Дело № 2-293/2021 копия
УИД 59RS0009-01-2021-000320-80
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Александровск 09 августа 2021 года
Александровский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Горлановой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Деменевой Т.Б.,
с участием прокурора Гордеевой Л.Г.,
истца ФИО1,
представителя истца ФИО2, действующего на основании устного ходатайства,
представителя ответчиков администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края ФИО3, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Александровске гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края о восстановлении на работе, признании предупреждений о предстоящем увольнении недействительными, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, возложении обязанности перечислить страховые взносы, судебных расходов,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась с иском (с учетом уточненных исковых требований) к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края, в котором просила восстановить ее на работе в администрацию Александровского муниципального округа Пермского края, являющуюся правопреемником администрации Александровского муниципального района Пермского края, в должности управляющего делами; признать предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от ДД.ММ.ГГГГ
№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительными; взыскать с администрации Александровского муниципального округа Пермского края заработную плату за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> рублей за каждый рабочий день при пятидневной рабочей неделе с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда; возложить обязанность на администрацию Александровского муниципального района перечислить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на индивидуальный счет застрахованного лица за период, указанный в ч. 1 ст. 178 ТК РФ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В обосновании иска указала, что распоряжением Администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ она назначена на должность управляющего делами администрации Александровского муниципального района Пермского края (высшая муниципальная должность). ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ работодатель предупреждал ее о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании части 5 ст. 1 Закона Пермского края от 27.05.2019 № 395- ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровского муниципального округа Пермского края», согласно которой Александровский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу указанного Закона. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона Пермского края от 27.05.2019 № 395- ПК этот закон вступил в законную силу через 10 дней после его опубликования. 29.04.2021 администрация Александровского муниципального района Пермского края издала Распоряжение № 163-р (л) следующего содержания: «расторгнуть трудовой договор, освободить 11.05.2021 от занимаемой должности управляющего делами администрации Александровского муниципального района Пермского в связи с ликвидацией Администрации Александровского муниципального района Пермского края, п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Руководствуясь ч. 1 ст. 178 ТК РФ выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка». Работодатель ознакомил истца с распоряжением об освобождении от занимаемой должности ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день ей была выдана трудовая книжка с записью № о расторжении трудового договора по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Стаж работы истца на муниципальной службе ко дню увольнения составил <данные изъяты> Считает увольнение незаконным по следующим основаниям. Первое. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем, т.е. прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном порядке (п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). При этом не имеет значения, кто и на каком основании ликвидирует юридическое лицо, являющееся работодателем. Важен сам факт ликвидации организации. В соответствии с ч. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Второе. Согласно ч. 1ст. 3 Закона Пермского края от 27.05.2019 № 395- ПК органы местного самоуправления Александровского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Александровского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. В п. 4 Решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 08.04.2021 № 163 «Об учреждении администрации Александровского муниципального округа указано: «Определить администрацию Александровского муниципального округа правопреемником в отношениях с органами государственной власти РФ, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органоь местного самоуправления: администрации Александровского городского поселения, администрации Всеволодо-Вильвенского городского поселения, администрации Скопкортненского сельского поселения, администрации Александровского муниципального района». Аналогичное положение имелось и в Решении Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 17.12.2019 № 40. Согласно п. 5 Решения Думы Александровского муниципального округа Пермского края от 08.04.2021 № 163 функции учредителя муниципальных учреждений организаций, предприятий Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения Александровского муниципального району переходят к Александровского муниципального округа в лице администрации Александровского муниципального округа со дня ее формирования. Таким образом, имущество Александровского муниципального района перешло к Александровскому муниципальному округу, а администрация Александровского муниципального района, с которой истец состояла в трудовых отношениях, имеет правопреемника в лице администрации Александровского муниципального округа, к которой перешли ее права и обязанности. Третье. По смыслу ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей в отношении имущества возможен лишь при реорганизации юридического лица. Ликвидация же юридического лица не предусматривает передачу имущества иным лицам, кроме кредиторов и учредителей (участников) юридического лица (ст. 63 ГК РФ). Согласно ч. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменение организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят все права и обязанности реорганизованного юридического лица. В силу ст. 81 ТК РФ реорганизация юридического лица, изменение его подведомственности (подчиненности) не являются основанием для увольнения работника по инициативе работодателя. В соответствии с ч. ч. 5, 6 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. Из приведенных доводов, основанных на нормах трудового и гражданского законодательства, следует, что правовых оснований для увольнения истца по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не имелось. Кроме того, в нарушение ч. 6 ст. 81 ТК РФ работодатель уволил ее в период временной нетрудоспособности, что подтверждается листками временной нетрудоспособности за период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1 в судебном заседании на уточненных исковых требованиях настаивала по изложенным в исковом заявлении доводам, дополнительно пояснила, что с доводами ответчика администрации Александровского муниципального округа и соответчика администрации Александровского муниципального района она категорически не согласна по следующим основаниям. Оспаривать врученное ей уведомление – это ее личное право. Ответчик не сослался на конкретный закон или пункт закона о незамедлительном оспаривании уведомления о предстоящем увольнении. Поданный иск является подтверждением тому, что в соответствии с действующим законодательством, истец имеет право защищать свои нарушенные права способами предусмотренными законодательством. Ответчики рассматривают ликвидацию администрации Александровского муниципального района без правопреемства, т.е. принятия прав и обязанностей вновь образованным муниципальным образованием - Александровский муниципальный округ у предшественников. Также, нормативно-правовые акты, регламентирующие процедуру преобразования муниципальных образований и вопросы правопреемства ответчиком истолкованы не верно, что привело к ошибочным выводам и действиям. Александровский муниципальный район является юридическим лицом, в настоящее время ликвидируется в связи с реорганизацией в форме преобразования. Реорганизация регулируется нормами Гражданского кодекса РФ и может происходить в формах слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования (п. 1 ст. 57 ГК РФ) и к новому юридическому лицу переходят все права и обязанности. Данная позиция закреплена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.11.2019). Органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения (п. 50). В ч. 10 ст. 85 Закона № 131 -ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации. В соответствии с ч. 1 ст. 13 Закона № 131-Ф3 преобразованием муниципальных образований в том числе является объединение, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа. Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с данным федеральным законом (ч. 2 ст. 13 Закона № 131-Ф3). В связи с этим, в соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица (Александровского муниципального района) в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) согласно статьи 75 Трудового кодекса РФ не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организаций. Прекращение в этих случаях трудового договора (контракта) по инициативе работодателя возможно только при сокращении численности или штата работников организации. В соответствии с п. 5. ст. 7 Федерального закона от 27.07.2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении применения его к муниципальным служащим, поясняю, что определена тесная взаимосвязь, выражающаяся в единстве ограничений и обязательств, при прохождении гражданской государственной службы и муниципальной службы, и соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий, которые предоставляются в равной степени. А, именно: социальные гарантии предоставляются в равной степени. В приведенных доводах не доказано, что факт ликвидации администрации Александровского муниципального района влечет прекращение осуществления местного самоуправления на данной территории, как такового. Напротив, все права и обязанности перешли к преобразованному муниципальному образованию - Александровский муниципальный округ Пермского края. Таким образом, муниципальное образование, предназначенное для решения задач местного значения и являющееся работодателем для муниципального служащего (ч.ч. 2-3 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), продолжило осуществлять свои функции. Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения (ст. 75 ТК РФ). Даже для государственных служащих в соответствии с ч. 5 ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» процедура по сокращению штатов или ликвидация государственного органа осуществляется на общих основаниях. А именно: представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности государственной службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения государственного гражданского служащего об увольнении предложить служащему, замещающему сокращаемую должность государственной службы в государственном органе или должность государственной службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности государственной службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности государственной службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа государственной службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности государственной службы в иных государственных органах. В соответствии со ст. ст. 1, 3 Закона Пермского края от 27.05.2019 года № 395- ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» решено преобразовать Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение, входящие в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование. Наделить новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, указанного в абзаце первом настоящей части, статусом муниципального округа (далее - Александровский муниципальный округ Пермского края). Преобразование поселений, входящих в состав Александровского муниципального района, не влечет за собой изменения статуса населенных пунктов, входящих в состав территорий поселений Александровского муниципального района, а также изменения или прекращения предоставления мер социальной поддержки, установленных действующим законодательством для отдельных категорий граждан, проживающих в рабочих и сельских населенных пунктах и поселках городского типа (рабочих поселках) (п. 4 ст. 4 Закона Пермского края от 27.05.2019 года № 395-ПК). Александровский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское поселение, Яйвинское поселение, Скопкортненское сельское поселение и Александровский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона. В соответствии ст. 3 закона Пермского края от 27.05.2019
