Дело 2-44/2022
УИД 65RS0001-02-2021-001152-39
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
28 января 2022 года г.Южно-Сахалинск
г.Южно-Сахалинска
В составе:
председательствующего судьи Матвеевой Т.П.,
с участием прокурора ФИО,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Козик Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Главного управления МЧС России по Сахалинской области к ФИО о признании недействительным договора социального найма, признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения, взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, возложении обязанности сняться с регистрационного учета,
у с т а н о в и л :
5 марта 2021 года Главное управление МЧС России по Сахалинской области обратилось в Южно-Сахалинск к ФИО о признании недействительным договора социального найма и выселении ФИО из жилого помещения квартиры № пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления иного жилого помещения. В обоснование исковых требований указав, что между ОГУ «Южно-Сахалинский пожарно-спасательный отряд» и ФИО был заключен договор социального найма жилого помещения от 1 ноября 2006 года №.По условиям договора наймодатель передает в пользование изолированное жилое помещение, находящееся в государственной собственности, состоящее из двух комнат площадью 33 кв.м. в том числе жилой 19,85 кв.м. в общежитии при пожарной части № по адресу: <адрес>. ОГКУ «Южно-Сахалинский пожарно-спасательный отряд» заключило социального найма в лице начальника ФИО, действующего от имени собственника жилого помещения ГУ МЧС России по Сахалинской области. Указанно жилое помещение предоставлено ответчику в связи с прохождением службы в государственной противопожарной службе города Южно-Сахалинска. Датой увольнения ФИО из пожарной части города Южно-Сахалинска является 1 мая 2002 года. В целях упорядочивания проживания сотрудников, работников и иных граждан, занимающих служебные помещения, Главным управлением организована работа по выявлению незаконного проживания. По мнению истца, ответчик в настоящее время незаконно занимает служебное жилое помещение, поскольку ФИО полномочиями действовать от имени собственника жилого помещения ГУ МЧС России по Сахалинской области не обладал. Ссылаясь на положения ст. 181 Гражданского кодекса РФ, истец полагает срок обращения в суд не пропущенным, и просит признать недействительным договор социального найма. Указывает, что спорное жилое помещение располагается в здании пожарного депо, т.е. входит в состав имущественного комплекса, принадлежащего Российской Федерации и представленного истцу на праве оперативного управления в целях осуществления им задач, установленных в ст. 4 Федерального закона « О пожарной безопасности», и является собственностью Российской Федерации, находясь в оперативном управлении Главного управления МЧС России по Сахалинской области. Обращает внимание на тот факт, что договор социального найма является недействительным и по тому основанию, что отсутствует решение собственника данного жилого помещения, о предоставлении его ответчику. Поскольку требование о добровольном освобождении помещения удовлетворено ответчиком не было просит выселить ответчика из кв. № пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления иного жилого помещения и признать договор найма жилого помещения № от 1 ноября 2006 года недействительным.
30 ноября 2021 года представителем истца представлено уточнение к иску, в котором истец просит выселить ответчика из кв. № пожарного депо, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления иного жилого помещения и признать договор найма жилого помещения № от 1 ноября 2006 года недействительным, признать ответчика утратившим право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> за ФИО, обязать сняться с регистрационного учета по указанному адресу, взыскать с ответчика в пользу истца сумму задолженности за коммунальные услуги в размере 32 691 рубль 76 копеек за период с 1 января 2021 года по 15 ноября 2021 года.
Представитель истца Главного управления МЧС России по Сахалинской области – ФИО на удовлетворении исковых требований настаивала, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Указала, что задолженность по оплате за коммунальные услуги ответчиком погашена. Полагает, что срок исковой давности не пропущен, поскольку о нарушении прав собственника проживанием ответчика в жилом помещении истцу стало известно при передаче данного имущества в управление в 1 января 2020 году.
Ответчик ФИО с исковыми требованиями не согласился, указал, что занимает ту же самую квартиру, в которую вселился в 1992 года, ранее она значилась в квитанциях по оплате коммунальных услуг как <адрес> последующем она начала значится как <адрес>.Указал,что ответчиком пропущен срок исковой давности для обращения в суд с настоящими требованиями.
