ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-294/18 от 09.10.2018 Пожарского районного суда (Приморский край)

Дело № 2-294/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пгт Лучегорск 09 октября 2018 года

Пожарский районный суд Приморского края в составе судьи Мандрыгиной И.А., при секретаре Хрипаченко Н.Ю., с участием:

прокурора Егоровой У.Г.,

истца ФИО1, её представителя ФИО8,

представителя администрации Пожарского муниципального района ФИО4,

представителя думы Пожарского муниципального района ФИО5,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации Пожарского муниципального района Приморского края, Думе Пожарского муниципального района Приморского края о восстановлении на работе, признании решения незаконным,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в суд с указанным иском к администрации Пожарского муниципального района Приморского края (далее – администрация), в обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по п. 2 ст. 81 ТК РФ, т.е. в связи с сокращением штата, с должности <данные изъяты>. Считает, увольнение незаконным, поскольку ответчиком нарушен установленный порядок увольнения. Так, ДД.ММ.ГГГГ она была уведомлена о предстоящем сокращении занимаемой ею должности. Её должностные обязанности остались в прежнем объеме, было изменено только наименование должности, в настоящее время её обязанности исполняет <данные изъяты>. Более того, на момент увольнения истица являлась членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, избрана сроком на пять лет, в связи с чем в соответствии с п. 19 ст. 29 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" истица не могла быть уволена по данному основанию. Просит признать незаконным решение Думы Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ «О нормативно-правовом акте Думы Пожарского муниципального района «О внесении изменений в приложение к решению Думы Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении структуры администрации Пожарского муниципального района»; признать незаконным распоряжение главы администрации от . «О расторжении трудового договора в связи с сокращением штата»; восстановить в должности начальника организационного отдела администрации; взыскать заработную плату за время вынужденного прогула, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

Определением от 10.09.2018г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Дума Пожарского муниципального района Приморского края (далее – Дума).

В судебном заседании истец, его представитель исковые требования поддержали по основаниям, изложенным в иске, просят удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации исковые требования не признал, суду пояснил, что по причинам, связанным с изменением организационных условий труда, во исполнение нормативного правового акта Думы от ДД.ММ.ГГГГ. администрацией принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ. , следствием которого явилось переименование отдела организационно-кадровой работы и делопроизводства в организационный отдел и слияния двух должностей – <данные изъяты>. Истица была уведомлена о предстоящем сокращении, ей предлагалась вакантная должность – <данные изъяты>, от которой она отказалась. Считает, что нарушений требований закона при проведении процедуры сокращения ФИО1 администрацией не допущено. Просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель Думы считает, что оснований для признания незаконным решения Думы от ДД.ММ.ГГГГ не имеется. Указанное решение принято в соответствии с Уставом Пожарского муниципального района, в пределах своей компетенции, с учетом положений Регламента Думы. Просит в удовлетворении исковых требований к Думе отказать.

Суд, выслушав доводы истца, его представителя, возражения ответчиков, заключение прокурора, полагавшего требования подлежащими удовлетворению, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель). Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

Согласно ст. 3 указанного Федерального закона правовые основы муниципальной службы в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, а также названный Федеральный закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными указанным Федеральным законом. Аналогичное правило закреплено в ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 данного Федерального закона трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, а также трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в указанных в Законе случаях.

Частью 2 статьи 23 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» установлено, что при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с ликвидацией органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования либо сокращением штата работников органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с ликвидацией организации либо сокращением штата работников организации.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ. ФИО1 была принята на должность <данные изъяты>. Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ она переведена <данные изъяты>

Решением Думы от ДД.ММ.ГГГГ. внесены изменения в структуру администрации. Данные изменения внесены на основании пояснительной записки главы администрации ФИО6 Из пояснительной записки к проекту нормативного правового акта Думы Пожарского муниципального района «О внесении изменения в приложение к решению думы Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. «Об утверждении структуры администрации Пожарского муниципального района» следует, что для обеспечения эффективного исполнения полномочий по вопросам местного значения, а также для осуществления непосредственного руководства, глава администрации считает необходимым перераспределить между главой Пожарского муниципального района, первым заместителем главы администрации и заместителями главы администрации обязанности по организации и контролю за деятельностью отраслевых органов администрации, путем слияния должности заместителя главы администрации и начальника организационного отдела.

Нормативным правовым актом Думы от ДД.ММ.ГГГГ в структуру администрации Пожарского муниципального района внесены изменения в части наименования должности <данные изъяты>, изменения в наименовании должности вступают в силу с ДД.ММ.ГГГГ

В связи с этим была сокращена должность, <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ истица была письменно уведомлена о предстоящем увольнении на основании указанного решения, в чем она расписалась.

На основании распоряжения главы администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГФИО1 уволена с должности начальника организационного отдела администрация в связи с сокращением штата администрации в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Решением Территориальной избирательной комиссии Пожарского района от ДД.ММ.ГГГГ была сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка , в состав которой вошла ФИО1 с правом решающего голоса.

