РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Гусев 31 августа 2022 года
Гусевский городской суд Калининградской области
в составе:
председательствующего судьи Ярмышко-Лыгановой Т.Н.
при секретаре Хатовой В.А.,
с участием представителя истца Алехиной Е.В., ответчика представителя администрации МО «Гусевский городской округ» ФИО1, третьих лиц ФИО2, ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гусевского городского прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО «Гусевский городской округ», Правительству Калининградской области о возложении обязанности обеспечить инфраструктурой земельные участки, расположенные на территории МО «Гусевский городской округ»,
УСТАНОВИЛ:
Гусевский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области, Правительству Калининградской области, указав, что в ноябре 2021 года по обращению ФИО4 проведена проверка деятельности администрации МО «Гусевский городской округ» по исполнению законодательства, регламентирующего предоставление земельных участков в собственность граждан, имеющих 3-х и более детей. В ходе проведения проверки установлено, что администрацией МО «Гусевский городской округ» в период 2019-2021 гг. сформирован для предоставления семьям, имеющим трех и более детей, 21 земельный участок для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени ответчиками не исполнена обязанность по обеспечению инженерной инфраструктурой земельных участков, не организовано электроснабжение, водоснабжение и водоотведение, устройство автомобильных дорог местного значения. По данному факту Гусевским городским прокурором выносилось преставление в адрес администрации МО «Гусевский городской округ». Просит возложить обязанность на администрацию МО «Гусевский городской округ», Правительство Калининградской области в течение 18 месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить земельные участки, расположенные на территории муниципального образования «Гусевский городской округ» в кадастровых кварталах , предоставленные льготной категории граждан (многодетным семьям), инженерной инфраструктурой: электроснабжением, водоснабжением, водоотведением, дорогами и подъездными путями.
Истец – представитель Гусевской городской прокуратуры Алехина Е.В. поддержала исковые требования, просила удовлетворить в полном объеме, пояснила, что понятие «обеспечение» и «организация» являются по сути идентичными понятиями.
Ответчик – представитель администрации МО «Гусевский городской округ» по доверенности ФИО1 в судебном заседании исковые требования не признала, не оспаривала, что Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований, при этом представила письменный отзыв на исковое заявление, указав, что предоставляя земельные участки в собственность граждан, имеющих трех и более детей, органы местного самоуправления должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, при отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации предоставление в собственность граждан земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий установленных подп. 24, 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Ответчик – представитель Правительства Калининградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил в суд в письменном виде отзыв на исковое заявление, указав, что не согласен с заявленными исковыми требованиями, поскольку вопрос об организации электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения, водоотведения и дорожная деятельность автомобильных дорог местного значения в границах муниципального округа отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Третье лицо ФИО2 в судебном заседании поддержал исковое заявление в части возложения обязанностей на администрацию МО «Гусевский городской округ», считает, что вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, должны решаться администрацией МО «Гусевский городской округ», отношения между Правительством Калининградской области и администрацией, их взаимодействие между собой не должно касаться граждан.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании поддержал исковые требования, пояснил, что в районе его земельного участка, который расположен в нет никакой инфраструктуры и нет дороги, которая бы вела к его участку.
Третьи лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Ранее в судебных заседаниях поддержали исковые требования.
Третьи лица ФИО10, ФИО11,, ФИО12, ФИО13, ФИО14,, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21 Э.А.Г., ФИО22 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с положением ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, в связи с чем суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, обозрев надзорное производство , исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных неопределенного круга лиц.
Судом установлено, что на основании постановлений главы администрации МО «Гусевский городской округ» следующим лицам предоставлены в собственность бесплатно земельные участки из земель населенных пунктов, неразграниченной государственной собственности, разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства (13 участков):
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО10, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11, зарегистрированной по адресу: , часть 3, земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО12, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, зарегистрированному по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО13, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО14, зарегистрированной по адресу: , часть 4, земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО15, зарегистрированной по адресу: Б, земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО16, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО22, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 1 010 кв.м по адресу: , 59;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 1 200 кв.м по адресу: Б.
Как указано выше предоставленные земельные участки относятся к государственной неразграниченной собственности.
Остальные земельные участки – это земельные участки из земель населенных пунктов, муниципальной собственности, с разрешенным использованием – для индивидуального жилищного строительства (7 земельных участков):
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17, зарегистрированному по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 755 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО18, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО19, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО20, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО21 Э.А.Г., зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
- от ДД.ММ.ГГГГ ФИО9, зарегистрированной по адресу: , земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м по адресу: ;
Также предоставлен земельный участок с кадастровым номером площадью 800 кв.м, разрешенное использование – для индивидуальной жилой застройки, расположенный по адресу: . В настоящее время правообладателем земельного участка является ФИО4, который привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
В соответствии с пп. 1 п. 4 ст. 30 Земельного кодекса проведение работ по формированию земельного участка без предварительного согласования места размещения объекта включает в том числе определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.
