ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-293/20 от 04.03.2020 Буденновского городского суда (Ставропольский край)

№2-293/2020

26RS0008-01-2020-000325-54

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 марта 2020 года г. Будённовск

Будённовский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Куцева А.О.,

при секретаре судебного заседания Кудряшове А.И.,

с участием: истца ФИО2,

представителя ответчика Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю ФИО3 действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Будённовского городского суда Ставропольского края гражданское дело по иску ФИО2 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №6 по Ставропольскому краю о взыскании излишне уплаченного налога,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Буденновский городской суд Ставропольского края с исковым заявлением к межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Ставропольскому краю, в котором указала, что ДД.ММ.ГГГГ ей стало известно о факте переплаты по налогам в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №6 по Ставропольскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ истцом были поданы заявления о возврате из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по налогу на доходы физических лиц.

Согласно п.п. 5 п. 1 ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм, излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов.

В отношении заявления о возврате из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в сумме 50 179,00 руб, решением от ДД.ММ.ГГГГ ИФНС № 6 отказано в возврате части переплаты на сумму 30 644,00 руб. в связи с тем, что данная переплата образовалась в результате подачи уточненной декларации за 2011 год и первичной декларации за 2013 год, так как в соответствии с п.7 ст.78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В ходе прокурорской проверки в деятельности ИФНС выявлены нарушения требований НК РФ, а именно срока проведения возврата излишне уплаченного налога, установленного пунктом 6 статьи 78 НК РФ.

Возврат переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в сумме 19535 рублей и по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 6 462,67 рублей ИФНС произведен только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 78 НК РФ.

В отношении переплаты по налогу на доходы физических лиц, общая сумма переплаты составила 74508,00 рублей. Данная переплата образовалась по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, ИФНС №6 решением от ДД.ММ.ГГГГ отказано в возврате переплаты по указанному налогу.

Причиной несвоевременного исполнения заявления, о возврате суммы излишне уплаченного налога явилось несвоевременное подтверждение факта переплаты сотрудником отдела камеральных проверок ФИО1 Служебная записка о подтверждении суммы переплаты поступила в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства только ДД.ММ.ГГГГ.

Истцу также не было известно об образовавшейся переплате, так как ни одного письменного уведомления о данном факте она не получила. ИФНС №6 ссылается на то, что сведения о переплате формировались в личном кабинете, о существовании которого истец узнала одновременно с информацией о переплате. При этом сведения о задолженностях направлялись в адрес истца в письменном виде.

На основании изложенного, просит суд причины пропуска срока исковой давности признать уважительными и восстановить срок на возврат из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в сумме 30644 рублей, по налогу на доходы физических лиц в сумме 74508 рублей, обязать произвести возврат из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по налогу на доходы физических лиц.

Ответчиком были предоставлены возражения на исковое заявление ФИО2, в которых с учетом дополнения указано следующее.

ФИО2 в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченного НДФЛ не обращалась, что лишает ее права на обращение в суд с требованием о возврате.

В соответствии со статьей 222 ГПК РФ данное обстоятельство является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения.

ФИО2 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась индивидуальным предпринимателем и применяла специальные налоговые режимы - упрощенную систему налогообложения (УСН) и единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Таким образом, ФИО2 не являлась налогоплательщиком налога на доходы физических лиц, не представляла налоговые декларации по этому налогу и не уплачивала его в качестве налогоплательщика.

Истец, являясь индивидуальным предпринимателем и имея наемных работников, выплачивала им доход.

Переплата по НДФЛ возникла у истца в период с июня 2009 года по декабрь 2011 года в результате неверного заполнения платежных документов на перечисление в бюджет удержанного из заработной платы работников налога на доходы физических лиц.

Информация, идентифицирующая плательщика средств, указываемая в распоряжениях о переводе денежных средств заполняется установленными показателями одного из статусов. В том числе: «02» - налоговый агент; «09» - налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - индивидуальный предприниматель.

