Дело № 2-2941/2023
УИД 66RS0003-01-2023-001345-90
Мотивированное решение составлено 11 июля 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург «04» июля 2023 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Глушковой Ю.В., при секретаре судебного заседания Телевном Д.П.,
с участием представителя истца Дедюхина А.С., действующего на основании доверенности от ***, представителя ответчика Обрезковой О.Н., действующей на основании доверенности от ***,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ильинского Игоря Михайловича к Администрации города Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политики Администрации г. Екатеринбурга о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор,
у с т а н о в и л:
Ильинский И.М. обратился в суд с указанным иском. В обоснование требований указал, что с ним, как с работником СУ «СвердловТЭЦСтрой» и СУ «СвердловТЭЦСтрой» (филиал АООТ «Уралэнергострой») был заключен бессрочный договор аренды жилого помещения *** от *** с правом последующего выкупа в собственность, по которому ему и членам его семьи была передана двухкомнатная квартира по адресу: ***. Собственником указанной квартиры являлся ОАО «Уралэнергострой» (прежнее наименование АООТ «Уралэнергострой». В *** году, после ликвидации ОАО «Уралэнергострой» и завершении конкурсного производства в 2018 году, истец обратился в Комитет по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга с информацией о выявлении бесхозяйственного жилого помещения и обращением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости. До настоящего времени спорное жилое помещение на учет в качестве бесхозяйного имущества не поставлен.
На основании изложенного, уточнив исковые требования, истец просит суд признать незаконным действие (безднйствие) Администрации г. Екатеринбурга, выразившееся в незаконном прекращении процедуры по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости – жилого помещения, расположенного по адресу: ***, не принятии административных действий, установленных Регламентогм, а также не надлежащем ответе заявителю; обязать Администрацию г. Екатеринбурга в течение месяца со дня вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости – жилого помещения по адресу: ***; обязать Администрацию г. Екатеринбурга заключить с Ильинским И.М. бессрочный договор аренды на жилое помещение по адресу: ***, на условиях договора *** от ***, после постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости.
Определением от *** к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Ильинская Ю.И., Ильинский С.И.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы и требования искового заявления.
Представитель ответчика в письменном отзыве на исковое заявление и в судебном заседании возразила относительно доводов и требований искового заявления, суду пояснила, что при получении ответа о том, что у спорного объекта недвижимого имущества имеется собственник в лице АО «Уралэнергострой», в соответствии с требованиями Постановления Администрации г. Екатеринбурга от ****** «Об утверждении регламента исполнения муниципальной функции по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» (кроме объектов электро-, тепло-, газо-, вобоснабжения и водоотведения), подготовке документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования «город Екатеринбург». В настоящее время имеется проект Постановления «О проведении мероприятий, необходимых для признания права собственности МО «город Екатеринбург», на бесхозяйное жилое помещение, но поскольку истец обратился в суд процедура приостановлена. В части требования о возложении обязанности заключить бессрочный договор аренды на спорное жилое помещение пояснила, что указанное требование не может быть удовлетворено, поскольку спорное помещение не находится в собственности МО «город Екатеринбург», договоры аренды жилого помещения с физическими лицами Администрация г. Екатеринбург не заключает в силу положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда в аренду».
В судебное заседание не явились третьи лица, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом путем направления почтовой корреспонденции, личного извещения.
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
От третьего лица Ильинской Ю.И. поступили письменные пояснения, в которых она просит рассмотреть дело в свое отсутствие, удовлетворить исковые требования.
Ранее в судебных заседаниях третье лицо Ильинский С.И. поддерживал заявленные требования, причина не яви в судебное заседание *** суду не известна.
При таких обстоятельствах, с учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Спорное жилое помещение представляет собой квартиру по адресу: ***.
Согласно Выписке из ЕГРН от *** информация о зарегистрированных правах на указанное жилое помещение отсутствует.
Согласно информации ЕМУП БТИ от ****** спорное жилое помещение принадлежит на праве собственности АО «Уралэнергострой».
Как установлено судом и не оспаривается лицами, участвующими в деле, между ОАО «Уралэнергострой» и истцом *** заключен договор *** аренды жилого помещения с последующим выкупом в отношении *** в ***.
Согласно Справке МКУ «Центр обслуживания в жилищно-коммунальной сфере» от ******, в указанном жилом помещении зарегистрированы Ильинский И.М. (арендатор), Ильинская Ю.И. (дочь арендатора), Ильинскитй С.И. (сын арендатора).
Согласно Выписки из ЕГРЮЛ, АО «Уралэнергострой» (прежнее наименование АООТ «Уралэнергострой»), *** внесены сведения о прекращении деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией на основании определения Арбитражного суда ***.
На официальном сайте Арбитражного суда Свердловской области имеется опубликованное определение от *** в отношении ОАО «Уралэнергострой», принятое в рамках банкротного дела № А60-13467/2004, согласно которого в отношении указанного лица завершена процедура банкротства, указанное юридическое лицо ликвидировано.
