ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2940/14 от 25.08.2014 Ленинскогого районного суда г. Смоленска (Смоленская область)

 Дело № 2-2940/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 25 августа 2014 года

 Ленинский районный суд г. Смоленска

 В составе:

 Председательствующего судьи Космачевой О.В.

 При секретаре: Новиковой Н.С.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Администрации г. Смоленска о признании действий незаконными, возложении обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка, разрешения на строительство индивидуального жилого дома,

 установил:

 ФИО1 обратился в суд с иском к Администрации г. Cмоленска о признании действий по выдаче градостроительного плана земельного участка № по адресу: <адрес> без указания пятна застройки и отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на указанном земельном участке незаконными; возложении обязанности по выдаче градостроительного плана земельного участка с указанием пятна застройки и е разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке кадастровым номером №. В обоснование требований указал, что указанный земельный участок ему был предоставлен на основании судебного решения, его разрешенное использование указано под «индивидуальное жилищное строительство», в связи с чем нахождение земельного участка в нерегламентированной зоне не может служить основанием для осуществление строительства на нем индивидуального жилого дома. Тем более смежные земельные участки также находятся в территориальной зоне, предусматривающей индивидуальное жилищное строительство.

 Судом по делу в качестве третьего лица привлечен Департамент имущественный и земельных отношений Смоленской области.

 Истец и его представитель по доверенности ФИО2 в судебном заседании заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске.

 Ответчик Администрация г. Смоленска о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил, представил ходатайство об отложении судебного разбирательства в связи с занятостью сотрудников.

 Согласно ч.2 ст. 48 ГК РФ дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

 Таким образом, организациям предоставлено право свободного выбора своих представителей для участия от их имени в гражданском судопроизводстве. Удовлетворение ходатайства об отложении разбирательства дела в случае неявки кого-либо из участников процесса, в том числе представителя ответчика, является правом, а не обязанностью суда.

 Приведенные доводы невозможности участия представителя ответчика в судебном заседании в данном случае судом не могут судом быть признаны уважительными, что по правилам п. 3 ст. 167 ГПК РФ не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.

 Ранее в судебном заседании представитель ответчика по заявленным требованиям возражал, указывая, что спорный земельный участок согласно Правилам землепользования и застройки г. Смоленска относит к территориальной зоне Н- нерегламентируемые территории, что исключает на нем размещение объектов индивидуального жилищного строительства.

 Представитель третьего лица Департамента имущественных и земельный отношений Смоленской области ФИО3 в судебном заседании указал на обоснованность действий Департамент при предоставлении ФИО1 земельного участка ввиду того, что по данным кадастрового учета разрешенное использование земельного участка- индивидуальное жилищное строительство.

 Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материальны дел, суд приходит к следующему.

 Согласно п.5 ч.2 ст.8 ГрК РФ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на соответствующих межселенных территориях.

 В соответствии с п. 2.3 ст. 41 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории, предусмотренной настоящим Кодексом, осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий; в случае установления границ незастроенных и не предназначенных для строительства земельных участков подготовка документации по планировке территории осуществляется в соответствии с земельным, водным, лесным и иным законодательством.

 В силу п.1,2,3 ст. 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам; подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа; в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе: 1) границы земельного участка; 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений; 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента). При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка; 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент).

 Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления обращения физического лица о выдаче ему градостроительного плана земельного участка осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы. (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).

 Согласно п.2.7 Административного регламента Администрации города Смоленска по предоставлению муниципальной услуги "Оформление градостроительных планов земельных участков для объектов капитального строительства, утв.Постановлением Администрации г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ N 1753-адм, для предоставления муниципальной услуги заявитель подает заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка с приложением следующих документов для объектов индивидуального жилищного строительства: а) копии документа, удостоверяющего личность гражданина; б) правоустанавливающих документов на земельный участок; в) топографической основы земельного участка с указанием даты и наименования организации, выполнившей топографическую съемку (съемку текущих изменений) в масштабах 1:500, 1:1000; г) информации о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения (технические условия).

 Основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги является отсутствие документов, перечисленных в пункте 2.7 Административного регламента, за исключением документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления. (п. 2.10.1 Административного регламента).

