ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-294/2016 от 16.02.2016 Енотаевского районного суда (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

16 февраля 2016г.

Енотаевский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Судаковой Е.В.

с участием прокурора Батаева А.Г.

при секретаре Кожебаевой Э.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора <данные изъяты> в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» <адрес> об обязывании устранения нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес> системой голосового оповещения и управления эвакуацией, суд

установил:

Прокурор <данные изъяты> области обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» <адрес> об обязывании устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» системой голосового оповещения и управления эвакуацией.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> А.Г. Батаев поддержал исковые требования пояснил, что Прокуратурой <данные изъяты> в <данные изъяты>. проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей. Установлено, что МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» является местом массового пребывания людей, так как при определенных условиях в нем может одновременно находится более 50 человек, но учреждение не оборудовано системой голосового оповещения и управления эвакуацией. Отсутствие системы голосового оповещения и управления эвакуацией отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в данном учреждении, ставит под угрозу безопасность и стабильность общества, жизнь и здоровье детей и работников данного учреждения.

Представитель ответчика МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» <адрес> в судебное заседание не явился о дне слушания дела извещены надлежащим образом, согласно заявления в суд, телефонограммы просит дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования признают в полном объеме.

Представитель третьего лица <адрес> Кабанова О.А. пояснила в суде, что в соответствии с Федеральными законами от 25.07.2002г. № 114 ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» от 06.03.2006г. № 35 ФЗ «О противодействии терроризму», от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и в целях повышения эффективности деятельности по профилактике терроризма и экстремизма в муниципальном образовании «<адрес>» утверждена муниципальная программа «Профилактика экстремизма и терроризма в МО «<адрес>», а также утверждена муниципальная программа «Развития образования муниципального образования «<адрес>» которыми предусмотрены все меры по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности общеобразовательных учреждений. Работы по заключению договоров ведутся, составлена смета на монтаж речевого оповещения и управления эвакуацией. Не возражают против удовлетворения требований прокурора.

Представитель третьего лица Управления образования администрации МО «<адрес>» <адрес> Тунгатаров С.А. пояснил в суде, что не возражает против удовлетворения требований прокурора. МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» является местом массового пребывания людей. МО «<адрес>» утверждены муниципальные программы «Профилактика экстремизма и терроризма в МО «<адрес>», и «Развитие образования МО «<адрес>». Заключен договор на оказание услуг в области пожарной безопасности, определен перечень услуг в области пожарной безопасности, выставлен счет на оплату. Система голосового оповещения и управления эвакуацией будет установлена при поступлении денежных средств, работа в этом направлении ведется.

Представитель третьего лица Администрации МО «<адрес>» Мокроусов Д.В. пояснил в суде, что он является секретарем антитеррористической комиссии МО «<адрес>» и работа по выявлению предупреждения угроз совершения террористических актов в районе ведется. Работа в МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» по оборудованию системой голосового оповещения и управления эвакуацией ведется. Разработан перечень мероприятий муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в МО «<адрес>», количество людей в МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» <данные изъяты>.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, и оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений

Согласно статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле

На основании устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» муниципального образования «<адрес>» утвержденного постановлением администрации МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ. № МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам различных видов, уровней и направлений.

В соответствии с п. 3.1. Устава учреждения деятельность МБОУ осуществляется школой самостоятельно в соответствии с принципами государственной политики в области образования на основе учебного плана, разрабатываемого на основе федерального базисного плана Российской Федерации.

Учредителем МБОУ и собственником его имущества является муниципальное образование «<адрес>» (далее учредитель). Функции и полномочия учредителя от имени муниципального образования «<адрес>» осуществляет Управление образования муниципального образования <адрес> (далее управление образования) п.1.3 устава учреждения.

Установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей. В ходе проверки установлено, что МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» является местом массового пребывания людей и не оборудовано системой голосового оповещения и управления эвакуацией, что подтверждается сообщением директора школы л.д. 8.

Факт отсутствия системы голосового оповещения и управления эвакуацией ответчиками не оспаривается.

В силу положений статьи 2, 20, 41 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства, каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья. Детство находиться под защитой государства.

В пункте 3 статьи 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государство – участники Конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму.

В соответствии с пунктами 1, 7 статьи 2 Федерального закона от 6.03.2006 № 35 ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечения и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризму.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5.10.2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со статьей 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года № 273 ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

На основании пункта 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009г. № 384 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Приказом Рособразования от 11.11.2009г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализацией, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).

Суд полагает, что отсутствие в МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа», где количество людей составляет <данные изъяты> человека системы голосового оповещения и управления эвакуаций отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, и, как следствие, включает нарушение прав неопределенного круга лиц и малолетних воспитанников на охрану жизни и здоровья.

А поскольку судом установлено, что в МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» отсутствует система голосового оповещения и управления эвакуацией, которая должна обеспечивать оперативное информирование людей об угрозе совершения или о совершении террористического акта – нарушаются права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала общеобразовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждения, в части их безопасного пребывания в нем.

На основании статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации муниципальное образование.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6.10.2003г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункта 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждений во время образовательного процесса, их защиты от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.

Предметом регулирования Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ст. 28 Федерального закона "Об образовании", образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся:.. . материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.. .... Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.. .. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

На основании ст. 51 Закона РФ "Об образовании" образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством РФ и уставом данного образовательного учреждения.

Таким образом, несоблюдение руководством МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» требований по обеспечению мер противодействия терроризму создает угрозу жизни и здоровью детей, обслуживающего персонала, их безопасности, что является нарушением их конституционных прав.

Из представленных в суд постановлений Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> от 14.10.2015г. № 693 и 699 следует, что утверждены муниципальные программы «Профилактика экстремизма и терроризма в муниципальном образовании «<адрес>» и «Развитие образования муниципального образования «<адрес>». Из постановления об утверждении муниципальной программы «Профилактика экстремизма и терроризма в муниципальном образовании «<адрес>» следует, что финансовому управлению администрации муниципального образования «<адрес>» в течение всего периода реализации программы при формировании бюджета муниципального образования «<адрес>» осуществлять финансирование в пределах ассигнований, предусматриваемых на эти цели в бюджете муниципального образования «<адрес>». Несостоятельным являются пояснения представителей третьих лиц – Администрации МО «<адрес>», Управления образования администрации МО «<адрес>» о финансировании мероприятий по антитеррористической защищенности по мере поступления денежных средств, поскольку действующее законодательство не ставит выполнение органами местного самоуправления выполнение указанных мероприятий в зависимость от их финансовых возможностей.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-197 гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление Прокурора <данные изъяты> области в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» <адрес> об обязывании устранить нарушение законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» системой голосового оповещения и управления эвакуацией – удовлетворить.

Обязать МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» устранить нарушения законодательства в сфере обеспечения безопасности мест с массовым пребыванием людей, путем оборудования МБОУ «<данные изъяты> основная общеобразовательная школа» МО «<адрес>» системой голосового оповещения и управления эвакуацией.

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме в апелляционном порядке.

Р/судья подпись Судакова Е.В.