ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-293/2018 от 27.02.2018 Тындинского районного суда (Амурская область)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 февраля 2018 года г.Тында

Тындинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Муратова В.А.,

при секретаре судебного заседания Семеновой М.А.,

с участием представителя ответчика ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Олёкминский рудник» к ГКУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тынды» о признании незаконным и отмене решения о предоставлении ФИО2 права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «Олёкминский рудник» обратился в суд с исковым заявлением, из которого следует что 18.12.2017г. в ООО «Олекминский рудник» поступило заявление о выплате среднего заработка на период трудоустройства за четвертый месяц со дня увольнения от бывшего работника ФИО2 <данные изъяты>, с которой 02.08.2017г. были расторгнуты трудовые отношения на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата организации (копия прилагается).

К заявлению было приложено решение № 4752 от 06.12.2017г. ГКУ Амурской области «Центр занятости населения города Тынды» о предоставлении ФИО2 права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения (копия прилагается). Указанным решением ФИО2 предоставлено право на сохранение среднего месячного заработка в течение четвертого месяца со дня увольнения по последнему месту работы за счет средств ООО «Олекминский рудник».

Между сторонами - работодателем ООО «Олекминский рудник» и работником ФИО2 26.06.2011г. был заключен трудовой договор, по которому и в соответствии с приказом работодателя от 26.06.2011г. № 1716-к ФИО2 была принята на работу на должность лаборанта химического анализа 3 разряда в центральную лабораторию в подразделение, расположенное в Амурской обл. Тындинском районе п. Олёкма.

Приказом № 51-к от 02.08.2017г. работник был уволен по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с сокращением штата работников организации.

С ФИО2 был своевременно произведен расчет при увольнении, ей выплачены все причитающиеся денежные суммы в день увольнения, включая выходное пособие, а также последующие выплаты среднего месячного заработка в течение трех месяцев на период трудоустройства (в силу прямого указания на это в ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

В трудовом договоре и приказе о приеме на работу было указано конкретное место выполнения трудовых обязанностей - пос. Олекма Тындинского района Амурской области.

ООО «Олекминский рудник» расположено на территории Тындинского района Амурской области, который, согласно «Перечню районов Крайнего Севера и местностей», приравнен к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1960 г. и от 26.09.1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (с изм.), то есть относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Место государственной регистрации истца - г. Тында Амурской области, место выполнения работ сокращенным работником - п. Олекма Тындинского района, то есть оба населенных пункта приравнены к районам Крайнего Севера.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены гл. 50 ТК РФ (статьями 313 - 327).

Считают, что сам факт обращения ФИО2 в ЦЗН в месячный срок после увольнения и её нетрудоустройство не являются достаточными основаниями для принятия решения о сохранении за ней среднего месячного заработка за четвертый месяц со дня увольнения.

Нарушение (угроза нарушения) прав, свобод или законных интересов истца заключаются в следующем.

С выплатой указанного сохраняемого среднего заработка за счет собственных средств, основанного на решениях № 4752 от 06.12.2017г. не согласны.

Считают, что принятое решение возлагает на истца обязанности по дополнительной выплате (дополнительные финансовые обязательства) среднемесячного заработка за 4 месяц со дня увольнения трудоустройства уволенному работнику при отсутствии достаточных оснований, предусмотренных трудовым законодательством, при этом решение не содержит указаний на исключительные обстоятельства, чем нарушает права истца, поэтому является незаконным и необоснованным.

Просил суд: признать незаконным и отменить решения № 4752 от 06.12.2017г. ГКУ Амурской области «Центр занятости населения города Тынды» о предоставлении ФИО2 права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в ООО «Олекминский рудник» в течение четвертого месяца со дня увольнения.

Представитель истца ООО «Олекминский рудник» извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела не явился, подал ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя истца.

Представитель ответчика ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В письменном отзыве пояснили, что ФИО2, как работник ООО «Олекминский рудник», была уволена 02.08.2017 г. в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса Российской Федерации - далее ТК РФ). 29 августа 2017 года ФИО2 обратилась по регистрации места жительства (прописки) в государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Тынды за предоставлением государственных услуг по содействию занятости населения.

