ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2947 от 11.11.2010 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

                                                                                    Ленинский районный суд г.Саратова                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Ленинский районный суд г.Саратова — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-2947/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 ноября 2010 года г.Саратов

Ленинский районный суд г. Саратова в составе:

председательствующего судьи Бронниковой Л.В.

при секретаре Хвастуновой И.Ю.

с участием истца Березкина А.Н., его представителя Аверина М.Ю., представителя ответчика Поповой Э.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Березкина Александра Николаевича к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

Березкин А.Н. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова (далее УПФ) о признании права на пенсию, указав следующее. Решением УПФ № 219 от 21 сентября 2010г. истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа работы в гражданской авиации, а также из-за отсутствия требуемого стажа на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации. Данное решение он считает незаконным и необоснованным. В соответствии с законом СССР «О пенсионном обеспечении граждан в СССР» от 15 мая 1990г., законом РСФСР от 20 ноября 1990г. «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию за выслугу лет имеют инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов, списки которых утверждены Советом Министров СССР или Министров РСФСР: мужчины по достижению 55 лет при общем стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов. В соответствии с законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001г. № 173-ФЗ инженерно-технические работники по обслуживанию воздушных судов сохраняют свое право на досрочное назначение трудовой пенсии. В период с 08 июля 1976г. и по настоящее время Березкин работал и продолжает работать в Саратовском учебном авиационном центре им.Ю.А.Гагарина (Саратовский Аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО) на должностях, списки которых утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата ВЦСПС от 12 сентября 1990г. № 370/16-53, Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, имеет общий стаж работы на указанных в списках должностях 34 года 03 месяца, то есть имеет специальный (на соответствующих должностях) и общий стаж работы, необходимый для назначения трудовой пенсии по достижении возраста 55 лет. В соответствии со ст.7 Воздушного кодекса СССР работниками гражданской авиации СССР признаются работники, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, указанных в ст.4 настоящего Кодекса, в число которых входит проведение учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, которые также указаны в Уставе ДОСААФ СССР. В соответствии с условиями трудового договора и должностной инструкцией Березкин работал авиационным техником по авиационному и радиоэлектронному оборудованию и был непосредственно занят полный рабочий день в течение всего времени работы в Аэроклубе на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) обслуживанию вертолетов МИ-2 и самолета АН-2. Воздушные суда использовались в целях подготовки пилотов вертолетов и парашютистов, проведение спортивных мероприятий, проведения учебных и культурно-просветительных мероприятий, выполнения авиаработ в отдельных отраслях народного хозяйства, проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий, оказание содействия органам МВД. ФСБ, МЧС. Постановлением Совмина СССР от 20 декабря 1958г. было установлено пенсионное обеспечение за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания, в том числе ДОСААФ, т.е. работники авиационный организации ДОСААФ признавались работниками гражданской авиации. Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 02 октября 1986г. № 385/22-76 утвержден типовой перечень работ с тяжелыми и вредными условиями труда на предприятиях и в организациях гражданской авиации, включая авиационные организации ДОСААФ, т.е. условия труда работников авиационных организаций ДОСААФ определялись как условия труда работников гражданской авиации. Данное обстоятельство подтверждается также постановлением ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 17 сентября 2986г. № 1115 «О совершенствовании организации заработной платы и введении новых тарифных ставок и должностных окладов работников производственных отраслей народного хозяйства». В соответствии с п.3 ст.21 Воздушного кодекса РФ 1997г. гражданская авиация, не используемая для осуществления коммерческих воздушных перевозок и выполнения авиационных работ, относится к авиации общего назначения. Основные задачи и направления деятельности Саратовского аэроклуба им.Ю.А.Гагарина соответствуют определению гражданской авиации общего назначения и не соответствуют определению авиации государственного назначения, т.к. использование воздушных судов аэроклуба для осуществления военной, пограничной, милицейской и другой государственной службы уставом не предусмотрено. Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459 утверждены списки должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В соответствии с данным постановлением в специальный стаж и общий трудовой стаж работы в гражданской авиации включается работа по обслуживанию воздушных судов на различных предприятиях, включая авиационно-спортивные организации, воинские части и предприятия Министерства обороны СССР. Данный акт подлежит применению при оценке пенсионных прав Березкина. Истец проходил действительную срочную военную службу по призыву с 30 августа 1973г. по 13 июня 1976г. и в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» ему устанавливаются предусмотренные данным законом социальные гарантии и компенсации, в том числе гарантия включения нахождения на военной службе по призыву в общий трудовой стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за два дня работы. Решение ответчика об отказе в назначении Березкину досрочной трудовой пенсии по старости носит дискриминационный характер, так как допускает такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания.

