ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-295(3)/14 от 09.07.2014 Балаковского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2-295(3)/2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 июля 2014 года рабочий поселок Духовницкое

Балаковский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Гордеева А.А.,

при секретаре судебного заседания Тишиной М.Г.,

с участием помощника прокурора Духовницкого района Саратовской области Мустафаева Т.Э.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Духовницкого района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия контрольно-счетной комиссии Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, выразившемся в непроведении экспертизы действующих муниципальных программ,

установил:

прокурор Духовницкого района Саратовской области обратился в Балаковский районный суд Саратовской области с заявлениями в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, о признании незаконным бездействия контрольно-счетной комиссии Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-счетной комиссии Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, выразившемся в непроведении экспертизы действующих муниципальных программ и обязании в срок до 01 августа 2014 года провести экспертизу действующих муниципальных программ.

Определением Балаковского районного суда Саратовской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела на основании указанных заявлений объединены в одно производство.

Заявления обосновывает тем, что в результате проверки деятельности контрольно-счетных комиссий муниципальных образований Духовницкого муниципального района Саратовской области (далее Комиссии) выявлено, что Комиссии свою деятельность в части реализации своих полномочий фактически не осуществляли, а именно, вопреки своим функциям и задачам не проводили финансово-экономическую экспертизу действующих муниципальных программ.

При этом, реализация контрольно-счетной комиссией своих полномочий в полном объеме, проведение экспертиз всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства перед их утверждением, способствует более рациональному расходованию бюджетных средств.

Бездействие комиссий нарушает экономические интересы и права неопределенного круга лиц – населения муниципальных образований Духовницкого муниципального района Саратовской области на обеспечение их нормальной жизнедеятельности. Может привести к злоупотреблению должностными лицами своими полномочиями, проявлению коррупции на различных уровнях власти и причинению существенного ущерба интересам неопределенного круга лиц муниципального образования.

Прокурор просит признать незаконным бездействие контрольно-счетной комиссии Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-счетной комиссии Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области в части не проведения экспертизы действующих муниципальных программ и обязать контрольно-счетную комиссию Брыковского муниципального образования Духовницкого района Саратовской области, контрольно-счетную комиссию Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионную комиссию Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионную комиссию Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионную комиссию Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области в срок до 01 августа 2014 года провести экспертизу действующих муниципальных программ.

В судебном заседании помощник прокурора Мустафаев Т.Э. уточнил заявленные требования и просил обязать контрольно-счетную комиссию Брыковского муниципального образования Духовницкого района Саратовской области, контрольно-счетную комиссию Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионную комиссию Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионную комиссию Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионную комиссию Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области в срок до 01 сентября 2014 года провести экспертизу действующих муниципальных программ. В остальной части поддержал заявленные требования, по основаниям указанным в заявлениях, просил их удовлетворить.

Председатели контрольно-счетной комиссии Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-счетной комиссии Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, в судебное заседание не прибыли, направив суду заявления о согласии с заявленными требованиями прокурора и рассмотрении заявления в их отсутствие.

В соответствии с частью 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие представителей органа, действия которого оспариваются, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.

Заслушав объяснения помощника прокурора, проверив обоснованность его доводов путём исследования письменных доказательств в материалах дела, суд считает подлежащими удовлетворению требования прокурора по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а так же в защиту интересов Российской Федерации. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится формирование, утверждение, исполнение бюджета поселения и контроль за исполнением данного бюджета.

В силу части 1 и части 11 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 38 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» контрольно-счетный орган муниципального образования является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля и образуется представительным органом муниципального образования.

Согласно пункта 9 статьи 3 Федерального закона от 07 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» контрольно-счетные органы обладают организационной и функциональной независимостью и осуществляют свою деятельность самостоятельно.

В пункте 6 статьи 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что развитие институтов общественного и парламентского контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции является одной из мер по профилактике коррупции.