№ 395-ПК органы местного самоуправления Александровского муниципального округа Пермского края в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания Александровского муниципального округа Пермского края осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию настоящим Законом и муниципальными правовыми актами Александровского муниципального округа Пермского края. Вопросы правопреемства в части, не урегулированной настоящим Законом, муниципальными правовыми актами Александровского муниципального округа Пермского края, регулируются законодательством Российской Федерации и Пермского края. Преобразование является одной из форм реорганизации юридических лиц. Его основная особенность состоит в том, что здесь не образуется по своей сути новое юридическое лицо (лица); не прекращаются обязательства и деятельность кого-либо из участников реорганизации (что характерно для большинства ее форм - слияния, присоединения и разделения). В данном случае администрацией проведено преобразование в виде реорганизации юридического лица. Решением Думы Александровского муниципального округа Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено, что администрация Александровского муниципального округа Пермского края является правопреемником администрации Александровского муниципального района, в том числе в отношениях с должностными лицами органов местного самоуправления, в данном случае администрации Александровского муниципального района. Таким образом, представительным органом Думой Александровского муниципального округа Пермского края было принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № 7 «О переводе муниципального имущества в собственность Александровского муниципального округа Пермского края», а администрация Александровского муниципального района, с которой истец состояла в трудовых отношениях, имеет правопреемника в лице администрации Александровского муниципального округа, к которой перешли права и обязанности. В соответствии со ст. 58 ГК РФ переход прав и обязанностей в отношении имущества возможен лишь при реорганизации юридического лица. Ликвидация же юридического лица не предусматривает передачу имущества иным лицам, кроме кредиторов и учредителей юридического лица (ст. 63 ГК РФ). Да и само решение о ликвидации администрации Александровского муниципального района в соответствии с Законом Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК на момент увольнения истца ДД.ММ.ГГГГ представительным органом Думой Александровского муниципального округа Пермского края принято не было. В материалах дела имеется справка о среднедневном заработке, выданная для суда администрацией Александровского муниципального округа и подписанная главой округа. Считает, что данные факты свидетельствуют о переходе трудовых отношений от администрации района в администрацию округа. Следовательно, администрация Александровского муниципального района преобразована в администрацию Александровского муниципального округа и является ее правопреемником. В соответствии со ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности организации или ее реорганизация не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. В п. 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для увольнения работников по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ). Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека прежде всего посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина» (часть 2 статьи 55 Конституции РФ). В нарушение ч. 6 ст. 81 ТК РФ работодатель уволил истца в период временной нетрудоспособности, что подтверждается листками временной нетрудоспособности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Также, в соответствии с распоряжением и.п. главы района - главы администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ истцу был предоставлен очередной отпуск сроком с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Данное распоряжение работодателем отменено не было. Но ДД.ММ.ГГГГ без всякого предупреждения об увольнении на расчётный счёт истцу были выплачены все причитающиеся при увольнении выплаты, в т.ч. и за неиспользованный отпуск. А ДД.ММ.ГГГГ была выдана трудовая книжка с заранее уже занесённой в неё записью об увольнении. В то время как бывшие сотрудники администрации Александровского муниципального района Пермского края, работающие в настоящее время в администрации Александровского муниципального округа, были переведены переводом. Кроме того, работодатель нарушил Федеральный закон от 03.10.2018 № 352-ФЗ, запрещающий необоснованное увольнение сотрудников, достигших предпенсионного возраста. Истец является сотрудником предпенсионного возраста. В ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано резюме со всеми необходимыми документами в кадровый резерв администрации Александровского муниципального округа. У нее имеется большой трудовой стаж и стаж муниципальной службы, немалый опыт в руководящей должности. За время трудовой деятельности нарушений и замечаний со стороны руководства нет. К дисциплинарной ответственности не привлекалась. Но при увольнении ДД.ММ.ГГГГ и в последующий период администрацией Александровского муниципального округа не было предложено ни одной вакансии. В то же время на момент увольнения и в дальнейшем в администрации АМО имелось немало вакантных должностей. По словам представителя ответчика ФИО3 объём переданных полномочий при переходе в Александровский муниципальный округ не уменьшился, а даже увеличился. Следовательно, для качественного и своевременного оказания муниципальных услуг возникает острая необходимость в специалистах. Также, известно, что на сегодняшний день в органы местного самоуправления Александровского муниципального округа трудоустроены девять пенсионеров: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО24, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 Из приведённых истцом доводов, основанных на нормах трудового и гражданского законодательства, следует, что ее права нарушены. Правовых оснований у работодателя для увольнения истца по п. 1 ст. 81 ТК РФ не было.
