Дело № 2-293/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Касли 18 марта 2016 года
Каслинский городской суд Челябинской области, в составе:
председательствующего судьи Горшениной Е.Н.,
при секретаре Комиссаровой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дремова К.Ю. к администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района об обязании заключить договор купли-продажи,
У С Т А Н О В И Л:
Дремов К.Ю. обратился в суд с иском администрации Каслинского городского поселения, администрации Каслинского муниципального района об обязании заключить договор купли-продажи, в обосновании требований указал, что имеет в собственности нежилое здание - остановочного торгового павильона общей площадью 155,9 кв.м., расположенного по <адрес>, которое расположено на земельном участке из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под установку остановочного торгового павильона, с кадастровым №. Обратившись в администрацию Каслинского городского поселения о предоставлении земельного участка в собственность Дремов К.Ю. получил отказ, в котором указано, что испрашиваемый земельный участок находится на землях общего пользования. Позже истцу стало известно, что земля, на котором расположен принадлежащий ему торговый павильон, зарезервирована для муниципальных нужд. Просит суд обязать администрацию Каслинского городского поселения заключить с ним договор купли-продажи спорного земельного участка, а администрацию Каслинского муниципального района снять ограничения с земельного участка с кадастровым №
Истец Дремов К.Ю. в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель истца Дремова К.Ю. - Кобелев Д.Н., действующий на основании доверенности (л.д.28), в судебном заседании пояснил, что отказ администрации о предоставлении в собственность Дремова К.Ю. земельного участка незаконный, у Дремова К.Ю. есть исключительное право на предоставление данного участка в собственность, нарушен порядок резервирования земель, просил суд обязать администрацию Каслинского муниципального района снять ограничения с земельного участка с кадастровым № администрацию Каслинского городского поселения заключить с Дремовым К.Ю. договор купли-продажи земельного участка с кадастровым №
Представитель администрации Каслинского муниципального района и администрации Каслинского городского поселения Никифоров Н.В., действующий на основании доверенностей (л.д. 38,39) в судебном заседании исковые требования Дремова К.Ю. не признал, по основаниям, изложенным в отзыве, просил в иске отказать, так как оснований для заключения с Дремовым К.Ю. договора купли-продажи не имеется, порядок резервирования земель не нарушен.
Заслушав представителя истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Пунктом 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей на момент обращения с заявлением, то есть дата) установлено, что граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом и имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков.
В судебном заседании установлено, что Дремов К.Ю. имеет в собственности нежило здание - остановочный торговый павильон, площадью 155,9 кв.м., расположенного по <адрес> (л.д.5).
Согласно кадастрового паспорта земельный участок, кадастровым №, площадью 329 кв.м., расположенного по <адрес>, находится на землях населенных пунктов, имеет разрешенное использование под установку остановочного комплекса (л.д.7).
ДД.ММ.ГГГГ Дремов К.Ю. обратился в администрацию Каслинского городского поселения с заявлением о предоставлении ему на основании п.2 ст. 39.20 земельного кодекса РФ в собственность за плату земельного участка с кадастровым № площадью 329 кв.м., расположенного по <адрес> (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ Дремову К.Ю. был дан ответ администрацией Каслинского городского поселения № об отказе в предоставлении в собственность заявителя испрашиваемого им земельного участка, со ссылкой на п.12 ст.85 Земельного кодекса РФ и п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (л.д.15).
В соответствии с п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Как следует из п.8 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» не подлежат отчуждению земельные участи в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
На основании пункта 1 статьи 262 Гражданского кодекса РФ под земельными участками общего пользования понимаются незакрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.
Согласно п.11 ч.1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Как указал в отзыве представитель ответчиков, согласно генеральному плану <адрес>, Правилам землепользования и застройки в <адрес> Каслинского муниципального района Челябинской области, утвержденным решением Совета депутатов Каслинского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ№, карте градостроительного зонирования <адрес>, земельный участок с кадастровым № расположенный по <адрес>, с видом разрешенного использования под установку остановочного павильона, относится к типу функционального назначения территории - градостроительная зона - инженерно-транспортной инфраструктуры (л.д.42).
В соответствии с выпиской из генерального плана <адрес>, который был утвержден решением Совета депутатов Каслинского городского поселения, указано, что в разделе «Улично-дорожная сеть» главная магистраль - <адрес>, соединяющая центр города с основными жилыми массивами и имеющая выход на автодорогу <адрес>, по которой осуществляется въезд в город со стороны <адрес>. Степень благоустройства улично-дорожной сети низкая. Ширина проезжей части 7-9 м., что не соответствует нормативным показателям. В городе отсутствуют благоустроенные тротуары. Для <адрес> профиль составляет: проезжая часть 16,0 м.; газоны по обе стороны по 6,0 -8,0 м.; лотки по обе стороны по 0,75 м.; тротуары по обе стороны по 3,5-4,0 м. В связи с чем, земельный участок с кадастровым № расположен на землях населенных пунктов, с видом разрешенного использования для общего пользования (уличная сеть) (л.д. 20).
В соответствии с выпиской из публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым № имеет разрешенное использование по классификатору № для общего использования (уличная сеть) (л.д.9).
На основании вышеизложенного, с учетом, что земельный участок с кадастровым № расположен в границах красных линий «Улично-дорожная сеть», отказ администрации Каслинского городского поселения законный, оснований для заключения договора купли-продажи с Дремовым К.Ю. суд не усматривает.
