены школы.

Таким образом, СП 118.13330.2012 и Инструкция являются нормативными документами, обязательными для применения всеми субъектами, обязанными обеспечивать безопасность зданий и сооружений, в том числе Учреждением.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости применения к данным правоотношениям положений названных документов, предписывающих установку устройств молниезащиты в целях обеспечения безопасности учреждений образования и их воспитанников, поскольку они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений. Кроме того, при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований пожарной безопасности применяется системное толкование нормативных правовых актов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), установленные данным Федеральным законом, не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований.

Вместе с тем, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» устанавливают необходимость применения понятия «свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.

Как уже указывалось выше, п. 66 Перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2014 года № 1521, СП 118.13330.2012 отнесен к сводам правил, подлежащих применению на обязательной основе.

Несоблюдение требований, установленных указанным Сводом правил в части безопасности зданий и сооружений, возведенных до введения в действие Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», будет угрожать жизни и здоровью как воспитанников, их родителей, так и работников образовательного учреждения.

Также подлежат отклонению и доводы ответчика относительно того, что в соответствии с ранее действующей Инструкцией 34.24.122-87, утвержденной Главтехуправлением Минэнерго СССР от 12 октября 1987 года, такие здания устройства средств молниезащиты не требуют.

Согласно разъяснению Управления по надзору в электроэнергетике Ростехнадзора о порядке использования Инструкции, приказом Минэнерго России не отменяется действие предыдущего издания «Инструкции по молниезащите зданий и сооружений» (РД 34.21.122-87). Слово «взамен» в предисловии отдельных изданий инструкции, утвержденной 30 июня 2003 года, не означает недопустимость ее использования. Проектные организации вправе использовать при определении исходных данных и при разработке защитных мероприятий положение любой из упомянутых инструкций или их комбинацию.

Таким образом, действие «Инструкции по молниезащите зданий и сооружений» РД 34.24.122-87 не исключает применение к зданию Учреждения «Инструкции по молниезащите зданий, сооружений и промышленных коммуникаций» СО 153-34.21.122-2003. В силу прямого указания закона ответчики обязаны выполнять требования нормативных документов, направленных на повышение уровня противопожарной безопасности.

Доводы ответчика о том, что здание Учреждения не относится к зданиям, на которые распространяется Свод правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», поскольку не находится в стадии проектирования и реконструкции, суд считает несостоятельными, поскольку, как следует из содержания п. 1 указанных правил, требования настоящего Свода правил распространяются также на помещения общественного назначения, встраиваемые в жилые здания и в другие объекты, соответствующие санитарно-эпидемиологическим требованиям к общественным зданиям, при этом перечень основных групп зданий и помещений общественного назначения, на которые распространяется настоящий Свод правил, приведен в приложении В*, из которого следует, что в него входят здания общеобразовательных организаций.

Доводы ответчика о том, что денежные средства на установку устройств молниезащиты планом финансово-хозяйственной деятельности Учреждения и муниципальным заданием не предусмотрены, отклоняются судом, поскольку данные обстоятельства не освобождают Учреждение от выполнения обязанности по проведению названных мероприятий по обеспечению безопасности. Необходимость исполнения нормативных требований об оборудовании здания системой молниезащиты не ставится в зависимость и от количества пожаров и жертв, причиной которых явились грозовые разряды.

Рассматривая заявленные требования, суд приходит к выводу о возложении на администрацию, как на орган местного самоуправления, обязанности по принятию организационных мероприятий по обеспечению финансирования расходов на указанные цели.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ Российской Федерации от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Обязательство по финансированию данного мероприятия является расходным обязательством органа местного самоуправления. Соответственно выделение средств на данное мероприятие возможно в рамках бюджетного процесса.

Как указано в ст. 53 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При данных обстоятельствах суд возлагает обязанность по обеспечению финансирования оборудования системы молниезащиты (в случае недостаточности денежных средств у Учреждения) на администрацию, как орган местного самоуправления, выступающий главным распорядителем средств муниципального бюджета, а обязанность по оборудованию системы молниезащиты - на Учреждение, как муниципальную образовательную организацию и получателя бюджетных средств.

Согласно положениям ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Устанавливая срок, в течение которого ответчиком должна быть ликвидирована несанкционированная свалка отходов, суд учитывает, что для проведения соответствующих работ требуются временные затраты и финансовые затраты. Исходя из принципа исполнимости решения, суд полагает возможным определить срок для исполнения решения суда до 30 июня 2022 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 196-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 11» и администрации Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области об обязании обеспечить проведение обследования здания на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты и обязании принять необходимые меры для выделения средств для оборудования устройством молниезащиты удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 11» в срок до 30 июня 2022 года обеспечить проведение обследования здания, расположенного по адресу: <...>, на предмет определения необходимости разработки проекта и установки устройства молниезащиты.

Обязать администрацию Муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области в срок до 30 июня 2022 года принять необходимые меры для выделения муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Гимназия № 11» средств для оборудования устройством молниезащиты здания, расположенного по адресу: <...>.

На решение суда в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме может быть подана апелляционная жалоба в Ленинградский областной суд через Выборгский городской суд Ленинградской области.

Председательствующий