ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2949/15 от 18.05.2015 Советского районного суда г. Владикавказа (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации


<адрес>...

Советский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего Валиевой Л.Г.,

при секретаре Хубаевой К.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению- Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (далее ГУ-УПФРФ в <адрес>) о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии. В обоснование исковых требований указала, что проживает в <адрес>, пенсионное обеспечение получает из ГУ-УПФРФ в <адрес>. ... получила письмо от ответчика с отказом об удовлетворении ее заявления об увеличении размера пенсии, чем нарушены ее права, гарантированные ст.39 Конституции РФ. Основанием для отказа послужило отсутствие сведений о ее заработной плате за период с ... по ..., так как согласно справке филиала Центрального архива Восточного военного округа <адрес> раздаточные ведомости на выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части на хранение в филиал архива ЦАМО (ВВО <адрес>) не поступали. Согласно выписке из исторического формуляра войсковой части за 1987-1994 года раздаточные ведомости на выплату заработной платы рабочим и служащим уничтожены по акту начальником финансовой службы за период с 1959 по 1994 года. В результате семь месяцев ее работы в качестве машинистки по секретной переписке в
в/ч при расчете пенсии оказались с нулевой зарплатой. С решением ГУ-УПФРФ в <адрес> она не согласна, так как обеспечить сохранность денежных документов входит в обязанность начальника финансовой службы в\ч в соответствии с уставом внутренней службы ВС РФ. Незаконными действиями начальника финансовой службы в/ч , выразившимися в уничтожении документов, подлежащих длительному хранению для расчета в будущем пенсий граждан привели к нарушению ее прав. В соответствии со ст.53 Конституции РФ она имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями представителя государственной власти - военнослужащего начальника финансовой службы в\ч

Истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, о дне слушания была извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель ГУ-УПФ РФ в <адрес> ФИО3, действовавшая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала и пояснила, что истцом не были представлены необходимые для перерасчета пенсии документы о заработной плате за заявленный им период с ... по ..., в связи с чем ей было разъяснено, что оснований для увеличения размера пенсии не имеется. В ГУ-УПФ РФ в <адрес> не представлена истцом копия партийного билета, косвенно подтверждающая фактический заработок истца за оспариваемый период, соответственно вопрос об увеличении размера пенсии истца с учетом сведений, содержащихся в ее военном билете ГУ-УПФ РФ в <адрес> не рассматривался. Копия военного билета получена ГУ-УПФ РФ в <адрес> вместе с настоящим иском.

Представитель ГУ-УПФ РФ в <адрес> ФИО4, действовавшая на основании доверенности, исковые требования ФИО1 не признала и пояснила, что если бы со стороны ФИО1 имело место обращение о повышении размера пенсии, то ей все равно было бы отказано в повышении размера пенсии, так как уничтожение архива в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 года №173-ФЗ не является основанием для принятия к производству документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника.

Выслушав мнение представителей ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" размер трудовой пенсии определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении трудовой пенсии, и в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день. При расчете размера трудовой пенсии учитывается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами (ст. 30 этого Федерального закона).

В силу ст. 30.3 данного Федерального закона лицо имеет право на перерасчет размера трудовой пенсии в случае предоставления дополнительных документов, подтверждающих среднемесячный заработок застрахованного лица, который не был учтен при осуществлении указанному лицу оценки пенсионных прав в соответствии со ст. 30 указанного Федерального закона при установлении ему трудовой пенсии.

В судебном заседании установлено и усматривается из пенсионного дела ФИО1 , подлинник которого исследовался в судебном заседании, что истец, проживающая в <адрес>, обратилась с заявлением в Советское районное управление по труду, занятости и социальной защите <адрес> по вопросу назначения пенсии, через Департамент по вопросам социального обеспечения лиц, проживающих за границей пенсионное дело истца было направлено в ГУ-УПФ РФ в <адрес>, истец является получателем пенсии с ....

