ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-294/2017 от 12.01.2017 Бийского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-294/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 января 2017 года г.Бийск

Бийский городской суд Алтайского края в составе председательствующего Белущенко М.Ю.

при секретаре Лепехиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Турецких А.Г. к акционерному обществу «Алтайкрайэнерго» о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет,

у с т а н о в и л:

Турецких А.Г. обратился в суд с иском к АО «Алтайкрайэнерго» с требованием о признании действий ответчика, выразившихся в начислении платы собственникам жилого помещения <адрес>, расположенной в <адрес> по ул.<адрес>, за потребленную электроэнергию с учетом расходов по коллективному (общедомовому) прибору учета электроэнергии, в период с ДД.ММ.ГГГГ. в сумме 13 582,93 руб. незаконными. Просит обязать ответчика произвести перерасчет платы за потребленную электроэнергию исключив расходы, определенные на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета, за весь период с момента его установки, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ., произвести расчет за указанный период ОДН по нормативу.

В обоснование исковых требований указано, что жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> ул.<адрес> находится в общей совместной собственности супругов Турецких А.Г. и Л.И. Постановлением Администрации г.Бийска №150 от 22.01.2010г. «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в <адрес>» жилой <адрес> по ул<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением Администрации г.Бийска №165 от 18.04.2013г. «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Бийска на 2013-2015 годы» дом, в котором расположена квартира истца, включен в данную программу.

В соответствии со ст.13 Федерального закона №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Однако, требования указанного закона в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 01 января 2013 года.

Ответчик в нарушение вышеуказанных положений закона неправомерно произвел установку общедомового прибора учета электрической энергии и выставляет расходы по его установке собственникам помещений, исходя из доли в общем имуществе в многоквартирном доме, а также рассчитывает плату за электроснабжение мест общего пользования исходя из показаний общедомового прибора учета.

Истец Турецких А.Г. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, в заявлении просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Щербакова Е.А., действующая на основании ордера, настаивает на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика АО «Алтайкрайэнерго» Плаксо О.А., действующая на основании доверенности, возражений относительно заявленных исковых требований не высказала.

Третье лицо Турецких Л.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще.

С согласия участников процесса дело рассмотрено судом при настоящей явке.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что жилое помещение по адресу <адрес> ул.<адрес> принадлежит на праве общей совместной собственности Турецких Л.И. и Турецких Н.Г., что подтверждено свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ., запись регистрации .

Как следует из представленных истцом платежных документов за период с ДД.ММ.ГГГГ. произведено начисление ОДН по ОДПУ (общедомовому прибору учета) с учетом показаний данного прибора учета. По нормативу потребления начисление ОДН не производилось.

Согласно платежному документу за период с ДД.ММ.ГГГГ. энергоснабжающей организацией произведено начисление ОДН по нормативу, начисление ОДН по ОДПУ не производилось. По состоянию на данную дату сформирована задолженность 13 715,52 рублей, в том числе текущая по нормативу 45,01 рублей.

Факт установления коллективного прибора учета потребленной электроэнергии и начисления платы за ОДН по данному прибору с ДД.ММ.ГГГГ. не оспаривается сторонами.

Согласно постановлению Администрации города Бийска от 22.01.2010г. №150 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу в городе Бийске» жилой <адрес> по ул.<адрес> признан аварийным и подлежащим сносу в 2013-2015 годах. Постановлением Администрации г.Бийска №165 от 18.04.2013г. «Об утверждении муниципальной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда города Бийска на 2013-2015 годы» дом, в котором расположена квартира истца, включен в данную программу.

Согласно п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (утв.Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 6 июля 2016 г.) № 2 (2016) в соответствии со ст. 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета. Собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного федерального закона, обязаны обеспечить оснащение домов приборами учета используемых энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. В случае неисполнения ими данной обязанности, согласно ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении, действия по оснащению домов приборами учета должны совершить ресурсоснабжающие организации, которым в последующем граждане возмещают расходы по установке приборов учета используемых энергоресурсов.

Вместе с тем, в силу предл. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении, требования данной статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты, мощность потребления электрической энергии которых составляет менее чем пять киловатт (в отношении организации учета используемой электрической энергии) или максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час (в отношении организации учета используемой тепловой энергии) либо максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа).

В данной норме не содержится запрета на установку приборов учета в ветхих и аварийных объектах, а лишь указывается на отсутствие обязанности собственников по их установке и, соответственно, оплате стоимости приборов учета и расходов по их установке, если она проведена иным лицом.