Выслушав участников процесса, прокурора ФИО, полагавшую не подлежащим выселению ответчика из занимаемого жилого помещения, изучив материалы дела и оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, ФИО в период с 1 июня 1981 года по 1 декабря 1997 года, и с 20 декабря 1999 года по 1 мая 2001 года проходит службу в отрядах ВПО пожарных частей.
Сторонами не оспаривалось, что спорное жилое помещение было предостав-лено ответчику в связи с прохождением государственной противопожарной службы в г.Южно-Сахалинске.
Как следует из материалов дела ответчик ФИО в 12 февраля 1992 году был вселен в жилое помещение <адрес> расположенную в <адрес>, что подтверждается выпиской из домовой книги 1 отряда Федеральной противопожарной службы по Сахалинской области 5 Пожарной части.
Согласно справке Главного управления МЧС России по Сахалинской области № от 13 марта 2020 года ФИО прописан и проживание по адресу: <адрес> общежитии 5 пожарно-спасательной части Главного управления МЧС России по <адрес> (с 11 марта 1992 года имеется запись в домовой книге).
Согласно адресной справке ФИО с 11 марта 1992 года по настоящее время прописан по адресу: <адрес>.
1 ноября 2006 года между ОГУ «Южно-Сахалинский пожарно-спасательный отряд», в лице начальника ФИО, действующего от имени собственника жилого помещения ГУ МЧС России по Сахалинской области и ФИО заключен договор № социального найма жилого помещения, находящегося в государственной собственности, состоящее из <данные изъяты>. в общежитии при пожарной части № по адресу: <адрес> для проживания в нем, с оплатой коммунальных услуг:электроснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения (канализация), теплоснабжения (отопление).
Как следует из приказа № от 10 августа 2009 года о пользовании жилыми помещениями в общежитиях пожарных частей № г.Южно-Сахалинска и размере платы в целях упорядочивания проживания сотрудников, работников ГУ МЧС России по Сахалинской области в общежитиях <данные изъяты> по Сахалинской области» и в соответствии с тарифами, устанавливаемыми ежегодно решениями Городского собрания г.южно-Сахалинск об утверждении оплаты за услуги по содержанию, ремонту, электропотреблению, водоснабжению и водоотведению и отоплению, утверждена форма договора пользования жилым помещением, форма ордера, список закрепления за проживающими в <данные изъяты> В указанном списке указан ФИО за которым закреплена <адрес>, общей площадью <данные изъяты>. жилой площадью <данные изъяты>
Сведений о переименовании Пожарной части № в пожарную часть №, либо передаче имущества, в том числе недвижимого пожарной частью № пожарной части № суду не представлено, согласно пояснений представителя истца, таких документов у истца не имеется, и об указанных фактах ему ничего не известно.
Как следует из информационное письма начальника управления МТО полковника внутренней службы ФИО Главного управления МЧС России по Сахалинской области, в архивах управления МЧС России по Сахалинской области отсутствуют документы о переименовании пожарно-спасательной части № в пожарно-спасательную часть №, известно, что с апреля 2008 года по декабрь 2008 года пожарно-спасательная часть № принадлежала филиалу по муниципальному образованию городского округа «г.Южно-Сахалинск» - Государственному учреждению «Отряд ГПС МЧС России по Сахалинской области», а с 01 января 2009 года перешла в государственное учреждение «Центр Управления Силами ФПС по Сахалинской области, с наименованием пожарно-спасательной части № (приказ о переименовании отсутствует). Так же отсутствует приказ о включении жилых помещений расположенных по адресу: <адрес> специализированный жилищный фонд Главного управления МЧС России по Сахалинской области, так как здание № пожарно-спасательной части передано в Главное управление МЧС России по Сахалинской области при ликвидации ФГУ «<данные изъяты>» в декабре 2019 года. При передаче документы о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд переданы не были, Главным управлением данные документы не оформлялись.
28 марта 2005 года Приказом № Главного управления МЧС России по Сахалинской области создан Центр управления силами федеральной противопожарной службы при Главном управлении МЧС России по Сахалинской области.