Письмом от ... ФИО1 разъяснено, что ГУ-УПФ РФ в <адрес> не правомочно удовлетворить ее просьбу об увеличении размера пенсии по тем основаниям, что истцом не подтвержден среднемесячный заработок за период с ... по ..., не представлены сведения о получении заработной платы с места работы.

Установлено, что истцом сведения о заработной плате за период с ... по ... в ГУ-УПФ РФ в <адрес> не представлены, поскольку согласно справке филиала Центрального архива Восточного военного округа <адрес> от ... раздаточные ведомости на выплату заработной платы гражданскому персоналу войсковой части на хранение в филиал архива ЦАМО (ВВО <адрес>) не поступали. Согласно выписке из исторического формуляра войсковой части за 1987-1994 года раздаточные ведомости на выплату заработной платы рабочим и служащим уничтожены по акту начальником финансовой службы за период с 1959 по 1994 года.

Таким образом, истцом не были представлены необходимые для перерасчета пенсии документы о заработной плате за заявленный им период с ... по ..., которые в материалах его пенсионного дела отсутствуют.

Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий определен в ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях". Согласно п. п. 1 и 2 данной статьи назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся пенсионным органом по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией. Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии, правила обращения за указанной пенсией, ее назначения и перерасчета размера указанной пенсии, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты этой пенсии, ведения пенсионной документации, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

На основании п. 4 Постановления Правительства РФ от 21.01.2002 N 30 "О реализации Федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" Постановлением Минтруда РФ и Пенсионного фонда РФ от 27.02.2002 N 17/19пб утверждены Правила обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

В силу п. 7 Правил граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления непосредственно либо через представителя. При этом под обращением за пенсией понимается также и подача гражданином в территориальный орган ПФ РФ заявления о перерасчете размера пенсии (п. 5 Правил).

Согласно п. 28 Правил перерасчет размера установленной пенсии в сторону увеличения в случаях, предусмотренных законом, производится на основании письменного заявления пенсионера, принятого территориальным органом ПФ РФ (кроме случаев, предусмотренных в п. 29 Правил). Заявление пенсионера о перерасчете размера пенсии и необходимые документы подаются в территориальный орган ПФ РФ по месту нахождения пенсионного дела получателя пенсии.

Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", установлен Постановлением Минтруда РФ и ПФ РФ от 27.02.2002 N 16/19па. В соответствии с п. 6 Перечня к заявлению гражданина о перерасчете размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности, трудовой пенсии по случаю потери кормильца, доли страховой части трудовой пенсии по старости прилагаются все необходимые документы, подтверждающие его право на такой перерасчет в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Из содержания указанных норм следует, что такими документами помимо документов, удостоверяющих личность, возраст, место жительства, в данном случае являлись документы о страховом стаже и его среднемесячном заработке за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.

Административный регламент предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по приему и регистрации заявлений граждан об установлении им пенсий в соответствии с федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.12.2011 N 1521н (далее - Административный регламент), устанавливает, что перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим. Документы могут быть представлены гражданином (представителем) как в подлинниках, так и в копиях, удостоверенных в установленном законодательством РФ порядке. При этом Административным регламентом предусмотрен только порядок удостоверения документов в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1, то есть нотариальный (п. 42 Административного регламента).

В силу п. п. 43, 44 Административного регламента в качестве документа, подтверждающего личность, возраст и гражданство предъявляется паспорт гражданина. Период прохождения военной службы, а также приравненной к ней службы, предусмотренной Законом от 12.02.1993 N 4468-1, подтверждается военными билетами, справками архивных организаций, а также записями в трудовой книжке, внесенными на основании документов и содержащими сведения о периоде прохождения указанной службы (п. 52 Административного Регламента).

