ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2950/2020740017-01-2020-004281-89 от 19.10.2020 Златоустовского городского суда (Челябинская область)

Дело № 2-2950/2020 74RS0017-01-2020-004281-89

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 октября 2020 года г. Златоуст

Златоустовский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Барашевой М.В.

при секретаре Коротаевой А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2950/2020 по заявлению Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество,

у с т а н о в и л:

Орган местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» (далее – ОМС «КУИ ЗГО») обратился в суд с заявлением, в котором просит признать бесхозяйными движимые вещи и передать в собственность муниципального образования Златоустовского городского округа:

памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), расположенный по адресу: <адрес>,

памятник юным борцам за власть Советов, расположенный по адресу: <адрес>,

скульптуру «Крылатый конь», расположенную по адресу: <адрес>,

памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, расположенный по адресу: <адрес>,

памятник И.Н. Бушуеву, расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 4).

В обоснование своих требований заявитель указал, что заявленные объекты не находятся в муниципальной собственности. По данным Министерства имущества Челябинской области объекты не значатся в реестре имущества. Также отсутствуют сведения об их нахождении в реестре федерального имущества. ОМС «КУИ ЗГО» отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений об указанных объектах, принятии их в качестве бесхозных в связи с тем, что они не обладают признаками недвижимого имущества.

Представитель заявителя ОМС «КУИ ЗГО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 68), просил рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 69).

В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Если это не исключается правилами настоящего Кодекса о приобретении права собственности на вещи, от которых собственник отказался (статья 226), о находке (статьи 227 и 228), о безнадзорных животных (статьи 230 и 231) и кладе (статья 233), право собственности на бесхозяйные движимые вещи может быть приобретено в силу приобретательной давности.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Согласно п. 1 ст. 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи.

В силу п. 25 раздела 2 Положения о Комитете по управлению имуществом Златоустовского городского округа, утвержденного решением Собрания депутатов Златоустовского городского округа от 10.03.2011 № 4-ЗГО, ОМС «КУИ ЗГО» выступает от имени муниципального образования Златоустовский городской округ заявителем при обращении за государственной регистрацией права (переход права) муниципальной собственности на недвижимое имущество (включая земельные участки), сделок с ним и обременений; внесением изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним; постановкой на учет имущества в качестве бесхозяйного (л.д.15).

Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается материалами дела, Государственным комитетом охраны объектов культурного наследия Челябинской области на основании приказа Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная документарная проверка в отношении исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления – администрации Златоустовского городского округа, являющегося собственником, в том числе, выявленных объектов культурного наследия:

памятник И.Н. Бушуеву, ск. ФИО1, арх. ФИО2, расположенный по адресу: <адрес>;

памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, расположенный по адресу: <адрес>,

памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), ск. ФИО3, расположенный по адресу: <адрес>.

По итогам проверки выявлено их неудовлетворительное состояние, содержание в ненадлежащем состоянии (л.д. 41-44).

По итогам проверки выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ разработать научно-проектную документацию для проведения ремонтно-реставрационный работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 45-46).

Также заявителем установлено, что объекты: памятник юным борцам за власть Советов, скульптура «Крылатый конь», памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), памятник И.Н. Бушуеву, не являются собственностью Муниципального образования Златоустовский городской округ (л.д. 5).

По данным Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганских областях объекты: памятник юным борцам за власть Советов, скульптура «Крылатый конь», памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), памятник И.Н. Бушуеву, отсутствуют в реестре федерального имущества (л.д. 6).

Согласно ответу Министерства имущества Челябинской области вышеперечисленные объекты в реестре имущества не значатся (л.д. 7).

Технические паспорта на объекты: памятник юным борцам за власть Советов, скульптура «Крылатый конь», памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), памятник И.Н. Бушуеву в ОГУП «Областной центр технической инвентаризации» по Челябинской области (Саткинский филиал), отсутствуют (л.д. 47).