Представитель истца ФИО2 в судебном заседании поддержал уточненные исковые требования и доводы истца, дополнительно пояснил, что предупреждения о предстоящем увольнении от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ являются незаконными, так как организация не ликвидируется, а идет преобразование, как указано в Законе Пермского края № 395-ПК. Таким образом, полагает, что уведомления должны быть о сокращении, а не о ликвидации, и муниципальному служащему должно быть предоставлено право на перевод. Также указывает, что если в кадровом резерве имеются квалифицированные сотрудники, то администрация Александровского округа обязана принимать их на работу. Указывает, что истец подверглась дискриминации, так как ее не перевели в администрацию Александровского муниципального округа, она не обязана подавать какие-либо заявления, ей обязаны были предложить вакантную должность в администрации Александровского муниципального округа, чего сделано не было. Также указал, что в ч. 5 ст. 1 Закона № 395-ПК указано, что идет преобразование в Александровский муниципальный округ и только поэтому старое образование ликвидируется. Кроме того, при реорганизации организации, старое юридическое лицо тоже ликвидируется, но все равно речь идет о реорганизации. Трудовой кодекс Российской Федерации имеет наивысшую силу по сравнению с законом субъекта РФ, в связи с чем подлежат применению положения Трудового кодекса РФ.
Представитель ответчиков администрации Александровского муниципального округа, администрации Александровского муниципального района - ФИО3 в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, прокурора, давшего заключение об отсутствии правовых основания для удовлетворения исковых требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель) (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя) (ч. 3 ст. 2 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации»).
На муниципальных служащих в соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными этим федеральным законом.
Аналогичные положения закреплены в ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой на муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.
По смыслу ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ
«О муниципальной службе в Российской Федерации» договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
Вместе с тем, порядок расторжения трудовых договоров с муниципальными служащими в случаях ликвидации организации Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не регламентирован, а потому к спорным правоотношениям подлежат применению общие нормы Трудового кодекса Российской Федерации.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2
«О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что основанием для увольнения работников по
п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ может служить решение о ликвидации юридического лица, то есть решение о прекращении его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, принятое в установленном законом порядке (ст. 61 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.
Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ.
В соответствии с п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
23.05.2019 Законодательным Собранием Пермского края принят Закон Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» (далее Закон № 395-ПК).
Законом № 395-ПК установлены правовые, территориальные, организационные и финансовые особенности образования нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края.
Статьей 1 Закона № 395-ПК предусмотрено, что в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ) преобразовать Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение, входящие в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование. Наделить новое муниципальное образование, образованное путем проведения преобразования, указанного в абзаце первом настоящей части, статусом муниципального округа (далее - Александровский муниципальный округ Пермского края).
Пунктом 5 статьи 1 указанного закона предусмотрено, что Александровский муниципальный округ Пермского края считается образованным со дня вступления в силу настоящего Закона. Александровское городское поселение, Всеволодо-Вильвенское городское поселение, Яйвинское городское поселение, Скопкортненское сельское поселение и Александровский муниципальный район утрачивают статус муниципальных образований со дня вступления в силу настоящего Закона.
Статьей 4 Закона предусмотрен переходный период до ДД.ММ.ГГГГ.
В течение переходного периода осуществляется формирование органов местного самоуправления ФИО5 муниципального округа <адрес>, а также завершается урегулирование иных вопросов, предусмотренных настоящим Законом (пункт 2 статьи 4 Закона №-ПК).
Согласно пункту 4 указанной нормы, со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица.Судом установлено, что между администрацией Александровского муниципального района Пермского края и ФИО1 заключен трудовой договор № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ФИО1 поступает на муниципальную службу в администрацию Александровского муниципального района на должность <данные изъяты>, относящуюся в соответствии с Реестром муниципальных должностей к группе ведущих должностей муниципальной службы (п. 1.1). В соответствии с пунктом 1.2 указанного трудового договора с ФИО1 трудовой договор заключен на неопределенный срок (л.д. 6-9).
Согласно распоряжению администрации Александровского муниципального района Пермского края №-р(л) от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ№ к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ№ ФИО1 назначена переводом на должность управляющий делами администрации района (высшая должность муниципальной службы) из резерва кадров администрации района (л.д. 10, 12).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл, из которого следует, что в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 ТК РФ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ будет расторгнут ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Согласно предупреждению от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации взамен ранее выданного предупреждения № к/сл от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 предупреждена, что трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит расторжению на основании
п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 ТК РФ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ будет расторгнут не ранее, чем по истечении двух месяцев со дня получения настоящего предупреждения. Последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа. Данное предупреждение ФИО1 получено ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получено предупреждение о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации взамен ранее выданных предупреждений № к/сл от ДД.ММ.ГГГГ и 652 к/сл от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ФИО1 предупреждена, что трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ подлежит расторжению на основании п. 1 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации. В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 180 ТК РФ трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ№ будет расторгнут не ранее, чем по истечении двух месяцев со дня получения настоящего предупреждения. Последним рабочим днем будет являться день, предшествующий дню формирования администрации Александровского муниципального округа (л.д. 16).
