Гражданское дело № 2-294/2017 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2017 года г. Армянск Республика Крым Армянский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Феденевой Т.Н., при секретаре Щелоковой А.И., с участием представителя истца, Администрации г. Армянск Республики Крым, ФИО1, ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-294/2017 по иску Администрации г. Армянск Республики Крым к ФИО2 о взыскании задолженности по арендной плате по договору аренды земельного участка, у с т а н о в и л : Истец, Администрация г. Армянск Республики Крым, обратилась в суд с иском к ответчику ФИО2 о взыскании задолженности по арендной плате за пользование земельным участком по договору аренды от 28.02.2011 № 006/11 года в сумме 263 514, 08 рублей за период с 01.04.2015 года по 14.12.2016 года. В обоснование иска указано, что договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> заключен на срок пять лет, то есть до 16.12.2016 года, зарегистрирован в установленном порядке 14.12.2016 года под № 011150004000019, в настоящее время срок его действия истек. Арендная плата по договору установлена в размере 1695,16 грн., дополнительным соглашением №1 от 01.02.2012 года на основании решения Армянского городского Совета от 06.12.2011 года №137 « Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценки земель г. Армянска Республики Крым» изменен размер арендной платы, составил 3757, 53 грн. в месяц. На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 1155-р «О передаче функций по администрированию арендной платы за землю» с 01.01.2015 года Администрацией г. Армянск Республики Крым осуществляются функции администрирования арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. После ликвидации Армянского городского совета, являвшегося стороной по договору аренды, решением 1 сессии 1 созыва Армянского городского совета правопреемником определен Армянский городской совет муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым. Полномочия по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками переданы Армянским городским советом муниципального образования городской округ Армянск Администрации г. Армянск на основании решения от 23.12.2014 года № 55, утвердившего Положение об Администрации города Армянск Республики Крым (п.4.3. раздела 4 Положения). Так как договор заключен в период действия законодательства Украины, к спорным правоотношениям применяется законодательство, действующее в период возникновения договорных отношений, не противоречащее законодательству Российской Федерации. Согласно ст.629 Гражданского кодекса Украины договор является обязательным для исполнения сторонами. В соответствии с требованиями ст.193 Хозяйственного кодекса Украины и ст. ст. 525, 526 Гражданского Кодекса Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями гражданского законодательства, а при отсутствии таковых в соответствии с обычаями делового оборота или других обычно применяемых требований. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом. Аналогичные требования установлены статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. В соответствии с Земельным Кодексом РФ (ч.1 ст.1 п.7) использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В нарушение требований закона и условий договора ответчик за период с 01 января 2015 года по 14 декабря 2016 года не вносил полностью арендную плату за пользование земельным участком, нарушая обязательства, в связи с чем возникла задолженность за указанный период в сумме 263 514, 08 рублей. 13.03.2017 года в адрес ответчика направлена претензия о погашении задолженности которая оставлена без удовлетворения. В судебном заседании представитель истца ФИО1 иск поддержала просила его удовлетворить. Дополнительно пояснила, что ФИО2 использовал земельный участок для осуществления предпринимательской деятельности, принял на себя обязательства по договору аренды, в том числе и по внесению арендной платы. За весь спорный период ответчиком частично оплачивалась арендная плата по договору, что подтверждается платежными документами. Доводы ответчика о том, что решение Армянского городского совета от 06.12.2011 года №137 об утверждении технической документации по нормативной денежной оценки земель г. Армянска Республики Крым, в связи с которым произошло увеличение стоимости аренды земельного участка в месяц, нигде не опубликовано, и в связи с этим не может считаться действующим документом, подлежащим применению, опровергаются публикацией данного решения в газете «Северная Таврида» за № 44 от 08.12.2011 года. Возможно ответчик и обращался в администрацию г. Армянск с заявлением о перерасчете арендной платы по договору, однако окончательного решения по его заявлению не принято, так как ответчиком в судебное заседание не представлено подтверждающих документов. Ответчик ФИО2 представил письменные возражения суду, содержание которых в основном состоит в том, что Администрацией г. Армянск Республики Крым необоснованно увеличена арендная плата до 3757, 53 грн. в месяц, так как решение Армянского городского совета от 06.12.2011 года №137 об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель г. Армянска Республики Крым, в связи с которым произошло увеличение стоимости аренды земельного участка в месяц, нигде не опубликовано, поэтому не может считаться действующим документом, подлежащим применению. На этом основании просил отказать в удовлетворении иска. Кроме того, в судебном заседании ответчик пояснил, что он обращался в администрацию г. Армянска Республики Крым с заявлением о перерасчете арендной платы по договору аренды, с учетом требований законодательства принятого в переходный период, с целью ее уменьшения и предоставлял необходимые для этого документы. Обращался по этому поводу к специалистам земельного отдела, к главе администрации и его заместителю. Решение по его заявлению должностными лицами не принято до настоящего времени. Считает, что в результате бездействия должностных лиц Администрации г. Армянска возникла задолженность по арендной плате. В судебном порядке бездействие должностных лиц Администрации г. Армянск не обжаловал, в том числе в судебном порядке. Просил суд учитывать данное обстоятельство при взыскании арендной платы. Заслушав представителя истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, считает исковые требования подлежащими удовлетворению полностью по следующим основаниям. Судом