Согласно ответу Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области:

памятник Юным борцам за власть Советов решением исполнительного комитета Челябинского областного Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по дальнейшему улучшению дела охраны и использования памятников истории и культуры в областях» отнесен к памятникам истории и культуры Челябинской области и с 2002 года в соответствии со ст. 64 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения;

памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), скульптура «Крылатый конь», памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, памятник И.Н. Бушуеву являются выявленным объектом культурного наследия, включенным в Перечень выявленных объектов культурного наследия Челябинской области, представляющих историческую, художественную или иную культурную ценность; (л.д. 38-39).

Заявитель, обращаясь в суд с заявлением о признании спорного объекта бесхозяйным имуществом и признании права собственности муниципального образования Златоустовский городской округ на данное имущество в порядке статей 290 - 293 Гражданского процессуального кодекса РФ, основывает свои требования на том, что объекты: памятник юным борцам за власть Советов, скульптура «Крылатый конь», памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), памятник И.Н. Бушуеву, являются бесхозяйными движимыми вещами.

В качестве доказательства своих доводов ОМС «КУИ ЗГО» представило уведомления Управления Росреестра по <адрес>:

уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений по объекту скульптура «Крылатый конь» площадью <данные изъяты>, запись от ДД.ММ.ГГГГ, так как право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН в отношении тех вещей, которые обладая признаками недвижимости способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (л.д. 8);

уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о возврате документов без рассмотрения в связи с тем сооружение – памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), по своим техническим параметрам не обладает необходимыми признаками недвижимого имущества, установленными ст. 130 ГК РФ (л.д. 9-10);

уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений по объекту памятник И.Н. Бушуеву площадью <данные изъяты>, запись от ДД.ММ.ГГГГ, так как право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН в отношении тех вещей, которые обладая признаками недвижимости способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (л.д. 11);

уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений по объекту памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ площадью <данные изъяты>, запись от ДД.ММ.ГГГГ, так как право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН в отношении тех вещей, которые обладая признаками недвижимости способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (л.д. 12);

уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости сведений по объекту памятник юным борцам за власть Советов площадью, так как право собственности может быть зарегистрировано в ЕГРН в отношении тех вещей, которые обладая признаками недвижимости способны выступать в гражданском обороте в качестве отдельных объектов гражданских прав (л.д. 13).

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда.

Согласно части 1 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Из технических планов сооружения следует, что объекты: памятник юным борцам за власть Советов, скульптура «Крылатый конь», памятник работникам машзавода, погибшим в годы ВОВ, памятник героям фронта и тыла завода им. Ленина (ныне «Булат»), памятник И.Н. Бушуеву, отнесены к виду объекта недвижимости – сооружение, назначение объекта недвижимости – иное сооружение (памятник) (л.д. 48-51, 52-55, 56-59, 60-63, 64-67).

Согласно пункту 1 статьи 130 Гражданского кодекса РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

В соответствии со статьей 3 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В пункте 2 статьи 1 указанного Федерального закона объект культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации определен как особый вид недвижимого имущества.

В силу п.5 ст. 16.1 этого же Федерального закона выявленный объект культурного наследия подлежит государственной охране до принятия решения о включении его в Реестр либо об отказе во включении его в Реестр.

При таких обстоятельствах, оценивая доказательства в их совокупности, допустимости, достоверности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, судом приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, поскольку заявленные объекты обладают признаками объектов недвижимого имущества, в отношении которого пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрен иной по сравнению с содержащимся в пункте 2 статьи 226 ГК РФ порядок признания вещи бесхозяйной.

Заявителем в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, свидетельствующих об отнесении объектов к движимому имуществу. В ходе судебного разбирательства из представленных доказательств, в том числе ответа Государственного комитета охраны объектов культурного наследия Челябинской области, технических планов установлено, объекты отнесены к объектам культурного наследия, являются сооружениями, в отношении которых пунктом 3 статьи 225 ГК РФ предусмотрен иной по сравнению с содержащимся в пункте 2 статьи 226 ГК РФ порядок признания вещи бесхозяйной.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст 12, 56, 68, 198-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении заявления о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное движимое имущество Органу местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом Златоустовского городского округа» - отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Златоустовский городской суд.

Председательствующий М.В. Барашева

Решение не вступило в законную силу