ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2945/14 от 23.06.2014 Центрального районного суда г. Омска (Омская область)

 Дело № 2-2945/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.Омск                                  23 июня 2014 года

 Центральный районный суд г. Омска    в составе:

 председательствующего судьи    Соснина И.И.

 при секретаре судебного заседания    Болдыревой Е.А.

 рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора г.Омска к ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными действий, возложении обязанности произвести перерасчет сумм пени,

 У С Т А Н О В И Л:

 Прокурор г.Омска обратился в Центральный районный суд г.Омска с указанным иском.

 В обоснование заявленных требований в тексте искового заявления, судебном заседании представитель истца ФИО1 ссылается на те обстоятельства, что прокуратурой г.Омска проведена проверка соблюдения требований жилищного законодательства в деятельности Омского филиала ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» (далее – ТГК-11) в ходе которой выявлены существенные нарушения законодательства.

 Так, проверкой установлено, что ответчиком нарушаются предусмотренные жилищным законодательством сроки предоставления потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг за отопление и горячее водоснабжение, в частности, такие квитанции, нередко, предоставляются позднее первого числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом. Данное обстоятельство подтверждается, в том числе, сведениями почтовой службы о датах поступления квитанций для передачи потребителям.

 В результате несвоевременного предоставления квитанций производится необоснованное начисление пени потребителям.

 По мнению истца, его представителя, несвоевременное предоставление квитанций об оплате коммунальных услуг, в силу требований ст. ст. 330 ГК РФ, влечет за собой отсутствие у ресурсоснабжающей организации права начислять пеню за все время просрочки по причине ненадлежащего исполнения ответчиком своего обязательства.

 Также ответчиком необоснованно производится включение расчета пени в общие платежные документы по оплате коммунальных услуг.

 Все изложенные нарушения носят массовый характер, нарушают права и законные интересы жителей города Омска, являющихся потребителями услуг ответчика, в связи с чем истец просит суд признать незаконными действия ТГК – 11 по предоставлению потребителям квитанций по оплате услуг с нарушением срока, признать незаконными действия ответчика по включению сведений о начисленных пенях в платежные документы на оплату коммунальных услуг, предоставляемых потребителям, признать незаконными действия ответчика по начислению пени потребителям в период несвоевременного предоставления платежных документов по оплате услуг ТГК - 11 и обязать произвести перерасчет начисленных потребителям пеней в связи с несвоевременной оплатой ими коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению.

 Представитель ответчика по доверенности ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований в полном объеме.

 Пояснила, что действительно ТГК – 11 оказывает на территории г.Омска услуги населению по предоставлению горячего водоснабжения и отопления. Соответствующие квитанции по оплате таких услуг направляются потребителям через почтовые отделения по месту их жительства, о чем имеется соответствующий договор, заключенный ответчиком и УФПС Омской области – филиалом ФГУП «Почта России». ТГК – 11 все квитанции передаются в срок до 1 числа месяца, следующего за отчетным.

 При этом, в целях недопущения необоснованного начисления пени, руководством ответчика принято решение о том, что пеня за несвоевременную оплату услуг, оказываемых ТГК – 11, начисляется потребителям спустя два месяца, то есть, пеня за неуплату коммунальных услуг за май месяц будет отражена в соответствующих платежных документах, которые поступят потребителю в конце июня того же года.

 Также пояснила, что в настоящее время счета по оплате коммунальных услуг и пени направляются потребителям в двух платежных документах. Такая практика имеет место с апреля 2014 года, в том числе и после рассмотрения представления органов прокуратуры.

 Представитель ответчика не согласен с доводами иска в части невозможности начисления пени при условии поступления платежного документа потребителю по истечению срока, предусмотренного законодательством.

 Полагает, что несвоевременное получение платежного документа не снимает с потребителя обязанности оплатить полученную услугу и не лишает ресурсоснабжающую организацию требовать уплаты пени в случае неоплаты коммунальных услуг.

 Также пояснила, что в настоящее время в ТГК – 11 открыты около 300 000 лицевых счетов по оказанию коммунальных услуг жителям города Омска, такой объем существенно затрудняет расчет сумм, подлежащих уплате, доставку платежных документов конечным потребителям, отслеживание фактическое получение квитанций потребителями.