Сумма переплаты по НДФЛ в сумме 74 508 рублей, о возврате которой заявлено истцом, не был уплачен самостоятельно ФИО2, а был удержан ею как налоговым агентом из дохода работников и перечислен в бюджет. Однако при заполнении платежных документов вместо статуса «02» «налоговый агент» указан статус «09» «налогоплательщик - индивидуальный предприниматель».

В результате допущенной ошибки платежи по НДФЛ легли в карточку расчетов с бюджетом (КРСБ) самого предпринимателя, а не в КРСБ налогового агента, выплачивающего доходы работникам.

Налоговые агенты до 2016 года не представляли налоговую отчетность, позволяющую контролировать состояние расчетов с бюджетом (начисление - оплата). Сведения о выплаченном налоговым агентом физическому лицу доходе и сумме удержанного у него налога представлялись в налоговый орган по форме 2-НДФЛ «Справка о доходах физического лица».

Согласно представленным ФИО2 справкам по форме 2-НДФЛ в периоде, за который образовалась переплата, ею удержаны из доходов физических лиц следующие суммы налога на доходы физических лиц: 2009 год - 39 052 рубля, 2010 год - 59 320 рублей, 2011 год - 55 106 рублей. Итого начислено 333 104 рубля.

Согласно данным КРСБ переплата в 74508 рублей сложилась в результате следующих платежей: 2009 год - 4 992 рубля, за июнь 728 рублей, за сентябрь 2 665 рублей, за октябрь 533 рубля, за ноябрь 533 рубля, за декабрь 533 рубля, 2010 год - 29 639 рублей, за июнь 4 888 рублей, за сентябрь 12 524 рубля, за декабрь 12 227 рублей, 2011 год - 39 877 рублей, за март 10 019 рублей, за сентябрь 18 116 рублей, за декабрь 11 741 рубль.

Таким образом, НДФЛ, удержанный у работников, фактически перечислен ФИО2 в бюджет не в полном объеме.

До ДД.ММ.ГГГГ специфика учета в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ) по НДФЛ заключалась в том, что налоговый орган администрировал лишь поступление текущего платежа. При этом во избежание спорных ситуаций по перечислениям текущего года по состоянию на 01 января каждого года велось «обнуление» платежей (до ДД.ММ.ГГГГ включительно). Такая процедура обусловлена тем, что до ДД.ММ.ГГГГ законодательство о налогах и сборах не предусматривало для налоговых агентов обязательства по представлению налоговых деклараций по НДФЛ по суммам удержанных из доходов работников налогов. В этой связи суммы перечисленного налога формально отражались в карточках расчетов с бюджетом как переплата. В конце года происходил процесс «обнуления» поступлений по НДФЛ.

Однако платежные документы, согласно которым удержанный у физических лиц налог перечислялся ФИО2 в бюджет, в период с 2009 по 2011 годы были заполнены неверно: вместо статуса плательщика «налоговый агент», указывался статус «налогоплательщик». В результате все платежи 2009-2011 годов аккумулировались на лицевом счете самой ФИО2 и не обнулялись.

Начиная с 2012 года ошибка истцом была устранена. НДФЛ, удержанный из заработной платы, перечислялся правильно и отражался в КРСБ налогового агента. Переплата не возникала.

Таким образом, ФИО2 требует возврата налога, удержанного ею из дохода своих работников и перечисленного в бюджет в качестве налогового агента в 2009-2011 годах.

Пунктом 7 статьи 78 НК РФ срок на зачет (возврат) излишне уплаченного налога ограничен тремя годами. В то же время данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска срока на подачу такого заявления в налоговый орган обратиться непосредственно в суд с иском о возврате из бюджета суммы излишне уплаченного налога в течение трех лет со дня, когда он узнал или должен был узнать об этом факте.

