Дело № 2-293\2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ворсиной О.Б.,
при секретаре Перепелицыной Я.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи, администрации города Зеи о признании членом семьи и внесении сведений о составе семьи в заявление на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Решением Зейского районного суда от 12 мая 2016 года по иску ФИО1 к администрации города Зеи и министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области о признании права на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилых помещений в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей по наследству и о возложении обязанности по выдаче жилищного сертификата, ФИО1 отказано в удовлетворении исковых требований.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 июля 2016 года решение Зейского районного суда от 12 мая 2016 года отменено, по делу принято новое решение о частичном удовлетворении исковых требований, за ФИО1 признано право на получение жилищной субсидии на приобретение или строительство жилья в связи с выездом из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей, в остальной части требований отказано.
ФИО1 обратился в суд с иском к комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи (КУМИ), в котором просит признать ФИО3 членом его семьи, обязать ответчика внести достоверные сведения о составе его семьи из двух человек в заявление на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование иска истец ФИО1 указал, что он состоит в зарегистрированном браке с ФИО3, проживает с ней совместно по адресу: <адрес> ведет общее хозяйство. Указанное жилое помещение перешло ему по наследству. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 июля 2016 года за ним признано право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья. 17 января 2017 года он обратился в КУМИ с заявлением о выделении государственного жилищного сертификата, в котором указал, что у него есть супруга ФИО3, но сотрудник КУМИ, занимающаяся регистрацией заявлений, отказалась принимать у него заявление, сославшись на то, что ФИО3 не была указана ФИО2 31 мая 2011 года в качестве члена его (ФИО1) семьи. Однако истец считает данные доводы незаконными, поскольку если бы были живы его родители, то они бы сами признали ФИО3 членом их семьи.
Определением суда от 27 февраля 2017 года по инициативе суда в качестве соответчика привлечена администрация города Зеи, истцу предложено в письменном виде выразить свое согласие либо несогласие на привлечение судом соответчика.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился по неизвестной причине, о времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, заявление о согласии либо несогласии на привлечение судом соответчика не представил.
Представитель ответчиков - комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи и администрации г.Зеи ФИО4 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дело в её отсутствие, из отзыва комитета по управлению муниципальным имуществом города Зеи на иск следует, что КУМИ с иском не согласен, т.к. является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку полномочия по ведению учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляет администрация города Зеи.
Из возражений на иск, поступивших от ответчика администрации города Зеи, следует, что администрация города Зеи с иском не согласна, т.к. апелляционным определением от 29 июля 2016 года право на получение жилищной субсидии после смерти ФИО2 признано только за членом его семьи ФИО1 Доказательств, свидетельствующих о том, что на момент смерти ФИО2 членом его семьи также являлась ФИО3, истцом не представлено.
В свою очередь признание ФИО3 членом семьи ФИО1 (как заявлено истцом) правового значения для решения вопроса о предоставлении ФИО1 жилищной субсидии, в том числе для определения ее размера, не имеет, поскольку правом на получение социальной выплаты ФИО1 обладает не как гражданин, состоящий на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, а как член семьи такого гражданина (ФИО2), унаследовавший данное право после его смерти.
Соответственно, при учете ФИО1 администрацией города в качестве имеющего право на получение социальной выплаты, а также при решении вопроса о выдаче ему государственного жилищного сертификата учитывается состав семьи гражданина, право которого на получение жилищной субсидии унаследовано в соответствии со ст. 1 Федерального закона № 125-ФЗ (в данном случае ФИО2), а не состав семьи лица, унаследовавшего такое право (ФИО1).
Поскольку право ФИО1 на участие в подпрограмме производно от права ФИО2 на получение жилищной субсидии, то применительно к ФИО1, при подаче им заявления о включении в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, должен быть указан состав семьи по отношению к гражданину, чье право на получение жилищной субсидии он унаследовал (т.е. по отношению к ФИО2). Таким образом, поскольку ФИО3 не относится к членам семьи ФИО2, имеющим право на получение жилищной субсидии после его смерти, то и в заявлении о включении в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, в качестве члена семьи она не должна быть указана. При этом необходимо учитывать, что заявление заполняется и подается гражданином, имеющим право на получение жилищной субсидии, в связи с чем на администрацию города не может возлагаться обязанность по включению в такое заявление тех или иных сведений (в частности, о составе семьи заявителя).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчиков, министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, а также третье лицо ФИО3 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, отзыв на иск не представили.
Изучив и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что на основании решения жилищной комиссии администрации города Зеи от 20 октября 2016 года постановления главы администрации города Зеи <Номер обезличен> от 27 октября 2016 года истец ФИО1 восстановлен в списке граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с выездом из районов Крайнего Севра и приравненным к ким местностям, в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы по категории «<данные изъяты>» с датой постановки на учет 31 мая 2001 года (по дате постановки на учет ФИО2).
В производстве Зейского районного суда имелось гражданское дело <Номер обезличен> по иску ФИО1 к тем же ответчикам - к комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи, администрации города Зеи о включении в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, сведений о составе семьи – о его супруге ФИО3
В обоснование данного иска ФИО1 указал, что он состоит с ФИО3 в зарегистрированном браке, поэтому ФИО3 является членом его семьи и должна быть включена в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Решением суда от 22 декабря 2016 года в удовлетворении иска отказано. Решение суда вступило в законную силу 27 февраля 2017 года.