 Представитель привлеченного для участия в деле в качестве третьего лица УФПС Омской области – филиала ФГУП «Почта России» Плис Л.П. в судебном заседании подтвердила факт заключения между ответчиком и УФПС Омской области – филиалом ФГУП «Почта России» договора, предметом которого является предоставление квитанций по оплате услуг ТГК – 11 потребителям. Все платежные документы централизованно передаются работниками ТГК – 11 в центральный офис почтовой службы, а затем уже рассылаются по отделениям почтовой связи города. Как правило, документы передаются потребителям в течение пяти дней с момента их передачи работниками ответчика. Допускает, что, исходя из сроков поступления на почту квитанций, платежные документы передаются получателям позднее первого числа следующего месяца.

 Заслушав представителей истца, ответчика, третьего лица, исследовав предоставленные доказательства, суд установил, что ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» является гарантирующим поставщиком на территории г.Омска, действует на основании устава (т. 1 л.д. 17), приказом генерального директора от 28.09.2007 года утверждено Положение об Омском филиале ОАО «Территориальная генерирующая компания № 11» (т. 1 л.д. 45, 46).

 Оценивая требования иска в части признания незаконными действий ответчика по предоставлению потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг с нарушением сроков, установленных законодательством, суд учитывает, что согласно ст. 155 Жилищного кодекса российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив). Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

 В соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

 В силу требований п. 67 Правил, плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.

 По мнению суда, в ходе рассмотрения иска прокурора нашли свое подтверждение доводы истца о имеющих место нарушениях со стороны ответчика сроков предоставления потребителям соответствующих платежных документов.

 Так, согласно материалам дела, доставка квитанций осуществляется на основании договора о возмездном оказании услуг, заключенного 19.03.2014 года ответчиком и почтовой службой (т. 2 л.д. 52), исходя из условий договора, ФГУП «Почта России» берет на себя обязанность принять ежемесячно с 25 числа расчетного месяца по 5 число месяца следующего за расчетным распечатанные квитанции формата А4, а затем, в течение 5 календарных дней, с момента получения квитанций, доставить их в почтовые ящики потребителей (п.п. 2.2.2., 2.2.3. Договора).

 Аналогичные договоры на доставку квитанций были заключены теми же сторонами и на периоды, предшествующие 2014 году.

 Представлены акты приема-передачи квитанций, составленные сторонами означенного договора в 2011 – 2014 г.г. (т.1 л.д. 146-187, т.2. л.д. 1-49) из которых следует, что в указанные периоды времени квитанции, нередко, передавались в почтовую службу для доставки получателям уже по истечении срока, предусмотренного законодательством для вручения платежных документов.

 Данное обстоятельство также подтверждается и письмом заместителя директора УФПС Омской области от 16.04.2014 года, направленного в адрес прокурора г. Омска (т.1 л.д. 134).

 Таким образом, судом достоверно установлены факты нарушения ответчиком сроков предоставления потребителям платежных документов.

 Данные действия являются незаконными.

 Также суд находит необоснованными и противоречащими требованиям законодательства действия ответчика по включению сведений о начисленной пени в платежные документы на оплату коммунальных услуг.

 В соответствии с подпунктом «б» пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6 мая 2011 г. N 354, приказом Министерства регионального развития РФ от 19 сентября 2011 г. N 454 «Об утверждении примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг и методических рекомендаций по ее заполнению», утверждена примерную форму платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг.

 Пунктом 10 Методических рекомендации по заполнению примерной формы платежного документа для внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг (Приложение N 2 к приказу Министерства регионального развития РФ от 19 сентября 2011 г. N 454) установлено, что наличие задолженности является основанием для предъявления потребителю в отдельном документе пеней за несвоевременную оплату оказанных услуг.

 Таким образом, выставление счета по оплате начисленных пеней возможно со стороны ответчика только путем направления потребителю отдельного платежного документа.

 Вместе с тем, на протяжении длительного времени имеют место нарушения данного требования законодательства со стороны ответчика, что подтверждается представленными истцом копиями платежных документов, направленных потребителям в 2013- 2014 г.г. в которых сумма пени включена в общую квитанцию по оплате коммунальных услуг (т. 1 л.д. 94-108).

 Рассматривая требования иска в части признания незаконными действий ответчика по начислению пени, возложении на него обязанности по производству перерасчета начисленных потребителям сумм пени в связи с несвоевременным предоставлением квитанции по оплате услуг потребителями, суд учитывает, что право ресурсоснабжающей организации на получение пени в случае несвоевременной оплаты потребителем коммунальных услуг предусмотрено ч. 14 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники) (за исключением взносов на капитальный ремонт), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно. Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.