На основании п.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» ФИО2 была поставлена на регистрационный учет в качестве обратившегося за предоставлением государственной услуги содействия гражданам в целях поиска подходящей работы, личное дело получателей государственных услуг № $ 19144 от 29.08.2017 (копия прилагается). В соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон о занятости населения) работникам при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации предоставляются гарантии и компенсации в соответствии с трудовым законодательством. В силу положений статей 56, 63 Трудового кодекса Российской Федерации работником как стороной трудового договора может быть любой гражданин, достигший 16-летнего возраста (в исключительных случаях и ранее этого возраста). Иных возрастных критериев заключения трудового договора законодательство не содержит. Лица, достигшие пенсионного возраста и состоящие в трудовых отношениях с работодателем, являются субъектами правоотношений, на которых распространяются положения трудового законодательства (включая предоставление установленных ТК РФ гарантий и компенсаций). В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Трудового кодекса РФ за работниками, сохраняются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством РФ, в том числе предусмотренные статьями 178, 318 Трудового кодекса РФ, в части выплаты выходного пособия и сохранения среднего месячного заработка за второй, третий месяцы со дня увольнения работника по сокращению численности или штата. Данная позиция поддерживается в письмах Роструда от 11.02.2010г. № 594-ТЗ, Федеральной налоговой службы от 9 июня 2010 г. № ШС-37-3/3837.

Из приведенных норм не следует, что гарантии при увольнении в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации не распространяются на граждан, работавшим в районах Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно статье 178 ТК РФ при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднемесячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за уволенным работником в течение третьего месяца со дня увольнения по решению органа службы занятости населения, при условии, если в двухнедельный срок после увольнения работник обратился в этот орган и был им трудоустроен.

Правоотношения, связанные с выплатой выходных пособий гражданам, увольняемым из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, регулируются ст. 318 ТК РФ.

В соответствии со статьей 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Каких либо ограничений права на сохранение средней заработной платы на период трудоустройства в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости в отношении увольняемых в связи с сокращением численности или штата работников организации (пункта 2 части первой статьи 81 ТК РФ) работников пенсионного возраста действующее законодательство не содержит. Данные граждане не лишены право вновь трудоустроится как самостоятельно, так и с помощью органов службы занятости.

Конституция Российской Федерации предусматривает, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (часть 3 статьи 55).

Более того, часть 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации установлено важнейшее конституционное право каждого на защиту от безработицы вне зависимости от возраста, т.к. безработица лишает человека реализовать свое право на труд и обеспечить тем самым себе и своей семье достойное существование.

Данная норма закреплена в Конвенции Международной Организации Труда (далее по тексту - МОТ) №122 «О политике в области занятости» (1964г.). и в Конвенции МОТ № 168 «О содействии занятости и защите от безработицы» (1988г.). Вышеуказанные Конвенции рассматривают защиту от безработицы как содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости как первоочередную задачу и неотъемлемую часть экономической и социальной политики государства, конечной целью которой является обеспечение того, чтобы: имелась работа для всех, кто готов приступить к ней и ищет ее.

В Определении Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2012 г. №2214-0 «По жалобе государственного научного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт охотничьего хозяйства и звероводства имени профессора Б.М. Житкова Российской академии сельскохозяйственных наук» на нарушение конституционных прав и свобод положением части второй статьи 178 Трудового кодекса Российской Федерации» определено, что «...стабильная занятость - необходимое условие обеспечения достойной жизни и свободного развития человека. Поэтому от законодателя требуется установить меры, чтобы содействовать полной, продуктивной и свободно избранной занятости, а также минимизировать негативные последствия, которые могут наступить в результате потери работы...» (пункт 1).

В указанном Определении Конституционный Суд также указал, что работодателю предоставлено право расторгнуть трудовой договор в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации. Это, в свою очередь, предполагает, что на него должна возлагаться и обязанность соблюдать определенные гарантии защиты увольняемого лица. К числу названных гарантий, указал Конституционный Суд РФ, относится и сохранение среднего заработка в течение 3 месяца со дня увольнения (а для работника, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения).

Данная позиция Конституционного Суда основана на том, что трудовой договор расторгается не по инициативе работника, а по инициативе работодателя. Поэтому сама по себе обязанность работодателя произвести названную выплату не может рассматриваться как несоразмерное ограничение его экономической деятельности.