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец была уведомлена о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации более, чем за два месяца до фактического ее увольнения, что соответствует требованиям положений части 2 статьи 180 ТК РФ.
Кроме того, предупреждения о предстоящем увольнении ФИО1 подписаны главой района ФИО18, то есть имеющей право осуществлять полномочия работодателя в отношении работников администрации Александровского муниципального района. При этом в соответствии с положениями 180 ТК РФ истец о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации была предупреждена работодателем персонально, под роспись, никаких возражений, в том числе по основаниям увольнения, ФИО1 ни при ознакомлении с предупреждениями о предстоящем увольнении по ликвидации организации, ни в последующем работодателю не выразила.
При таких обстоятельствах, доводы истца о том, что предупреждения о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от ДД.ММ.ГГГГ
№ к/сл, от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл, от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл недействительны, являются необоснованными.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края №-р(л) от ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО1 расторгнут в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 освобождена от занимаемой должности управляющего делами администрации района. На основании ч. 1 ст. 178 ТК РФ ФИО1 выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка (л.д. 11).
В трудовую книжку истца внесена соответствующая запись о расторжении рудового договора в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района на основании пункта 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (л.д. 31-36).
С распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края №-р(л) от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано основание расторжения трудового договора (увольнения), ФИО1 ознакомлена ДД.ММ.ГГГГ, в тот же день ей выдана трудовая книжка, что не оспаривалось сторонами, ей произведены соответствующие выплаты, связанные с ее увольнением, что подтверждается распоряжением администрации Александровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№-к «О выплатах ФИО1», платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ№, №, от ДД.ММ.ГГГГ№ и реестрами от ДД.ММ.ГГГГ№, №, от ДД.ММ.ГГГГ№, расчетным листком за <данные изъяты> года.
Ссылка истца на незаконность ее увольнения по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, в связи с тем, что в данном случае произошла не ликвидация администрации Александровского муниципального района, а преобразование, поскольку ликвидация не подразумевает перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, является ошибочной, основанной на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ
№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органами местного самоуправления являются органы, избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования, наделенные соответственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 37 указанного закона, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, при этом местная администрация обладает правами юридического лица (часть 7 статьи 37).
Согласно части 2 статьи 41 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, органы местного самоуправления, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования наделяются правами юридического лица, являются муниципальными казенными учреждениями, образуемыми для осуществления управленческих функций, и подлежат государственной регистрации в качестве юридических лиц в соответствии с федеральным законом. Представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица действуют на основании общих для организаций данного вида положений настоящего Федерального закона в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации применительно к казенным учреждениям.
Решением Земского Собрания Александровского муниципального района
№ от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом внесенных изменений решением Земского Собрания Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ) утверждена структура администрации Александровского муниципального района Пермского края.
Распоряжением администрации Александровского муниципального района Пермского края № от ДД.ММ.ГГГГ утверждено штатное расписание администрации Александровского муниципального района Пермского края на <данные изъяты> год, в котором предусмотрена должность управляющий делами администрации района.
Законом № 395-ПК определено преобразование всех поселений, входящих в состав Александровского муниципального района, путем их объединения в новое муниципальное образование - Александровский муниципальный округ Пермского края, при этом со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица (статья 4).
В связи с предстоящей ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края на основании Закона № 395-ПК в адрес профсоюзной организации администрации Александровского муниципального района 23.09.2019 было направлено соответствующее уведомление с приложением списка работников, по результатам рассмотрения которого профсоюзный комитет дал согласие по вопросу увольнения работников в связи с ликвидацией организации по пункту 1 части 1 статьи 81 ТК РФ (мотивированное мнение первичной профсоюзной организации и протокол общего собрания профсоюзной организации от 24.09.2019).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ администрацией Александровского муниципального района Пермского края в адрес ГУ Центра занятости населения
г. Александровска Пермского края также были направлены списки работников в связи с предстоящим увольнением в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района Пермского края.
Решением Думы Александровского муниципального округа от 26.11.2019
№ 23 принят Устав Александровского муниципального округа Пермского края.