Как следует из материалов дела распоряжением №-р от 15 апреля 2005 года здание пожарного депо пожарной части № закреплено за Главным управлением МЧС России по Сахалинской области на праве оперативного управления, в которое распоряжением № от 22 декабря 2010 года внесены изменения в позиции № приложения, как позиции №
При этом, как следует из выписки из постановления мера № от 10 февраля 2006 года о предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в аренду земельных участков, расположенных под завешенными строительными объектами недвижимости, внесении изменений в правоустанавливающие документы на землю, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области предоставлены земли категории «Земли поселений» в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок №, расположенный по адресу:<адрес>, под существующий комплекс зданий и сооружений <данные изъяты>,в том числе площадь, ограниченная в использовании – <данные изъяты> под инженерными коммуникациями.
Согласно распоряжения № от 8 декабря 2011 года о перераспределении федерального имущества, право оперативного управления Главного управления МЧС России по Сахалинской области на имущество в том числе пожарного депо пожарной части № прекращено, имущество закреплено за СГУ « <данные изъяты>» на праве оперативного управления.
Как следует из копии свидетельства о государственной регистрации права от 25 июля 2012 года пожарное депо <данные изъяты>. ин. №, лит. А, адрес (местонахождение объекта) <адрес>, кадастровый ( или учетный) № на праве оперативного управления принадлежит <данные изъяты> по Сахалинской области.
Приказом № от 29 сентября 2019 года о ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в дальневосточном федеральном округе Федеральное государственное казенное учреждение «<данные изъяты>» ликвидировано.
Распоряжением № от 28 ноября 2019 года о правомерном изъятии федерального имущества у федерального государственного казенного учреждения «<данные изъяты>» и его закреплением за Главным управлением Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Сахалинской области прекращено право оперативного управления ФГКУ « <данные изъяты>» на федеральное движимое и недвижимое имущество, в том числе и пожарное депо пожарной части №, и закреплено на праве оперативного управления за Главным управлением МЧС России по Сахалинской области.
Как следует из материалов дела, квартира, в которой проживает истец, расположена в пожарном депо пожарной части № Отряда пожарной охраны Управления Государственной противопожарной службы УВД, расположенном по адресу: <адрес>.
По ходатайству отряда пожарной охраны г.Южно-Сахалинска,в связи с производственной необходимостью, постановлением мэра г.Южно-Сахалинска № от 19 мая 1998 года, квартирам <адрес>, пожарной части № Отряда Пожарной Охраны УНПС УВД присвоен статус общежития.
Как следует из технического паспорта нежилого здания Пожарное депо ПЧ №, занимаемое истцом жилое помещение соответствует площади <адрес>, о том, что истец проживает именно в <адрес> составлен и акт истцом.
Согласно информации начальника отдела <данные изъяты> Главного управления МЧС России по Сахалинской области ФИО, в квитанциях за коммунальные услуги, выставляемые Главным управлением МЧС России по Сахалинской области ФИО была допущена ошибка в номере квартиры. Фактически ФИО проживает по адресу: <адрес>.
Как следует из приложения № к приказу начальника ГУ МЧС России по <адрес>№ от ДД.ММ.ГГГГ списку закрепления жилой площади за проживающими в общежитиях № в общежитие № ПЧ за ФИО закреплена <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты>
Как следует из технического паспорта, составленного Сахалинским филиалом ФГУП «<данные изъяты>» инвентарное дело №, <адрес>, нежилого здания Пожарное депо ПЧ №, оно расположено по адресу: <адрес> литера А. кадастровый №.
Сведений о переименовании адреса пожарного депо, расположенного по адресу:<адрес>, суду не представлено, не добыто таковых и в ходе рассмотрения дела.
Согласно сообщения начальника тыла полковника внутренней службы ФИО УМВД РФ по Сахалинской области в жилищной комиссии УМВД России по Сахалинской области жилищное дело на ФИО отсутствует.
Как следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости, объект недвижимости Пожарное депо ПЧ № расположено по адресу: Сахалинская, область, <адрес>,кадастровый №, назна-чение не жилое, площадь 941, состоящее из 2 этажей, право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с наименованием пожарное депо №, ранее присвоенный кадастровый №.
Как следует из выписки из единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости существующий комплекс зданий и сооружений пожарного депо ПЧ-3 расположен на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Подтверждаются указанные обстоятельства и материалами реестровых дел.
Адрес расположения пожарного депо №-<адрес>, подтверждается и имеющимися в материалах дела инвентарными карточками учета нефинансовых активов.