За период с августа 2017 по январь 2018 подходящих вакансий (лаборант химического анализа) для ФИО2 не имелось, в картотеке вакансий ГКУ Амурской области ЦЗН города Тынды не имелось, однако, ФИО2 активно занималась поиском работы, систематически являлась в Центр занятости для поиска новых вакансий с целью получить оплачиваемую работу, что подтверждается листами посещения за период август 2017 по январь 2018 года.

Считаем, что принятое решение № 4752 от 06.12.2017 года для получения сохраняемой среднемесячной заработной платы по прежнему месту работы на период трудоустройства в течение четвертого месяца со дня увольнения выданные ФИО2 законным и обоснованным.

В личном деле получателя государственных услуг ФИО2 № $19144 от 29.08.2017 содержатся сведения, подтверждающие факт отсутствия подходящей работы для ФИО2

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. N 125н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения", утверждены бланки личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения, в том числе лист учета посещений гражданина для подбора подходящей работы, который является внутренним документом государственного казенного учреждения Амурской области Центра занятости населения города Тынды и не подлежит для передачи третьим лицам, а именно, ООО «Олекминский рудник» для подтверждения предложений об имеющихся вакансиях или отказ работодателей в принятии на работу гражданина, ищущего работу.

Законодательно требования к форме решения о сохранении заработка не регламентированы. Перечень исключительных обстоятельств законодателем не определен, государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Тынды не вправе самостоятельно устанавливать в отношении каждого конкретного гражданина ищущего работу состоящего на регистрационном учете исключительные обстоятельства как необходимый элемент для сохранения, в частности за ФИО2 права на выплату среднего заработка за четвертый месяц и доводить до сведения бывшего работодателя, т.е. ООО «Олекминский рудник».

При ежемесячном исследования рынка труда города Тынды и Тындинского района и личного дела получателя государственных услуг ФИО2 государственное казенное учреждение Амурской области Центр занятости населения города Тынды пришел к выводу, что в связи с невостребованностыо на рынке труда должности ФИО2, можно расценить в качестве исключительного случая по смыслу ст. 318 ТК РФ, поскольку указанные обстоятельства фактически исключат возможность трудоустройства работника и как следствие - лишают его возможности обеспечить себе достойный материальный уровень жизни, поскольку после увольнения иных источников дохода, кроме пенсии, ФИО2 не имеет. Что и явилось исключительной причиной выдачи решения № 4752 от 06.12.2017 для сохранения среднего месячного заработка за четвертый месяц за счет средств работодателя ООО «Олекминский рудник».

Таким образом, считаем требования Истца о признании незаконными и отмене решения № 4752 от 06.12.2017 государственного казенного учреждения Амурской области Центр занятости населения города Тынды о предоставлении ФИО2 права на сохранение среднемесячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения, несостоятельными и противоречащими законодательству Российской Федерации.

Центр занятости просил суд отказать ООО «Олекминский рудник» в удовлетворении заявленных исковых требований.

ФИО2, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, не представила суду отзыв на исковое заявление, в судебное заседание не явилась.

Суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.

Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 318 ТК РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (п. 1 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (п. 2 ч. 1 ст. 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Таким образом, к возникшим правоотношениям необходимо применять положения ст. 318 ТК РФ, устанавливающей государственные гарантии работникам, увольняемым из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с сокращением численности или штата работников. Лица, заключившие трудовые договору, имеют право на сохранение заработной платы при увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации, на период трудоустройства в пределах сроков, установленных ТК РФ, в зависимости от места расположения организации.

По своей сути выплата сохраняемого среднемесячного заработка на период трудоустройства, предусмотренная ст. 318 ТК РФ, является мерой социальной поддержки не безработных, а гарантией и компенсацией для лиц, уволенных с работы в связи с сокращением численности или штата работников организации.

Судом установлено, что ФИО2 приказом о приеме работника на работу №1716-к от 26.06.2011 года принята на постоянную работу в ООО Олекминский рудник», что также подтверждается трудовым договором от 26.06.2011 года.

Приказом об увольнении №51-к от 02.08.2017 года ФИО2 уволена с 02.08.2017 года, бухгалтерии произвести расчет компенсации за неиспользованный отпуск за проработанное время с 20 июня 2013 г. по 04 ноября 2014 в количестве 33 календарных дней, из них: 18 календарных дней компенсация за период с 20.06.2013 по 19.06.2014; 15 календарных дней компенсация за период с 20.06.2014 по 04.11.2014.