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» приоритетное применение мер по предупреждению коррупции является одним из основных принципов, на котором основывается противодействие коррупции в Российской Федерации.

В силу пункта 9 части 10 статьи 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

В пункте 1 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные законодательными (представительными) органами, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и готовят заключения на годовой отчет об исполнении соответствующих бюджетов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, долгосрочных целевых программ и правовых актов бюджетного законодательства Российской Федерации.

Согласно пункта 1 статьи 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательные (представительные) органы осуществляют следующие формы финансового Контроля: предварительный контроль – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам; текущий контроль – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных) органов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами; последующий контроль – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

Судом установлено, что контрольно-счетная комиссия Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением сельского Совета Брыковского МО № 15/42 от 17 июля 2012 года (листы дела 5-8).

Контрольно-счетная комиссия Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением сельского Совета Березово-Лукского МО № 8/28 от 27 марта 2012 года (листы дела 25-31).

Контрольно-ревизионная комиссия Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением сельского Совета Липовского МО № 10/23 от 07 июня 2012 года (листы дела 39, 42-45).

Контрольно-ревизионная комиссия Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением сельского Совета Горяйновского МО № 10/33 от 31 мая 2012 года (листы дела 58, 60-63).

Контрольно-ревизионная комиссия Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области осуществляет свою деятельность на основании Положения, утвержденного решением сельского Совета Новозахаркинского МО № 7/20 от 30 марта 2012 года (листы дела 77-80).

В пункте 3.1 раздела 3 Положения о контрольно-счетной комиссии Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, указаны основные полномочия Комиссии (листы дела 5 (оборот)), 6, 6(оборот)), в том числе и проведение экспертизы действующих муниципальных программ.

В пункте 3.1 раздела 3 Положения о контрольно-счетной комиссии Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, указаны основные функции и задачи Комиссии (листы дела 26-28), в том числе и проведение экспертизы действующих муниципальных программ.

В пункте 3.1 раздела 3 Положения о контрольно-ревизионной комиссии Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, указаны основные полномочия Комиссии (листы дела 42-43), в том числе и проведение экспертизы действующих муниципальных программ.

В пункте 3.1 раздела 3 Положения о контрольно-ревизионной комиссии Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области указаны основные функции, задачи и полномочия Комиссии (листы дела 60-62), в том числе и проведение экспертизы действующих муниципальных программ.

В пункте 1 раздела 3 Положения о контрольно-ревизионной комиссии Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, указаны основные функции и задачи Комиссии (листы дела 77 (оборот), 78), в том числе и проведение экспертизы действующих муниципальных программ.

Таким образом, Комиссии наделены в соответствии с требованиями действующего законодательства необходимыми полномочиями для проведения финансово-экономической экспертизы муниципальных программ.

Постановлениями администрации Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области утверждены следующие муниципальные целевые программы: «Обеспечение пожарной безопасности объектов жилого и нежилого фонда Брыковского муниципального образования на период с 2014 по 2016 годы», «Противодействие коррупции на территории Брыковского МО на период с 2012 по 2015 годы», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Брыковском МО на 2012-2015 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Брыковском МО на 2012-2014 годы», «Молодежь Брыковского МО на 2012-2014 годы», «Профилактика правонарушений в Брыковском МО на 2012-2014 годы», «Развитие систем коммунальной инфраструктуры Брыковского МО на 2014-2037 годы» (листы дела 12-18).

В Березово-Лукском муниципальном образовании Духовницкого муниципального района Саратовской области утверждены следующие муниципальные целевые программы: «Молодежь Березово-Лукского МО на 2013-2015 годы», «Обеспечение пожарной безопасности объектов жилого и нежилого фонда на территории Березово-Лукского МО Духовницкого муниципального района на 2014-2016 годы», «Энергосбережение в Березово-Лукском МО на 2012-2015 годы», «Противодействие коррупции в Березово-Лукском МО на 2012-2014 годы», «Профилактика правонарушений в Березово-Лукском МО на 2012-2014 годы», «Повышение безопасности дорожного движения на территории Березово-Лукского МО на 2012-2014 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Березово-Лукском МО на 2013-2015 годы» (лист дела 33).