Как следует из представленных ответов по запросу суда администрация МО «Гусевский городской округ» обращалась в ОАО «Гусев-Водоканал», АО «Янтарьэнерго» с заявлениями о выдаче технических условий и с заявками на технологическое присоединение спорных участков. Технические условия ОАО «Гусев-Водоканал» были выданы администрации, технические условия АО «Янтарьэнерго» были подготовлены, но в связи с ненаправлением в АО «Россети Янтарь» в срок подписанных со стороны заявителя договоров, оферта и заявки были аннулированы. В настоящее время исполнена заявка на технологическое присоединение индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: , с заявкой на присоединение обращался лично гражданин.
С момента предоставления вышеуказанным гражданам земельных участков до момента обращения Гусевского городского прокурора в суд – 01 марта 2022 года прошло от одного до трех лет.
Однако, земельные участки не обеспечены инженерной инфраструктурой и транспортным сообщением, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, что не оспаривалось представителем администрации МО «Гусевский городской округ», пояснениями третьих лиц, участвующих в судебных заседаниях, подтверждается многочисленной перепиской, в том числе с ФИО4, собственником земельного участка, расположенного по адресу: , представлением Гусевской городской прокуратуры от 24 мая 2021 года.
Данное обстоятельство свидетельствует о непринятии в течение разумного срока должных мер для обеспечения данных земельных участков необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой.
По мнению Гусевского городского прокурора, обязанность по обеспечению земельных участков, находящихся в кадастровых кварталах , объектами необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подп. 6 ст. 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях улучшения жилищных условий граждан Российской Федерации, дальнейшего повышения доступности жилья и качества жилищно-коммунальных услуг, Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2021 года № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» постановлено Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Таким образом, Указом предусмотрено, что предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки должны быть обеспечены необходимой инфраструктурой, создание необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе должно осуществляться при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 7 комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года № 1119-р, приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09 сентября 2013 года № 372 утверждены методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (далее Методические рекомендации), которыми даны рекомендации по обеспечению предоставляемых земельных участков объектами инфраструктуры.
Согласно пункту 20 Методических рекомендаций рекомендовано в законах субъектов Российской Федерации, устанавливающих случаи и порядок бесплатного предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, определить орган по организации обеспечения земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков (подп. 10), по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка (подп. 11).
На территории Калининградской области указанные вопросы регламентированы Законом Калининградской области № 105 от 21 декабря 2006 года «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Калининградской области».
В соответствии с п. 1, 1-1, 3 ст. 16.1 указанного закона, граждане Российской Федерации, проживающие на территории Калининградской области и имеющие трех и более детей (включая усыновленных, удочеренных) в возрасте до 18 лет, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеющие основания для постановки их на данный учет (далее - многодетные граждане), имеют право однократно бесплатно приобрести земельные участки в собственность, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов в порядке, установленном настоящей статьей. Земельный участок предоставляется одному из многодетных граждан, являющемуся родителем (усыновителем) в семье, имеющей трех или более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), многодетному гражданину, являющемуся родителем (усыновителем) трех и более детей в неполной семье, при условии совместного проживания детей с указанными лицами. Многодетным гражданам предоставляются в собственность бесплатно земельные участки, образованные органом местного самоуправления и включенные в перечень земельных участков.
Вопреки пункту 20 Методических рекомендаций в законе субъекта Российской Федерации (в данном случае Калининградской области) не определен орган по организации обеспечения земельных участков объектами инфраструктуры и по оказанию содействия в подключении (технологическом присоединении) жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры в границах земельного участка, предоставленного гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства, к сетям инженерно-технического обеспечения за границами указанного земельного участка, не определен порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Как следует из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 2516-О, органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей (а равно в иных случаях реализации в такой форме государственной поддержки семей, имеющих детей), должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления городских округов положениями п. 4 и 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». При отсутствии же на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке исполнения полномочий, установленных подп. 24 и 29 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 15, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований.
Указанные положения корреспондируют с положениями федерального законодательства в области водоснабжения, газоснабжения, дорожной деятельности.
