Дело №2-2941/2018 (5) изготовлено 02.04.2018г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26 марта 2018 года Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе: председательствующего судьи –Савиновой О.Н., при секретаре – Глушковой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседаниигражданское делопоиску ФИО1 к Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности, УСТАНОВИЛ: Истец ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд города Екатеринбурга с исковым заявлением к Департаменту образования администрации города Екатеринбурга о возложении обязанности предоставить МТА, <//> года рождения место в муниципальном образовательном учреждении № в группе полного дня возрастом до трех лет. В обоснование требований истец указал, что ответчик обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями, 13.11.2017 года ей получен ответ об отказе в предоставлении МТА места в детском саду без законных причин, считает указанный ответ незаконным, просит удовлетворить исковые требования, поскольку возраст ребенка позволяет ему посещать детское дошкольное образовательное учреждение. В судебном заседании истец поддержала исковые требования по доводам иска, указала также, что иные дошкольные учреждения ей не подходят, так как они удалены от места жительства, пребывание ребенка на неполный рабочий день ее не устраивает, так как ей необходимо выйти на работу. Представитель Департамента образования Администрации города Екатеринбурга в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что истец преимущественного права на получение мест не имеет, номер в очереди 1114, в детском саду № отсутствуют места в группе полного дня возрастом до трех лет, просила отказать по доводам отзыва. Заведующая детским садом №ГНИ. в судебном заседании пояснила, что мест для ребенка в группе детей до трех лет не имеется, принять детей больше, чем положено по санитарным нормам не имеет права. Заслушав участвующих лиц, изучив доводы иска и отзыва, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований. В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка. Государства-участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, принимая во внимание права и обязанности его родителей, опекунов или других лиц, несущих за него ответственность по закону, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные или административные меры. Статьей 43 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность в том числе дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты. Законодательные гарантии конституционного права ребенка на доступное дошкольное образование закреплены в Федеральном законе N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", а также в Федеральном законе N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Согласно пункту 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержание детей в муниципальных образовательных организациях относится к вопросам местного значения городского округа. В соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" органы местного самоуправления осуществляют создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных образовательных учреждений, а также обеспечивают содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. Общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, определены в статье 55 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", согласно части 1 которой прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с названным Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. Исходя из положений, предусмотренных статьей 67 Федерального закона 29.12.2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Правила приема на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня. Правила приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация. В приеме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. Аналогичные нормативные положения закреплены в Порядке приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденном приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 08.04.2014 года N 293. Таким образом, закрепляя право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, действующее законодательство, вместе с тем, закрепляет определенный порядок и условия, при которых предоставляется место в образовательном учреждении, принимая во внимание лиц, которым в соответствии с действующим нормативным регулированием предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение. С учетом изложенных норм закона, к юридически значимым обстоятельствам, которые должен установить суд при разрешении спора, связанного с реализацией права ребенка на получение дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, относятся следующие: достижение ребенком двухмесячного возраста; наличие права на преимущественное предоставление места в детском дошкольном учреждении; наличие (отсутствие) мест в детских дошкольных образовательных учреждениях, наличие (отсутствие) лиц, имеющих право на преимущественное обеспечение местом в детском дошкольном образовательном учреждении; в случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации по месту жительства ребенка факт обращения родителей (законных представителей) ребенка для решения вопроса об его устройстве в другую общеобразовательную организацию в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования; принятие органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования или органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования мер по устройству ребенка в другую общеобразовательную организацию в целях обеспечения права ребенка на получение дошкольного образования. Судом установлено, что МТА, <//> года рождения, его матерью является ФИО1 (истец), был зарегистрирован в автоматизированной электронной системе <//>. В электронной карточке указаны желаемые муниципальные дошкольные образовательные организации (далее МДОО) №, №. Ориентировочный номер в очереди № с учетом имеющихся заявлений о приоритетном предоставлении и № по дате регистрации заявления. Стороны не оспорили, что место жительства ребенка (г.Екатеринбург, <адрес>), закреплено за детским садом №. Истец требует предоставить ее ребенку место в МДОО № в группе полного дня возрастом до трех лет. Согласно представленной информации истцу отказано в предоставлении места в указанном МДОО, в связи с отсутствием свободных мест. С заявлением о предоставлении места на неполный день истица не обращалась, в судебном заседании пояснила, что не желает предоставления такого места. Оценивая заявленные требования, суд исходит из следующего. Положением о порядке учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования в муниципальном образовании «город Екатеринбург», принятое Распоряжением Администрации г. Екатеринбурга от 22.11.2016 № 2561\46\36. Поименный список детей формируется с учетом наличия внеочередного и первоочередного права, даты постановки детей на учет и направленности группы, в соответствии с возрастом ребенка и порядкового номера, который определяется по дате регистрации ребенка в электронной очереди. Электронная очередь формируется по административным районам муниципального образования в соответствии с территорией, закрепленной за дошкольной образовательной организацией и в которых выделены возрастные группы, начиная с даты рождения детей от 01 сентября по 31 августа следующего календарного года (по количеству полных лет на 1 сентября текущего года). В соответствии с п. 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования, утвержденного Приказом от 08 апреля 2014 года № 293, в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных статьей 88 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования. На основании Указа президента Российской Федерации от 07.05.2012 года №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» перед Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской федерации поставлена задача достижения к 2016 году 100 процентов доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет. По состоянию на 28.02.2018 года МТА<//> года рождения не достиг возраста трех лет, правом первоочередного или внеочередного представления места не обладает, в связи с чем, требования истца не подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Исковые требования ФИО1 к Департаменту образования Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Судья: подпись. Копия верна. Судья: Секретарь: На 02.04.2018 года не вступило в законную силу. Судья: |