ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-293/2016 от 18.01.2017 224-ого гарнизонного военного суда (г. Санкт-Петербург) (Город Санкт-Петербург)

Дело №... копия

мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

224 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Шляхов А.В., при секретаре судебного заседания ФИО 4, с участием истца командира войсковой части №... <звание>ФИО 5,, ответчика <звание> запаса ФИО 2, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению командира войсковой части №... <звание>ФИО 5 к ответчику ФИО 2 о привлечении к полной материальной ответственности и взыскании суммы в размере 3 442 096 рублей 88 копеек,

УСТАНОВИЛ:

Командир войсковой части №... на основании ст. 5 ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» обратился в суд с исковым заявлением к ответчику –<звание> запаса ФИО 2., в котором просит привлечь ответчика к полной материальной ответственности и взыскать с него сумму в размере 3 442 096 рублей 88 копеек.

В обоснование своих исковых требований истец указывает на то, что ревизионной группой Межрегионального управления контрольно-финансовой инспекции МО РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены контрольные мероприятия по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... , в ходе мероприятий было выявлено незаконное списание 163 248 кг дизельного топлива, 61, 5 кг масла «<звание>», 120 кг масла «<звание>», 180 кг масла «<звание>» на технику воинской части без применения временных или постоянных норм расхода горюче-смазочных материалов на сумму 6 905 131 рубль 02 коп. После рассмотрения возражений командира войсковой части №... в итоге было принято решение об удовлетворении возражений командира войсковой части №... на общую сумму 3 473 733, 54 руб и сумма недостачи по службе ГСМ в настоящее время составляет 3 442 096 руб. 88 копеек. Причинами нарушений явилось невыполнение требований руководящих документов по планированию, эксплуатации и нормированию расхода ГСМ, в том числе ответчиком, командиром прдк «<звание>», который не выполнял требования государственного стандарта ГОСТ РФ 91100-002-2012, выраженного в том, что эксплуатация образцов изделий ВТ, не имеющих временных или постоянных норм расхода горючего и масел, запрещена, а списание ГСМ производится по фактическому расходу, но не более установленных норм.

Истец в судебном заседании исковые требования по вышеуказанным основаниям поддержал и просил их удовлетворить.

Ответчик ФИО 2 в судебном заседании исковые требования не признал и пояснил, что являясь материально ответственным лицом, командиром катера, осуществлял расходование и списание ГСМ за отчетный период по фактическому расходу, но не более указанного в формулярах изделий. Об отсутствии действующих норм расхода ГСМ для главных двигателей и дизель -генераторов противодиверсионного катера «<звание>» не знал. Кроме того, эксплуатация катера осуществлялась исключительно в целях выполнения задач по несению боевых дежурств и других мероприятий боевой подготовки, и общая наработка двигателей и дизель генераторов катера не превысила утвержденных в ДД.ММ.ГГГГ году норм расходов ГСМ.

Начальник ФКУ «Управление финансового обеспечения по Санкт-Петербургу, <адрес> и Республики Карелия», извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл и не известил о причинах своей неявки.

Выслушав истца, ответчика, консультацию специалиста ФИО 6, и исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 161-ФЗ "О материальной ответственности военнослужащих" к реальному ущербу относится утрата или повреждение имущества войсковой части, расходы, которые воинская часть произвела либо должна произвести для восстановления, приобретения утраченного или поврежденного имущества, а также излишние денежные выплаты, произведенные воинской частью.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» (далее - Закона) военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

Военнослужащие несут материальную ответственность в полном размере в случаях, когда ущерб причинен военнослужащим, которому имущество было передано под отчет для хранения, перевозки, выдачи, пользования и других целей.

Из анализа указанного федерального закона очевидно, что материальная ответственность может быть возложена на военнослужащего лишь при одновременном наличии реального ущерба, вины в его причинении, противоправном поведении, причинной связи между действием и ущербом.

При этом, в силу ст. 7 указанного федерального закона командир (начальник) воинской части при обнаружении ущерба обязан назначить административное расследование для установления причин ущерба, его размера и виновных лиц.

Административное расследование может не проводиться, если причины ущерба, его размер и виновные лица установлены судом, в ходе разбирательства по факту совершения военнослужащим дисциплинарного проступка либо в результате ревизии, проверки, дознания или следствия.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» не допускается привлечение военнослужащих к материальной ответственности за ущерб, причиненный вследствие исполнения приказа командира (начальника).

Из объяснения сторон усматривается, что пдрк «<звание>» находится на вооружении в войсковой части №... и его эксплуатация осуществлялась исключительно в целях выполнения боевых задач и других мероприятий, проводимых в рамках боевой подготовки согласно приказов командования войсковой части.