Как следует из актов № о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 14 декабря 2019 года и № от 20 декабря 2019 года объекты нефинансовых активов пожарное депо ПЧ № передано получателю Главное управление МЧС России по Сахалинской области от отправителя федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>», структурное подразделение № ПЧ.
Таким образом, суд, проанализировав собранные по делу доказательства, установил, что здание общежития пожарной части № и здание депо пожарной части № это одно и то же здание, истец вселился и до настоящего времени проживает в <адрес>, пожарное депо №. Не оспаривался данный факт и сторонами в судебном заседании.
Согласно выписке об основных характеристиках объекта недвижимости <адрес>, площадью <данные изъяты>. кадастровый №, имеет назначение жилое, объект недвижимости снят с кадастрового учета 6 декабря 2021 года.
В судебном заседании ответчиком заявлено о пропуске срока обращения в суд с исковыми требованиями.
Истцом заявлены требования: о признании договора найма недействи-тельным; выселении, признании утратившим право пользования жилым помещением, взыскании задолженности по оплате коммунальных платежей за период с 1 января 2021 года по 15 ноября 2021 года.
Так, согласно п. 1 ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня.
Согласно ст. 199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 200 Гражданского кодекса РФ установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из общего правила исчисления срока исковой давности устанавливаются настоящим Кодексом и иными законами.
В силу п. 1 ст. 181 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки и о признании такой сделки недействительной (пункт 3 статьи 166) составляет три года. Течение срока исковой давности по указанным требованиям начинается со дня, когда началось исполнение ничтожной сделки, а в случае предъявления иска лицом, не являющимся стороной сделки, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о начале ее исполнения.
Законодателем предусмотрена специальная норма, в соответствии с которой начало течения срока исковой давности по требованию о признании сделки ничтожной определяется не субъективным фактором - осведомленностью заинтересованного лица о нарушении его прав, - а объективными обстоятельствами, характеризующими начало исполнения сделки.
Таким образом, по требованиям о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг установленный трех годичный срок исковой давности не истек.
По требованиям о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением и выселении, по мнению суд также срок исковой давности не истек, поскольку в данном случае возникшие правоотношения являются длящимися, а о нарушении своих прав истец узнал с 1 января 2020 года - момента передачи имущества истцу в оперативное управление.
Требования о признании недействительными решения о предоставлении гражданину жилого помещения и заключенного на его основании договора найма жилого помещения подлежат разрешению исходя из аналогии закона (часть 1 статьи 7 ЖК РФ) применительно к правилам, установленным статьей 168 ГК РФ, о недействительности сделки, не соответствующей закону или иным правовым актам, а также пунктом 1 статьи 181 ГК РФ, предусматривающим трехгодичный срок исковой давности по требованию о применении последствий недействительности ничтожной сделки, течение которого начинается со дня, когда началось исполнение этой сделки.
Учитывая, что истцу о нарушении его прав, проживанием ответчика в спорном помещении стало известно 1 января 2020 года - при передаче имущества в оперативное управление, не смотря на фактическое начало исполнение договора с 1 ноября 2006 года, суд приходит к выводу о том, что срок исковой давности обращения с требованиями о признании договора социального найма недействительным истцом не пропущен.
Разрешая заявленные требования по существу, суд приходит к следующему.
Истец ссылается на то, что ответчик проживает в квартире на основании договора социального найма, которая является федеральной собственностью, при этом договор социального найма был заключен с превышением должностных полномочий, поскольку такие полномочия, лицо, заключившее договор не имело, решение о предоставлении ответчика спорного жилого помещения компетентным органом не принималось, ответчик нуждающимся в жилом помещении в установленном порядке не признавалась.
Спорное жилое помещение расположено в здании пожарного депо, входит в состав имущественного комплекса, принадлежащего Российской Федерации, было закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным казенным учреждением «1 отряд федеральной противопожарной службы по Сахалинской области» в целях осуществления задач, установленных в ст. 4 Федерального закона «О пожарной безопасности» с 2011 года.
В соответствии со ст. 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Частью 1 статьи 63 вышеназванного Кодекса предусмотрено, что договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан. Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда.
Согласно п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях.