установлено, что между ответчиком ФИО2 и Армянским городским советом 28.02.2011 № 006/11 заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> срок пять лет, то есть до 14.12.2016 года. Договор зарегистрирован в установленном порядке 14.12.2016 года. В настоящее время срок его действия истек. Арендная плата по договору при его заключении установлена в размере 1695,16 грн. в месяц. Дополнительным соглашением №1 от 01.02.2012 года в соответствии с решением Армянского городского Совета от 06.12.2011 года №137 «Об утверждении технической документации по нормативной денежной оценке земель г. Армянска Республики Крым» изменен размер арендной платы до 3757, 53 грн. в месяц. Дополнительное соглашение подписано ответчиком и на день подписания не оспаривалось ответчиком. На основании распоряжения Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 1155-р «О передаче функций по администрированию арендной платы за землю» с 01.01.2015 года Администрацией г. Армянск Республики Крым осуществляются функции администрирования арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. После ликвидации Армянского городского совета, являвшегося стороной по договору аренды решением 1 сессии 1 созыва Армянского городского совета правопреемником определен Армянский городской совет муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым. Согласно п.4.3 раздела 4 Положения об Администрации города Армянск Республики Крым полномочия по вопросам владения, пользования и распоряжения земельными участками переданы Армянским городским советом муниципального образования городской округ Армянск Администрации г. Армянск на основании решения от 23.12.2014 года № 55, утвердившего указанное Положение. Так как договор заключен в период действия законодательства Украины, к спорным правоотношениям применяется законодательство, действующее в период возникновения договорных отношений, не противоречащее законодательству Российской Федерации. Согласно ст.629 Гражданского кодекса Украины договор является обязательным для исполнения сторонами. В соответствии с требованиями ст.193 Хозяйственного кодекса Украины и ст. ст. 525, 526 Гражданского Кодекса Украины обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями гражданского законодательства, а при отсутствии таковых в соответствии с обычаями делового оборота или других обычно применяемых требований. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, если иное не установлено договором или законом. Аналогичные требования установлены статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с ч.1 ст. 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. В соответствии с Земельным Кодексом РФ (ч.1 ст.1 п.7) использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В нарушение требований закона и условий договора ( п.8 договора аренды от 28.02.2011 года) ответчик за период с 01 января 2015 года по 14.12.2016 года не вносил полностью арендную плату за пользование земельным участком, нарушая обязательства, в связи с чем возникла задолженность за указанный период в сумме 263 514, 08 рублей. 13.03.2017 года истцом в адрес ответчика направлена претензия об оплате задолженности по договору аренды, которая оставлена без ответа. В соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 11 ноября 2014 года № 1155-р « О передаче функций по администрированию арендной платы за землю» с 01.01.2015 года Администрацией г. Армянск Республики Крым осуществляются функции администрирования арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности муниципального образования. В соответствии с ч. 5 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования в соответствии со своей компетенцией являются правопреемниками органов местного самоуправления, которые на день создания вновь образованного муниципального образования осуществляли полномочия по решению вопросов местного значения на соответствующей территории, в отношениях с органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, физическими и юридическими лицами. Вопросы правопреемства подлежат урегулированию муниципальными правовыми актами вновь образованного муниципального образования. Аналогичные нормы содержатся в ст. 26 Закона Республики Крым от 21.08.2014 N 54- ЗРК «Об основах местного самоуправления в Республике Крым». Республика Крым принята в состав Российской Федерации на основании Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов от 18.03.2014, Федерального конституционного закона «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополь» №6-ФКЗ от 21 марта 2014 г. Согласно статье 23 Закона № 6-ФКЗ законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом. Как установлено ст. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ. Нормы Федерального конституционного закона от 21.03.2014 №6-ФКЗ не имеют обратного действия во времени. Правоотношения, возникшие из заключенных до 18.03.2014 договоров, регулируются нормами материального права украинского законодательства, которое применяется в случае отсутствия противоречий с нормами российского законодательства. Договор о предоставлении земельного участка заключен в 2011 году, то есть правоотношения между сторонами возникли на основании законодательства Украины, суд считает необходимым при разрешении данного спора применять нормы материального права Украины в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. Согласно части первой статьи 11 Гражданского кодекса Украины гражданские права и обязанности возникают из действий лиц, предусмотренных актами гражданского законодательства, а также из действий лиц, не предусмотренных этими актами, но по аналогии порождают гражданские права и обязанности, в частности, из договоров и иных сделок. Согласно статье 629 ГКУ договор является обязательным для исполнения сторонами. В соответствии с требованиями статей 525, 526, 530 ГКУ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение условий договора не допускается, если иное не установлено договором или законом. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора, требованиями закона Украины, других актов гражданского законодательства, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Если в обязательстве установлен срок (дата) его исполнения, то оно подлежит исполнению в этот срок. В соответствии со статьей 610 ГКУ нарушением обязательства является его невыполнение или выполнение с нарушением условий, определенных содержанием обязательства. В соответствии со статьей 2 Закона Украины «О плате за землю», использование земли в Украине является платным. Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемой в зависимости от денежной оценки земель. Согласно ст. 21 Закона Украины «Об аренде земли» арендная плата за землю - это платеж, который арендатор вносит арендодателю за использование земельного участка. Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются в договоре аренды. В случаях, установленных законом, применяются цены, которые устанавливаются или регулируются уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Указанные нормы законодательства Украины не противоречат нормам Гражданского кодекса РФ (ст.ст.309, 310, 614), Земельного Кодекса РФ (ст.ст.1 ч.1 п.7, ст.65). Согласно ст. 606 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование. Статья 614 ГК РФ устанавливает обязанность арендатора своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. Согласно п. п. 7 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии с п. 1 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Согласно п.1 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке. Стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен. Поскольку ставки арендной платы за пользование земельными участками являются регулируемыми, стороны обязаны руководствоваться этими ставками при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта, что согласуется с правилами статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации. Постановлением Совета министров Республики Крым № 450 от 12 ноября 2014 года «О плате за земельные участки, которые расположены на территории Республики Крым» установлено, что нормативная цена земельных участков, установленная на 21 марта 2014 года с 1 ноября 2014 года, пересчитывается в рубли с коэффициентом 3,8. Данным постановлением также утверждено Положение о порядке определения нормативной цены, размера арендной платы, платы за установление сервитута, в том числе публичного, платы за проведение перераспределения земельных участков, размера цены продажи земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым или муниципальной собственности. Согласно пункта 3.4 Положения плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд (эмфитевзис), права застройки земельного участка (суперфиций), аренды земельного участка, заключенных до 21 марта 2014 года, признается равной платежам, установленных прежними договорами, и пересчитывается в рубли с учетом коэффициента 3,8 при заключении договора аренды земельного участка по основаниям, предусмотренными частями 6 и 13 статьи 3 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года N 38-3PK "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым". В том случае, если такой договор заключается после 31 декабря 2014 года, то арендная плата увеличивается на коэффициент инфляции, применяемый ежегодно в соответствии с индексом инфляции, предусмотренном законом о бюджете Российской Федерации на очередной финансовый год. В том случае, если плата, установленная в договорах права пользования чужим земельным участком для сельскохозяйственных нужд, права застройки земельного участка, аренды земельного не соответствовала законодательству, действующему до 21 марта 2014 года, то при заключении договора аренды плата устанавливается в соответствии с пунктами 3.2 и 3.3 настоящего Положения. Решением Армянского городского совета шестого созыва от 06.12.2011 года № 137 утверждена техническая документация по нормативной денежной оценке земель г. Армянска Республики Крым, опубликованная в периодическом издании газете Северная Таврида № 44 от 08.12.2011 года, в которой определяется порядок расчета арендной платы по договорам аренды. Таким образом, Администрация г. Армянск Республики Крым как правопреемник по договору аренды земельного участка вправе взыскивать арендную плату за прошлый период с учетом установленного законом субъекта и местным законодательным органом порядка. Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со статьей 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательств. Ответчиком не оспаривается факт пользования земельным участком за указанный период, наличие задолженности по арендной плате, и ее расчет, представленный истцом. Кроме того в судебном заседании установлено и подтверждено платежными документами, что арендная плата за оспариваемый период ответчиком частично вносилась в соответствии с расчетами установленными истцом, что так же подтверждает согласие ответчика с суммой арендной платы, установленной договором аренды. В судебное заседание ответчиком ФИО2 в подтверждение доводов не признания иска представлен ответ главы Администрации г. Армянск Республики Крым о необходимости предоставить документы для переоформления прав на земельный участок с учетом переходного периода, в том числе связанных с определением арендной платы. Однако доказательств того, что ответчиком документы предоставлялись в администрацию г. Армянска Республики Крым в установленном порядке, рассматривались и по ним принято какое-либо решение ответчиком в суд не представлено. В связи с отсутствием доказательств суд не учитывает доводы ответчика при взыскании задолженности по договору аренды. Суд принимает расчеты задолженности по арендной плате за период с 01.04.2015 год по 14.12.2016 года представленные истцом, признает их правильными. В этой связи суд приходит к выводу о том, что исковые требования Администрации г. Республики Крым о взыскания задолженности по арендной плате за период с 01.04.2015 года по 14.12.2017 в сумме 263 514, 08 рублей подлежит удовлетворению. В соответствии со ст.103 ГПК РФ и ст.333.19 ч.1 п.1 Налогового Кодекса РФ с ФИО2 подлежит взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета. Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд РЕШИЛ: Иск Администрации г. Армянск Республики Крым удовлетворить. Взыскать с ФИО2 в бюджет Муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым задолженность по арендной плате по договору аренды № от 28.02.2011 года в сумме 263 514, 08 рублей. Взыскать с ФИО2 в федеральный бюджет государственную пошлину в сумме 5 835,00 рублей. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым через Армянский городской суд Республики Крым в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме. В окончательной форме решение принято 04.12.2017 года. Председательствующий судья Феденева Т.Н. |