дело № 2-2940/2017 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 3 октября 2017 года г.Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего судьи - Середа А.Н., при секретаре судебного заседания Скнарь А.В. с участием помощника прокурора Гук С.И., представителя МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» - ФИО1, представителя Комитета по управлению имуществом МО «Город Майкоп, - ФИО2 рассмотрев в судебном открытом заседании дело по иску Прокурора г.Майкопа к МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» и Комитету по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о возложении обязанности по государственной регистрации У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Майкопа обратился в суд с иском о возложении обязанности осуществить государственную регистрацию права оперативного управления и просит обязать МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на объект недвижимого имущества: помещение клуба «Геракл», расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 131,8 кв.м. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой города Майкопа проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности. Установлено, что МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» не исполняются требования действующего законодательства в указанной сфере. Так, МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» используется и включен в соответствующий перечень следующий объект недвижимого имущества: помещение клуба «Геракл», расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 131,8 кв.м. В нарушение указанных требований закона МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» в установленном порядке не зарегистрированы права на названый выше объект недвижимого имущества. Просит обязать ответчика зарегистрировать право оперативного управления на недвижимое имущество. 07.082017 года в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп». В судебном заседании помощник прокурора Гук поддержал исковые требования и просил их удовлетворить. Представитель ответчика МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» - директор ФИО1 в судебном заседании исковые требования признал, пояснил, что отсутствуют деньги и документы для регистрации не смотря на его многочисленные обращения. Представитель ответчика комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» ФИО2 не признал, пояснил, что регистрацию обязан осуществить МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп». Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные требования прокурора г.Майкопа обоснованны и подлежат удовлетворению ввиду следующего. Так, согласно статье 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичным правомочиям собственника. Статьей 296 ГК РФ предусматривается, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества. Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой установлено, что МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» не исполняются требования действующего законодательства в указанной сфере. МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» используются объект недвижимого имущества: помещение клуба «Геракл», расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 131,8 кв.м. Основанием использования имущества является распоряжение Главы МО «Город Майкоп» от 29.09.2009 года № 5036-р «О передаче имущества автономному учреждению «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» муниципального образования «Город Майкоп». Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение в силу пункта 1 статьи 131 ГК РФ подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами. В соответствии с пунктом 5 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» предусматривает, что право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками (абзац 5 пункта 1 статьи 216 Кодекса). В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации. В силу ч.1 ст.16 Федерального закона от 21,07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации. В случае, если права на имущество возникают на основании акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. В нарушение указанных требований закона МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» в установленном порядке не зарегистрированы права на названый выше объект недвижимого имущества. В целях устранения указанных нарушений прокуратурой города 21.02.2017 в МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» внесено представление (от 21.02.2017 № 01-26-2017/ПРД-57). Из ответа на указанное представление следует, что руководством МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» принимаются меры к устранению нарушений закона. При этом в судебном заседании установлено, что Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» в нарушение п.3 распоряжение Главы МО «Город Майкоп» от 29.09.2009 года № 5036-р «О передаче имущества автономному учреждению «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» муниципального образования «Город Майкоп», надлежащим образом не осуществил действия по приему - передачи имущества. Согласно пункта 10, ст. 3. Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) При передаче объектов недвижимого имущества, правоустанавливающие документы на которые были оформлены после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в оперативное управление автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на указанные объекты в случае, если такая регистрация ранее не проводилась, осуществляется одновременно с государственной регистрацией права оперативного управления автономных учреждений, создаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Решение о закреплении имущества на праве оперативного управления тоже может быть основанием для государственной регистрации права оперативного управления. Это касается объектов недвижимого имущества, не вошедших в решение о создании автономного учреждения, а закрепленных за учреждением позже. Потому как статьей 8 ГК РФ закреплена обязательная государственная регистрация права закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) и права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в ЕГРП. Учитывая, что Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» не выполнил требования закона и предал имущество без соответствующего оформления, (без технической документации, постановки на кадастровой учет, выписки из реестра о принадлежности имущества муниципалитету на праве собственности), что затруднит регистрацию права оперативного управления, суд полагает необходимым возложит и на Комитет обязанность по устранению нарушения законодательства в виде осуществления государственной регистрации прав на объекты недвижимости. На основании изложенного руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : Иск Прокурора г. Майкопа к МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» о возложении обязанности по государственной регистрации удовлетворить. Обязать Комитет по управлению имуществом МО «Город Майкоп» и МАУ «Спортивно-оздоровительный центр «Майкоп» осуществить государственную регистрацию права оперативного управления на объект недвижимости. На решение может быть подана апелляционная жалоба через Майкопский городской суд в Верховный суд Республики Адыгея в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Решение в окончательной форме изготовлено 09.10.2017 года Председательствующий А.Н.Середа |