*** истец обратился в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением, в котором просил предоставить полную, исчерпывающую информацию о статусе жилого помещения по адресу: ***, в т.ч. к какому фонду отнесено спорное жилое помещение, на чьем балансе и в чьей собственности в настоящий момент находится, актуален ли для указанного жилого помещения специальный статус, передавалось ли оно в государственную или муниципальную собственность; запрошенную информацию предоставить в письменном виде с приложением надлежащим образом заверенных копий документов-оснований; при передаче жилого помещения в государственную или муниципальную собственность рассмотреть вопрос о передаче вышеуказанного жилого помещения Ильинскому И.М. по договору социального найма в целях дальнейшей приватизации.
В ответе *** от *** Администрация г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике указало, что спорное жилое помещение в реестре муниципального имущества МО «город Екатеринбург» отсутствует и ранее не содержалась, в связи с чем, отсутствуют основания для распоряжения данным жилым помещением. С целью разрешения вопроса о возможности отнесения спорного объекта к бесхозяйному имуществу и последующей постановки данного объекта на учет, Комитетом по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга в целях проведения всесторонней проверки в отношении указанного объекта недвижимого имущества и юридического лица – собственника данного объекта, проводятся мероприятия, направленные на установление бывшего собственника данного объекта недвижимости. Информация по данному вопросу будет направлена дополнительно.
Дополнительно в письме ****** Администрация г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике сообщило истцу, что направила в адрес конкурсного управляющего запрос о мероприятиях, проведенных в отношении спорного жилого помещения.
*** истец обратился с заявлением о заключении с ним договора социального найма в отношении спорного жилого помещения.
В ответе *** от *** Администрация г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политике указало, что согласно информации арбитражного управляющего ***6, в ходе конкурсного производства спорная квартира не включалась в конкурсную массу должника и, соответственно, не реализовывалась. Также указало, что в настоящее время в рамках исполнения Административного регламента Комитетом по жилищной политике Администрации г. Екатеринбурга ведется работа с целью разрешения вопроса о возможности отнесения спорного объекта недвижимого имущества к бесхозяйному имуществу и последующей постановки данного объекта на учет.
Разрешая требования истца по существу суд приходит к следующему.
Пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет понятие бесхозяйной вещи, которой является вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В соответствии с пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательской давности.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность органа местного самоуправления принимать меры по учету бесхозяйного имущества, на территории которого оно находится.
Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 27.04.2015 N 1038 утвержден Административный регламент исполнения муниципальной функции по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (кроме объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), подготовке документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург".
Административная процедура "Оформление права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйные жилые помещения" включает в себя следующие административные действия:
1) сбор и первичная обработка информации о жилом помещении, собственник которого неизвестен;
2) получение сведений об отсутствии иных прав на жилое помещение, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение;
3) изготовление документации о бесхозяйном жилом помещении;
4) подача заявления о принятии на учет бесхозяйного жилого помещения;
5) обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное жилое помещение;
6) подача заявления о государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение (п. 89 Административного регламента).
Согласно пункту 90 Административного регламента N 1038 основанием для начала административного действия "сбор и первичная обработка информации об объекте, собственник которого неизвестен" могут быть и обращения граждан.
Подготовка ответов на обращения граждан и организаций осуществляется в соответствии с требованиями, предусмотренными Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (п. 91 Административного регламента).
Срок подготовки и направления запроса об уточнении адреса, технических характеристик жилого помещения, собственник которого неизвестен, сведений о лице, осуществляющем его эксплуатацию, составляет пять рабочих дней со дня начала административной процедуры по сбору и первичной обработке информации о таком жилом помещении (п. 95 Административного регламента).
Общий срок выполнения административного действия "Сбор и первичная обработка информации о жилом помещении" составляет 30 рабочих дней (п. 97 Административного регламента).
Согласно п. 96 Административного регламента, в случае поступления в Комитет по жилищной политике сведений о собственнике жилого помещения исполнение муниципальной функции прекращается.
В случае поступления сведений об отсутствии прав на жилое помещение, специалист отдела по учету и распределению жилой площади Комитета по жилищной политике осуществляет подготовку проекта постановления Администрации города Екатеринбурга о проведении мероприятий, необходимых для признания права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение (п. 101 Административного регламента).
Согласно п. п. 102, 103 Административного регламента результатами выполнения административного действия "Получение сведений об отсутствии иных прав на жилое помещение, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение" являются получение сведений об отсутствии собственников, законных владельцев бесхозяйного жилого помещения и издание постановления Администрации города Екатеринбурга о проведении мероприятий, необходимых для признания права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение, или выявление собственника жилого помещения.
Срок выполнения административного действия "Получение сведений об отсутствии иных прав на жилое помещение, собственник которого неизвестен, и принятие решения о проведении мероприятий по признанию права собственности муниципального образования "город Екатеринбург" на бесхозяйное жилое помещение" составляет 95 рабочих дней.