Решением Думы Александровского муниципального округа от 01.04.2021
№ 159 главой муниципального округа – главой администрации Александровского муниципального округа Пермского края избрана ФИО4
Согласно решению Думы Александровского муниципального округа от 01.04.2021 № 160 исполняющим обязанности главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района назначена ФИО6
Согласно распоряжению администрации Александровского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ№ досрочно прекращены полномочия главы муниципального района – главы администрации Александровского муниципального района ФИО18ДД.ММ.ГГГГ на основании п. 12 ч. 6 ст. 36 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в связи с преобразованием муниципального образования).
На основании решения Думы Александровского муниципального округа от 08.04.2021 № 163 (с учетом внесенных изменений решениями Думы Александровского муниципального округа от 15.04.2021 № 165, от 29.04.2021
№ 171) учреждена администрация Александровского муниципального округа и ее структура, администрацию Александровского муниципального округа считать сформированной с 12.05.2021.
Запись о создании юридического лица Администрации Александровского муниципального округа внесена в ЕГРЮЛ 16.04.2021.
Распоряжением администрации Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено штатное расписание администрации Александровского муниципального округа на 2021 год, в котором должность управляющий делами администрации отсутствует, предусмотрена должность руководителя аппарата администрации округа.
Решением Думы Александровского муниципального округа от 07.06.2021
№ 190 принято решение о ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, утверждении Положения о ликвидационной комиссии, плана мероприятий по ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, Финансового управления администрации Александровского муниципального района Пермского края, Управления образования администрации Александровского муниципального района Пермского края, состав ликвидационной комиссии. Согласно данному решению, вступившему в силу, настоящее решение распространяется на правоотношения с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно представленной выписке из ЕГРЮЛ администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации, дата внесения записи – ДД.ММ.ГГГГ
При таких обстоятельствах, указанные меры свидетельствуют о реальной ликвидации юридического лица – администрации Александровского муниципального района Пермского края в соответствии с положениями Закона № 395-ПК.
В настоящее время в администрации Александровского муниципального района процедуру ликвидации осуществляет Ликвидационная комиссия.
Статьей 61 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам (пункт 1).
Согласно части 3.1-1 статьи 13 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, осуществляется с согласия населения, выраженного представительными органами соответствующих поселений и муниципального района, и влечет наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа. Муниципальный район, в котором все поселения, входившие в его состав, объединились, а также указанные поселения утрачивают статус муниципального образования.
Таким образом, администрация Александровского муниципального района являлась исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, наделенным уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения.
В силу положений Закона № 395-ПК с момента формирования нового органа местного самоуправления администрации Александровского муниципального округа органы местного самоуправления, в том числе администрация Александровского муниципального района, подлежат ликвидации как юридические лица.
Прекращения полномочий органов местного самоуправления означает прекращение и иных вопросов, связанных с выполнением представительских функций такого органа. При этом существо правоотношений не допускает их прекращения без правопреемства, в связи с чем соответствующие полномочия органов местного самоуправления Александровского муниципального района и входящих в его состав поселений, переданы органам Александровского городского округа, а сами органы как юридические лица ликвидированы в связи с принятием соответствующего решения.
Довод истца о том, что в действующем законодательстве прямо указано на переход прав и обязанностей от одного юридического лица к другому, что говорит о преобразовании, а не о ликвидации лица, судом не принимается, поскольку часть 1 статьи 3 Закона № 395-ПК, пункты 4, 5 Решения Думы № 163 от 08.04.2021, содержат сведения, указывающие на правопреемство полномочий муниципальных образований в части решения вопросов местного значения, а не юридических лиц и не могут трактоваться как правопреемство при реорганизации юридических лиц по статье 58 ГК РФ.
Необходимо отметить, что Закон № 395-ПК прямо предусматривает ликвидацию органов местного самоуправления как юридических лиц.
В статье 34 Федерального Закона Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» также указано на то, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования.
В соответствии с ч. 10 ст. 85 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
В целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Пермского края от 27.05.2019 № 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» Дума Александровского муниципального округа 17.12.2019 приняла решение № 40, которым определила администрацию Александровского муниципального округа Пермского края правопреемником в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти Пермского края, органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами следующих органов местного самоуправления Александровского городского поселения, Всеволодо-Вильвенского городского поселения, Яйвинского городского поселения, Скопкортненского сельского поселения, Александровского муниципального района.
Вышеизложенное свидетельствует о правопреемстве полномочий по вопросам местного значения, из чего следует, что вновь образованное муниципальное образование администрация Александровского муниципального округа не является правопреемником, в том числе, администрации Александровского муниципального района, в трудовых отношениях с работниками.