Нарушение требований Жилищного кодекса Российской Федерации при принятии решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма с учетом положений пункта 2 части 3 статьи 11 и части 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации может служить основанием для предъявления в судебном порядке требования о признании договора социального найма недействительным (абзац третий пункта 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).
В судебном заседании установлено, и не оспаривалось сторонами,что решение о предоставлении ФИО спорного жилого помещения не принималось, отсутствует и указание на данное решение и в самом оспариваемом договоре, на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоит ответчик не состоит.
Принимая во внимание указанное нормативное регулирование, учитывая, что ответчик на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, решение о предоставлении жилого помещения на условиях социального найма в установленном порядке собственником не принималось, а договор социального найма № от 1 ноября 2006 года был подписан ОГУ «Южно-Сахалинский пожарно-спасательный отряд» в лице начальника ФИО, в то время как спорное федеральное имущество согласно распоряжения № от 15 апреля 2005 года было закреплено за Главным управлением МЧС России по Сахалинской области, сведений о наличии полномочий ФИО, на заключение оспариваемого договора не имеется, и суду не представлено, суд признает заявленные требования о признании договора недействительным обоснованными, и подлежащими удовлетворению в части признания договора социального найма № от 1 ноября 2006 года не действительным. Исковые требования в части признания договора социального найма № от 1 ноября 2006 года недей-ствительным суд отказывает, поскольку как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, указанный договор не заключался.
Разрешая требования истца о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением и его выселении из жилого помещения, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 40 Конституция РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно части 2 статьи 1 ЖК РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
На основании статьи 10 Жилищного Кодекса РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно п.1ч.1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда.
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с частью 3 статьи 104 Жилищного кодекса РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Статьей 103 Жилищного кодекса РФ, предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела, помещение пожарного депо пожарной части № по адресу: <адрес>, является собственностью РФ, находится в оперативном управлении ГУ МЧС России по Сахалинской области.
О том, что данное помещение было отнесено к специализированному жилому фонду, свидетельствуют постановление мэра № от 19 мая 1998 года о присвоении <адрес> пожарной части № Отряда Пожарной Охраны УГПС УВД статуса общежития, и приказ № от 19 августа 2009 года о пользовании жилыми помещениями в общежитиях пожарных частей, и закреплении за ФИО жилого помещения – №,
Жилое помещение, в котором проживает ответчик квартира № в здании пожарного депо №, расположенного по адресу: <адрес>, которое является нежилым, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра недвижимости.
Согласно выписке об основных характеристиках объекта недвижимости <адрес>, площадью <данные изъяты>. кадастровый №, имеет назначение жилое, объект недвижимости снят с кадастрового учета 6 декабря 2021 года.
Как установлено, в судебном заседании и не оспаривалось сторонами указанное помещение было предоставлено ответчику для проживания в связи с прохождением службы в государственной противопожарной службе города Южно-Сахалинска, то есть на законных основаниях.
Учитывая, изложенное, суд приходит к выводу о том, что ответчик в 1992 году при вселении в кв. № в здании пожарного депо №, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом постановления мэра № от 19 мая 1998 года о присвоении квартире № по <адрес> пожарной части № Отряда Пожарной Охраны УГПС УВД статуса общежития, и приказа № от 19 августа 2009 года о пользовании жилыми помещениями в общежитиях пожарных частей, и закреплении за ФИО жилого помещения – кв. №, фактически был обеспечен служебным жилым помещением, а потому к спорным правоотношениям, подлежат применению нормы, регулирующие правоотношения, возникающие из договоров найма специализи-рованного жилого помещения.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Жилищного кодекса РФ в случаях расторжения или прекращения договора найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 ЖК РФ.
Как разъяснил Пленум Верховного суда в пунктах 42 и 42 Постановления № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах судебной практики, возникающих при применении жилищного кодекса РФ» по делам о выселении граждан из специализированных жилых помещений (статья 103 ЖК РФ) судам необходимо иметь в виду, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений граждане, перечисленные в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 103 ЖК РФ, при условии, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Предоставляемое гражданам, выселяемым из служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии, другое жилое помещение должно находиться в черте соответствующего населенного пункта (часть 3 статьи 103 ЖК РФ), отвечать санитарным и техническим требованиям (часть 2 статья 15 ЖК РФ) и, как следует из содержания части 2 статьи 103 ЖК РФ, относиться к жилищному фонду социального использования. Благоустроенность и размер другого жилого помещения правового значения не имеют.
Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР.
В соответствии с п. 6 ст. 108 ЖК РСФСР лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); без предоставления другого жилого помещения в случае, не могут быть выселены.
Как следует из материалов дела ответчик проходил службу в государственной противопожарной службе города Южно-Сахалинска в течение более чем 10 лет, нанимателем жилых помещений, за исключением спорного не является, на праве собственности жилых помещений у него не имеется, а потому суд приходит к выводу, о том, что он не подлежит выселению без предоставления другого жилого помещения.
Тот факт, что ответчик не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом того, что таковой был с ним заключен, а потому, с учетом размера занимаемого жилого помещения, он не мог быть признан нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма и поставлен на учет, а также учитывая, что данный договор признан судом не действительным, на выводы суда не влияет.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что требования истца о признании ответчика утратившим право пользование жилым помещением, решение об удовлетворении которых, является основанием для выселения ответчика из занимаемого помещения, не подлежат удовлетворению, в виду отсутствия оснований предусмотренных законом.
Не имеется оснований для возложения на ответчика обязанности снятся с регистрационного учета по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «е» п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. № 713, «снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае: е) выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда».
Согласно п. 32 настоящих Правил при снятии граждан с регистрационного учета по месту жительства по основаниям, предусмотренным подпунктами "в", "г", "д", "е" и "ж" пункта 31 настоящих Правил, соответствующие документы могут быть представлены заинтересованными физическими и юридическими лицами.
Таким образом, решение суда о выселении ФИО, или признании его утратившим право пользования является основанием для снятия его с регистрационного учета по данному адресу.
В связи с изложенным исковые требований о возложении обязанности на ответчика сняться с регистрационного учета, не подержат удовлетворению в виду отсутствия оснований предусмотренных законом.
Возложить обязанность на орган регистрационного учета снять ответчика с регистрационного учета, суд не может, так как для снятия лица с регистрационного учета по месту жительства Правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации установлен определенный порядок, согласно которому предварительно истец должен обратиться в орган регистрационного учета с необходимыми документами о снятии лица с регистрационного учета. В случае же отказа в совершении такого действия истец имеет возможность оспорить отказ в судебном порядке.
Поскольку истцом не соблюден порядок снятия лица с регистрационного учета по месту жительства, то суд не находит оснований для удовлетворения требований о снятии ответчика с регистрационного учета.
Разрешая требования истца о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальных услуг в размере 32 691 рубль 76 копеек за период с 1 января 2021 года по 15 ноября 2021 года, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку согласно представленному платежному документу ответчиком, данная задолженность оплачена в полном объеме, что не оспаривалось и истцом в судебном заседании.
Поскольку истец при обращении в суд, в силу Закона освобожден от уплаты государственно пошлины, суд руководствуясь положениями ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, и ст. 333.19 Налогового кодекса РФ, с учетом частичного удовлетворения требований полагает подлежащей взысканию с ответчика в доход бюджета городского округа «г.Южно-Сахалинск» государст-венной пошлины в сумме 300 рублей.
При этом не находит оснований для взыскания с ответчика государственной пошлины по требованиям о взыскании задолженности по оплате комму-нальных услуг, поскольку уточнения к иску в данной части, датированы 29 ноября 2021 года, и представлены в суд 30 ноября 2021 года, а ответчик погасил задолженность 29 ноября 2021 года в 8 часов 38 минут, то есть до подачи данных исковых требований в суд.
Руководствуясь ст. ст. 194- 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Главного управления МЧС России по Сахалинской области к ФИО о признании недействительным договора социального найма, признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления иного жилого помещения, взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг, возложении обязанности сняться с регистрационного учета, удовлетворить частично.
Признать договор социального найма № от 1 ноября 2006 года, заключенный между ФИО и ОГУ «Южно-Сахалинский пожарно-спасательный отряд» в лице начальника ФИО, недействительным.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с ФИО в доход бюджета городского округа « г.Южно-Сахалинск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение 1 месяца с момента вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья Матвеева Т.П.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено мотивированное решение.
Председательствующий судья Матвеева Т.П.