ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2944/2017 от 24.05.2018 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Дело № 2- 72/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 мая 2018 года г. Чебоксары

Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе: председательствующего судьи Шопиной Е. В., с участием представителя истца ФИО1, представителя ответчика МВД РФ и третьего лица МВД по ЧР ФИО2 при секретаре судебного заседания Петровой Н. Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, выходному пособию, процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм, компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в УПФР по г. Чебоксары, удержать НДФЛ

установил:

ФИО3 первоначального обратился в суд с исковым заявлением к МВД по ЧР о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, выходному пособию, процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм, компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в УПФР по г. Чебоксары, удержать НДФЛ по следующим основаниям.

Он проходил государственную гражданскую службу в УФМС России по Чувашской Республике в должности ------ УФМС РФ по ЧР и являлся ------ ликвидационной комиссии УФМС РФ по ЧР.

Приказом ----- от дата с истцом расторгнут служебный контракт, и он уволен с государственной гражданской службы в связи с упразднением государственного органа по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Однако при увольнении с истцом, несмотря на неоднократные обращения к ответчику, расчеты по выплатам, причитающимся при увольнении, произведены не были. Истец, обосновывая свои требования положениями ст. 140,127,236 и 237 ТК РФ, просил взыскать с МВД по ЧР задолженность по заработной плате за период с дата по дата в сумме 111 923 руб. 93 коп., компенсацию за задержку выплат в сумме 11 898 руб.75 коп., компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб., обязать ответчика включить в стаж работы период с дата по дату увольнения и обязать удержать НДФЛ.

В ходе производства по делу истец неоднократно изменял исковые требования. Окончательно указал ответчиком МВД РФ и просил суд взыскать с ответчика заработную плату за период с дата по дата в сумме 34 407 руб. 69 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13 249 руб. 63 коп., задолженность по выходному пособию в сумме 64 816 руб. 12 коп.(компенсация при сокращении федерального гражданского служащего за первый месяц – 16 204 руб.03 коп. и компенсация за 3 месяца – 48612 руб.09 коп.), проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с дата по дата в сумме 29 633 руб. и далее до дня фактического погашения задолженности, компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб., а также возложении обязанности направить сведения о периоде работы с дата по дата и полученной заработной плате в УПФР по г. Чебоксары, удержать НДФЛ с вышеуказанных сумм.

В судебном заседании истец ФИО3, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не участвовал.

Представитель истца ФИО1 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом его последнего уточнения.

Представитель ответчика МВД РФ ФИО2, одновременно являющаяся представителем третьего лица МВД по ЧР, исковые требования не признала, указав на то, что МВД РФ является правопреемником упраздненной УФМС РФ лишь по переданным полномочиям и функциям миграционной службы. Истец в трудовых или гражданско-правовых отношениях с ответчиком и с МВД по ЧР не состоял, поэтому обязанность выплаты лежит на УФМС РФ, которая и должна была произвести выплаты истцу. Арифметическую правильность расчетов истца не оспаривала.

Третьи лица УПФР по г. Чебоксары, Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по ЧР, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Третье лицо ФМС России на дату рассмотрения дела в суде из реестра юридических лиц исключено в связи с ликвидацией.

Суд, заслушав доводы участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что истец замещал должность государственной гражданской службы начальника отдела ресурсного обеспечения УФМС РФ по ЧР.

Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» Федеральная миграционная служба упразднена, её функции и полномочия переданы МВД РФ.

Согласно п.5 и п.6 распоряжения Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 1025-р Минфину России определено предусмотреть финансирование мероприятий по реализации настоящего распоряжения, в том числе по сохранению денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) и социальных гарантий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России и ФМС России, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, прикомандированным к ФМСРоссии, федеральным государственным гражданским служащим и работникам упраздняемой ФМС России, включенным в состав ликвидационных комиссий ФМС России и её территориальных органов, по ранее занимаемым ими должностям до завершения ликвидационных мероприятий.

МВД России определено осуществить материально-техническое и информационное обеспечение деятельности ликвидационных комиссий с учетом ранее установленного порядка обеспечения деятельности ФМС России.

Приказом ФМС России № 271 от 01 июня 2016 года предписано ликвидировать УФМС России по ЧР.

Распоряжением ФМС России от 01.06.2016 № НС-1/9-189 утвержден состав ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике, истец являлся ------ ликвидационной комиссии.