Пунктами 1, 6 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены вопросы организации водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; согласование инвестиционных программ.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
В силу ст. 2 этого же Федерального закона под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; под дорожной деятельностью понимается деятельность, в частности по проектированию, строительству автомобильных дорог.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Согласно п. 1 ст. 34 того же Федерального закона, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
В силу ст. 12 Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области осуществления дорожной деятельности относится, в частности, осуществление дорожной деятельности в отношении только автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Также в ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» указано, что контроль за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, инвестиционных программ территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что организация газоснабжения поселений в границах муниципального района, а также организация газоснабжения населения сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и межселенной территории является полномочием органов местного самоуправления муниципального района и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Вопрос об обеспечении газоснабжением участков Гусевским городским прокурорам при рассмотрении настоящего дела спорных земельных участков не ставится.
Согласно ст. 6 Устава муниципального образования «Гусевский городской округ» Калининградской области к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе: - организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из представленной подпрограмме «Развитие коммунальной инфраструктуры муниципального образования «Гусевский городской округ» на 2018-2024 годы» пунктом 2 предусмотрены 1 150 000 руб. на развитие инженерной инфраструктуры для земельных участков, предоставляемых под застройку многодетным семьям (150 000 руб.), и на завершение работ по проектированию и реализации проекта «Строительство инженерной инфраструктуры в пос. Фурманово Гусевского района» (1 000 000 руб.).
Администрация МО «Гусевский городской округ» в ответе на представление Гусевской городской прокуратуры ссылалась на то, что доходная часть бюджета не позволяет в полном объеме выполнить мероприятия, включающие разработку проектной документации на строительство инженерной инфраструктуры и производства строительных работ объектов инженерной инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых под застройку многодетным семьям. Данные мероприятия возможно осуществить при условии выделения лимитов денежных средств из бюджетов регионального и федерального уровней.
Как следует из правовой позиции, выраженной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 9 ноября 2017 года № 2516-О, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию социальным государством (статья 7, часть 1), обязывает к осуществлению в Российской Федерации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7, часть 2), а также исходит из необходимости предоставления государственной защиты семьи, права которой составляют неотъемлемую часть конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации (статья 38, часть 1; статья 64). В силу этих конституционных положений, рассматриваемых во взаимосвязи со статьями 9 (часть 2), 36 (части 1 и 2) и 40 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель, обладающий дискрецией в определении конкретных направлений и мер по реализации государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, правомочен, в частности, использовать для целей организации такой поддержки возможности поощрения органами государственной власти и органами местного самоуправления индивидуального жилищного строительства, в том числе путем предоставления для этого земельных участков бесплатно в собственность определенным категориям граждан и создания тем самым дополнительных условий осуществления права на жилище.
При этом, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как указано выше, по общему правилу земельные участки, предназначенные для предоставления многодетным семьям, должны быть обеспечены транспортной инфраструктурой и технической возможностью для технологического присоединения к электро-, тепло-, газо- и водоснабжению, водоотведению.
При отсутствии на территории городского округа земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации.
В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в Бюджетном кодексе РФ, в абзаце третьем пункта 1 и пункте 3 его статьи 86, а также статьях 129 и 135
Учитывая вышеуказанное, суд соглашается с позицией Гусевского городского прокурора о том, что обязанность по обеспечению земельных участков объектами необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой в качестве меры социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, возложена как на орган местного самоуправления, так и на орган государственной власти субъекта Российской Федерации, также учитывая, что в течение длительного времени с момента формирования и предоставления спорных земельных участков каких-либо мер по созданию инженерной инфраструктуры и строительству дорог не принято, исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, исходя из принципов разумности и необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, с учетом конкретных обстоятельств дела, также принимая во внимание, что не обоснованное объективными причинами увеличение срока (на необходимость увеличения срока указывал представитель администрации МО «Гусевский городской округ» до 3-4 лет) может повлечь необеспечение реальной и своевременной защиты нарушенных прав и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц, суд полагает необходимым установить срок для исполнения решения суда в течение 2 лет с момента вступлением данного судебного акта в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Гусевского городского прокурора, действующего в интересах неопределённого круга лиц, удовлетворить частично.
Возложить на Правительство Калининградской области, администрацию МО «Гусевский городской округ» Калининградской области в пределах своей компетенции обязанность по осуществлению организации комплекса мер, направленных на обеспечение земельных участков, находящихся в кадастровых кварталах в границах земельных участков, предоставленных многодетным семьям, системой коммунальной инфраструктуры в сферах электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, системой транспортной инфраструктуры в течение 2 (двух) лет со дня вступления решения суда в законную силу.
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд путем подачи жалобы через Гусевский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 07 сентября 2022 года.
Судья Т.Н. Ярмышко-Лыганова
№ 2-293/2022
39RS0008-01-2022-000360-44