ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2943/2017 от 21.02.2018 Артемовского городского суда (Приморский край)

дело № 2-312/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

21 февраля 2018 года город Артем Приморского края

Артемовский городской суд Приморского края в составе:

судьи Левицкой Ж.В.,

при секретаре Цаплиной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора к Акционерному обществу «Международный аэропорт Владивосток» о возложении обязанности,

установил:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с названным иском, указав, что в ходе анализа состояния законности в сфере обеспечения транспортной безопасности, проведенного во исполнение задания Дальневосточной транспортной прокуратуры в ноябре 2017 года, Приморской транспортной прокуратурой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в указанной сфере в деятельности АО «МАВ». В соответствии с измененным перечнем должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности, к силам обеспечения транспортной безопасности АО «МАВ» (согласно терминологии п. 7.2 ст. 1 Федерального закона), которые в обязательном порядке должны быть аттестованы, относятся следующие должности (20): заместитель генерального директора по безопасности и режиму; в службе авиационной безопасности: начальник службы, сменный начальник САБ, ведущий инженер по транспортной и авиационной безопасности, начальник группы досмотра, старший инспектор по досмотру группы досмотра, инспектор по досмотру группы досмотра, начальник группы перронного контроля, охраны объектов и досмотра воздушных судов, старший инспектор по охране и досмотру воздушных судов группы перронного контроля, инспектор-контролер отделения обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, инспектор по охране и досмотру воздушных судов отделения досмотра и охраны воздушных судов, начальник группы быстрого реагирования и противодействия актам незаконного вмешательства, инспектор по охране группы быстрого реагирования, инспектор -водитель автомобиля группы быстрого реагирования; начальник пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, старший диспетчер пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, диспетчер пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры; начальник бюро пропусков, техник по учету бюро пропусков, инспектор бюро пропусков.

Приказом генерального директора АО «МАВ» от 10.10.2017 № 602 ответственными лицами за обеспечение транспортной безопасности назначены: в субъекте транспортной инфраструктуры АО «МАВ» - заместитель генерального директора по защите активов, безопасности и режиму Л. на объекте транспортной инфраструктуры аэропорт Владивосток (Кневичи) - начальник службы авиационной безопасности С.

В настоящее время АО «МАВ» (спустя 7 месяцев после проверки) проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по названным должностям не обеспечено. Указанные нарушения снижаю качественное состояние защищенности транспортного объекта и способствуют совершению актов незаконного вмешательства в аэропорту, что может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц.

Истец просит обязать АО «Международный аэропорт Владивосток» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по должностям: заместитель генерального директора по безопасности и режиму; в службе авиационной безопасности: начальник службы, сменный начальник, ведущий инженер по транспортной и авиационной безопасности, начальник группы досмотра, старший инспектор по досмотру группы досмотра, инспектор по досмотру группы досмотра, начальник группы перронного контроля, охраны объектов и досмотра воздушных судов, старший инспектор по охране и досмотру воздушных судов группы перронного контроля, инспектор-контролер отделения обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, инспектор по охране и досмотру воздушных судов отделения досмотра и охраны воздушных судов, начальник группы быстрого реагирования и противодействия актам незаконного вмешательства, инспектор по охране группы быстрого реагирования, инспектор-водитель автомобиля группы быстрого реагирования; начальник пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, старший диспетчер пункта, управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, диспетчер пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры; начальник бюро пропусков, техник по учету бюро пропусков, инспектор бюро пропусков, с получением свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

В судебном заседании помощник Приморского транспортного прокурора Шайбекова Т.В. исковые требования поддержала по доводам и основаниям, изложенным в иске, настаивала на их удовлетворении.

Представитель ответчика АО «МАВ» Кириллов К.А. с исковыми требованиями согласился, указал, что в настоящее время между обществом заключен договора на оказание услуг по осуществлению проверок для аттестации сил обеспечения транспортной безопасности сотрудников, срок которого установлен до 28.02.2018 года. Вместе с тем, полагал, что заявленный прокурором срок исполнения решения, равный шести месяца, объективно недостаточен. Просил увеличить срок исполнения решения суда до 8 месяцев.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта 10 статьи 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Федеральный закон № 16-ФЗ) транспортная безопасность - это состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (далее - ОТИ и ТС) от актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона № 16-ФЗ обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.

К субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п. 9 ст. 1 Федерального закона)

Как установлено частью 2 статьи 2 Федерального закона № 16-ФЗ основными задачами обеспечения транспортной безопасности (далее - ТБ) являются, в том числе, подготовка и аттестация сил обеспечения ТБ.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона № 16-ФЗ в целях принятия мер по обеспечению транспортной безопасности устанавливаются различные уровни безопасности в транспортном комплексе.

Согласно статье 8 Федерального закона № 16-ФЗ требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством : Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Категорирование ОТИ и ТС представляет собой отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения АНВ и его возможных последствий. Оценка уязвимости ОТИ и ТС - определение степени защищенности ОТИ и ТС от угроз совершения АНВ (пункты. 2, 6 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ).

Согласно пункту 7.2 статьи 1 Федерального закона № 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на ОТИ и ТС, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением ТБ ОТИ или ТС.

В силу части 2 статьи 12.1 Федерального закона № 16-ФЗ силы обеспечения транспортной безопасности подлежат обязательной аттестации, проводимой органами аттестации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила аттестации сил обеспечения транспортной безопасности утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 года №172.