С учетом системного толкования норм статьей 58 (порядок уплаты налогов и сборов) и 346.19 (налоговый период) НК РФ трехлетний срок, установленный для возврата излишне уплаченных налогов, в случае излишней уплаты платежей по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, применяющих УСН и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, следует исчислять с момента представления налоговой декларации по УСН за истекший налоговый период (год).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 346.23 НК РФ по итогам налогового периода налогоплательщики-индивидуальные предприниматели представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 346.23 Кодекса). Переплата по УСН в сумме 120 343 рубля возникла по итогам 2011 года. С учетом положений статьи 346.33 Кодекса срок подачи налоговой декларации по УСН за 2011 год наступил ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно налоговой декларации за 2011 год сумма налога, подлежащая уплате, составила 120 434 рубля, которые уплачены ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно налоговой декларации за 2012 год сумма налога, подлежащая уплате, составила 48 212 рубля, которые уплачены ДД.ММ.ГГГГ.

Сумма излишне уплаченного налога по УСН образовалась в связи с представлением ДД.ММ.ГГГГ уточненной налоговой декларации за 2011 год с суммой налога, подлежащей уменьшению из бюджета 120 434 рубля.

Таким образом, переплата в сумме 120 434 возникла по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в результате уменьшения ФИО2 своих налоговых обязательств за 2011 год.

За 2013 год декларация сдана с начислением 64 933 рубля, а уплачено только 45 000 рублей, в связи с чем, сумма переплаты в 2014 году уменьшилась на 19 933 рубля и составила 100 501 рубль.

За 2014 год декларация сдана с начислением 35 234 рубля, а уплачено только 20 000 рублей, в связи с чем, сумма переплаты уменьшилась на 15 234 рубля. Кроме того ДД.ММ.ГГГГ из имеющейся переплаты произведен зачет в сумме 645 рублей в иную задолженность. Переплата составила 84 802 рубля.

За 2015 год декларация сдана с начислением 34 623 рубля, уплата в 2016 году не производилась в связи с наличием переплаты, которая уменьшилась, соответственно, на 34 623 рубля и составила 50 179 рублей.

По заявлению ФИО2 переплата в сумме 19 535 рублей возвращена в 2017 году. Сумма переплаты, в возврате которой отказано в связи с истечением трехлетнего срока, составила 30 644 рубля.

По итогам налоговых периодов, в которых образовалась переплата по УСН, налогоплательщик - предприниматель самостоятельно узнает или должен узнать об излишней уплате налога, ввиду чего, истец имел возможность узнать о произведенных им же самим платежах и сданных налоговых декларациях к уменьшению. О наличии переплаты ФИО2 не знать не могла. Тем более, что на протяжении 2014-2016 годов истец частично использовал переплату, возникшую в 2013 году, что также исключает возможность его неосведомленности о ней.

Предприниматель, как плательщик налога, в силу возложенной на него обязанности по самостоятельному исчислению налога, должен был узнать о размере своих налоговых обязательств и возникновении у него переплаты не позднее срока, установленного для представления в инспекцию налоговой декларации за соответствующий период, или в момент уплаты налога в случае уплаты (взыскания) налога после представления декларации.

Во исполнение запроса суда инспекция сообщает, что сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам за период с 2011 по 2013 годы с ФИО2 не проводились. Налоговые декларации по налогу на доходы физических лиц ФИО2 не представлялись.

ФИО2 обращалась в инспекцию посредством электронного документооборота (ТКС) с запросом о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в электронном виде.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ направлена налогоплательщику по телекоммуникационным каналам связи ДД.ММ.ГГГГ и получена ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 06 минут.

Согласно справке, переплата по налогу на доходы физических лиц составила 74 508 рублей; по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы - 100 501 рубль.

Электронный документооборот между налогоплательщиком и налоговым органом при информационном обслуживании и информировании налогоплательщиков в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи осуществлялся через уполномоченного представителя налогоплательщика ООО «Арсенал» (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая вышеизложенное, ответчик просит суд требование ФИО2 о возврате налога на доходы физических лиц в сумме 30644 рублей оставить без рассмотрения, требование о возврате налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 74 508 оставить без удовлетворения.