В судебном заседании истец Березкин А.Н., его представитель Аверин М.Ю. исковые требования поддержали в полном объеме, просили суд признать решение УПФ об отказе в назначении пенсии от 21 сентября 2010г.№ 219 незаконным, обязать ответчика включить в стаж работы в инженерно-техническом составе по непосредственному обслуживанию судов гражданской авиации период работы с 08 июля 1976г. по 16 сентября 2010г., период действительной военной службы с 30 августа 1973г. по 13 июня 1976г., признать право на досрочное назначении трудовой пенсии по старости по достижении возраста 55 лет, обязать УПФ назначить пенсию со дня возникновения права на досрочное назначение пенсии с 16 сентября 2010г.

Ответчик исковые требования не признал, указав, что решение об отказе Новикову в назначении досрочной пенсии является законным. Также представитель УПФ Попова Э.Р. пояснила, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 17.12.2001г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий и норм установления, а также порядка выплаты трудовых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон. В соответствии с пп.15 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» досрочная пенсия назначается мужчинам по достижению возраста 55 лет, если она проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет. Таким образом, существенным обстоятельством по делу является установленная Законом продолжительность работы истца в организациях, относящихся к гражданской авиации. Березкин согласно записям в трудовой книжке с 08 июля 1976г. по настоящее время работает в Саратовском аэроклубе им Ю.А.Гагарина. Однако, письменные доказательства, действовавшее и действующее законодательства опровергают доводы истца о принадлежности организации ДОСААФ к гражданской авиации. В соответствии со ст. 2, 3 Воздушного кодекса 1961г. кодекс определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания. Действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. В соответствии со ст. 12 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г. к гражданским воздушным судам не относятся суда Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту. Таким образом, Воздушные Кодексы исключают авиацию ДОСААФ из состава гражданской авиации. В ст.4 Воздушного кодекса 1961г., 1983г. определены цели гражданской авиации СССР: перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.); оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ; проведения учебных, культурно-просветительских и спортивных мероприятий; проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий. В соответствии со ст.20 Воздушного кодекса РФ 1997 авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Статьей 21 данного Кодекса гражданская авиация определена как авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 20.08.1951г. №3060 основными задачами Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) являются: пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения; подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны; военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте; подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям; подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов и др. В соответствии с целями, определенными Уставом, Саратовский аэроклуб им. Ю.А.Гагарина РОСТО (Российская оборонная спортивно-техническая организация) осуществляет подготовку военно-технических специалистов для Вооруженных сил и других войск Российской Федерации по их заказам, подготовки переподготовка кадров авиационных профессий, которые являются мобилизационным резервом особого периода. Таким образом, цели и задачи стоящие перед авиацией ДОСААФ не соответствуют целям и задачам гражданской авиации. Также необходимо отметить, что в соответствии со статьей 20 Воздушного кодекса РФ 1997г. авиация подразделяется на гражданскую, государственную и экспериментальную. Статьей 21 данного Кодекса гражданская авиация определена как авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики. Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, статьей 22 названного Кодекса отнесена к государственной. В соответствии со ст.10 Воздушного Кодекса Союза ССР 1961г., ст.ст.12,13 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г., ст. 33 Воздушного Кодекса РФ 1997г. воздушные суда подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских судов Союза ССР. По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна. Ведение Государственного реестра гражданских воздушных судов, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.2004г. №396 осуществляется Федеральным агентством воздушного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации. Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 31 июля 2009г. № 3-497 авиация РОСТО не относится к гражданской авиации. Согласно письму Федерального агентства воздушного транспорта от 07 августа 2009г. № 22-758 в Государственный реестр гражданских воздушных судов воздушные суда ДОСААФ не включались, свидетельства о регистрации воздушного судна гражданской авиации не выдавались. Таким образом, периоды работы истца в организациях ДОСААФ законно исключены из страхового стажа гражданской авиации. Доказательств отнесения авиации ДОСААФ к гражданской авиации истцом не представлено. В соответствии с п.2 ст.27 173-ФЗ Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с п.п.«и» п.1 постановления Правительства РФ от 18 июля 2002г. № 537 при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. № 459. Вместе с этим, учитывая правовую позицию, изложенную в определении Конституционного суда РФ от 05 ноября 2002г. №320-О, от 06 марта 2003г. №107-О, постановлении Конституционного суда РФ от 29 января 2004г. № 2-П при определении права на досрочное пенсионное обеспечение подлежат применению нормативно-правовые акты действовавшие в спорный период, в частности, постановлением Совета Министров СССР от 20 декабря 1958г. № 1372, от 11 ноября 1987г. № 1412. Указанными нормативными актами, в части регулирующей порядок исчисления стажа инженерно-технического состава, ДОСААФ не поименована в качестве организации, работа в которой дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с п.п.15 ст.27 173-ФЗ. Кроме того, незаконны требования истца о включении в страховой стаж гражданской авиации периодов обучения в Калужском авиационном техническом училище как периода службы в Вооруженных силах. Согласно военному билету истец в период с 1973г. по 1976г. обучался в Калужском авиационно-техническом училище (КАТУ). В 1976 году прошел военную подготовку при КАТУ. Таким образом, период с 1973 по 1976гг. - период обучения, в течение которого имела место военная подготовка. В соответствии со ст. 11 Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности» граждане, принятые в военно-учебные заведения, состоят на действительной военной службе. Однако доказательств отнесения Калужского авиационно-технического училища к военно-учебным заведениям истцом в суд не представлено. Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушными движением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991г. № 459, как и ранее действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж в гражданской авиации периода обучения в средне-специальном учебном заведении. Наряду с этим не подлежит применению п.6 положения «О порядке исчисления сроков выслуги работников летно-подъемного состава гражданской авиации и воздухоплавания для назначения пенсии за выслугу лет» (приложение № 2 к приказу Министра социального обеспечения РСФСР от 25.12.1958 года № 167), согласно которому в срок выслуги, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам летно-подъемного состава гражданской авиации засчитывалось время обучения в высшем авиационном училище, так как КАТУ не относится к высшему авиационному училищу.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В сентябре 2010г. истец Березкин Е.Н. обратился в ГУ УПФ РФ в Ленинском районе г.Саратова с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии с связи работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации.

Решением от 21 сентября 2010г. № 219 Березкину было отказано в назначении досрочной пенсии из-за отсутствия требуемой продолжительности страхового стажа в гражданской авиации, отсутствия требуемой продолжительности стажа по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Истцом в обоснование своих требований представлена трудовая книжка, являющаяся документом, подтверждающим трудовую деятельность.

Согласно трудовой книжке в период с 08 июля 1976г. по 28 марта 1992г. Березкин работал авиатехником в Саратовском учебном авиацентре ДОСААФ, с 29 марта 1992г. по настоящее время - авиатехником в Авиационно-спортивном учреждении Саратовском Аэроклубе им.Ю.А.Гагарина РОСТО.

УПФ, исключая указанные периоды из специального стажа, указывает, что Саратовский учебный авиацентр ДОСААФ и Саратовский Аэроклуб им.Ю.А.Гагарина РОСТО не относятся к учреждениям гражданской авиации.

