Дело№ 2-293_2020
Мотивированное решение изготовлено 02.03.2020 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбурга «21» февраля 2020 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Пироговой М.Д.
при секретаре Бочковой Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» (далее по тексту - ГКУ СО «Управление автомобильных дорог») предъявило ФИО1 иск об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельного участка с кадастровым №, площадью 428 кв.м., расположенного на данном участке жилого дома с кадастровым № площадью 90 кв.м., по <адрес> принадлежащих на праве собственности ФИО1, установив размер возмещения за изымаемые объекты в сумме 2760296 руб. 00 коп., включающий в себя: рыночную стоимость земельного участка – 258940 руб. 00 коп.; рыночную стоимость жилого дома – 2136707 руб. 00 коп.; размер убытков, связанных с изъятием. - 364649 руб. 00 коп..
В обоснование иска указано, что на основании п. п. 2, 4, 11, 13 Устава ГКУ СО «Управление автодорог» является государственным казенным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования регионального значения и улучшения их технического состояния. Учреждение во исполнение данных функций осуществляет, в частности, деятельность по организации выполнения работ по строительству автомобильных дорог общего пользания регионального значения.
Государственной программой Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП предусмотрено строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III пусковой комплекс автодорога Екатеринбург - Полевской - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» в Свердловской области.
Основная часть проекта планировки территории для линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III пусковой комплекс автодорога Екатеринбург - Полевской - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» (далее - проект планировки) и проекта межевания территории для линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III пусковой комплекс автодорога Екатеринбург - Полевской - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 08.06.2017 № 412-ПП.
В соответствии с проектом планировки земельный участок с кадастровым №, площадью 428 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - садоводство, расположенный по <адрес> принадлежащий на праве собственности ФИО1 (далее - правообладатель), включен в ведомость земельных участков, расположенных в зоне строительства объектов и земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд.
На вышеуказанном земельном участке расположены следующие объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы в ЕГРН:
- дом с кадастровым № назначение - жилой дом; площадью 90,0 кв.м., № принадлежащий правообладателю на праве собственности, запись регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется исключительных случаях по основаниям, связанным, в частности, со строительством автомобильных дорог регионального значения.
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения допускается, если указанные объекты предусмотрены утвержденными документами территориального планирования и утвержденными проектами планировки территории (ч. 1 ст. 56.3 ЗК РФ).
Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию. Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов в недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит _цели изъятия (ч. 1,2 ст. 56.6 ЗК РФ).
Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 ЗК РФ, которые отнимаются как по их собственной инициативе, так и на основании ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (ч. 4 ст. 56.3 ЗК РФ).
Управлением автодорог направлено ДД.ММ.ГГГГ в адрес МУГИСО ходатайство об изъятии земельных участков для государственных нужд Свердловской области.
В соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 12.09.2017 № 1945 изъятию подлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 428 кв.м.. Данным приказом ГКУ СО «Управление автодорог» предписано обеспечить проведение оценки изымаемого объекта.
Согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> размер возмещения за изымаемый объект составил 2 760 296 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка - 258 940 рублей; рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом участке - 2 136 707 рублей; размер убытков, связанных с изъятием - 364 649 рублей.
В адрес ФИО1 ГКУ СО «Управление автодорог» подготовило и направило соглашение об изъятии земельного участка (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№). Письмо ответчиком было получено 19.07.2019 г.. Однако соглашение собственником до настоящего времени не подписано.
Согласно п. 10 ст. 56.10 ЗК РФ в случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.
В соответствии со ст. 56.11 ЗК РФ, ст. 60 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для государственной регистрации прав на изъятые для государственных или муниципальных нужд земельный участок и (или) расположенные на таком земельном участке объекты недвижимости является заключенное в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд или вступившее в силу решение суда об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд.
Одновременно с вышеуказанным документом для государственной регистрации прав предоставляются документы, подтверждающие предоставление возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости, если соглашением об изъятии недвижимости для государственных ли муниципальных нужд не установлено иное. Предоставление возмещения за изымаемые земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в денежной форме подтверждается платежным поручением внесении денежных средств на расчетный счет правообладателя изымаемой недвижимости или о внесении таких денежных средств в депозит нотариуса, иными документами, подтверждающими в соответствии с законодательством Российской Федерации выплату таких денежных средств.
Представитель истца ГКУ СО «Управление автомобильных дорог» ФИО2 иск поддержала по
доводам и основаниям изложенном в нем. Возражала против выводов судебной оценочной экспертизы, настаивала на удовлетворении иска по оценке представленного ими в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>
Ответчик ФИО1 в суд не явился, надлежаще был извещен о времени и месте судебного разбирательства, в суд направил представителя.