В судебном заседании ФИО2 поддержала свои исковые требования в полном объеме.

Представитель ответчика по делу Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю, поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление и просила в исковых требованиях отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны по делу, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. ст. 21 и 78 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ), налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов.

Согласно п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

Как следует из п. 6 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

В силу ч. 3 ст. 78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее 10 дней со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов по налогам, сборам, пени и штрафам.

Исходя из вышеприведенных положений закона, в том числе, именно с момента извещения налогоплательщика налоговым органом о факте переплаты, налогоплательщику становится известно о факте переплаты соответствующего налога, а, следовательно, начинают течение сроки, установленные ст. ст. 78, 79 НК РФ.

Как усматривается из материалов дела, установлено судом и сторонами не оспаривалось, истец осуществлял предпринимательскую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра юридических лиц.

ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о факте переплаты по налогам в межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №6 по Ставропольскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ истцом были поданы заявления о возврате из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, по налогу на доходы физических лиц. Однако истцу были направлены решения об отказе в зачете (возврате) суммы налога (сбора страховых взносов, пеней, штрафа) , , 3230 от ДД.ММ.ГГГГ. Причина отказа явилось то, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты налога, п. 7, 78 НК РФ (л.д. 9-11)

Разрешая требование истца о восстановлении срока на возврат из бюджета переплаты по налогу на доходы физических лиц в сумме 74508 рублей и в обязании произвести возврат из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по налогу на доходы физических лиц суд приходит к следующему.

Согласно п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В соответствии с требованиями закона Межрайонная ИФНС России N 6 по Ставропольскому краю должна была известить налогоплательщика о выявленной переплате по налогам в течение 10 дней со дня ее обнаружения.

Доказательств, своевременного надлежащего извещения налоговым органом ФИО2 о выявленной переплате по налогу в материалах дела не имеется.

В судебном заседании ответчик по делу, сообщила, что сумма переплаты по НДФЛ в сумме 74508 рублей, о возврате которой заявлено истцом, не был уплачен самостоятельно ФИО2, а был удержан ею как налоговым агентом из дохода работников и перечислен в бюджет. Однако при заполнении платежных документов вместо статуса «02» «налоговый агент» указан статус «09» «налогоплательщик - индивидуальный предприниматель». В результате допущенной ошибки платежи по НДФЛ легли в карточку расчетов с бюджетом (КРСБ) самого предпринимателя, а не в КРСБ налогового агента, выплачивающего доходы работникам.

В качестве доказательств того, что налог на доходы физических лиц перечислялся ФИО2 как налоговым агентом ответчик предоставил скриншоты из АИС Налог.

Факт произведения налоговых удержаний работников ФИО2 подтверждается справками о доходах физических лиц за 2009-2011 года.

Исходя из доводов ответчика о том, что спорная сумма денег образовалась в результате неверного заполнения документов налоговой отчетности, а начиная с 2012 года ошибка истцом была устранена и в последующем НДФЛ удержанный из заработной платы, перечислялся правильно, то сумма переплаты на протяжении с 2011 года фигурировала ошибочно.

При этом как следует из возражения ответчика.

В силу положений ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 21 июня 2001 г. N 173-0, в котором Конституционный Суд Российской Федерации признал, что норма, изложенная в п. 8 ст. 78 Налогового кодекса РФ, направлена не на ущемление прав налогоплательщика, который ошибся в расчете суммы налогового платежа по какой-либо причине, в том числе вследствие незнания налогового закона или добросовестного заблуждения, а напротив, позволяет ему в течение трех лет со дня уплаты налога предъявить налоговому органу обоснованные и потому подлежащие безусловному удовлетворению требования, не обращаясь к судебной защите своих законных интересов. Одновременно, Конституционный Суд Российской Федерации указал, что "данная норма не препятствует налогоплательщику в случае пропуска указанного срока (то есть трехлетнего срока подачи заявления в налоговый орган) обратиться в суд с иском о возврате из бюджета переплаченной суммы в порядке гражданского или арбитражного судопроизводства, и в этом случае действуют общие правила исчисления срока исковой давности - со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права (п. 1 ст. 200 ГК РФ)".

