ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-293/2016 от 21.12.2016 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Еланцы 21 декабря 2016 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Холодовой Л.Н.,

при секретаре Имсыровой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-293/2016 по иску прокурора Ольхонского района к администрации Бугульдейского муниципального образования о признании общественного кладбища, расположенного в м. Куртун Ольхонского района бесхозяйным и обязании принять меры по оформлению кладбища и земельного участка под ним в муниципальную собственность,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ольхонского района обратился в Ольхонский районный суд с вышеуказанным иском к администрации Бугульдейского МО. Просит признать общественное кладбище в м. Куртун Ольхонского района, расположенное на земельном участке площадью более 5000 кв. м. бесхозяйным и обязать администрацию Бугульдейского МО принять меры по оформлению кладбища в м. Куртун и земельного участка под ним в муниципальную собственность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

В обоснование указывает, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом на территории Бугульдейского муниципального образования.

В соответствии с требованиями ст. 215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ч. 2 ст. 215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют, в том числе, органы местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ в собственности поселений может находиться любое имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, имущество, в отношении которого полномочия могут осуществляться органами местного самоуправления на основании федеральных законов и на основании переданных полномочий.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичные положения закреплены в ст. 52 Устава Бугульдейского муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 г. № 424, который устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.

Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Проверкой, проведенной прокуратурой района в администрации Бугульдейского муниципального образования, установлено, что администрацией поселения осуществляется ведение реестра муниципального имущества поселения. При этом, в реестре муниципального имущества поселения общественные кладбища, а также земельные участки, занятые такими объектами и предназначенные для них, отсутствуют.

Вместе с тем, на территории Бугульдейского муниципального образования в м. Куртун на земельном участке площадью более 5000 кв. м. расположено общественное кладбище для погребения умерших, которое является фактически бесхозяйным.

Администрацией поселения вышеуказанный объект в муниципальную собственность не оформлен, земельный участок, занятый кладбищем, на кадастровый учет не поставлен, границы его не определены, соответственно также в качестве муниципального имущества за муниципальным образованием не закреплен, меры по его содержанию не осуществляются.

В судебном заседании помощник прокурора Ольхонского района Игнатьева Е.В. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации Бугульдейского МО ФИО1 в судебном заседании не присутствовал, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие администрации. Признал исковые требования в полном объеме, о чем представил заявление.

Суд, выслушав позицию представителя истца, приняв во внимание позицию представителя ответчика, приходит к следующему.

В силу ст. 39 ГПК РФ, ответчик вправе признать иск.

На основании п.3 ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Судом принимается признание иска, поскольку оно не противоречит закону и правовым актам РФ.

В соответствии с требованиями ст.215 Гражданского кодекса РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. Согласно ч.2 ст.215 Гражданского кодекса РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют, в том числе, органы местного самоуправления.

Согласно п.2 ст.50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 №131-ФЗ в собственности поселений может находится любое имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения, имущество, в отношении которого полномочия могут осуществляться органами местного самоуправления на основании федеральных законов и на основании переданных полномочий.

В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Аналогичные положения закреплены в ст. 52 Устава Бугульдейского муниципального образования.

Пунктом 5 статьи 51 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества.

Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.08.2011 №424, который устанавливает правила ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, в том числе правила внесения сведений об имуществе в реестры, общие требования к порядку предоставления информации из реестров, состав информации о муниципальном имуществе, принадлежащем на вещном праве или в силу закона органам местного самоуправления, муниципальным учреждениям, муниципальным унитарным предприятиям, иным лицам и подлежащем учету в реестрах.

В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «О погребении и похоронном деле» от 12.01.1996 №8-ФЗ общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. Порядок деятельности общественных кладбищ определяется органами местного самоуправления.

Проверкой, проведенной прокуратурой района 02.12.2016 г., установлено, что администрацией осуществляется ведение реестра муниципального имущества поселения. При этом, в реестре муниципального имущества поселения общественные кладбища, а также земельные участки, занятые такими объектами либо предназначенные для них, отсутствуют.

В результате непринятия администрацией Бугульдейского муниципального образования мер по оформлению кладбища и земельного участка под ним в собственность Бугульдейского муниципального образования нарушаются интересы Российской Федерации в неисполнении федерального законодательства. Поэтому требования прокурора Ольхонского района являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ольхонского района к администрации Бугульдейского муниципального образования о признании общественного кладбища, расположенного в м. Куртун Ольхонского района бесхозяйным и обязании принять меры по оформлению кладбища и земельного участка под ним в муниципальную собственность, удовлетворить.

Признать общественное кладбище в м. Куртун Ольхонского района, расположенное на земельном участке площадью более 5000 кв. м. бесхозяйным.

Обязать администрацию Бугульдейского муниципального образования принять меры по оформлению кладбища в м. Куртун и земельного участка под ним площадью более 5000 кв.м в муниципальную собственность в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня провозглашения.

Судья: Л.Н. Холодова