Согласно ст.39 Конституции РФ каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно ст.7 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.

На основании пп.15 п.1 ст.27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеют страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

Таким образом, для назначения пенсии по данному основанию необходимо наличие одновременно двух условий: стаж работы по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации не менее 20 лет и страховой стаж в гражданской авиации не менее 25 лет.

В соответствии со ст.2 Воздушный кодекс Союза ССР 1961г. определяет порядок деятельности гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан.

Согласно ст.3 действие Воздушного кодекса Союза ССР распространяется на все виды гражданской авиации и гражданского воздухоплавания в пределах СССР, за исключением авиации и воздухоплавания авиационной промышленности, предназначенных для опытно-конструкторских, экспериментальных и исследовательских работ, воздушных судов авиационной промышленности, проходящих испытания, а также авиации Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту.

В 1983г. был принят новый Воздушный кодекс Союза ССР, который в соответствии со ст.3 определял порядок деятельности авиации в целях охраны интересов государства, обеспечения безопасности полетов воздушных судов и удовлетворения потребностей народного хозяйства СССР и граждан и распространялся на всю гражданскую авиацию в пределах СССР.

Статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г. и статья 4 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г. устанавливали, что гражданская авиация СССР применяется для следующих целей:

1) перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;

2) выполнения авиационных работ в отдельных отраслях народного хозяйства (использование авиации в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны лесов, обслуживания экспедиций и т.п.);

3) оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий;

4) проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ;

5) проведения учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий;

6) проведения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ и оказания помощи в случае стихийных бедствий.

Согласно ст.10 Воздушного кодекса Союза ССР 1961г. находящиеся в ведении государственных предприятий, организаций и учреждений, а также принадлежащие кооперативным и общественным организациям воздушные суда (по установленному перечню) подлежат обязательной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР.

По занесении воздушного судна в реестр выдается свидетельство о регистрации судна.

Статья 12 воздушного кодекса Союза ССР от 1983г. прямо предусматривала, что гражданскими воздушными судами СССР для целей настоящего Кодекса считаются воздушные суда, используемые в указанных в статье 4 настоящего Кодекса целях и занесенные в Государственный реестр гражданских воздушных судов Союза ССР.

К гражданским воздушным судам не относятся суда Министерства обороны СССР, Министерства внутренних дел СССР, Комитета государственной безопасности СССР, Всесоюзного добровольного общества содействия армии, авиации и флоту, а также суда других министерств, государственных комитетов и ведомств, предназначенные для опытно-конструкторских, экспериментальных и научно-исследовательских работ в области авиационной и другой техники.

Гражданские воздушные суда СССР подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Союза ССР.

По занесении воздушного судна в указанный реестр выдается свидетельство о его регистрации (ст.13 Воздушного кодекса Союза ССР 1983г.).

Постановлением Совета Министров СССР от 20 августа 1951г. № 3060 «Об объединении ДОСАРМА, ДОСАВА И ДОСФЛОТА во Всесоюзное добровольное общество содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР)» определены основные задачи ДОСААФ:

а) пропаганда и распространение военных, военно-технических, авиационных и военно-морских знаний среди членов общества и населения;

б) подготовка членов общества и населения ко всем видам противовоздушной и противохимической обороны;

в) военная подготовка военнообязанных запаса, не служивших в Советской Армии и Военно-Морском флоте;

г) подготовка допризывной молодежи по военным, военно-техническим, авиационным и военно-морским специальностям;

д) подготовка и усовершенствование знаний и навыков у рядового, сержантского и старшинского состава запаса армии, военно-воздушных и военно-морских сил с широким привлечением в общественном порядке офицеров запаса в качестве организаторов-инструкторов;

е) развитие массового спорта: лыжного, стрелкового, самолетного, парашютного, планерного, радиолюбительского, автомобильного, мотоциклетного, конного, военно-морского и водного, а также авиационного и морского моделизма;

ж) развитие служебного собаководства.