Иных обстоятельств эксплуатации пдрк «<звание>» в судебном заседании не установлено и из акта проверки №... от ДД.ММ.ГГГГ этого не усматривается.

Из должностных обязанностей ответчика, который проходил военную службу по контракту в должности командира противодиверсионного катера (П-104 «<звание>» проекта №... до ДД.ММ.ГГГГ и уволенного с военной службы по подпункту «б» пункта 1 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» усматривается в частности, что он отвечал за боевую готовность, воинскую дисциплину и подготовку личного состава катера, правильное применение и успешное выполнение поставленных перед ним задач, организацию и качество проведения мероприятий по предупреждению аварийности и технических средств катера, при этом находится в не посредственном подчинении командира группы противодиверсионных катеров и при прибытию на катер должен действовать согласно поставленным ему задачам в соответствии с уровнем боевой готовности.

Из акта контрольных мероприятий по отдельным вопросам финансово-экономической и хозяйственной деятельности войсковой части №... от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ущерб в части, касающейся эксплуатации противодиверсионного катера «<звание>», выразился в незаконном списании 163 248 кг дизельного топлива, 61, 5 кг масла «<звание>», 120 кг масла «<звание>», 180 кг масла «Лукой дизель». Вина ответчика заключалась в не выполнении надлежащим образом требований гостандарта ГОСТ РВ 9100-002-2012, то есть п 9.2, согласно которого, нормы расхода горючего и масел являются основанием для их списания, списание ГСМ производится по фактическому расходу, но не более установленных норм, и п. 9.3, согласно которого, эксплуатация образцов изделий военной техники, не имеющих временных или постоянных норм расхода горючего и масел, запрещается.

Согласно расчета цены иска неправомерный расход дизельного топлива противодиверсионным катером «<звание>» за ДД.ММ.ГГГГ год составил 81564 кг по цене дизельного топлива за 1 кг 42 рубля 07 копеек, что составляет 3 431 397 рублей 48 копеек ( 81564*42,07), неправомерный расход масса гидравлического «<звание>» за ДД.ММ.ГГГГ год 40 кг по стоимости за 1 кг 77 рублей 64 копейки, что составляет 3 105 60 копеек, неправомерный расход масла «<звание>» за ДД.ММ.ГГГГ год составил 35 кг по цене за 1 кг 145 рублей, что в итоге составляет 5075 рублей ( 35 *145 рублей), неправомерный расход масла «<звание>» за ДД.ММ.ГГГГ год составляет по норме 30 кг и по цене за 1 кг 83, 96 копеек, что в итоге составляет 2518 рублей 80 копеек, а в общей сумме ущерб составляет 3 442 096 рублей 88 копеек.

Как следует из письменной консультации специалиста- <звание>ФИО 6, заместителя командира бригады по электромеханической части-начальника электромеханической службы войсковой части №... , ознакомившегося с представленными документами, пояснившего, что фактический расход дизтоплива при эксплуатации главных двигателей составил 60972 кг. В соответствии с вахтенной документацией наработка главных двигателей за год составляет ГД №... часов 40 минут, ГД №... часов 40 минут, из них наработка двигателей на холостом ходу составляет ГД№... часов 30 минут, ГД №... часов 30 минут, наработка двигателей под нагрузкой составляет ГД31 150 часов 10 минут, ГД №... часов 10 минут. Норма расхода ДТ при эксплуатации главных двигателей катера проекта №... в соответствии с приказом МО РФ №... дсп ДД.ММ.ГГГГ года составляет на один ходовой час 755 кг, на один час работы на холостом ходу 56 кг.

Следовательно, расчет нормы расхода ДТ при эксплуатации главных двигателей за ДД.ММ.ГГГГ год составляет 150*755+87,5*56=123050 кг. Фактический расход диз.топлива при эксплуатации вспомогательных двигателей составил 20592 кг., в соответствии с вахтенной документацией наработка вспомогательных двигателей за год составляет ДГ №... часов 55 минут, ДГ№... часов 15 минут.