В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" заявление пенсионера о перерасчете размера трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости) принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Согласно п. п. 83, 84 Административного регламента непредставление полного комплекта всех необходимых для перерасчета пенсии документов является основанием для отказа в приеме и регистрации заявления о перерасчете размера пенсии; основания для приостановления приема и регистрации заявления о перерасчете размера пенсии отсутствуют. Таким образом, в отличие от порядка рассмотрения заявлений о назначении пенсии, рассмотрение заявлений о перерасчете пенсии не допускается в случаях предоставления неполного пакета документов.

Обращаясь с заявлением о перерасчете пенсии истец не представил в пенсионный орган ни в подлинниках, ни в надлежащим образом заверенных копиях документы, подтверждающие его среднемесячной заработок за период с 01.10.1984 года по 30.04.1985 года., документов, подтверждающих средний заработок за заявленный период у истца не имелось, и представить их он не мог.

Поскольку истец не имел и не приложил к заявлению о перерасчете пенсии полный комплект документов, необходимых для перерасчета, а именно, документы о среднемесячном заработке с 01.10.1984 года по 30.04.1985 года, его заявление не могло быть рассмотрено по существу, в связи с чем, истцу было разъяснено, что ГУ-УПФ РФ в <адрес> не правомочно удовлетворить ее просьбу об увеличении размера пенсии письмом от ....

В соответствии с Письмом Министерства труда и социального развития РФ и Пенсионного фонда РФ N от ..., в случае установления, что работнику причинен ущерб, выражающийся в невозможности назначения или перерасчета пенсии из наиболее выгодного варианта среднемесячного заработка, и этот ущерб подлежит возмещению лицом, которое в силу своих должностных обязанностей должно отвечать по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда, в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, необходимо дать соответствующие рекомендации пострадавшим лицам об обращении в суд.

В случае невозможности определения причинителя вреда, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.

К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов о оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.

Как пояснили в судебном заседании представители ответчика и усматривается из пенсионного дела истца, ФИО1 в ГУ-УПФ РФ в <адрес> к заявлению о перерасчете размера трудовой пенсии не была представлена копия партийного билета, косвенно подтверждающая фактический заработок истца за заявленный период, указанный документ был приобщен истцом к настоящему иску и вручен ответчику судом.

Согласно п. 12 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с Федеральными законами "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. N 17/19пб при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации: дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.

Пункт 13 Правил, утвержденных Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 г. N 17/19пб предусматривает, что решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных документов.

С учетом анализа приведенных норм пенсионного законодательства, пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают только на основании письменного заявления в Пенсионный Фонд гражданина, обращающегося за назначением пенсии.

Часть 1 статьи 3 ГПК РФ также предусматривает, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Таким образом, приведенные нормы права предоставляют возможность гражданину обратиться в суд за защитой лишь нарушенного (оспоренного) кем-либо права.

Из материалов дела усматривается, что ФИО1 было получено разъяснение по вопросу, связанному с отсутствием права на перерасчет пенсии, соответственно, не исследовались ответчиком и не учитывались им при решении вопроса о перерасчете истцу пенсии документы, в частности партийный билет. Решение пенсионного органа в материалах дела отсутствует.

При таких обстоятельствах суд признает, что обращение истицы в суд с требованиями об перерасчете пенсии является преждевременным, поскольку пенсионное право ФИО1 в данном случае нельзя считать нарушенным ГУ-УПФ РФ в <адрес>. Действующее пенсионное законодательство предусматривает определенную процедуру назначения гражданам трудовой пенсии и ее перерасчета, посредством их обращения в пенсионный орган, суд не может подменять пенсионный орган в осуществлении предоставленных ему (пенсионному органу) полномочий.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает в действиях ответчика нарушений прав истца на пенсионное обеспечение в части размера выплачиваемой пенсии и не находит оснований для возложения на ГУ-УПФ РФ в <адрес> обязанности произвести перерасчет пенсии с использованием данных партийного билета истца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> о восстановлении нарушенного права на пенсионное обеспечение и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Валиева Л.Г.