Течение срока исковой давности определено п. 1 ст. 200 ГК РФ, которая предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае ФИО2 заявила материальное требование - о возложении обязанности на налоговый орган возвратить из бюджета денежную сумму в размере 74508 руб. излишне уплаченных налогов.

Вопрос определения времени, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога, надлежит разрешать с учетом оценки совокупности всех имеющих значение для дела обстоятельств.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 ст. 21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

Согласно подпунктам 10 и 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны предоставлять налогоплательщику по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа. Запрашиваемая справка предоставляется в течение пяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего письменного запроса налогоплательщика. Также налоговые органы обязаны осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов.

Как следует из материалов дела ФИО2 обращалась к ответчику посредством электронного документа оборота с запросом о предоставлении справки о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается скриншотами АРМ налогового инспектора содержащей информацию о входящей корреспонденции. Квитанция о приеме датирована ДД.ММ.ГГГГ В извещении о получении электронного документа также указана дата ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ переплата по налогу на доходы физических лиц составила 74 508 рублей.

В связи с чем, довод истца о том, что ей стало известно о факте переплаты по налогам ДД.ММ.ГГГГ суд считает не состоятельным. И срок исковой давности следует рассчитывать с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом суд приходит к выводу, что срок предъявления требования о возврате переплаты по налогу на доходы физических лиц в сумме 74508 рублей истек ДД.ММ.ГГГГ, а следовательно указанное требование удовлетворению не подлежит.

Рассматривая требование истца ФИО2 о восстановлении срока на возврат из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов в сумме 30644 рубля и обязании произвести возврат из бюджета переплаты по налогу, суд приходит к следующему.

Как ранее уже было установлено, истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю с заявлением о возврате из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по Единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в возврате налога по причине того, что заявление подано по истечении трех лет со дня уплаты.

В материалах дела имеется ответ из Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России №6 по Ставропольскому краю на представление прокуратуры Нефтекумского района из которого следует, что ФИО2 в возврате переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в сумме 30 644 рубля отказано в связи с истечением установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ срока. Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Возврат переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, в сумме 19 535 рублей и по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 6 462,67 рублей инспекцией произведен только ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока, предусмотренного пунктом 6 статьи 78 НК РФ.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГГГ № ММ-3-1/683 «О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам» отдел камеральных проверок в течение пяти рабочих дней подтверждает факт излишней уплаты и согласовывает суммы налога (сбора, пени, штрафа).

Причиной несвоевременного исполнения заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога ФИО2 явилось несвоевременное подтверждение факта переплаты сотрудником отдела камеральных проверок ФИО1 Служебная записка о подтверждении суммы переплаты поступила в отдел урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства только ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 17-18)

Трехлетний срок, установленный в ст. 78 НК РФ, регулирует сроки обращения заявителя в налоговый орган и не является сроком давности. Кроме того, нормативное положение, адресованное налоговым органам, не содержит оснований для ограничения конституционных прав граждан, в том числе права на судебную защиту.

Общий срок исковой давности в три года установлен ст. 196 ГК РФ.

Течение срока исковой давности определено п. 1 ст. 200 ГК РФ, которая предусматривает его исчисление со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

В данном случае ФИО2 заявила материальное требование - о возложении обязанности на налоговый орган возвратить из бюджета денежную сумму в размере 30644 рубля излишне уплаченных налогов.

Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в Определении от 21 июня 2001 г. N 173-0, суд полагает необходимым применение положений ст. 200 ГК РФ об исчислении трехлетнего срока обращения в суд.

