ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-294/20 от 28.09.2020 Хабезского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

Граж. дело № 2-294/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Хабезский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего судьи Абдокова Н.М.,

при секретаре судебного заседания Абитовой М.М.,

с участием представителя истца Администрации Бавуковского сельского поселения <адрес> КЧР – ФИО3, действующего на основании доверенности <адрес>3 от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя ответчика Администрации Хабезского муниципального района КЧР – ФИО7, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Хабезского районного суда КЧР гражданское дело по исковому заявлению Администрации Бавуковского сельского поселения к Администрации Хабезского муниципального района КЧР, ФИО16 ФИО10 и ФИО17 ФИО11 о признании договоров аренды земельных участков недействительными, отмене государственной регистрации права аренды и аннулировании сведений о границах земельных участков,

установил:

Администрация ФИО4 в лице главы ФИО5 обратилась в Хабезский районный суд КЧР с исковым заявлением к Администрации ФИО9 КЧР, ФИО16 и ФИО17 о признании договоров аренды земельных участков недействительными, отмене государственной регистрации права аренды и аннулировании сведений о границах земельных участков, указав в его обоснование, что постановлением Администрации ФИО9 КЧР N 45 от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 были предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки с кадастровыми номерами 09:03:0000000:29 и 09:03:0000000:11335.

Земельный участок с кадастровым номером 09:03:0000000:29 имеет следующие характеристики: категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сенокошения и выпаса скота гражданами, адрес – РФ, КЧР, <адрес>.

В настоящее время при обращении в регистрирующий орган в целях государственной регистрации права земельных участков, им стало известно, что земельный участок с кадастровым номером 09:03:0000000:29 неизвестно кем и на каком основании был разделен на 2 самостоятельных участка и было зарегистрировано право аренды ответчиков ФИО2 и ФИО1, что подтверждается выписками из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Считают, что приобретенное право аренды ответчиками и действия Администрации ФИО9 КЧР незаконными и нарушающими право ФИО4, поскольку право на владение спорным земельным участком принадлежит СП и передавался на основании указанного постановления для решения вопросов местного значения в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

На основании изложенного, Администрация ФИО4 просила суд признать договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:03:0040101:457 недействительным, отменить государственную регистрацию права аренды ФИО2 и аннулировать сведения о границах земельного участка; признать договор аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:03:0000000:11857 недействительным, отменить государственную регистрацию права аренды ФИО1 и аннулировать сведения о границах земельного участка.

В судебном заседании представитель истца ФИО6 поддержал требования Администрации ФИО4 по изложенным в исковом заявлении основаниям и просил суд их удовлетворить.

Представитель ответчика Администрации ФИО9 КЧР ФИО7 в судебном заседании исковые требования Администрации ФИО4 не поддержала, указав, что постановление Администрации ФИО9 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении Администрации ФИО4 в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами 09:03:0000000:29 и 09:03:0000000:11335» принято с нарушением действующего законодательства.

Срок предоставления в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков составляет 30 дней с момента поступления заявления в уполномоченный орган, а в данном случае основанием предоставления явилось заявление от ДД.ММ.ГГГГ, то есть земельный участок предоставлен по истечении более 2 лет с момента регистрации данного заявления, что является грубейшим нарушением земельного законодательства.

Также данное постановление не прошло регистрацию, и переход права не зарегистрирован в установленном законом порядке, то есть данный документ юридической силы не имеет.

Более того, чтобы выделить земельный участок в постоянное (бессрочное) пользование необходимо соблюдать порядок выделения, предусмотренный ст. 39.9 Земельного кодекса РФ, а именно необходимо перевести земельные участки в собственность района, а уже потом предоставить в постоянное (бессрочное) пользование. В данном случае данные нормы не были соблюдены, что является нарушением земельного законодательства.

Кроме этого, Администрация ФИО9 имеет право принятые муниципальные правовые акты отменять, приостанавливать или признавать утратившим силу, если они приняты с нарушением действующего законодательства. Так постановлением Администрации ФИО9 КЧР от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении администрации ФИО4 спорного земельного участка признано утратившим силу.

Что касается оспариваемых договоров аренды, договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО2 заключен сроком на 3 года на основании постановления Администрации ФИО9 КЧР от ДД.ММ.ГГГГ, второй договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 заключен также сроком на 3 года на основании постановления Администрации ФИО9 КЧР от ДД.ММ.ГГГГ в полном соответствии с Земельным кодексом РФ.

В связи с изложенным, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований Администрации ФИО4 в полном объеме.

Ответчики ФИО2 и ФИО1 в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, доказательств их уважительности не представили, ходатайств об отложении или рассмотрении дела в их отсутствие не заявляли, хотя были извещены своевременно и надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

В соответствии и со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, с учетом мнения представителей истца, представителя ответчика, полагавших возможным рассмотрение данного дела в отсутствие указанных неявившихся ответчиков, определил рассмотреть дело в их отсутствие.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований Администрации ФИО4 к Администрации ФИО9 КЧР, ФИО2 и ФИО1 о признании договоров аренды земельных участков недействительными, отмене государственной регистрации права аренды и аннулировании сведений о границах земельных участков отказать по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела, Администрация ФИО4 в обоснование своих исковых требований ссылается на вышеуказанное постановление Администрации ФИО9 КЧР N 45 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении администрации Бавуковского сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами 09:03:0000000:29 и 09:03:0000000:11335», на основании которого Администрации ФИО4 предоставлен спорный земельный участок с кадастровым номером 09:03:0000000:29, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для сенокошения и выпаса скота гражданами, адрес – РФ, КЧР, <адрес>.

В связи с наличием указанного постановления, Администрация ФИО4 оспаривает действия Администрации ФИО9 по разделению спорного земельного участка с кадастровым номером 09:03:0000000:29 на 2 самостоятельных земельных участка с кадастровыми номерами 09:03:0040101:457 и 09:03:0000000:11857, а также передачу их в аренду ФИО2 и ФИО1 соответственно.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что издание постановления Администрации ФИО9 КЧР N 45 от ДД.ММ.ГГГГ и предоставление спорного земельного участка Администрации ФИО4 происходило с грубейшими нарушениями норм федерального законодательства.

Так, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируются Главой V.1 Земельного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 171-ФЗ.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 39.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Согласно п.п. 1 п. 2 ст. 39.9 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно, в том числе, органам государственной власти и органам местного самоуправления.

В силу требований указанных норм законодательства, предоставление земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование возможно только в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что на момент издания постановления Администрации ФИО9 КЧР N 45 от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении администрации Бавуковского сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами 09:03:0000000:29 и 09:03:0000000:11335», на основании которого Администрации ФИО4 предоставлен спорный земельный участок с кадастровым номером 09:03:0000000:29, указанный земельный участок не находился в муниципальной собственности Администрации ФИО9 КЧР.

Кроме этого, в соответствии с п. 4 ст. 39.17 ЗК РФ, регламентирующей порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, установлено, что рассмотрение заявлений о предоставлении земельного участка осуществляется в порядке их поступления.

Согласно п.п. 2 п. 5 ст. 39.17 ЗК РФ установлено, что в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и по результатам указанных рассмотрения и проверки принимает решение о предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю.

Между тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено, что в данном случае, основанием издания постановления Администрации ФИО9 КЧР N 45 от ДД.ММ.ГГГГ и предоставления спорного земельного участка Администрации ФИО4 явилось их заявление от ДД.ММ.ГГГГ, с момента регистрации которого прошло более 2 лет, что является грубейшим нарушением земельного законодательства, на что указала представитель Администрации ФИО9 КЧР и не опровергала сторона истца.

Кроме этого, представленными по запросу суда Администрацией ФИО9 КЧР сведениями, а именно заявлением главы Администрации ФИО9 КЧР ФИО8 от ДД.ММ.ГГГГ и решением Совета Администрации ФИО9 КЧР от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что полномочия главы ФИО8 досрочно прекращены ДД.ММ.ГГГГ в связи с отставкой по собственному желанию, контракт с ним считается прекращенным ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, ФИО8 не имел полномочий на издание постановления Администрации ФИО9 КЧР N 45 от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса РФ и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежит, в том числе, право собственности постоянного пользования.

Администрация ФИО4 не обращалась в регистрирующий орган с соответствующим заявлением, предоставлением постановления Администрации ФИО9 КЧР N 45 от ДД.ММ.ГГГГ и других необходимых документов для регистрации права постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, в связи с чем, суд считает, что указанное постановление не имеет юридической силы и указанного права у Администрация ФИО4 не возникло, что в свою очередь, является основанием для ее признания ненадлежащим истцом по данному делу.

Более того, в соответствии со ст. 48 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» постановлением администрации Хабезского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ постановление администрации от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении администрации Бавуковского сельского поселения в постоянное (бессрочное) пользование земельных участков с кадастровыми номерами 09:03:0000000:29 и 09:03:0000000:11335», признано утратившим силу, как принятое с нарушением действующего законодательства.

При изложенных обстоятельствах, суд считает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований Администрации ФИО4 к Администрации ФИО9 КЧР, ФИО2 и ФИО1 о признании договоров аренды земельных участков недействительными, отмене государственной регистрации права аренды и аннулировании сведений о границах земельных участков удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований Администрации ФИО4 Администрации Хабезского муниципального района КЧР, ФИО16 ФИО12 и ФИО17 ФИО13 о признании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:03:0040101:457 недействительным, отмене государственной регистрации права аренды ФИО16 ФИО14 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:03:0040101:457 и аннулировании сведений о границах земельного участка; о признании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:03:0000000:11857 недействительным, отмене государственной регистрации права аренды ФИО17 ФИО15 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером 09:03:0000000:11857 и аннулировании сведений о границах земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд КЧР путем подачи апелляционной жалобы через Хабезский районный суд КЧР в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено в окончательной форме 02 октября 2020 года.

Судья Хабезского районного суда КЧР Н.М. Абдоков

Граж. дело № 2-294/2020