Представитель ответчика ФИО3 иск признала в части изъятия земельного участка и жилого дома, не согласившей с заявленной истцом выкупной стоимостью изымаемого имущества, просила установить стоимость изымаемых объектов на основании судебной оценочной экспертизы.
В письменном отзыве указано, что на основании Приказа Министерства по управлению государственным яством Свердловской области от 12.09.2017 г. №1945 "Об изъятии для государственных нужд Свердловской области земельных участков и расположенных на объектов недвижимого имущества для строительства автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь-Екатеринбург-автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", III пусковой комплекс-автодорога Екатеринбург-Полевской-автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги "Урал", ФИО1 направлено соглашение об изъятии принадлежащего ему земельного участка с расположенным на нем жилым домом.
Вместе с соглашением об изъятии ФИО1 получен отчет № от ДД.ММ.ГГГГ., в соответствии с которым размер возмещения за изымаемый объект недвижимости составляет 2 760 296 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка - 258 940 рублей; рыночная стоимость жилого дома - 2136707 рублей; размер убытков - 364 649 рублей.
Не согласившись с размером возмещения за изымаемый объект, ФИО1 обратился в <данные изъяты> для определения рыночной стоимости изымаемого имущества и убытков в связи с таким изъятием.
В соответствии с отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ., размер возмещения в связи с изъятием составляет 3 284 320 рублей, в том числе; рыночная стоимость земельного участка – 297700 рублей; рыночная стоимость жилого дома - 2704 900 рублей; убытки - 209600 рублей; стоимость многолетних насаждений - 72120 рублей.
Таким образом, разница при определении размера возмещения составляет 524 024 рубля.
ФИО1 полагает, что размер возмещения занижен и не отвечает требованиям равноценности.
ФИО1 предполагает, что разница при определении размера возмещения между отчетом № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным истцом и отчетом об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ., выполненного <данные изъяты> могла возникнуть ввиду мнения экспертами разных подходов при проведении оценки.
В соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. № 297 "Об утверждении федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки”, основными подходами, используемыми проведении оценки, являются сравнительный, доходный и затратный подходы.
В отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным истцом, эксперт определил рыночную стоимость жилого дома с кадастровым № с помощью двух подходов: затратного и сравнительного.
По затратному подходу рыночная стоимость составила 2 590 807, 50 рублей; в рамках сравнительного подхода стоимость жилого дома составила 2 787 846 рублей.
По мнению эксперта в данной ситуации целесообразнее использовать метод сравнительного подхода, поскольку покупатель прежде, чем принять решение о покупке объекта недвижимости анализирует текущие рыночные предложения и только после этого принимает решение о возможной цене предполагаемого объекта с учетом его достоинств и недостатков.
В отчете № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным ответчиком, эксперт считает, что целесообразнее использовать метод затратного подхода. При данном подходе эксперт определяет затраты, необходимые для приобретения, воспроизводства или замещения объекта с учетом износа и устаревания.
ФИО1 не согласен с мнением эксперта <данные изъяты> том, что при проведении анализа рынка отсутствует достаточная и надежная рыночная информация об аналогичных сделках и предложениях. Перечень сопоставимых сделок и предложений указан в отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленным <данные изъяты>
При оценке земельного участка с кадастровым № принадлежащего ФИО1, эксперты использовали сравнительный подход, как наиболее оптимальный.
В отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным истцом, эксперт определил рыночную стоимость земельного участка в размере 297 708 рублей.
В отчете № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным ФИО1, эксперт определил, что рыночная стоимость земельного участка составляет 258 940 рублей.
В соответствии с п. 7 ст. 32 Жилищного кодекса РФ. в размер возмещения включаются убытки, которые несет собственник в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением, переездом, поиском иного жилья, а также оформлением права собственности на него.
В отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным истцом, эксперт полагает, что убытки должны складываться из следующих позиций: расходы на поиск нового жилья (в т.ч. аренда временного жилья и услуги риэлтора по подбору арендного жилья и расходы риэлтора по подбору нового жилья) - 169 600 рублей; расходы, связанные с переездом (услуги грузчиков и услуги транспортной _компании) - 38 000 рублей; расходы по оформлению документов на новое жилье – 2 000 рублей.
В отчете № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным ФИО1, эксперт полагает, что убытки должны складываться из этих же позиций, однако, суммы значительно ниже: расходы на поиск нового жилья - 176 560 рублей; расходы, связанные с переездом - 3 110 рублей; расходы по оформлению документов на новое жилье - 700 рублей.