Согласно п. п. 108, 109 Административного регламента, результатом выполнения административного действия "Изготовление документации о бесхозяйном жилом помещении" является получение Комитетом по жилищной политике технической документации, необходимой для постановки бесхозяйного жилого помещения на государственный кадастровый учет, или выписки из Единого государственного реестра недвижимости, содержащей сведения об основных характеристиках бесхозяйного жилого помещения (при наличии такой выписки).
Общий срок выполнения административного действия "Изготовление документации о бесхозяйном жилом помещении" составляет 50 рабочих дней.
Согласно п. п. 111, 112 Административного регламента заявление и документы, необходимые для постановки бесхозяйного жилого помещения на учет, представляются в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области специалистом Комитета по жилищной политике, ответственным за выполнение административной процедуры.
Общий срок выполнения административного действия "Подача заявления о принятии на учет бесхозяйного жилого помещения" составляет 20 рабочих дней.
Выполнение административного действия "Обращение в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект" начинается по истечении одного года со дня принятия Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области бесхозяйного объекта на учет (п. 114 Административного регламента).
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что Административным регламентом не предусмотрено приостановление процедуры по постановке жилого помещения на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества в связи с обжалованием бездействия Администрации г. Екатеринбурга в указанной части, учитывая, что представителем ответчика в ходе рассмотрения спора не оспаривался факт приостановления процедуры, оценив представленные суду доказательства в их совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу, что подлежит удовлетворению требование истца о признании незаконным прекращение (приостановление) ответчиком процедуры по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 13, кв. 26, не принятию действий, предусмотренных Административным регламентом исполнения муниципальной функции по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (кроме объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), подготовке документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 27.04.2015 N 1038.
В части требования истца об обязании Администрацию г. Екатеринбурга в течение месяца со дня вступления в силу решения суда обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости – жилого помещения по адресу: ***, суд, с учетом положений ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требований разумности, учитывая фактические обстоятельства по осуществлению ответчиком процедуры по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества жилого помещения, находит возможным обязать Администрацию г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политики Администрации г. Екатеринбурга в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу продолжить процедуру по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ***.
При этом, суд, в силу статей 10 и 118 Конституции Российской Федерации, не вправе подменять государственные органы или выполнять их функции, не являясь уполномоченным органом.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для признания ответа истцу ненадлежащим, в силу следующего.
Как следует из материалов дела, обращения истца от *** и от *** были рассмотрены в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
В силу статьи 10 указанного Федерального закона государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 этого Федерального закона.
Положениями статьи 12 названного Федерального закона предусмотрено общее правило о рассмотрении поступивших обращений в тридцатидневный срок с момента регистрации обращения. При этом в ряде случаев допускается продление срока рассмотрения обращения.
С учетом изложенного, принимая во внимание существо поставленных в обращении вопросов, оснований для удовлетворения требований истца в указанной части не имеется, поскольку обращения рассмотрены в установленный законом срок, ответы на обращения даны по существу поставленных в них вопросов.
Также суд не усматривает оснований для удовлетворения требования об обязании Администрации г. Екатеринбурга заключить с Ильинским И.М. бессрочный договор аренды на жилое помещение по адресу: ***, на условиях договора *** от ***, после постановки на учет в качестве бесхозяйного имущества объекта недвижимости, поскольку в настоящее время спорное жилое помещение не находится в собственности МО «город Екатеринбург». Сам по себе факт постановки жилого помещения на учет в качестве бесхозяйного в силу вышеуказанных норм права также не предоставляет Администрации г. Екатеринбург права на заключение договора аренды в отношении жилого помещения.
Кроме того, в силу положений п. 2 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилого помещения муниципального жилищного фонда в аренду», утвержденного Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 02.07.2012 № 2871, заявителями на получение муниципальной услуги по предоставлению жилого помещения муниципального жилищного фонда в аренду выступают государственные и муниципальные учреждения, расположенные на территории муниципального образования "город Екатеринбург".
Таким образом, исковые требования подлежат удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования Ильинского Игоря Михайловича (паспорт гражданина Российской Федерации ***) к Администрации города Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политики Администрации г. Екатеринбурга (ИНН 6661004661) о признании незаконным бездействия, обязании заключить договор удовлетворить частично.
Признать незаконным прекращение (приостановление) Администрации города Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политики Администрации г. Екатеринбурга процедуры по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: г. Екатеринбург, ул. Новгородцевой, д. 13, кв. 26, не принятию действий, предусмотренных Административным регламентом исполнения муниципальной функции по выявлению бесхозяйных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории муниципального образования "город Екатеринбург" (кроме объектов электро-, тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения), подготовке документов для их постановки на учет и государственной регистрации права собственности муниципального образования "город Екатеринбург", утвержденным Постановлением Администрации г. Екатеринбурга от 27.04.2015 N 1038.
Обязать Администрацию г. Екатеринбурга в лице Комитета по жилищной политики Администрации г. Екатеринбурга в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу продолжить процедуру по постановке на учет в органах государственной регистрации в качестве бесхозяйного имущества жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: ***.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Ю.В. Глушкова