Приказом УФМС России по ЧР ----- истец был освобожден от замещаемой должности и уволен дата с государственной гражданской службы в соответствии с п.8.3. ч.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Распоряжением Правительства РФ от 29.12.2016 № 2896-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 1 июля 2017 года. Указанным распоряжением МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России и ФСКН России.

В пункте 4 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

Распоряжением Правительства РФ от 30.06.2017 № 1412-р срок завершения ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России продлен до 1 октября 2017 года. В пункте 3 распоряжения указано, что финансовое обеспечение расходов, связанных с мероприятиями, предусмотренными настоящим распоряжением, произвести в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

В соответствии с указанием ФМС России от дата----- приказом от дата----- отменен приказ УФМС России по Чувашской Республике от дата. -----с в части расторжения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы ФИО3

УФМС России по Чувашской Республике прекратило деятельность 14.02.2017г. в связи с ликвидацией юридического лица. Приказом ФМС России от 14.02.2017г. № 296 л/с в соответствии с п.8.3 (упразднение государственного органа) ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации», истец освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы и уволен с государственной гражданской службы.

Истец указал, что ему не выплачено денежное довольствие за период с дата по дата.

Как следует из объяснений сторон, истец не состоял в трудовых либо гражданско-правовых отношениях с МВД по ЧР, в связи с чем исковые требования предъявлены к МВД РФ, что суд находит обоснованным.

Указ Президента РФ №156 от 05.04.2016, принятые во исполнение Указа распоряжения Правительства РФ от 25.05.2016, 29.12.2016, 30.06.2017 определили, что МВД России переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС России; МВД России определено федеральным органом исполнительной власти, ответственным за проведение ликвидационных мероприятий по упразднению ФМС России; финансовое обеспечение расходов, связанных с ликвидационными мероприятиями, производится в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных МВД России в федеральном бюджете.

Таким образом, именно МВД России, в чьем бюджете предусмотрено финансовое обеспечение ликвидационных мероприятий, в том числе, осуществление материально-технического и информационного обеспечения деятельности ликвидационных комиссий, несет обязанность по осуществлению выплат денежного содержания членам ликвидационных комиссий территориальных органов ФМС России, не принятых на службу в органы внутренних дел РФ.

Возложение ответственности на МВД России, как на главного распорядителя средств федерального бюджета, не противоречит требованиям ст. 158 БК РФ.

Оснований для взыскания денежного содержания с МВД России по Чувашской Республике суд не усматривает, каких-либо нормативных актов, возлагающих на МВД по ЧР обязанность осуществлять выплаты денежного содержания членам ликвидационной комиссии УФМС по ЧР, в материалах дела не имеется.

Федеральная миграционная служба как главный администратор доходов федерального бюджета отсутствует в перечне главных администраторов доходов, что отражено в Федеральном законе от 19.12.2016 №415-ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 и на плановый период 2018 и 2019 годов».

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную ------; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).

Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.

Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8 Правил).

Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).

По смыслу пункта 5 распоряжения Правительства РФ от 26.05.2016 № 1026-р сотрудники упраздняемой ФМС России, включенные в состав ликвидационных комиссий ФМС России и ее территориальных органов, имеют право на сохранение денежного довольствия (денежного содержания, заработной платы) по ранее занимаемым ими должностям, то есть на обеспечение их денежным довольствием в том размере, в котором оно выплачивалось им на дату упразднения ФМС России с учетом должности и присвоенного звания.

Таким образом, с учетом изложенных выше норм истцу надлежало выплатить согласно расчетным листкам, расчету истца, денежное содержание в размере: ------. за дата года, ------. – за дата года, компенсация за неиспользованный отпуск за ------ дня - ------., компенсация при увольнении в связи с ликвидацией госоргана ------., компенсация за ------ месяца – ------ (с учетом денежных сумм, выплаченных при увольнении дата).

При этом доводы ответчика о неподтвержденности данных выплат и отсутствии у ответчика подлинников карточки сотрудника за дата год не освобождают МВД РФ от ответственности – истец располагает расчетными листками, карточками сотрудника, подтверждающими размер начислений в дата и в дата году. Кроме того, истцом, в доказательство подлинности представленных им документов и обоснованности его расчетов представлены выписки из лицевого счета истца за расчетный период, в которых как полученная заработная плата значатся именно суммы, указанные в карточках сотрудника как выплаченные.