Норма расхода ДТ при эксплуатации вспомогательных двигателей в соответствии с приказом МО РФ №... дсп ДД.ММ.ГГГГ год составляет 20 кг. Расчет нормы расхода ДТ при эксплуатации вспомогательных двигателей за ДД.ММ.ГГГГ год составляет: 20* (914ч 55 мин +557ч15 мин) = 29440 кг., фактический расход дизельного масла при эксплуатации главных двигателей составил 65 кг, норма расхода дизельного масла при эксплуатации главных двигателей катера составляет 40 кг на одну тонну топлива, расчет нормы расхода дизельного масла при эксплуатации главных двигателей за ДД.ММ.ГГГГ год составляет 60,9 *40= 2436 кг, фактический расход дизельного масла при эксплуатации вспомогательных двигателей составил 40 кг., норма расхода дизельного масла при эксплуатации вспомогательных двигателей катера составляет 50 кг на одну тонну выработанного топлива., расчет нормы расхода дизельного топлива при эксплуатации вспомогательных двигателей за 2015 год составил 20, 5 *50= 1025 кг.

Согласно Временным нормам расхода горючего прдк с дизельной энергетической установкой, утвержденных в ДД.ММ.ГГГГ года и согласованных с Врид начальника Управления штаба МТО ВС РФ на главный двигатель на 1 час ходовой час составляет 755 кг, на один час работы двигателя на холостом ходу 56 кг, моторное масло -40 кг на 1 топливу сожженного топлива.

Как следует из Временных норм расхода горючего прдк с вспомогательной дизельной установкой, утвержденных и согласованных с Врид начальника Управления штаба МТО ВС РФ, на один ходовой час составляет 20 кг. дизельного топлива, на 1 час работы двигателя на холостом ходу 8 кг, а моторного масла 50 кг на тонну сожженного топлива.

В силу пункта 21 главы 1 приказа МО РФ №... от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и нормах расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей в ВМФ» при отсутствии постоянных или временных норм расхода отдельных марок масел, смазок, специальных жидкостей до их установления они выдаются или расходуются в соответствии с заводской инструкцией или паспортом на данное техническое средство в сроки, установленные Инструкцией по нормированию и применению горючего, смазок, масел и специальных жидкостей.

Так согласно п. 4.2.2. Инструкции, введенной в действие ГОСТ РВ 9100-002-2012, временные нормы расходов ГСМ утверждаются руководителями (начальниками) отвечающими за эксплуатацию образцов изделий ВТ, на срок не более 5 лет с момента их утверждения. В соответствии с п. 4.8 Гост РВ 9100-002-2012 ответственность за своевременную разработку и правильное оформление постоянных и временных норм расхода ГСМ несут руководители (начальник) отвечающий за эксплуатацию образцов изделий ВТ. Именно командир (начальник) в силу ст. 82 Устава внутренней службы ВС РФ обязан организовать прием и ввод в строй поступающих в воинскую часть вооружения и военной техники, лично проверять готовность личного состава к приему и эксплуатации, организовать планирование, эксплуатацию вооружения и военной техники, осуществлять контроль за их техническим состоянием. Кроме этого, п. 9.4 вышеназванного ГОСТа, ответственность за правильное применение норм расхода ГСМ при эксплуатации образцов изделий ВТ возлагается на руководителей и начальников структурных подразделений, отвечающих за эксплуатацию образов ВТ, а контроль за применением норм осуществляет заказчик ГСМ.

Консультация специалиста <звание>ФИО 6 об обоснованности расходов ГСМ при эксплуатации прдк «<звание>» согласуется с Временными нормами расхода горючего противодиверсионного катера пр. №... с дизельной энергетической установкой, утвержденными и согласованными в ДД.ММ.ГГГГ года соответствующими должностными лицами МО РФ.

Совокупность собранных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу, что ответчик не совершал действия, связанные с эксплуатацией катера вопреки интересам военной службы, эксплуатация катера хоть и производилась в ДД.ММ.ГГГГ году не смотря на отсутствие утвержденных норм расходов ГСМ, однако от ответчика согласование временных норм расходов по ГСМ не зависело в силу его должностных обязанностей, допущенный ответчиком фактический объем расходов ГСМ и его списание, указанных в акте проверки в части, касающейся катера «<звание>», соответствовали требованиям, указанным в заводской инструкции или паспорта на данное техническое средство и не превысили для данного катера установленных Временных норм расходов ГСМ в ДД.ММ.ГГГГ году.

Следовательно, суд приходит к выводу о недоказанности вины ответчика в совершении им противоправных действий и наличия реального ущерба, связанного с использованием и списанием ГСМ при эксплуатации прдк «<звание>», что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований командира войсковой части №... о привлечении ответчика к полной материальной ответственности, взыскания суммы в размере 3 442 096 рублей 88 коп.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд,

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления командира войсковой части №... капитана 2 ранга ФИО 5 к ответчику ФИО 2 о привлечении к полной материальной ответственности и взыскании суммы в размере 3 442 096 рублей 88 копеек, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ленинградском окружном военном суде через 224 гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Верно:

Председательствующий по делу Шляхов А.В.