Такие объекты могут быть оснащены ресурсоснабжающими организациями за счет собственных средств приборами учета, если подтверждена техническая возможность их установки в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от 29 декабря 2011 г. N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения". Ухудшение эксплуатационных характеристик здания, отдельных его частей и инженерных систем, послуживших основанием для признания такого объекта в установленном порядке аварийным, приводящее к невозможности обеспечения точной фиксации потребления энергоресурсов и обслуживания приборов учета, исключает использование показаний приборов учета в таких многоквартирных домах.

Показания законно установленных и введенных в эксплуатацию коллективных приборов учета могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов.

В соответствии с п. 44 постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. №354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда иное установлено решением общего собрания собственников или когда исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация.

По общему правилу объем коммунальной услуги в размере превышения над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация оплачивает за счет собственных средств.

Данное регулирование направлено на стимулирование управляющей организации к выполнению мероприятий по эффективному управлению многоквартирным домом (выявлению несанкционированного подключения, внедоговорного потребления коммунальных услуг и др.) и достижение целей этого управления, обеспечивающих благоприятные и безопасные условия проживания граждан.

Вместе с тем, принимая во внимание, что в аварийных и ветхих объектах возможности обеспечения благоприятных условий проживания граждан могут быть существенно ограничены в связи с объективным физическим износом здания, его отдельных частей и инженерных систем, а также направленность нормативно-правового регулирования на защиту граждан, вынужденных проживать в непригодных для этих целей условиях, от несения дополнительных издержек, связанных с содержанием и ремонтом таких объектов, использование при расчетах за поставленный коммунальный ресурс показаний приборов учета в рассматриваемом случае не должно приводить к возложению на собственников домов и помещений в них или управляющие организации расходов, связанных с оплатой потребленных в соответствии с показаниями приборов учета коммунальных услуг в объеме, превышающем нормативы потребления.

Таким образом, ресурсоснабжающие организации вправе использовать показания коллективных приборов учета, установленных ими в ветхих и аварийных объектах с соблюдением требований законодательства, для определения объема и стоимости потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды. Однако размер обязательств собственников и управляющей компании по оплате потребленных энергоресурсов на общедомовые нужды ограничен утвержденными нормативами потребления.

Из вышеизложенного следует, что действия ответчика по начислению ОДН по коллективному прибору учета за период с 01.10.2013г. по 01.06.2016г. не могут являться незаконными только при условии, что данные начисления не превышают начислений по нормативно установленному объему потребления энергоресурсов.

Вместе с тем, ответчиком не представлено доказательств того, что начисление истцу платы на ОДН исходя из показаний коллективного прибора учета не превышает размера платы, начисленной исходя из объемов норматива потребления. Определение судьи от 30.11.2016г. в части предоставление выписки по лицевому счету, открытому на имя истца, ответчиком не исполнено. Руководствуясь положениями ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает доказанным, что в нарушение положений закона ответчик, производя расчет платы на ОДН, руководствовался только показаниями коллективного прибора учета без соотношения данных показаний с установленными нормативно объемами потребления электроэнергии, вследствие чего начисленная плата за ОДН подлежит перерасчету.

Таким образом, требования истца Турецких А.Г. подлежат удовлетворению в части.

Требования истца о признании незаконным начисления ОДН в конкретном размере 13 582,93 рубля не подлежат удовлетворению, поскольку расчета данной суммы суду не представлено. Кроме того, нарушенные права истца в данной части восстановлены разрешением требования о возложении обязанности на ответчика по перерасчету начислений платы на ОДН за период с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с положениями ст.98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца государственную пошлину 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Турецких А.Г. удовлетворить в части.

Признать незаконными действия АО «Алтайкрайэнерго» в начислении собственникам жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> ул.<адрес> платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды по показаниям коллективного прибора учета в части начисления платы превышающей нормативы потребления, в период с ДД.ММ.ГГГГ.

Возложить на АО «Алтайкрайэнерго» обязанность произвести Турецких А.Г. собственнику жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> перерасчет платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды за период с ДД.ММ.ГГГГ., исходя из норматива потребления.

Взыскать с АО «Алтайкрайэнерго» в пользу Турецких А.Г. государственную пошлину 300 рублей.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Бийский городской суд.

Председательствующий М.Ю. Белущенко