В силу п. 19 ст. 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 № 67-ФЗ член комиссии с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, член комиссии с правом совещательного голоса в период избирательной кампании, кампании референдума не могут быть уволены с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ увольнение в связи с сокращением численности или штата работников включено в перечень оснований расторжения трудового договора по инициативе работодателя.

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 01.06.2010 № 840-О-О гарантии, предоставляемые членам избирательных комиссий, в том числе в трудовых правоотношениях, не являются их личной привилегией, имеют публично-правовой характер, призваны служить публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом таких работников именно в силу осуществляемых ими публично значимых полномочий, ограждая их в период исполнения указанных полномочий от необоснованных преследований и способствуя беспрепятственной деятельности избирательных комиссий, их самостоятельности и независимости. Выступая лишь способом обеспечения исполнения публично значимых функций, запрет на увольнение работника - члена избирательной комиссии по инициативе работодателя, как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 20.02.1996 года № 5-П и подтвержденной в Определении от 16.01.2007 года № 160-О-П, в системе действующего правового регулирования не исключает возможность увольнения по инициативе работодателя лица, исполняющего полномочия члена избирательной комиссии с правом решающего голоса, по такому предусмотренному законом основанию для расторжения трудового договора, как грубое нарушение трудовых обязанностей, в случае если увольнение не является результатом преследования лица за исполнение возложенных на него публично значимых функций.

Прекращение трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности и штата работников (п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ) не связано с поведением работника, а обусловлено реализацией работодателем закрепленного Конституцией Российской Федерации (ч. 1 ст. 34; ч. 2 ст. 35) права на осуществление эффективной экономической деятельности и рациональное управление имуществом, предполагающего возможность самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) при соблюдении установленного порядка увольнения и гарантий трудовых прав работников, направленных против произвольного увольнения.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что произведенное ответчиком увольнение истицы является незаконным.

Согласно ч. ч. 1, 2, 9 ст. 394 ТК РФ в случае признания увольнения или перевода на другую работу незаконными работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор. Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время выполнения нижеоплачиваемой работы. В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями. Размер этой компенсации определяется судом.

Поскольку увольнение ФИО1 является незаконным, она подлежит восстановлению в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ.

За период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения настоящего решения (1 месяц 17 дней) с ответчика в пользу истицы подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты> согласно следующему расчету.

Определяя размер среднего заработка за время вынужденного прогула, суд принимает во внимание справку работодателя о размере заработной платы ФИО1 за 12 месяцев, предшествовавших увольнению, согласно которой размер среднемесячной заработной платы составляет <данные изъяты> а размер среднедневной заработной платы составляет <данные изъяты> Таким образом, за 1 месяц и 17 рабочих дней средний заработок составляет <данные изъяты>

Поскольку истица была уволена по сокращению штата, ей было выплачено выходное пособие в размере <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, сумма заработной платы за время вынужденного прогула, подлежащая взысканию в пользу истицы, составляет <данные изъяты>

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Поскольку увольнение истицы явилось следствием неправомерных действий работодателя, что повлекло причинение работнику морального вреда, исковые требования ФИО1 в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.

При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истицы суд исходит из степени нарушения трудовых прав и перенесенных в связи с этим истицей нравственных страданий. Исходя из степени разумности, справедливости и соразмерности нарушения прав и наступивших вредных последствий, суд считает необходимым взыскать с администрации Пожарского муниципального района в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.

В силу ст. 211 ГПК РФ решение в части восстановления на работе и взыскании заработной платы за время вынужденного прогула подлежит немедленному исполнению.

Из материалов дела также следует, своим решением от ДД.ММ.ГГГГ Дума Пожарского муниципального района решила принять новый нормативный правовой акт Думы Пожарского муниципального района «О внесении изменения в приложение к решению думы Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении структуры администрации Пожарского муниципального района» и направить его для подписания и опубликования главе Пожарского муниципального района. В соответствии с указанным решением внесены изменения в структуру администрации Пожарского муниципального района, обязанности начальника организационного отдела возложены на заместителя главы администрации Пожарского муниципального района, утверждено штатное расписание администрации Пожарского муниципального района с ДД.ММ.ГГГГ. Должность <данные изъяты> исключена из штатного расписания с ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации Пожарского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ

В силу 3 Гражданского процессуального законодательства Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

По мнению суда, с учетом того, вопрос о законности и обоснованности увольнения истца разрешен, его право на труд восстановлено, оспариваемое решение само по себе трудовых прав истца не нарушает. При этом принятие решения об изменении структуры, штатного расписания относится к исключительной компетенции работодателя. Таким образом, оснований для признания названного решения незаконным суд не находит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение главы администрации Пожарского муниципального района Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ о расторжении трудового договора в связи с сокращением штата.

Восстановить ФИО1 в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ

Решение в части восстановления на работе подлежит немедленному исполнению.

Взыскать с администрации Пожарского муниципального района Приморского края в пользу ФИО1 заработную плату за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>., компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Всего взыскать <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части требований о компенсации морального вреда, ФИО1 отказать.

В удовлетворении исковых требований к Думе Пожарского муниципального района Приморского края о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме. Жалоба подлежит подаче через Пожарский районный суд.

Мотивированное решение составлено 15.10.2018 года.

Судья Мандрыгина И.А.