На основании изложенного, доводы стороны истца о том, что к администрации Александровского муниципального округа перешли все права и обязанности администрации Александровского муниципального района, в том числе и возникшие на основании трудовых договоров с работниками, являются несостоятельными.
Поскольку в отношении Администрации Александровского муниципального района принято решение о ликвидации, трудовой договор с истцом мог быть расторгнут на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, каких-либо исключений в данной части Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» не содержит.
Доводы стороны истца о том, что ФИО1 как специалисту, имеющему опыт работы, квалификацию, стаж работы по специальности, не последовало предложение о переводе на соответствующую должность в администрации Александровского муниципального округа, не может быть принято во внимание, поскольку истец была уволена по основанию п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, при этом право формирования штата работников в новой организации принадлежит новому работодателю.
В соответствии с частями 2 и 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации. Законами субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования муниципальным служащим могут быть предоставлены дополнительные гарантии.
Довод стороны истца о том, что в нарушение требований Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» истцу в администрации Александровского муниципального округа не были предложены вакантные должности, является несостоятельным, поскольку положения Федерального закона от 27.07.2004
№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», регулирующие порядок увольнения, в том числе при упразднении государственного органа, распространяется на государственных гражданских служащих, истец же уволена с муниципальной службы, при этом ни нормами Трудового кодекса РФ, ни нормами Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», ни Уставом муниципального образования такая обязанность на работодателей по отношению к муниципальным служащим при ликвидации юридического лица не возложена.
При этом положения статьи 7 Федерального закона № 79-ФЗ и статьи 5 Федерального закона № 25-ФЗ устанавливают взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы лишь по вопросам единства основных квалификационных требований для замещения должностей, ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы, единства требований к подготовке кадров для гражданской службы и муниципальной службы и профессиональному развитию гражданских служащих и муниципальных служащих, учета стажа, условий оплаты труда, условий пенсионного обеспечения, при этом такая взаимосвязь сама по себе не исключает дифференциации правового регулирования отношений, связанных с поступлением и прохождением того или иного вида службы, и само по себе не предполагает их полного тождества.
Также необходимо отметить, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ представила резюме на включение ее в кадровый резерв на высшую группу должностей администрации Александровского муниципального округа.
Распоряжением администрации Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ№-Р(л) утвержден кадровый резерв администрации Александровского муниципального округа на ДД.ММ.ГГГГ, в который включена и ФИО7 на должность руководителя аппарата администрации округа, относящейся к высшей группе должностей, в связи с чем довод истца о том, что кадровый резерв администрации Александровского муниципального округа не был сформирован на момент увольнения, является не состоятельным.
Кроме того, судом не установлено, что истец обращалась с заявлением о трудоустройстве в администрацию Александровского муниципального округа. Истцу произведены все установленные действующим законодательством выплаты в связи с увольнением по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, с чем она была согласна, так как полученные денежные средства ею возвращены не были. Ссылка истца на то, что расчет при увольнении в нарушение положений ст. 140 ТК РФ произведен раньше дня увольнения, то есть ДД.ММ.ГГГГ, также не является основанием для признания увольнения истца незаконным, поскольку расчет при увольнении раньше его даты законом прямо не запрещен, решение об увольнении ФИО1 принято ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день ей произведены выплаты. Кроме того, истцом не приведено доводов о том, каким образом произведенные выплаты раньше фактического увольнения нарушают ее права.
Указание истца на то, что распоряжение об увольнении в связи с ликвидацией организации было издано ранее, чем принято решение Думой Александровского муниципального округа от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации администрации Александровского муниципального района, не является основанием для признания увольнения незаконным, поскольку Законом № 395-ПК прямо предусмотрено, что полномочия администрации Александровского муниципального района прекращаются, а сами органы подлежат ликвидации как юридические лица со дня формирования администрации Александровского муниципального округа Пермского края.
Кроме того следует отметить, что Закон Пермского края от 27.05.2019
№ 395-ПК «Об образовании нового муниципального образования Александровский муниципальный округ Пермского края» не оспорен в установленном законом порядке, является действующим, подлежащим исполнению.
При этом не имеет правового значения при рассмотрении настоящего иска обстоятельства увольнения других работников, не являющихся истцами по настоящему трудовому спору.