В данном случае судом принят к производству иск между теми же сторонами по тем же основаниям, но о другом предмете - о признании супруги истца ФИО3 членом семьи и о внесении сведений о составе семьи ФИО1 с учетом супруги ФИО3 в заявление на получение государственного жилищного сертификата.
С учетом изложенного, данные иски тождественными не являются, оснований для прекращения производства по делу в соответствии с положениями абз.3 ст. 220 ГПК РФ не имеется.
Статьёй 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. При этом право на получение жилищных субсидий имеют:
инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет;
инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.
В случае смерти гражданина, состоявшего на учете в качестве имеющего право на получение жилищной субсидии, право на ее получение (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности предоставления жилищной субсидии) сохраняется за членами его семьи. В этом случае получателем жилищной субсидии является один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи.
Для целей настоящего Федерального закона членами семьи гражданина, выехавшего из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 1 января 1992 года и имеющего право на получение жилищной субсидии, признаются прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на избранное место жительства, постоянно проживающие по указанному месту жительства супруг или супруга, дети, родители, усыновленные, усыновители данного гражданина.
Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, прибывшие с данным гражданином из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, постоянно проживающие с данным гражданином и ведущие с ним общее хозяйство, признаются членами семьи данного гражданина, если они были вселены им в качестве членов его семьи и вели с ним общее хозяйство (по прежнему месту жительства). В исключительных случаях лица, прибывшие с данным гражданином, могут быть признаны членами семьи данного гражданина в судебном порядке (ст. 5 указанного закона).
В соответствии с п.21 Положения о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов к Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным постановлением Правительства РФ от 10 декабря 2002 года №879 граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае:
з) смерти (при этом право на получение социальной выплаты сохраняется за членами семьи умершего гражданина (с учетом даты постановки на учет такого гражданина и очередности ее предоставления). В этом случае получателем социальной выплаты становится один из членов семьи такого гражданина, действующий на основании нотариально заверенной доверенности на право получения социальной выплаты, выданной ему другими совершеннолетними членами семьи).
Исходя из указанных положений Федерального закона предоставление жилищной субсидии и расчет ее размера для граждан, унаследовавших право на получение жилищной субсидии, должны осуществляться исходя из состава семьи умершего гражданина, определенного на дату его смерти в соответствии с положениями статьи 5 Федерального закона, на которых абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона распространено право умершего гражданина на получение жилищной субсидии.
Из материалов дела следует, что решением суда право на получение жилищной субсидии после смерти ФИО2 признано только за членом его семьи ФИО1, супруга ФИО1 – ФИО3 членом семьи умершего <Дата обезличена>ФИО2 на дату его смерти не являлась, брак между ФИО1 и ФИО3 заключён <Дата обезличена>, что подтверждено свидетельством о заключении брака.
Таким образом, право ФИО1 на получение жилищной субсидии, как члена семьи ФИО2, производно от права ФИО2 и не порождает права на получение жилищной субсидии его супруги ФИО3
Судом установлено, что ФИО1 и ФИО3 состоят в зарегистрированном браке, имеют одно место жительства, поэтому для признания ФИО3 членом семьи ФИО1 не требуется судебного решения.
Вместе с тем, однако исходя из характера спора и преследуемого истцом материально-правового интереса (получения жилищной субсидии на члена семьи ФИО3), суд находит исковые требования ФИО1 о признании ФИО3 членом его семьи для целей получения жилищной субсидии в связи с выездом из района, приравненного к Крайнему Северу, подлежащими отказу в удовлетворении.
Пунктом 24 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года №153, следует, что в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Из материалов дела следует, что 17 января 2017 года ФИО1 подал заявление в администрацию города Зеи о выделении ему государственного жилищного сертификата в планируемом 2018 году, из содержания данного заявления, которое истец подписал собственноручно, следует, что в качестве члена семьи свою супругу ФИО3 он не указал.
Истец ФИО1 избрал способ защиты своего права на получение государственного жилищного сертификата путем предъявления иска о внесении сведений о составе его семьи из двух человек в заявление на получение государственного жилищного сертификата, которое мотивировано тем, что в комитете по управлению муниципальным имуществом города Зеи у него отказались принимать заявление с указанием в качестве члена его семьи ФИО3
Поскольку суд пришёл в выводу об отсутствии у ФИО3 права на получение жилищной субсидии, как члена семьи умершего ФИО2, правовых оснований для включения ФИО3 в заявление на получение государственного жилищного сертификата в планируемом 2018 году не имеется.
Помимо изложенного, суд учитывает, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику – КУМИ города Зеи, не являющемуся органом местного самоуправления города Зеи, которому в силу положений ст. 3 Федерального закона N 125-ФЗ от 25.10.2002 "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" переданы государственные полномочия по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий.
В соответствии с положениями Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года N 153 полномочия по регистрации и учету граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляют органы местного самоуправления по месту жительства заявителей, в данном случае – администрация города Зеи.
Руководствуясь ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска ФИО1 к комитету по управлению муниципальным имуществом города Зеи, администрации города Зеи о признании членом семьи и внесении сведений о составе семьи в заявление на получение государственного жилищного сертификата отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня его провозглашения.
Председательствующий О.Б. Ворсина