Таким образом, цели и задачи гражданской авиации и ДОСААФ различны, что делает невозможным отнесение воздушных судов ДОСААФ к гражданской авиации.

Воздушный кодекс 1997г. разграничил авиацию по видам на гражданскую, государственную и экспериментальную авиацию, закрепив тем самым, что ДОСААФ не может относиться к гражданской авиации.

Согласно ст.21 Воздушного кодекса 1997г. авиация, используемая в целях обеспечения потребностей граждан и экономики, относится к гражданской авиации.

Авиация, используемая для осуществления военной, пограничной, милицейской, таможенной и другой государственной службы, а также для выполнения мобилизационно-оборонных задач, относится к государственной авиации (ст.22).

Авиация, используемая для проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники, относится к экспериментальной авиации (ст.23).

Таким образом, с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ (01 апреля 1997г.) воздушные суда ДОССАФ относятся к государственной авиации не зависимо от принятия иных подзаконных актов, а также выполнения обязанными лицами действий по приведению в соответствие с действующим законодательством учредительных и других документов организации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что воздушные суда ДОССАФ с 1961г. не относились к гражданской авиации, регистрацию в качестве судов гражданской авиации не проходили, что подтверждается письмом Федерального агентства воздушного транспорта от 07 августа 2009г. № 22-758.

Более того, как следует из объяснений представителя истца аэродром Аэроклуба в 2002г. прошел регистрацию как аэродром государственной авиации.

УПФР по Ленинскому району г.Саратова обоснованно установлено, что Березкин не имеет стажа работы в гражданской авиации, в связи чем право на пенсию по заявленным основаниям у него не возникло.

Ссылку истца на постановление Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, которым утверждены Список должностей инженерно - технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии работникам авиации летного, инженерно - технического состава, а также службы управления воздушным движением, суд считает несостоятельной.

Право на гражданина на пенсионное обеспечение устанавливается законом. Действующее законодательство право на досрочную пенсию предоставляет только работникам гражданской авиации. В связи с этим положения других нормативных актов подлежат применению в части, не противоречащей закону.

С 30 августа 1973г. по 13 июня 1976г. Березкин проходил обучение в Калужском авиационно-техническом училище ДОСААФ, где получил среднее специальное образование. Училище не относится к военным учебным заведениям. Во время обучения он прошел курс военной подготовки по программе подготовки офицеров запаса.

Из личного дела офицера запаса Березкина следует, что он в Советской армии не служил, в срок действительной военной службы засчитан указанный период обучения.

Утверждение истца о том, что в этот период он проходил действительную военную службу по призыву, не основан на материалах дела. Соответствующая запись в военном билете Березкина не может являться подтверждением прохождения им военной службы, поскольку произведена при отсутствии оснований к этому

Действующим законодательством не предусмотрено включение в страховой стаж периода обучения в среднем специальном образовательном учреждении. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002г. № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459. Указанным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и также установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, работникам, занятых на работах по непосредственному управлению полетами воздушных судов гражданской авиации, и работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, применяются для оценки пенсионных прав застрахованных лиц в соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 04 сентября 1991г. № 459, в выслугу лет работникам летного состава засчитывается время обучения в высших учебных заведениях авиации, если этому предшествовала работа в летных должностях, - по фактической продолжительности.

Таким образом, указанными Правилами включение в страховой стаж в гражданской авиации периода обучения в средне - специальном учебном заведении и периода обучения, которому не предшествовала работа в гражданской авиации - не предусмотрено. Ранее действовавшим законодательством включение указанного периода в специальный стаж.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что решение УПФ об отказе Березкину в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с работой в инженерно-техническом составе гражданской авиации законно и обоснованно, оснований для признания его недействительным не имеется, поскольку истец право на досрочную пенсию не приобрел.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Березкину Александру Николаевичу в удовлетворении исковых требований к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г.Саратова» о признании права на пенсию отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме в Саратовский областной суд.

Судья