Расчеты истца являются верными арифметически и соответствуют нормам Федерального закона № 79-ФЗ, чтоответчиком не оспаривается.

С учетом изложенного суд взыскивает с МВД РФ именно истребуемые истцом суммы.

Статьей 73 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» предусмотрено, что Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной настоящим Федеральным законом.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

В соответствии со ст. 140 ТК РФ при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника.

Поскольку ответчиком было допущено нарушение сроков выплаты заработной платы, требования о взыскании с ответчика денежной компенсации за задержку выплат подлежат удовлетворению.

Приведенный истцом расчет компенсации за несвоевременную выплату причитающихся сумм проверен судом и принимается в полном объеме.

Проценты составляют:

с дата по дата (------

с дата по дата------

с дата по дата------

с дата по дата------

с дата по дата------

с дата по дата------

- с дата по дата (56 дн.) в сумме 3 254 руб. 23 коп. (112 473, 44 руб. х 7,75% х 1/150 х 56 дн.);

дата по дата------

- с дата по дата------

Итого 29 687 руб. 36 коп.

Указанная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

В соответствии с положениями ст. 236 ТК РФ проценты подлежат взысканию до дня фактического погашения задолженности.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации морального вреда определяются судом.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ, п. 63 Постановления Пленума верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации трудового кодекса Российской Федерации» с ответчика в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда, причиненного нарушением прав истца на выплату денежного содержания своевременно и в полном объеме. Учитывая длительный срок задержки выплат, непринятие ответчиком каких-либо мер к выплате несмотря на неоднократные обращения истца как через МВД по ЧР, так и непосредственно к ответчику, сумму задержки выплат, суд взыскивает с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., отказывая в остальной части требований о взыскании компенсации морального вреда.

Требования истца о возложении на ответчика обязанности направить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары сведения о периоде работы ФИО3 с дата по дата в ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике подлежат удовлетворению в силу п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в соответствии с которой страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд;представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Требование о возложении обязанности удержать с начисленных сумм НДФЛ подлежит частичному удовлетворению – в силу п. 1 ст. 226 НК РФ и ст. 230 НК РФ работодатель обязан удерживать НДФЛ с заработной платы работника. Также подлежит удержанию НДФЛ с процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм, поскольку проценты определены с начисленных денежных сумм. Вместе с тем, с выходных пособий, выплачиваемых в связи с увольнением по причине ликвидации государственного органа, НДФЛ не удерживается.

Таким образом, суд частично удовлетворяет исковые требования.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковые требования ФИО3 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании задолженности по заработной плате, компенсации за неиспользованный отпуск, выходному пособию, процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм, компенсации морального вреда, возложении обязанности направить сведения в УПФР по г. Чебоксары, удержать НДФЛ удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО3 заработную плату за период с дата по дата в сумме 34 407 (тридцать четыре тысячи четыреста семь) руб.69 коп., задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13 249(тринадцать тысяч двести сорок девять) руб. 63 коп., задолженность по выходному пособию в сумме 64 816 (шестьдесят четыре тысячи восемьсот шестнадцать) руб. 12 коп., проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с дата по дата в сумме 29 687(двадцать девять тысяч шестьсот восемьдесят семь) руб. 36 коп. (без учета удержания НДФЛ), компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб.

С дата года взыскивать с Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ФИО3 проценты за несвоевременную выплату причитающихся сумм до дня фактического погашения задолженности из расчета 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная с дата по день фактического расчета включительно.

Возложить на Министерство внутренних дел Российской Федерации обязанность направить в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чебоксары сведения о периоде работы ФИО3 с дата по дата в ликвидационной комиссии Управления Федеральной миграционной службы по Чувашской Республике и обязанность удержать НДФЛ с взысканных настоящим решением суда сумм: заработной платы за период с дата по дата в сумме 34 407 (тридцать четыре тысячи четыреста семь) руб. 69 коп., задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 13 249 (тринадцать тысяч двести сорок девять) руб. 63 коп., процентов за несвоевременную выплату причитающихся сумм за период с дата по дата в сумме 29 687 руб.(двадцать девять тысяч шестьсот восемьдесят семь) руб. 36 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО3 к Министерству внутренних дел Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда отказать.

На решение суда могут быть поданы апелляционные жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики через Ленинский районный суд г.Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Шопина Е. В.

Мотивированное решение суда изготовлено 29 мая 2018 года.