 В соответствии с ч.1, 2, 4, 9, 10, 13, 14 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами. В целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы: 1) правоустанавливающие документы на земельный участок; 2) градостроительный план земельного участка; 3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

 Судом установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, разрешенное использование «для индивидуального жилищного строительства». (л.д.6).

 Указанный земельный участок предоставлен ФИО1 Приказом Департамента имущественных и земельный отношений Смоленской области от ДД.ММ.ГГГГ на основании вступившего в законную силу заочного решения Ленинского районного суда г. Смоленска от ДД.ММ.ГГГГ года, которым на Департамент… была возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО1 в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельный участок в <адрес>, смежный с земельным участком с кадастровым номером №, в пределах установленных минимальных и максимальных размеров с проведением за счет ФИО1 работ по формированию данного земельного участка.

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился с заявлением в Администрацию г. Смоленска с заявлением о предоставлении градостроительного плана названного земельного участка, предоставив необходимые согласно п. 2.7 Административного регламента документы. (л.д. 21-24).

 ФИО1 был выдан градостроительный план земельного участка, утвержденный ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы Администрации г. Смоленска по архитектуре, строительству и землеустройстве, в котором минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения строений не указаны. (л.д. 10-11).

 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ему спорном земельном участке, на которое письмом от ДД.ММ.ГГГГ за № ему был дан ответ об отказе в выдаче такого разрешения, поскольку данный земельный участок относится к территориальной зоне Н- нерегламентируемые территории, что размещение объектов индивидуального жилищного строительства не предусматривает. (л.д. 12).

 Согласно Правилам землепользования и застройки <адрес>", утв. Решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ ( в редакции от ДД.ММ.ГГГГ года) принадлежащий ФИО1 земельный участок с кадастровым номером № расположен в территориальной зоне Н – нерегламентируемые территории. (л.д.15).

 В силу ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

 В силу приведенных правовых норм вступившее в законную силу решение суда, предусматривавшее предоставление ФИО1 спорного земельного участка под индивидуальное жилищное строительство с учетом его разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство», определенного как на момент его предоставления, так и в настоящее время, является обязательным для исполнения, в том числе осуществляющим согласование его размещения органом, вследствие чего его нахождение в территориальной зоне – нерегламентируемые территории не может рассматриваться в качестве ограничения прав собственника на его использование по целевому назначению.

 При таком положении, исходя из того, что ФИО1 были предоставлены в орган местного самоуправления все предусмотренные Градостроительным кодексом РФ и Административным регламентом документы, суд признает незаконными действия Администрации г. Смоленска, выразившиеся в отказе в выдаче заявителю градостроительного плана земельного участка с нанесенными минимальными отступами от границ земельного участка и для размещения объекта капитального строительства и места допускаемого размещения проектируемого жилого дома, а также разрешения на строительство.

 Учитывая, что Администрацией г. Смоленска не предоставлено доказательств наличия установленных ГрК РФ оснований для отказа в выдаче надлежащим образом оформленного градостроительного паспорта земельного участка под индивидуальное жилищное строительство и разрешения на строительство, разрешения на строительства, а также данных, указывающих на нарушение прав и законных интересов иных лиц в связи оформлением названных документов ФИО1, суд возлагает на Администрацию обязанность по выдаче заявителю в установленном порядке градостроительного паспорта земельного участка с кадастровым номером 67:27:0021061:54, содержащего необходимые для осуществления на нем строительства сведения, и разрешения на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке.

 Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                         решил:

 Заявление ФИО1 удовлетворить.

 Признать незаконными действия Администрации г. Смоленска, выразившиеся в отказе в выдаче ФИО1 градостроительного паспорта на принадлежащий ему земельный участок кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с указанием минимальных отступов от границ земельного участка для размещения объекта капитального строительства и места допускаемого размещения индивидуального жилого дома и разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №,.

 Обязать Администрацию г. Смоленска в установленном порядке выдать ФИО1 градостроительный паспорт на принадлежащий ему земельный участок кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, с указанием минимальных отступов от границ земельного участка для размещения объекта капитального строительства и места допускаемого размещения индивидуального жилого дома; разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>.

 Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Ленинский районный суд в течение месяца.

 Председательствующий О.В.Космачева

 Мотивированное решение изготовлено 01.09.2014.