Согласно Методическим рекомендациям по определению рыночной стоимости объектов недвижимости и размера убытков в связи с изъятием для государственных или муниципальных нужд, в состав убытков, подлежащих возмещению также входит стоимость многолетних насаждений (или затраты на новые саженцы и уход за многолетними насаждениями до восстановления прежних объемов дохода.
В отчете об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным ФИО1, при осмотре изымаемого земельного участка экспертом обнаружено 144 многолетних насаждений (2 яблони, 1 груша, 2 сливы, 1 крыжовник, 2 вишни, 135 кустов виктории, 1 туя). Общая стоимость всех многолетних насаждений составляет 72 120 рублей.
В отчете № от ДД.ММ.ГГГГ., предоставленным истцом, эксперт указывает только 10 наименований многолетних насаждений, не принимая во внимание наличие 135 кустов виктории и 1 тую. Общая стоимость всех насаждений составляет 2844 рубля.
ФИО1 полагает, что выкупная цена, указанная в отчете № от ДД.ММ.ГГГГ. не может быть признана достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки по изъятию у него земельного участка с имеющимися на нем объектами недвижимости.
На основании вышеизложенного ФИО1 просит определить размер возмещения за изымаемый объект недвижимости, включающий: рыночную стоимость земельного участка с кадастровым № площадью 428 кв.м., жилого дома с кадастровым № площадью 90 кв.м., а также убытки в размере 3 284 320 рублей " согласно отчету № от ДД.ММ.ГГГГ., подготовленному <данные изъяты>
Третьи лица МУГИСО, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области в суд не явились, надлежаще были извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Суд с учетом мнения явившихся в судебное заседание участников процесса, в порядке статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ определил рассмотреть дело при установленной явке сторон.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).
Согласно пункту 1 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
В соответствии с пунктом 3 статьи 279 ГК РФ решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством (пункт 5 статьи 279 ГК РФ).
В силу пункта 6 статьи 279 ГК РФ, сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, и приведены основания.
Для целей первоначального предложения о выкупе земельного участка при принятии решения органом публично-правового образования об изъятии этого участка для государственных или муниципальных нужд размер возмещения убытков собственника (пользователя) определяется с учетом стоимости его имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельного участка (пункт 4 статьи 57 ЗК РФ).
В соответствии со статьей 282 ГК РФ, если собственник не согласен с решением об изъятии у него земельного участка для государственных или муниципальных нужд либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной ценз или других условиях выкупа, орган публично-правового образования, принявший такое решение, может предъявить иск о выкупе земельного участка в суд.
В этом случае согласно статье 55 ЗК РФ выкупная цена земельного участка определяется в порядке, установленном гражданским законодательством.
В силу пункта 1 статьи 62 ЗК РФ убытки, причиненные нарушением прав собственника (пользователя) земельного участка, подлежат возмещению в полном объеме в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Пунктом 2 статьи 281 ГК РФ предусмотрено, что при определении выкупной цены в нее включаются рыночная стоимость земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества, а также все убытки, причиненные собственнику изъятием земельного участка, включая убытки, которые он несет в связи с досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Поэтому в тех случаях, когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного орган; об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Рыночная стоимость земельного участка согласно статье 66 ЗК РФ устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (статья 9)
Действующая редакция пункта 2 статьи 281 ГК РФ предусматривает, что при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
Согласно части 2 статьи 56.8 ЗК РФ при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В разделе VI Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2014), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 24.12.2014 (вопрос 7), разъяснено, что когда собственник не согласен со стоимостью объекта, установленной в решении уполномоченного органа об изъятии земельного участка, или когда выкупная цена в нем не указана и сторонами после принятия решения об изъятии не достигнуто соглашение о выкупной цене, суд определяет стоимость объекта, исходя из его рыночной стоимости на момент рассмотрения спора.
Судом установлено, что Государственной программой Свердловской области «Развитие транспортного комплекса Свердловской области до 2024 года», утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 25.01.2018 № 28-ПП предусмотрено строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III
пусковой комплекс автодорога Екатеринбург - Полевской - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от
автодороги «Урал» в Свердловской области.
Основная часть проекта планировки территории для линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III пусковой комплекс автодорога Екатеринбург - Полевской - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» (далее - проект планировки) и проекта межевания территории для линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения «Строительство автомобильной дороги вокруг г. Екатеринбурга на участке автодорога Пермь - Екатеринбург - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал», III пусковой комплекс автодорога Екатеринбург - Полевской - автодорога Подъезд к г. Екатеринбургу от автодороги «Урал» утверждена постановлением Правительства Свердловской области от 08.06.2017 № 412-ПП.