Требования по обеспечению ТБ, учитывающих уровни безопасности для различных категорий ОТИ и ТС воздушного транспорта утверждены приказом Минтранса России от 08.02.2011 № 40 (далее - Требования, приказ № 40).

Указанные требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.

В соответствии с пунктом 5.14 Требований субъект транспортной инфраструктуры обязан допускать к работе на должностях, указанных в номенклатуре (перечне) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности ОТИ и/или ТС, а также привлекать к исполнению обязанностей по защите ОТИ и/или ТС от актов незаконного вмешательства в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности только сотрудников сил обеспечения транспортной безопасности, аттестованных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Уведомлением Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) от ДД.ММ.ГГГГ международному аэропорту г.Владивосток (Кневичи) присвоена первая категория. Заключением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, а также от ДД.ММ.ГГГГ утверждена оценка уязвимости.

В приложении к Плану обеспечения транспортной безопасности аэропорта Владивосток (Кневичи) АО «МАВ», утв. заключением Росавиации от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ, закреплена номенклатура (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением транспортной безопасности (силы обеспечения ТБ).

Приказом исполняющего обязанности генерального директора АО «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ в вышеназванное приложение к Плану обеспечения транспортной безопасности АО «МАВ» внесены изменения в (перечень) должностей персонала, непосредственно связанного с обеспечением ТБ, в соответствии с которым, к силам обеспечения транспортной безопасности АО «МАВ», подлежащие в обязательном порядке аттестации, относятся следующие должности: заместитель генерального директора по безопасности и режиму; в службе авиационной безопасности (САБ АО «МАВ»): начальник службы, сменный начальник САБ, ведущий инженер по транспортной и авиационной безопасности, начальник группы досмотра, старший инспектор по досмотру группы досмотра, инспектор по досмотру группы досмотра, начальник группы перронного контроля, охраны объектов и досмотра воздушных судов, старший инспектор по охране и досмотру воздушных судов группы перронного контроля, инспектор-контролер отделения обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, инспектор по охране и досмотру воздушных судов отделения досмотра и охраны воздушных судов, начальник группы быстрого реагирования и противодействия актам незаконного вмешательства, инспектор по охране группы быстрого реагирования, инспектор-водитель автомобиля группы быстрого реагирования; начальник пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, старший диспетчер пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, диспетчер пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры; начальник бюро пропусков, техник по учету бюро пропусков, инспектор бюро пропусков.

Приказом генерального директора АО «МАВ» от ДД.ММ.ГГГГ ответственными лицами за обеспечение транспортной безопасности назначены: в субъекте транспортной инфраструктуры АО «МАВ» - заместитель генерального директора по защите активов, безопасности и режиму Л. на объекте транспортной инфраструктуры аэропорт Владивосток (Кневичи) - начальник службы авиационной безопасности С..

Между тем, в ходе проведенной в апреле 2017 года Приморской транспортной прокуратурой проверки установлено нарушение законодательства в сфере транспортной безопасности в части не обеспечения АО «МАВ» аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

В рамках рассмотрения настоящего гражданского дела АО «МАВ» доказательств проведения аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по вышеназванным должностям также не представило. Факт нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности в части аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, представителем ответчика в судебном заседании не отрицался.

Поскольку установленные со стороны АО «МАВ» нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в указанной сфере снижают качественное состояние защищенности транспортного объекта и способствуют совершению актов незаконного вмешательства (угроз совершения АНВ) в международном аэропорту г. Владивостока (Кневичи), что в свою очередь может повлечь причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц, в том числе пассажирам, членам экипажей и сотрудникам аэропорта, суд заключает о законности и обоснованности заявленных прокурором требований и возлагает обязанность устранить допущенные нарушения.

Суд считает, что заявленный прокурором срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, с учетом объема работ, необходимых для его исполнения, являются разумными.

В связи с чем, с учетом части 2 статьи 206 ГПК РФ, суд устанавливает срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления его в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-197 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования Приморского транспортного прокурора к Акционерному обществу «Международный аэропорт Владивосток» о возложении обязанности удовлетворить.

Обязать АО «Международный аэропорт Владивосток» (<данные изъяты>, юридический и фактический адреса: <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение аттестации сил обеспечения транспортной безопасности по должностям: заместитель генерального директора по безопасности и режиму; в службе авиационной безопасности: начальник службы, сменный начальник, ведущий инженер по транспортной и авиационной безопасности, начальник группы досмотра, старший инспектор по досмотру группы досмотра, инспектор по досмотру группы досмотра, начальник группы перронного контроля, охраны объектов и досмотра воздушных судов, старший инспектор по охране и досмотру воздушных судов группы перронного контроля, инспектор-контролер отделения обеспечения пропускного и внутриобъектового режима, инспектор по охране и досмотру воздушных судов отделения досмотра и охраны воздушных судов, начальник группы быстрого реагирования и противодействия актам незаконного вмешательства, инспектор по охране группы быстрого реагирования, инспектор-водитель автомобиля группы быстрого реагирования; начальник пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, старший диспетчер пункта, управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры, диспетчер пункта управления охраной аэропорта и объектов его инфраструктуры; начальник бюро пропусков, техник по учету бюро пропусков, инспектор бюро пропусков, с получением свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи жалобы через Артемовский городской суд.

Судья

Ж.В. Левицкая