При обращении в суд с иском ФИО2 утверждала, что о наличии переплаты по налогам она узнала ДД.ММ.ГГГГ.

Эти доводы истца ничем не опровергнуты и подтверждаются характером её действий, направленных на возврат излишне уплаченных налогов путем подачи заявления в налоговый орган, а в дальнейшем - в суд. В суд истец обратился ДД.ММ.ГГГГ.

В силу ст. 56 ГПК РФ, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Налоговым органом не представлено доказательств того, что ФИО2 ранее было известно о наличии у неё переплаты по налогам в заявленном размере, а доводы о том, что истец знал о переплате с января 2015 года год не чем не подтверждены.

Суждение ответчика о том, что истец должен был знать о переплате налогов, поскольку он самостоятельно определяет налоговую базу, декларирует доход, необоснованно.

Как указывалось ранее, обязанность налогового органа по сообщению налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня обнаружения такого факта предусмотрена п. 3 ст. 78 НК РФ.

Документов, подтверждающих направление ФИО2 в период с 2011 г. по 2017 г. года по 2017 год извещений о переплатах налогов, стороной ответчика суду не представлено.

Ответчик утверждает в своем возражении о том, что переплата по УСН возникла по итогам 2011 года. Затем последующими декларированными платежами по налогам с 2011 г по 2015 г. сумма переплаты уменьшалась на сумму вносимого налога.

В итоге за 2015 год декларация сдана с начислением 34 623 рубля, уплата в 2016 году не производилась в связи с наличием переплаты, которая уменьшилась, соответственно, на 34 623 рубля и составила 50 179 рублей.

По заявлению ФИО2 переплата в сумме 19 535 рублей возвращена в 2017 году. Сумма переплаты, в возврате которой отказано в связи с истечением трехлетнего срока, составила 30 644 рубля. О чем и стало и стало известно истцу ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на момент обращения в суд срок по указанным истцом требованиям не истек.

С учетом изложенного, вышеперечисленные обстоятельства являются основанием для признания исковых требований в части восстановления срока на возврат из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы в сумме 30644 рубля обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Учитывая данные обстоятельства суд считает необходимы обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы № 6 по Ставропольскому краю произвести возврат из бюджета переплаты по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по налогу на доходы физических лиц в сумме 30644 рубля.

Согласно ч. 1 ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ истцу была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения гражданского дела по существу.

В связи с тем, что исковые требования истца удовлетворены частично в сумме 30644 рубля рублей, то исходя из удовлетворенных судом требований, взысканию с ответчика подлежит госпошлина в размере 1119 рублей 32 копейки.

В соответствии с положениями ст. 50, п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, госпошлина подлежит зачислению в бюджет Буденновского муниципального района.

Федеральным законом от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ подпункт 19 пункта 1 ст. 333.36 НК РФ изложен в новой редакции, в соответствии с которой с 29.01.2010 г. (п. 1 ст. 28 ФЗ от 27.12.2009 г. N 374-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, у суда отсутствуют основания для взыскания с ответчика государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО2 к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 6 по Ставропольскому краю – удовлетворить частично.

Восстановить срок на возврат из бюджета, взыскав с Межрайонной ИФНС России № 6 по <адрес> в пользу ФИО2 излишне уплаченный налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 30 644 (тридцать тысяч шестьсот сорок четыре) рубля.

Отказать в восстановлении срока и взыскании с Межрайонной ИФНС России № 6 по <адрес> в пользу ФИО2 излишне уплаченный налог на доходы физических лиц в сумме 74508 (семьдесят четыре тысячи пятьсот восемь) рублей.

Взыскать с истца ФИО2 в доход бюджета Буденновского муниципального района государственную пошлину в размере1119 (одна тысяча сто девятнадцать) рублей 32 копейки.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Буденновский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья подпись А.О. Куцев

Подлинник решения подшит в гражданском деле № 2-293/2020, находящемся в Буденновском городском суде Ставропольского края.

Секретарь с/з А.И. Кудряшов