Доводы стороны истца о том, что права ФИО1 нарушены по дискриминационным признакам, также не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Статья 3 ТК РФ декларирует запрет дискриминации в сфере труда. Часть первая гласит, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Часть вторая закона определяет, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
При этом часть четвертая статьи определяет, что лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
В свою очередь разъяснения, содержащиеся в пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.01.2014 № 1 «О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних», определяют, что под дискриминацией в сфере труда по смыслу статьи 1 Конвенции Международной организации труда 1958 года № 111 относительно дискриминации в области труда и занятий и статьи 3 ТК РФ следует понимать различие, исключение или предпочтение, имеющее своим результатом ликвидацию или нарушение равенства возможностей в осуществлении трудовых прав и свобод или получение каких-либо преимуществ в зависимости от любых обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в том числе не перечисленных в указанной статье Трудового кодекса Российской Федерации), помимо определяемых свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловленных особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.
Каких-либо убедительных доказательств дискриминации истца при принятии решения об увольнении в материалах дела не содержится. Поэтому доводы истца об увольнении в связи с дискриминацией в сфере труда, запрещенной действующим законодательством, и злоупотребления правом со стороны работодателя представляются судом надуманными. Факта злоупотребления правом со стороны ответчиков судом не установлено и материалами дела не подтверждено.
Также суд критически относится и к доводу истца о нарушении ответчиком процедуры увольнения, прекратившим с ней трудовые отношения в период ее временной нетрудоспособности и нахождении в очередном отпуске.
В соответствии с частью шестой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Таким образом, увольнение истца в период временной нетрудоспособности по основанию, предусмотренному пунктом 1 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с ликвидацией организации, отвечает требованиям трудового законодательства.
Также довод истца о том, что ее увольнение является незаконным, поскольку она имеет преимущественное право оставления на работе ввиду предпенсионного возраста, суд находит необоснованным, поскольку истец была уволена по основанию п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, где все работники организации подлежат увольнению. При этом право формирования штата работников в новой организации принадлежит новому работодателю.
Анализируя установленные обстоятельства по делу, суд приходит к выводу, что на основании Закона № 395-ПК в настоящее время действительно ведется процесс ликвидации администрации Александровского муниципального района Пермского края, что подтверждено материалами дела, в связи с чем увольнение истца по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ является законным.
Кроме того, истец, получившая уведомление о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района, не могла не знать о правовых последствиях увольнения в связи с ликвидацией организации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется, поскольку в настоящее время администрация Александровского муниципального района находится в стадии ликвидации; увольнение работников до завершения процедуры ликвидации не противоречит положениям п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ; порядок увольнения истца в связи с ликвидацией организации не нарушен, при этом следует учитывать, что ликвидация организации является длительным по продолжительности процессом, в связи с чем незавершение процедуры ликвидации администрации Александровского муниципального района и отсутствие сведений в едином государственном реестре юридических лиц сведений о ликвидации организации, увольнению работника по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ с соблюдением требований ст. ст. 178 и 180 ТК РФ не препятствуют.
С учетом того, что порядок и условия увольнения ФИО1 по
п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в связи с ликвидацией администрации Александровского муниципального района были соблюдены и такое основание для ее увольнения у ответчика имелось, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о восстановлении на работе в администрацию Александровского муниципального округа Пермского края, являющуюся правопреемником администрации Александровского муниципального района Пермского края, в должности управляющего делами; признании предупреждений о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл, от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл, от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительными.
Поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца к ответчикам о восстановлении на работе, оснований для удовлетворения требований истца о взыскании с администрации Александровского муниципального округа Пермского края заработной платы за время вынужденного прогула, возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального района перечислить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на индивидуальный счет застрахованного лица за период, указанный в ч. 1 ст. 178 ТК РФ, взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя, у суда не имеется.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств и приведенных норм права, исковые требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации Александровского муниципального района Пермского края, администрации Александровского муниципального округа Пермского края о восстановлении на работе в администрацию Александровского муниципального округа Пермского края, являющуюся правопреемником администрации Александровского муниципального района Пермского края, в должности управляющего делами; признании предупреждений о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации от ДД.ММ.ГГГГ№ к/сл, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№ недействительными; взыскании с администрации Александровского муниципального округа Пермского края заработной платы за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> рублей за каждый рабочий день при пятидневной рабочей неделе с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения решения суда; возложении обязанности на администрацию Александровского муниципального района перечислить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ на индивидуальный счет застрахованного лица за период, указанный в ч. 1 ст. 178 ТК РФ, начиная с ДД.ММ.ГГГГ; взыскании судебных расходов по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей – отказать в полном объеме.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Александровский городской суд Пермского края в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Н.Н. Горланова
Мотивированное решение изготовлено 16.08.2021.
Судья /подпись/
Копия верна.
Судья Н.Н. Горланова