Постановлениями администрации Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области утверждены следующие муниципальные целевые программы: «Профилактика правонарушений в Липовском МО на 2012-2014 годы», «Обеспечение пожарной безопасности объектов жилого и нежилого фонда Липовского МО на период с 2014 по 2016 годы», «Энергосбережение в Липовском МО на 2012-2015 годы», «Дети и молодежь – наше будущее на 2013-2015 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Липовском МО на 2012-2014 годы» (листы дела 47-52).

Постановлениями администрации Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области утверждены следующие муниципальные целевые программы: «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Горяйновском МО на 2011-2015 годы», «Обеспечение пожарной безопасности объектов жилого и нежилого фонда Горяйновского МО на период 2014 по 2016 годы», «Противодействие коррупции на территории Горяйновского МО на период с 2014 по 2015 годы», «Профилактика правонарушений в Горяйновском МО на 2014-2016 годы», «Развитие малого и среднего предпринимательства в Горяйновском МО на 2013-2015 годы», «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности Горяйновского МО на 2013-2015 годы» (листы дела 64-69).

В Новозахаркинском муниципальном образовании Духовницкого муниципального района Саратовской области утверждены следующие муниципальные целевые программы: «Обеспечение пожарной безопасности объектов жилого и нежилого фонда Новозахаркинского МО на период 2014 по 2015 годы», «Противодействие коррупции на территории Новозахаркинского МО на период с 2014 по 2015 годы», «Строительство объектов водоснабжения на территории Новозахаркинского МО в 2012-2015 годах», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Новозахаркинском МО на 2012-2015 годы» (лист дела 81.

Таким образом, Комиссии вопреки своим функциям и задачам финансово-экономическую экспертизу действующих муниципальных программ не проводили.

Указанные обстоятельства подтверждаются письменной информацией глав администраций муниципальных образований (листы дела 19, 33, 46, 70, 81).

Реализация контрольно-счетной (ревизионной) комиссией своих полномочий в полном объеме, проведение экспертиз всех проектов нормативных правовых актов бюджетного законодательства перед их утверждением, способствует более рациональному расходованию бюджетных средств.

Бездействие комиссий нарушает экономические интересы муниципального образования, а так же права неопределенного круга лиц – населения муниципальных образований Духовницкого муниципального района Саратовской области на обеспечение их нормальной жизнедеятельности.

Таким образом, требования прокурора Духовницкого района подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

заявление прокурора Духовницкого района Саратовской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие контрольно-счетной комиссии Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-счетной комиссии Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, контрольно-ревизионной комиссии Новозахаркинского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области, выразившееся в непроведении экспертизы действующих муниципальных программ.

Обязать контрольно-счетную комиссию Брыковского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области провести экспертизу действующих муниципальных программ в срок до 01 сентября 2014 года.

Обязать контрольно-счетную комиссию Березово-Лукского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области провести экспертизу действующих муниципальных программ в срок до 01 сентября 2014 года.

Обязать контрольно-ревизионную комиссию Липовского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области провести экспертизу действующих муниципальных программ в срок до 01 сентября 2014 года.

Обязать контрольно-ревизионную комиссию Горяйновского муниципального образования Духовницкого муниципального района Саратовской области провести экспертизу действующих муниципальных программ в срок до 01 сентября 2014 года.

Обязать контрольно-ревизионную комиссию Новозахаркинского муниципально-

го образования Духовницкого муниципального района Саратовской области провести экспертизу действующих муниципальных программ в срок до 01 сентября 2014 года.

В течение месяца со дня принятия решения на него может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Судебную коллегию по гражданским делам Саратовского областного суда через Балаковский районный суд Саратовской области, расположенный в рабочем поселке Духовницкое Саратовской области.

Судья А.А. Гордеев