В соответствии с проектом планировки земельный участок с кадастровым № площадью 428 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - садоводство, расположенный по <адрес> принадлежащий на праве собственности ФИО1, включен в ведомость земельных участков, расположенных в зоне строительства объектов и земельных участков, подлежащих изъятию для государственных нужд.
На земельном участке с кадастровым № расположен жилой дом с кадастровым №, площадью 90,0 кв.м., по <адрес> принадлежащий на праве собственности ФИО1, запись регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с Приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ изъятию подлежит земельный участок с кадастровым №, площадью 428 кв.м.. Данным приказом ГКУ СО «Управление автодорог» предписано обеспечить проведение оценки изымаемого объекта.
Согласно отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> размер возмещения за изымаемый объект составил 2 760 296 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка - 258 940 рублей; рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, расположенных на изымаемом участке - 2 136 707 рублей; размер убытков, связанных с изъятием - 364 649 рублей.
В адрес ФИО1 ГКУ СО «Управление автодорог» подготовило и направило соглашение об изъятии земельного участка (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№). Письмо ответчиком было получено ДД.ММ.ГГГГ. Соглашение собственником до настоящего времени не подписано.
Не согласившись со стоимостью изымаемых объектов ФИО1 представил суду отчет № от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> где размер возмещения в связи с изъятием составил 3 284 320 рублей, в том числе: рыночная стоимость земельного участка – 297700 рублей; рыночная стоимость жилого дома - 2704 900 рублей; убытки - 209600 рублей; стоимость многолетних насаждений - 72120 рублей.
В целях разрешения возникших между сторонами разногласий по определению выкупной цены изымаемого для государственных нужд недвижимого имущества судом была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению эксперта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГФИО7. величина рыночной стоимости изымаемых объектов составляет 3660890 рублей, в том числе: стоимость земельного участка 251792 руб. 40 коп.; жилого дома – 2777143 руб. 19 коп; улучшений, расположенных на земельном участке – 387825 руб. 51 коп.; насаждений, расположенных на земельном участке, – 78956 руб. 80 коп.; убытков - 165172 руб. 50 коп..
В судебном заседании эксперт ФИО8 выводы, изложенные в своем заключении, подтвердил, суду показал, что при оценке жилого дома применялся затратный подход, который производился с учетом перевода цен по Свердловской области и применения территориального индекса, который переводит цены Московской области на цены в Свердловской области.В расчетах на стр.57 экспертизы указано, что применен 1,01%. Сумма расчета скважины на стр. 55 экспертизы исходя из базовой цены за 1 метр 576 рублей и добавляется за каждый метр глубины (25 метров), а также применяется индекс цен в строительстве (стр. 90). Применялся затратный подход, и учитывалась стоимость восстановления и прорубки скважины. Закон № 135 «Об оценочной деятельности» позволяет применять оценщику методы самостоятельно. Стоимость насаждений была рассчитана с помощью справочника оценщика с изменениями на 2011г. на стр. 105 указаны цены, к саженцам аналогично применял коэффициент цен. На место он не выезжал, использовал предыдущие акты осмотра, отчеты, фотографии, которые имеются в материалах дела. Относительно выгребных ям, туалета, скважины - имеются фотографии, которые дублируются и в его заключении на стр. 13. На усмотрение эксперта стоимость изымаемых объектов соответствует рыночной цене.
Оснований не доверять показаниям эксперта ФИО4 у суда не имеется, т.к. эти показания логичны, последовательны, согласуются с материалами дела.
Оценивая указанное заключение как доказательство в соответствии с правилами ст. 59, 60, 67 ГПК РФ и с учетом положений ст. 86 ГПК РФ, принимая во внимание, что эксперт <данные изъяты>ФИО9 имеет необходимую квалификацию, что подтверждено представленными в материалы дела документами, кроме того данное заключение подтверждается совокупностью доказательств по делу; выводы эксперта основаны на исследовании представленных эксперту материалов гражданского дела; заключение составлено надлежащим экспертом, предупрежденным об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения; расчеты произведены в соответствии с нормативными и методическими документами, указанными в заключении; экспертное заключение содержит подробное описание проведенного исследования и ответы на постановленные судом вопросы, сомнений в правильности или обоснованности не вызывает.
Суд определят значимость одних доказательств, перед другими по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в порядке ч. 1 ст. 67 ГПК РФ.
При определении стоимости изымаемого имущества суд принимает в качестве доказательства заключение эксперта <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГФИО10 где стоимость изымаемых объектов, а также убытков, причиненных изъятием имущества, составляет 3660890 рублей, в том числе: стоимость земельного участка - 251792 руб. 40 коп.; жилого дома – 2777143 руб. 19 коп; улучшений, расположенных на земельном участке – 387825 руб. 51 коп.; насаждений, расположенных на земельном участке – 78956 руб. 80 коп.; убытков - 165172 руб. 50 коп..
