ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-294/19 от 05.08.2019 Александровского районного суда (Оренбургская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 августа 2019 года с. Александровка

Александровский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Карякина Е.А., при секретаре судебного заседания Жихаревой О.В.,

с участием: представителя истца - помощника прокурора Александровского района Шошина А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Александровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Александровского района Оренбургской области «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Синицина А.И.» о возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, предназначенным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Александровского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Александровского района Оренбургской области «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Синицина А.И.», указав, что по результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что МБОУ Александровского района Оренбургской области «Каликинская ООШ им. Синицина А.И.» в нарушение норм и требований действующего законодательства, не обеспечила открытость и доступность информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, предназначенном для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Просил суд: обязать МБОУ «Каликинская ООШ им. Синицина А.И.» Александровского района Оренбургской области в срок до 01.09.2019 разместить на официальном сайте в сети «Интернет» сведения о наличии литературы для инвалидов по зрению и лиц с ограниченными возможностями здоровья; сведения о наличии оборудованных санитарно-бытовых помещений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; сведения об оборудовании коридоров, учебных помещений, столовых и других помещений образовательной организации инвентарем, специальными средствами и предметами мебели для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа и пребывания в указанных помещениях; сведения о наличии информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля; сведения о возможности оказания работниками образовательных организаций помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Представитель истца - помощник прокурора Александровского района Шошин А.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, просил суд их удовлетворить, дал пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика МБОУ «Каликинская ООШ им. Синицина А.И.» в судебное заседание не явился, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания. До начала судебного заседания от директора МБОУ «Каликинская ООШ им. Синицина А.И.» ФИО1 в суд поступило заявление о частичном признании исковых требований. Представитель ответчика просила суд рассмотреть дело без ее участия, указала, что считает требованиями прокурора подлежащим удовлетворению в части. Выразила не согласие с требованиями о размещении на официальном сайте в сети «Интернет» сведений о наличии литературы для инвалидов по зрению и лиц с ограниченными возможностями здоровья; сведений о наличии оборудованных санитарно-бытовых помещений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; сведений об оборудовании коридоров, учебных помещений, столовых и других помещений образовательной организации инвентарем, специальными средствами и предметами мебели для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа и пребывания в указанных помещениях.

Третье лицо - МКУ «Отдел образования администрации Александровского района Оренбургской области» в судебное заседание представителя не направило, несмотря на надлежащее извещение о времени и месте судебного заседания, заявлений, ходатайств суду не представлено.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 6 ст. 28 ФЗ об образовании, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе:

1) обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся;

2) создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации;

3) соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч.1 ст. 29 ФЗ об образовании, образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет».

В соответствии с п.п. «и» п.1 ч. 2 ст. 29 ФЗ об образовании, образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации материально-техническом обеспечении образовательной деятельности (в том числе о наличии оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, об условиях питания и охраны здоровья обучающихся, о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся).

Согласно ч.3 ст. 29 ФЗ об образовании, информация и документы, указанные в части 2 настоящей статьи, если они в соответствии с законодательством Российской Федерации не отнесены к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, подлежат размещению на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновлению в течение десяти рабочих дней со дня их создания, получения или внесения в них соответствующих изменений. Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, в том числе ее содержание и форма ее предоставления, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Порядок размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации, за исключением сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, в целях обеспечения открытости и доступности указанной информации, установлен Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2013 г. N 582 (далее – Правила размещения информации об образовательной организации).

Согласно подп. «а» п. 3 Правил размещения информации об образовательной организации, образовательная организация должна разместить на официальном сайте, в том числе, информацию о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе: наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья; обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 3 ФЗ об образовании, являются одними из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования.

В соответствии с положениями ст. 5 ФЗ об образовании, определяющей государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации, в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование и создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Правила обеспечения условий доступности для инвалидов административных зданий, строений, сооружений и помещений (далее – объектов) определены Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» (далее – Порядок обеспечения доступности образования для инвалидов).

В соответствии с п. 3, п. 4 Порядка обеспечения доступности образования для инвалидов, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам условий доступности объектов и услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами, в том числе: возможность самостоятельного передвижения по территории объекта в целях доступа к месту предоставления услуги, в том числе с помощью работников объекта, предоставляющих услуги, ассистивных и вспомогательных технологий, а также сменного кресла-коляски; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие нарушения функции зрения, и возможность самостоятельного передвижения по территории объекта; надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, в том числе дублирование необходимой для получения услуги звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; оказание инвалидам помощи, необходимой для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий; наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры; адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих); предоставление бесплатно учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования; оказание работниками органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами.

Согласно ст. 14 ФЗ о социальной защите инвалидов государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. При этом, в соответствии с положениями ст. 15 ФЗ о социальной защите инвалидов, Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки исполнения федерального законодательства, проведенной прокуратурой Александровского района, установлено, что на официальном сайте МБОУ «Каликинская ООШ им. Синицина А.И.» в сети Интернет отсутствуют:

- сведения о наличии литературы для инвалидов по зрению и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- сведения о наличии оборудованных санитарно-бытовых помещений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- сведения об оборудовании коридоров, учебных помещений, столовых и других помещений образовательной организации инвентарем, специальными средствами и предметами мебели для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа и пребывания в указанных помещениях;

- сведения о наличии информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;

- сведения о возможности оказания работниками образовательных организаций помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами (акт проверки от 28.07.2019 года – л.д. 8-13).

Судом установлено, что неразмещение в свободном доступе вышеназванных сведений нарушает законные права и законные интересы граждан, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья на доступ к информации, препятствует укреплению законности и созданию условий для реализации права на образование, препятствует получению информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, предназначенном для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно ст.8 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», граждане и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Таким образом, нарушение МБОУ «Каликинская ООШ им. Синицина А.И.» требований открытости и доступности информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности препятствует возможности ознакомления инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья со способами преодоления барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами, создает дискриминационные условия, что в свою очередь противоречит положениям федерального законодательства о социальной защите инвалидов.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно абзацам второму и третьему подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера госпошлина оплачивается физическими лицами в размере 300 рублей, организациями в размере 6 000 рублей.

Из приведенных правовых положений следует, что если истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, она взыскивается с ответчика в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований исходя из той суммы, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от уплаты государственной пошлины.

Как усматривается из материалов дела, требования неимущественного характера об обязании ответчика совершить определенные действия заявлены прокурором в интересах неопределенного круга лиц – граждан.

Таким образом, при обращении в суд общей юрисдикции с указанным выше требованием неимущественного характера в защиту интересов неопределенного круга физических лиц в соответствии с абзацем третьим подпункта 3 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации подлежала уплате государственная пошлина в размере 300 рублей.

Вместе с тем в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины по гражданским делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции.

Следовательно, с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере - 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Александровского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Александровского района Оренбургской области «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Синицина А.И.» о возложении обязанности о возложении обязанности разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информации о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, предназначенным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья - удовлетворить.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Александровского района Оренбургской области «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Синицина А.И.» в срок до 01 сентября 2019 года разместить на официальном сайте в сети «Интернет» информацию:

- сведения о наличии литературы для инвалидов по зрению и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- сведения о наличии оборудованных санитарно-бытовых помещений для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- сведения об оборудовании коридоров, учебных помещений, столовых и других помещений образовательной организации инвентарем, специальными средствами и предметами мебели для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья для беспрепятственного доступа и пребывания в указанных помещениях;

- сведения о наличии информирующих тактильных табличек для людей с нарушением зрения с использованием рельефных знаков и символов, а также рельефно-точечного шрифта Брайля;

- сведения о возможности оказания работниками образовательных организаций помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Александровского района Оренбургской области «Каликинская основная общеобразовательная школа имени Синицина А.И.» в доход муниципального образования Александровский район Оренбургской области государственную пошлину в размере 300 (триста) руб.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Александровский районный суд Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.А. Карякин

Решение в окончательной форме изготовлено 05 августа 2019 года

Председательствующий судья Е.А. Карякин