ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2952/2021 от 11.11.2021 Правобережного районного суда г. Магнитогорска (Челябинская область)

Гражданское дело № 2-2952/2021

74RS0030-01-2021-005199-57

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Магнитогорск 11 ноября 2021 года

Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области в составе:

председательствующего Фадеевой О.В.,

при секретаре Михайловой О.Е.,

с участием старшего помощника прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области Побелянского Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска о возложении обязанности по принятию мер для постановки на учет в регистрирующий орган бесхозяйного объекта,

УСТАНОВИЛ

Прокурор Орджоникидзевского района г. Магнитогорска в интересах неопределенного круга лиц обратился с исковыми заявлениями к муниципальному образованию город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска, с учетом окончательных исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ просил возложить на муниципальное образование город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу в отношении бесхозяйного объекта недвижимости: сооружение - сети теплоснабжения по <данные изъяты>

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной проверки прокуратурой Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области был выявлен объект недвижимого имущества, являющийся бесхозяйным: сооружение - сети теплоснабжения по <данные изъяты> Прав на указанный объект недвижимости никто не заявлял. До настоящего времени недвижимое имущество не зарегистрировано в Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии. Ответчиком меры по постановке на учет не приняты.

В судебном заседании старший помощник прокурора Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области Побелянский Д.В. поддержал исковые требования.

Представитель ответчика администрации г. Магнитогорска Челябинской области при надлежащем извещении участия при рассмотрении дела не принимал.

Представители третьих лиц МП трест "Теплофикация", Управления Росреестра по Челябинской области при надлежащем извещении участия при рассмотрении дела не принимали.

Исследовав доказательства по делу, суд полагает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.23.8 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления в ценовых зонах теплоснабжения бесхозяйных объектов теплоснабжения определение организации, осуществляющей их содержание и обслуживание, осуществляется в порядке, установленном частью 6 статьи 15 настоящего Федерального закона. При этом, если после окончания переходного периода в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения, определена теплосетевая организация, которой не присвоен статус единой теплоснабжающей организации, затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения учитываются в цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, определяемой соглашением сторон договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя. При определении единой теплоснабжающей организации в качестве организации, осуществляющей содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения, затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных объектов теплоснабжения относятся к затратам единой теплоснабжающей организации, связанным с производством и реализацией тепловой энергии (мощности) потребителям.

Анализ приведенной нормы позволяет сделать вывод о том, что органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы теплоснабжения, в т.ч. бесхозяйной, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы теплоснабжения.

В соответствии со ст.225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии со ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом "О теплоснабжении".

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.

Принятие на учет бесхозяйных недвижимых вещей осуществляют:

федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - федеральный орган, орган регистрации прав);

территориальные органы федерального органа в области государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав (далее - орган регистрации прав).

На учет принимаются здания, сооружения, помещения (далее - объекты недвижимого имущества), которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались.

В случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Судом установлено, что в ходе проверки, проведенной прокуратурой Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области был выявлен объект недвижимого имущества, являющийся бесхозяйным: сооружение - сети теплоснабжения по <данные изъяты>

Согласно сведениям Министерства имущества Челябинской области от 23 августа 2021 года, в реестре имущества, находящегося в государственной собственности Челябинской области, указанный объект: сооружение - сети теплоснабжения по <данные изъяты> не значится (л.д.24-33).

Из ответа МТУ Росимущества в Челябинской и Курганской областях следует, что сведения об указанных объектах недвижимого имущества в реестре федерального имущества отсутствует (л.д.21-23).

В соответствии с представленным администрацией города Магнитогорска Перечнем бесхозяйных объектов, расположенных на территории Орджоникидзевского района г. Магнитогорска, объект недвижимого имущества: сооружение - сети теплоснабжения по <данные изъяты> передан на временное содержание и техническое обслуживание муниципальныму предприятию трест "Теплофикация" (л.д.19-20).

Право собственности в Магнитогорском филиале ОГУП Обл. ЦТИ, Управлении Росреестра по Челябинской области на указанные объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.

Постановлением администрации г. Магнитогорска Челябинской области "О постановке на учет в регистрирующий орган бесхозяйных объектов недвижимого имущества" № 7108-П от 18 июня 2019 года (л.д.17-18) поручено поставить на учет указанный объект, однако до настоящего времени постановление не исполнено.

Учитывая, что спорный объект недвижимого имущества: сооружение - сети теплоснабжения по <данные изъяты> является бесхозяйным имуществом, в компетенцию муниципального образования город Магнитогорск в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области входит организация в границах муниципального образования водоснабжения и теплоснабжения населения, то заявленные прокурором Орджоникидзевского района г. Магнитогорска Челябинской области требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ

Возложить на муниципальное образование город Магнитогорск Челябинской области в лице администрации г. Магнитогорска Челябинской области обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу бесхозяйного объекта недвижимости: сооружения - сети теплоснабжения по <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Правобережный районный суд г. Магнитогорска Челябинской области.

Председательствующий Ф.И.О.

Мотивированное решение составлено 18 ноября 2021 года.