Дело № 2-294/2019
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 апреля 2019 года город Нурлат
Нурлатский районный суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Бурганова Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Самарской области к ФИО1 о взыскании убытков,
УСТАНОВИЛ:
Истец - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 17 по Самарской области (далее – Межрайонная ИФНС России № 17 по Самарской области) обратилась с иском к ответчику ФИО1 о возмещении убытков, понесенных уполномоченным органом в ходе рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве должника.
В обоснование исковых требований указано, что ответчик являлся руководителем ООО «Транссервис». Межрайонная ИФНС России № 17 по Самарской области 12 сентября 2014 года обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании должника ООО «Транссервис» банкротом. 12 декабря 2017 года Арбитражный судом Самарской области прекращено производство по делу о признании ООО «Транссервис» несостоятельным и указано, что при наличии кредиторской задолженности в общем размере 25127274 рублей 75 копеек и текущих расходах за проведение процедуры банкротства в размере 812134 рублей 76 копеек, доказательства, свидетельствующие о вероятности обнаружения имущества должника в достаточном объеме, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве и полностью или частично погашена кредиторская задолженность отсутствует. 21 февраля 2019 года ООО «Транссервис» снято с регистрационного учета как недействующее юридическое лицо. Ответчик как исполнительный орган должника, будучи его руководителем и осведомленным о признаках неплатежеспособности и недостаточности имущества ООО «Транссервис», в течение месяца с даты возникновения соответствующих обстоятельств – 16 сентября 2014 года не направил заявление должника о признании его банкротом в арбитражный суд. Определением Арбитражного суда Самарской области от 02 июля 2014 года с ФНС в пользу арбитражного управляющего гр.Р. взыскано вознаграждение за проведение процедуры наблюдение в отношении ООО «Транссервис» в размере 185290 рублей 32 копеек, расходы на опубликование – 4567 рублей 51 копейки. Платежным поручением от 21 декабря 2018 года гр.Р. перечислены указанные суммы. Уполномоченный орган за счет бюджетных средств нес бремя расходов в размере 189857 рублей 83 копейки, что является для истца убытками, возникшими по вине ответчика, нарушившего положения статьи 9 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
Просит признать сумму 189857 рублей 83 копеек убытком, причиненным ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области, взыскать с ФИО1 в пользу ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области убытки в размере 189857 рублей 83 копейки, понесенные уполномоченным органом в ходе процедуры банкротства ООО «Транссервис».
Представитель истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Самарской области ФИО2 на судебное заседание не явилась. Согласно заявлению, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик ФИО1 на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причины уважительности неявки в суд не сообщил и не просил рассмотреть дело в его отсутствие, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы гражданского дела и оценив исследованные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как следует из пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 61.13 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) или иными контролирующими должника лицами, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
Согласно пункту 1 статьи 9 Закона о банкротстве руководитель должника или индивидуальный предприниматель обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд в случае, если: удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами; органом должника, уполномоченным в соответствии с его учредительными документами на принятие решения о ликвидации должника, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; органом, уполномоченным собственником имущества должника - унитарного предприятия, принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением должника; обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника; должник отвечает признакам неплатежеспособности и (или) признакам недостаточности имущества и в иных случаях, предусмотренных Законом о банкротстве.
В силу пункта 2 статьи 9 Закона о банкротстве следует, что такое заявление должника должно быть направлено в арбитражный суд в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в кратчайший срок, но не позднее чем через месяц с даты возникновения соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона о банкротстве (в редакции, действующей на момент проведения в отношении ООО «Транссервис» производства по делу о банкротстве) в случае нарушения руководителем должника или учредителем (участником) должника, собственником имущества должника - унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии (ликвидатором), гражданином-должником положений настоящего Федерального закона указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 года № 257 "Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве" Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (в том числе по выплате капитализированных платежей).
Согласно пункту 2 утвержденного этим Постановлением Положения о порядке предъявления требований по обязательствам перед Российской Федерацией в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве в случае неисполнения должником требований Российской Федерации в размере, достаточном для возбуждения производства по делу о банкротстве в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)", уполномоченный орган не ранее чем через 30 дней, но не позднее чем через 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления налогового органа о взыскании налога (сбора) за счет имущества должника или соответствующего исполнительного листа, либо в течение 30 дней с даты получения уведомлений федеральных органов исполнительной власти, выступающих кредиторами по денежным обязательствам (их территориальных органов), о наличии задолженности по обязательным платежам или о задолженности по денежным обязательствам перед Российской Федерацией принимает решение о направлении в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.Заявление о признании должника банкротом должно быть направлено в арбитражный суд в 5-дневный срок со дня принятия решения о его направлении.
В соответствии со статьей 2 Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» неплатежеспособность - прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное.
В соответствии со статьей 3 Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Таким образом, при наличии указанных обстоятельств обращение в арбитражный суд является не только правом, но и обязанностью соответствующей инспекции федеральной налоговой службы.
Взыскание указанных сумм с заявителя по делу о банкротстве предусмотрено статьей 59 Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», согласно которой если иное не предусмотрено данным Федеральным законом или соглашением с кредиторами, все судебные расходы, в том числе расходы на уплату государственной пошлины, которая была отсрочена или рассрочена, расходы на включение сведений, предусмотренных этим Законом, в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и опубликование таких сведений в порядке, установленном статьей 28 данного Федерального закона, и расходы на выплату вознаграждения арбитражным управляющим в деле о банкротстве и оплату услуг лиц, привлекаемых арбитражными управляющими для обеспечения исполнения своей деятельности, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди (пункт 1).
В случае отсутствия у должника средств, достаточных для погашения расходов, предусмотренных пунктом 1 данной статьи, заявитель обязан погасить указанные расходы в части, не погашенной за счет имущества должника, за исключением расходов на выплату суммы процентов по вознаграждению арбитражного управляющего (пункт 3).
Порядок возмещения заявителю взысканных с него расходов по делу о банкротстве названным выше Законом не урегулирован.
Поскольку Закон о банкротстве не содержит специальной нормы о порядке и способе возмещения указанных выше расходов заявителя в деле о банкротстве, эти расходы надлежит рассматривать как убытки на основании общей нормы статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ответчик ФИО1 с 09 декабря 2005 года являлся руководителем ООО «Транссервис», что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 14 марта 2019 года.
10.04.2014 Межрайонной ИФНС России № 17 по Самарской области по результатам выездной налоговой проверки за период с 01 января 2010 года по 31 декабря 2012 года принято решение № 10-18/02874 о привлечении ООО «Транссервис» к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренной: пунктом 1 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль, НДС, ЕНВД, налога на имущество организаций в виде штрафа в общем размере 354977 рублей, пункту 3 статьи 122 НК РФ за неполную уплату налога на прибыль, НДС в виде штрафа в общем размере 779644 рублей, статьей 119 НК РФ за непредставление в установленный срок налоговых деклараций в виде штрафа в размере 40214 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10 декабря 2014 года по делу № А-55/18921/2014 признано недействительным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Самарской области № 10-18/02874 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10 апреля 2014 года в части доначисления ЕНВД в сумме 20844 рублей, соответствующих сумм пени и штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ как не соответствующее НК РФ в указанной части. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
17 сентября 2014 года определением Арбитражного суда Самарской области по делу № А55-22048/2014 принято к производству заявление ФНС России о признании ООО «Транссервис» несостоятельным (банкротом).
Определением Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2017 года производство по делу № А55-22048/2014 о несостоятельности (банкротстве) ООО «Транссервис» прекращено, поскольку суд пришел к выводу о невозможности дальнейшего осуществления процедуры банкротства ввиду отсутствия доказательств вероятности обнаружения имущества должника в достаточном объеме для покрытия расходов по делу о банкротстве, в том числе кредиторской задолженности в общем размере 25127274 рублей 75 копеек, текущих расходах за проведение процедуры банкротства в размере 812134 рублей 76 копеек.
Также в определении Арбитражного суда Самарской области от 12 декабря 2017 года производство по делу № А55-22048/2014 указано, что в соответствии с инвентаризационной описью № 1 от 20 октября 2015 года у ООО «Транссервис» были выявлены три грузовых автотранспортных средства: грузовые самосвалы МАЗ 551608-236 г/н <***>, МАЗ 551608-236 г/н <***>, МАЗ 551608-236 г/н <***>.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2018 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 августа 2018 года по делу № А55-22048/2014 о взыскании с ФНС за счет средств, выделенных на реализацию мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в пользу арбитражного управляющего гр.Р. 185290 рублей 32 копеек вознаграждения арбитражного управляющего за проведение процедуры наблюдения и 4567 рублей 51 копейки расходов на опубликование, оставлено без изменения.
Платежным поручением № от 24 декабря 2018 года ФНС России перечислены гр.Р. денежные средства в размере 189857 рублей 83 копеек в счет вознаграждения арбитражного управляющего и судебных расходы в рамках дела о банкротстве.
Таким образом, установлено, что ООО «Транссервис» имело задолженность перед кредиторами в общем размере 25127274 рублей 75 копеек, в том числе по налоговым платежам.
При этом, имея признаки неплатежеспособности организации и наличия у ООО «Транссервис» средств в виде грузовых автотранспортных средства для проведения процедуры банкротства, ответчик обязанность по обращению в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом) не исполнил.
Таким образом суд приходит к выводу, что между убытками, причиненными государству в связи с необходимостью инициирования в арбитражном суде процедуры банкротства ООО «Транссервис», и бездействием ответчика, который не исполнил обязанность по своевременной уплате налогов, а затем не исполнил обязанность по обращению в установленные сроки в арбитражный суд с заявлением о признании общества несостоятельным (банкротом), имеется прямая причинно-следственная связь.
При таких обстоятельствах суд считает требования истца о взыскании убытков с ФИО1 подлежат удовлетворению.
Судебные расходы в виде государственной пошлины за требования имущественного характера в размере 4997 рублей 16 копеек подлежат возмещению за счет ответчика в порядке, определенном статьей 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Самарской области к ФИО1 о взыскании убытков удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу Федеральной налоговой службы России в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 17 по Самарской области убытки в размере 189857 рублей 83 копеек, понесенные в ходе процедуры банкротства ООО «Транссервис».
Взыскать с ФИО1 в доход бюджета муниципального образования города Нурлат Республики Татарстан в размере 4997 рублей 16 копеек.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нурлатский районный суд Республики Татарстан, а также ответчик вправе подать заявление об отмене этого решения в течение семи суток со дня вручения ему копии этого решения.
Судья Р.Р. Бурганов