ДД.ММ.ГГГГ с Дремовым К.Ю. был заключен договор аренды земельного участка № с кадастровым №, площадью 329 кв.м., расположенного по <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ с Дремовым К.Ю. было заключено соглашение № о внесении изменений и дополнений в договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому раздел четвертый договора дополнен пунктом 4.6. следующего содержания: «4.6. Ограничения прав собственников, землепользователей, арендаторов, землевладельцев по использованию зарезервированного земельного участка, установленные в соответствии с постановлениями администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ и от ДД.ММ.ГГГГ№ распространяются на предоставляемый в аренду в соответствии с условиями настоящего договора земельный участок из земель населенных пунктов, кадастровый №, расположенный по <адрес>, общей площадью 329 кв.м.» (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ органами РОСЕЕСТРА было отказано Дремову К.Ю. в регистрации договора аренды земельного участка, в связи с наличием ограничения, в том числе по постановлению администрации № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22). Как установлено в судебном заседании договор аренды и дополнительное соглашение к нему не зарегистрировано.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каслинского муниципального района было вынесено постановление № о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях реконструкции автомобильной дороги по <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес> (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Каслинского муниципального района было вынесено постановление № о внесении изменений в постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с которым спорный земельный участок вошел в состав земельных участков зарезервированных для муниципальных нужд (л.д.11).
Дремов К.Ю. просит отменить подпункт 1 пункта 1 постановления от ДД.ММ.ГГГГ№ и снять ограничения с земельного участка с кадастровым №, площадью 329 кв.м., расположенного по <адрес>, поскольку был нарушен порядок резервирования земель.
Пункт 1 ст. 56 Земельного кодекса РФ допускает ограничение предусмотренных подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 6 статьи 56 Земельного кодекса РФ установлено, что ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд в соответствии с п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 561 утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 Положения решение о резервировании земель для государственных нужд субъекта Российской Федерации или муниципальных нужд принимается соответственно уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Согласно пункту 5 Положения решение о резервировании земель должно содержать: цели и сроки резервирования земель; реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель - ограничения прав на зарезервированные земельные участки, устанавливаемые в соответствии с Земельным кодексом и другими федеральными законами, необходимые для достижения целей резервирования земель, сведения о месте и времени ознакомления заинтересованных лиц со схемой резервируемых земель, а также перечнем кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель. Данные решение и схема должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участка (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель (пункт 6 Положения).
Согласно п. 7 Положения решение о резервировании земель, принятое органами государственной власти, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены резервируемые земельные участки.
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Пунктом 8 Положения установлено, что орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений в силу пункта 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 № 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных и муниципальных нужд" осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Как установлено в судебном заседании постановления о резервировании земельного участка принято администрацией Каслинского муниципального района. По мнению представителя истца Дремова К.Ю. решение принято не уполномоченным органом, ссылаясь на постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ и ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления». Из постановления № следует, что утвержден реестр автомобильных дорог общего пользования местного значения в границах населенных пунктов Каслинского муниципального района и организована передача данных дорог. Суд не соглашается с доводом представителя истца, поскольку при принятии постановления о резервировании земель администрацией Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ и о внесении изменений в него от ДД.ММ.ГГГГ№ улица <адрес> находилась в ведении администрации Каслинского муниципального района, следовательно, решение принято уполномоченным органом.
Довод представителя истца Дремова К.Ю. - Кобелёва Д.Н., что отсутствует проектная или иная документация, признается судом не состоятельной, так как п.3 Положения не предусматривает наличие проектной документации.
Довод представителя истца Кобелёва Д.Н., что решение о резервировании должно содержать реквизиты документов, также признается судом несостоятельным, поскольку постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях реконструкции автомобильной дороги по <адрес>, на участке от <адрес> до <адрес>, содержит реквизиты документов, в соответствии с которыми осуществляется резервирование земель, которые указаны в водной части постановления. В постановлении администрации от ДД.ММ.ГГГГ№ данные реквизиты не указаны, так как на основании этого постановления вносятся изменения в постановление №.
Не соответствует действительности довод представителя истца Кобелёва Д.Н., что отсутствует схема резервируемых земель. Как следует из пункта 3 постановления администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ все заинтересованные лица могли ознакомиться со схемой резервируемых земель и перечнем кадастровых номеров земельных участок, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, также указан адрес, где возможно ознакомиться с указанной документацией. Схему расположения земельного участка приложена в материалы дела (л.д. 25). Все указанные сведения были внесены в государственный кадастр недвижимости, в том числе ограничения прав, что подтверждается отказом Росеестра в регистрации Дремову К.Ю. договора аренды (л.д.22), справочной информацией (л.д.12), выпиской из кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым № (л.д.18).
Поскольку постановление администрации Каслинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ о резервировании земельного участка для муниципальных нужд в целях реконструкции автомобильной дороги по <адрес>, на участке от <адрес> вынесено в соответствии с Положением о порядке резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, опубликовано в газете <данные изъяты> оснований для исключения и снятия ограничений с земельного участка с кадастровым <данные изъяты>, расположенного по <адрес>, общей площадью 329 кв.м., не имеется.
Заявленное представителем ответчика Никифоровым Н.В. о рассмотрении дела в порядке административного судопроизводства, суд не принимает, поскольку основное требование Дремова К.Ю. это заключение с ним договора купли-продажи земельного участка и передачи его в собственность.
В связи с тем, что дело рассматривается в порядке гражданского судопроизводства, заявление ответчика о пропуске истцом Дремовым К.Ю. срока исковой давности удовлетворению не подлежит, так как срок не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований Дремову К.Ю. отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение одного месяца, с момента его вынесения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области, путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий судья-Горшенина Е.А.