 Исходя из вышеназванных положений Кодекса, начисление пени возможно в случае не уплаты после 10 числа месяца, следующего за отчетным.

 Вместе с тем, данное правило возможно применять только когда соответствующая квитанция была своевременно доставлена потребителю.

 В случае нарушения сроков передачи платежных документов, недопустимо начисление соответствующей пени в указанные в ст. 155 Кодекса сроки.

 По сведениям почтовой службы, направленным в адрес прокуратуры города, в 2013 – 2014 годах имели место доставления квитанций потребителям существенно позднее 10 числа (т. 1 л.д. 134).

 В данном случае ответчику надлежит в полном объеме произвести перерасчет начисленных пеней путем аннулирования таковых за период до передачи потребителям квитанции об уплате услуг ТГК – 11.

 Таковой (надлежащей передачей), по мнению суда, является факт поступления квитанции в почтовый ящик потребителя, который, в свою очередь, являясь собственником или нанимателем жилого помещения обязан обеспечить своевременное получение почтовой корреспонденции, в том числе, и об оплате коммунальных услуг.

 Одновременно суд приходит к выводу, что вопрос начисления пени за период после поступления квитанции потребителю должен являться предметом соответствующего, в том числе и судебного, разбирательства в каждом конкретном случае по спору между потребителем и ресурсоснабжающей организацией.

 Одновременно суд не соглашается с доводами иска в части недопустимости начисления пени за весь период не внесения платежей в случае если ответчиком нарушен срок предоставления платежного документа потребителю.

 Настаивая на данном требовании, прокурор ссылается на положения ст. 330 ГК РФ по которой кредитор не вправе требовать уплаты неустойки, если должник не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства.

 Вместе с тем, согласно ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

 Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

 К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

 Статья 548 Кодекса устанавливает, что правила, предусмотренные статьями 539 - 547 настоящего Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

 К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

 Таким образом, предметом договора между ТГК – 11 и потребителем является не предоставление квитанции об оплате услуг, а обеспечение граждан горячей водой и отоплением, и, следовательно, несвоевременное направление потребителю квитанции об уплате услуг, не может являться основанием для освобождения потребителя от внесения соответствующих платежей и применения к нему (потребителю) санкций за несвоевременное внесение таковых.

 Согласно ст. 153 Жилищного кодекса Российской федерации, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

 Положения жилищного законодательства не предусматривают возможности безусловного освобождения потребителя от уплаты пени на весь период такой неуплаты при несвоевременном получении платежного документа.

 Пеня, по своей правовой природе, является мерой ответственности за ненадлежащее исполнение обязательства.

 По мнению суда, получатель коммунальных услуг, в том числе и предоставляемых ответчиком, которому (получателю) известно о необходимости внесения соответствующей платы за такие услуги, и уклоняющийся от совершения подобных действий, не может быть освобожден от выплаты штрафных санкций за нарушение сроков исполнения своей обязанности, в противном случае, фактически, имело бы место необоснованное поощрение уклонения граждан от выполнения требований жилищного законодательства в части оплаты полученных услуг, что, помимо прочего, является и несправедливым по отношению к добросовестным плательщикам, которым, фактически, пришлось бы оплачивать потребленную энергию как за себя, так и уклоняющихся от этой обязанности лиц.

 В рассматриваемом случае, по мнению суда, следует соблюдать баланс интересов ресурсоснабжающей организации и потребителей, не допуская, с одной стороны, лишения граждан права получать и знакомиться с расчетами по оплате услуг ТГК – 11, а с другой, применяя меры воздействия к должникам, направленные на понуждение к исполнению обязательств по оплате коммунальных услуг.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

 Р Е Ш И Л :

 Признать незаконными действия Омского филиала открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» по предоставлению потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг с нарушением сроков, установленных законодательством Российской федерации.

 Признать незаконными действия Омского филиала открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» по включению сведений о начисленной пени в платежные документы на оплату коммунальных услуг, предоставляемых потребителям.

 Признать незаконными действия Омского филиала открытого акционерного общества «Территориальная генерирующая компания № 11» по начислению пени за нарушение потребителями сроков оплаты предоставляемых услуг в случаях несвоевременного предоставления потребителям платежных документов на оплату коммунальных услуг и обязать произвести перерасчет ранее начисленной потребителям пени в связи с несвоевременной оплатой коммунальных услуг по горячему водоснабжению и отоплению за весь период непредоставления потребителям платежных документов.

 Решение может быть обжаловано сторонами в Омский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме посредством подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд г. Омска.

 Судья                                          И.И. Соснин