Возражения представителя Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" относительно того, что экспертное заключение является недопустимым доказательством, поскольку содержит в себе ряд противоречий и ошибок, а также нарушение действующего законодательства в области оценочной деятельности, судом не принимаются во внимание. В ходе судебного разбирательства допрошен эксперт ООО «Стройпроект» ФИО4, который подробно обосновал стоимость скважины, многолетних насаждений, туалета и выгребных ям, а также какие были применены подходы (сравнительный, затратный) при проведении оценочной экспертизы.
Мнение представителя Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" о некорректности выводов эксперта не может служить основанием для критической оценки экспертного заключения. Доказательств, позволяющих усомниться в компетентности эксперта, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, не представлено. Свои выводы эксперт подтвердил при допросе в качестве эксперта в суде
Суд критически относится к отчету об оценке № от ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> размер возмещения за изымаемый объект составил 2 760 296 рублей, поскольку стоимость изымаемых объектов и убытков чрезмерно занижены.
При таких обстоятельствах, суд находит подлежащими частичному удовлетворению требований Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд с кадастровым №, площадью 428 кв.м., и с расположенным на нем жилым домом с кадастровым № площадью 90 кв.м., по <адрес> установив размер возмещения за изымаемый объект в сумме 3660890 рублей, включающий в себя: рыночную стоимость: земельного участка – 251792 руб. 40 коп.; жилого дома – 2 777143 руб. 19 коп.; улучшений расположенных на земельном участке – 387825 руб. 51 коп.; насаждений, расположенных на земельном участке – 78956 руб. 80 коп.; убытков – 165172 руб. 50 коп.; возложение на ФИО1 обязанности предоставить Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» номер расчетного счета и реквизиты соответствующего банка, достаточные для заполнения платежного поручения и перечисления платежа в целях обеспечения выплаты размере возмещения; возложение на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» обязанности произвести выплату ФИО1 за изымаемый объект в сумме 3660890 рублей путем перечисления денежной суммы на банковский счет ФИО1 в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Поскольку истец в силу закона от уплаты государственной пошлины освобожден, на основании статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход бюджета местного бюджета подлежит ко взысканию государственная пошлина в размере 26505 руб. 95 коп..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 196–199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» к ФИО1 об изъятии земельного участка для государственных нужд, удовлетворить частично.
изъять у ФИО1 для государственных нужд Свердловской области земельный участок с кадастровым № площадью 428 кв.м., с расположенным на нем жилым домом с кадастровым № площадью 90 кв.м., по <адрес> установив размер возмещения за изымаемый объект в сумме 3660890 (три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч восемьсот девяноста) рублей, включающий в себя: рыночную стоимость: земельного участка – 251792 (двести пятьдесят одна тысяча семьсот девяноста два) руб. 40 коп.; жилого дома – 2 777143 (два миллиона семьсот семьдесят семь тысяч сто сорок три) руб. 19 коп.; улучшений расположенных на земельном участке – 387825 (триста восемьдесят семь тысяч восемьсот двадцать пять) руб. 51 коп.; насаждений, расположенных на земельном участке – 78956 (семьдесят восемь тысяч девятьсот пятьдесят шесть) руб. 80 коп.; убытков – 165172 (сто шестьдесят пять тысяч сто семьдесят два) руб. 50 коп..
обязать ФИО1 предоставить Государственного казенного учреждения Свердловской области «Управление автомобильных дорог» номер расчетного счета и реквизиты соответствующего банка, достаточные для заполнения платежного поручения и перечисления платежа в целях обеспечения выплаты размере возмещения;
обязать Государственное казенное учреждение Свердловской области «Управление автомобильных дорог» произвести выплату ФИО1 за изымаемые объекты в сумме 3660890 (три миллиона шестьсот шестьдесят тысяч восемьсот девяноста) рублей путем перечисления денежной суммы на банковский счет ФИО1 в течение 45 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Взыскать ФИО1 в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 26505 (двадцать шесть тысяч пятьсот пять) руб. 95 коп.
Данное решение суда является основанием осуществления Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области государственной регистрации:
прекращения права собственности ФИО1 на земельный участок с кадастровым № площадью 428 кв.м., на жилой дом с кадастровым № площадью - 90,0 кв.м., расположенных по <адрес>
права собственности Свердловской области на земельный участок с кадастровым №, площадью 428 кв.м., жилой дом с кадастровым №, площадью - 90,0 кв.м., расположенных по <адрес>
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга, принявший решение.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья