ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-294/2016 от 14.12.2016 Ононского районного суда (Забайкальский край)

Дело № 2-294/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 декабря 2016 года с. Нижний Цасучей

Ононский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Булгакова А.В., при секретаре Середкиной Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам ФИО1, ФИО2 к ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края - Акшинский отдел на территории муниципального района «Ононский район» о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, включении в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета,

у с т а н о в и л :

ФИО1, ФИО2 обратились в суд с вышеуказанными исками, ссылаясь на то, что они являются ветеранами боевых действий <адрес> ФИО3 в период с 11.09.2002г. по 15.02.2003г., ФИО2 в период с 21.01.1996 по 10.07.1996. 02 апреля 2003 года ФИО1 написал заявление главе <адрес>Ж.Д.Д. о постановке его на очередь как нуждающемуся в получении жилья, заявление его было принято, и он был поставлен в очередь. 02 декабря 1996 года ФИО2 написал заявление главе <адрес>Ш.Н. о постановке его на очередь как нуждающемуся в получении жилья, заявление его было принято, и он был поставлен в очередь. Однако до настоящего времени они не получили деньги на приобретение жилья, им не предоставлена квартира. Администрации сельских поселений не передали их документы в отдел социальной защиты населения, по этой причине они не были включен в льготный список лиц, нуждающихся в получении жилья, улучшении жилищных условий. Просят суд признать их нуждающимися в улучшении жилищных условий, включить в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета.

В последующем представитель истца ФИО2 ФИО4 исковые требования дополнил, просил взыскать солидарно с ответчиков в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.

Определениями Ононского районного суда от 02 августа 2016 года в качестве соответчика привлечено Министерство социальной защиты населения Забайкальского края.

Определениями от 12 сентября 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика, привлечено Министерство строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации.

Определением от 19 октября 2016 года гражданские дела по искам ФИО1, ФИО2 объединены в одно производство.

В судебном заседании истец ФИО1, представитель истца ФИО2 ФИО4, действующий на основании доверенности, исковые требования поддержали, просили удовлетворить.

Представитель ответчика заместитель начальника Акшинского отдела социальной защиты населения ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела уведомлена. В письменном отзыве исковые требования не признала, суду показала, что Акшинский отдел социальной защиты населения ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» не является надлежащим ответчиком, поскольку является структурным подразделением ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края». В функции Акшинского отдела входит только прием документов от граждан.

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Забайкальского края ФИО6, действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, в письменном ходатайстве просила направить дело в Центральный районный суд г. Читы, по месту нахождения ответчика, указала, что Акшинский отдел социальной защиты населения на территории Ононского района, являющийся ответчиком по делу, находится в ведении ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края» и не является структурным подразделением Министерства.

Определением от 19 октября 2016 года отказано в удовлетворении ходатайства Министерства социальной защиты населения Забайкальского края о направлении дела в Центральный районный суд г. Читы по месту нахождения ответчика.

Представители третьих лиц администрации муниципального района «Ононский район», администрации сельского поселения «Верхнецасучейское», администрации сельского поселения «Новозоринское» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены.

В соответствии с ч. 3 и ч. 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Заслушав истца ФИО1, представителя истца ФИО2 ФИО4, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп.3 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки в том числе: обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01.01.2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленных статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий (ч. 1). Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (ч. 2). Реализация конституционного права на получение жилья бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов может быть обусловлена определенными требованиями, закрепленными в актах жилищного законодательства (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002, N 123-О, от 04.03.2004 N 80-О, от 15.07.2010 N 955-О-О). Таким требованием в данном случае является совокупность следующих условий: наличие статуса ветерана боевых действий и принятие на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005г.

Судом установлено, что ФИО1, ФИО2 являются ветеранами боевых действий и имеют право и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах», что подтверждается удостоверениями, соответственно, серии БК , серии БК . (л.д. <данные изъяты>).

Согласно статье 30 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов. В соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях и в порядке, устанавливаемых Советом Министров СССР и Советом Министров РСФСР, граждане могут быть приняты на учет и не по месту их жительства.

Согласно ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР, принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию. О принятом решении сообщается гражданам в письменной форме.

Таким образом, до 2005 года постановку граждан на учет на улучшение жилищных условий и ведение учета граждан, нуждающихся в улучшении жилых помещениях, проживающих на территории села <адрес>, осуществляла администрация с. <адрес>, на территории села <адрес> - администрация с. <адрес>.

Как следует из письменных материалов дела, ФИО1 2 апреля 2003 года подал главе администрации с. <адрес> заявление о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ФИО2 02.12.1996 года подал главе администрации с. <адрес> заявление о принятии его на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. (л.д. <данные изъяты>).

В обоснование истцы указывают, что их заявления были приняты, и они были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что истцами не представлено доказательств того, что они были приняты органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в порядке, предусмотренном действовавшим на тот момент законодательством.

Не представлено истцами и доказательств того, что решением жилищной комиссии они признавались нуждающимися в получении жилого помещения.

Как следует из представленного администрацией сельского поселения «Верхнецасучейское» журнала регистрации заявлений, писем и жалоб граждан за период с 2002 по 2004 год включительно, сведения о том, что указанные выше заявления были зарегистрированы в данном журнале, отсутствуют.

Согласно информации администрации сельского поселения «Верхнецасучейское», отдельной книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за тот период нет.

Согласно справке администрации сельского поселения «Новозоринское», книга обращений (заявлений, жалоб) граждан с. <адрес> за период с 01 января 1996 года по 31 декабря 2004 года включительно, книга регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий за период с 01 января 1996 года по 31 декабря 2004 года включительно не сохранились.

Согласно ответу администрации муниципального района «Ононский район» от 07.11.2016г. на запрос суда, книги регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 1 января 1996 года по 31 декабря 2004 года сельскими поселениями «Новозоринское», «Верхнецасучейское» на хранение в архив не передавались.

Из содержания имеющихся в деле заявлений истцов в администрации сельских поселений о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, невозможно с достоверностью установить факт принятия указанных заявлений органом местного самоуправления и постановки заявителей на соответствующий учет.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Обязанность доказывания распространяется на стороны. Основу распределения обязанности по доказыванию составляет предмет доказывания, поскольку именно основания требований и возражений сторон влияют на его формирование. Невыполнение обязанности доказывания истцом оснований своих требований и возражений влечет вынесение решения об отказе в иске или его части.

Таким образом, поскольку не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств подачи истцами заявлений о постановке их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в срок до 1 января 2005 года, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Поскольку суд не находит оснований для удовлетворения основных требований истца ФИО2, суд отказывает в удовлетворении его иска о взыскании компенсации морального вреда.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

р е ш и л:

В удовлетворении иска ФИО1, ФИО2к ГКУ «Краевой центр социальной защиты населения Забайкальского края - Акшинский отдел на территории муниципального района «Ононский район», Министерству социальной защиты населения Забайкальского края о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, включении в федеральный реестр граждан, имеющих право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета, взыскании компенсации морального вреда, отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Ононский районный суд.

Судья А.В. Булгаков

Решение принято в окончательной форме 16 декабря 2016 года.