Бухгалтерии выплатить выходное пособие в размере среднего заработка за 22 рабочих дня за период с 03.08.2017 по 02.09.2017 (согласно ч. 1 ст. 318 ТК РФ).

Согласно решению №4752 от 06.12.2017 Управления занятости населения Амурской области, выплата сохраняемого среднего заработка производится по прежнему месту работы в установленное на данном предприятии время выдачи заработной платы по предъявлении настоящего решения, документа удостоверяющего личность и трудовой книжки.

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установлены главой 50 Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 313 - 327).

Согласно части 1 статьи 313 Трудового кодекса Российской Федерации государственные гарантии и компенсации лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Дополнительные гарантии и компенсации указанным лицам могут устанавливаться законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и работодателей (часть 2 названной статьи).

Государственные гарантии работнику, увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации, определены статьей 318 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия) (часть 1 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

В исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй названной выше статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (часть 3 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации).

Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.

Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося уволенного работника.

Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено частью 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.

По смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.

Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.

Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (часть 2 статьи 318 Трудового кодекса Российской Федерации), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобным.

Из материалов дела следует, что ФИО2 проживает в п.Олекма, отдаленном населенном пункте, небольшом по численности населения. ФИО2 самостоятельно трудоустроилась с 01.02.2018. Между тем, суду не были представлены сведения о наличии исключительных обстоятельств свидетельствующих о необходимости сохранения ФИО2 государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения, например, исключительных обстоятельств ее социальной незащищенности. Иные доказательству суду не были представлены. В связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии исключительных обстоятельств влекущих сохранение ФИО2 среднего месячного заработка в течение четвертого месяцев со дня увольнения.

Учитывая изложенное – отсутствие доказательств наличия исключительных обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.318 ТК РФ - суд пришел к выводу, что требования ООО «Олекминский рудник» о признании незаконным и отмене решения о предоставлении ФИО2 права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в течение четвертого месяца со дня увольнения, подлежат удовлетворению.

В тоже время, суд не может согласиться с требованием истца о взыскании с ответчика государственной пошлины.

В соответствии с подпунктом 19 пунктом 1 статьи 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации освобождаются от уплаты госпошлины государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

В Налоговом кодексе Российской Федерации отсутствует определение "государственные органы". Исходя из толкования данного понятия, следует, что Кодекс определяет круг субъектов публичных правоотношений, через которые Российская Федерация и субъекты Российской Федерации реализуют свои государственные функции в определенной сфере деятельности.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.

Статьей 15 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" предусмотрено, что государственная служба занятости населения включает:

1) уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти; 2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и переданное полномочие по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

На основании Указа Президента Российской Федерации от 21.05.2012 N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 434 "Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости" (в ред. Постановлений Правительства РФ от 19.06.2012 N 611, от 30.07.2014 N 726) Федеральная служба по труду и занятости (Роструд) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, специальной оценки условий труда и социальной защиты населения, оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров, а также по предоставлению социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.

Федеральная служба по труду и занятости находится в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Федеральная служба по труду и занятости осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В соответствии с Постановлением Губернатора Амурской области от 19 марта 2013 года № 68, утверждено Положение об Управлении занятости населения Амурской области.

В силу п.1.5 названного Положения, в ведении Управлении занятости населения Амурской области находятся государственные казенные учреждения Амурской области - центры занятости населения. Управление занятости населения Амурской области входит в структуру органов исполнительной власти области

Таким образом, ответчик - ГКУ Амурской области «Центр занятости населения г.Тынды» по существу является территориальным органом Управления занятости населения Амурской области, через которое орган исполнительной власти Амурской области осуществляет государственные полномочия в области занятости и содействия занятости населения.

Поэтому в удовлетворении требования о взыскании с ответчика государственной пошлины следует отказать.

Руководствуясь ст.198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ООО «Олёкминский рудник» удовлетворить.

Признать незаконным и отменить решение от 06.12.2017 № 4752 государственного казенного учреждения Амурской области «Центр занятости населения города Тынды» о предоставлении ФИО2 <данные изъяты> права на сохранение среднего месячного заработка по последнему месту работы в ООО «Олёкминский рудник» в течение четвертого месяца со дня увольнения.

В удовлетворении требования о взыскании с государственного казенного учреждения Амурской области «Центр занятости населения города Тынды» в пользу ООО «Олёкминский рудник» расходов по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий В.А. Муратов