Дело № 2-2953/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
3 декабря 2012 года г. Саратов
Октябрьский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Перовой Т.А.,
при секретаре Королёвой А.А., с участием заявителя Абрамовой Л.В., представителя заявителя Пегова А.П., представителей заинтересованных лиц Полянского Г.Ю,, Чесноковой С.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Абрамовой Л.В. о признании незаконными действия органа местного самоуправления,
установил:
Абрамова Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия органа местного самоуправления. Требования мотивированы тем, что она имеет в собственности домовладение по адресу: <адрес>, расположенное на земельном участке, находящимся в её частной собственности. <дата> она обратилась в комитет по архитектуре и градостроительству администрации города Саратова с целью выяснить в какой территориальной зоне расположен принадлежащий ей жилой дом. Ей был предоставлен ответ от <дата>, из которого усматривалось, что жилой дом расположен в зоне <данные изъяты>. Она не является пользователем интернета и всю информацию об изменениях в градостроительстве и землеустройстве она получает из газет и от своих многочисленных знакомых и друзей, а также по радио и телевидению.
8 октября 2012 года по приглашению Пегова А.П. она присутствовала на судебном заседании в Октябрьском районном суде г. Саратова, в котором Пегов А.П. оспаривал прозрачность вынесения на публичные слушания готовящегося законопроекта по внесению изменений в Правила землепользования и застройки. В судебном заседании она узнала, что администрация города Саратова подготовила два спецвыпуска газеты «<данные изъяты>» под одним номером, содержащую разную информацию. Своевременное знакомство с данной информацией предполагало предоставить всем заинтересованным гражданам возможность принять участие в публичных слушаниях. Она не получила никакую информацию не из одного из источников о готовящемся законопроекте, хотя проявляла надлежащую заинтересованность в данном вопросе, следя периодически за публикациями в прессе, слушая радио, просматривая местные телевизионные передачи и общаясь на градостроительные темы со всеми знакомыми и не только. Её домовладение в течение трех лет находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. Она трижды была признана потерпевшей при попытках посягнуть на её частную собственность - один поджог и два ограбления.
В соответствии с Положением о публичных слушаниях она, как собственник земельного участка, имеет право на получение информации о готовящемся законопроекте и информации о дате и времени проведения публичных слушаний. Ни один из тиражей в продажу не попал, по радио и телевидению она не была уведомлена о проведении публичных слушаниях, а карта в виде вкладыша в раритетную газету, картой являться не может, так как там отсутствует масштаб, а если бы он был, то был бы один к миллиону, а то и меньше. Данный рисунок, названный картой, не является общедоступным для человека, не обладающего специальными приборами, позволяющим увеличить изображение. До <дата> она не была ознакомлена с этой картой, но после знакомства с ней установить без специальных приборов, где находится землевладение не представляется возможным. Даже при большом увеличении можно догадаться, что её дом находится в зоне <данные изъяты>. при знакомстве с газетой она увидела, что вид разрешенного использования её земельного участка в списке разрешенных отсутствует. Её земельный участок, выделенный на основании решения Волжского районного суда г. Саратова, стал незаконный, что считает значительным понижением в правах, а также угрозой нарушения права на реализацию конституционного права на местное самоуправление.
В случае, если бы информация о дате проведения публичных слушаний и информация об исключении её домовладения из числа законных, графический материал был бы выполнен в виде карты в разумном масштабе, она бы обязательно узнала о готовящейся угрозе нарушения её прав от знакомых или друзей.
Просила признать нарушение её прав, предусмотренных Положением о публичных слушаниях, выразившихся в непредоставлении ей достоверной информации о готовящемся законопроекте Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», путем публикации в газете заведомо недостаточным тиражом, организации выпуска газеты без указания даты и места публичных слушаний, публикации графического материала, не являющегося картой и обязать администрацию города Саратова устранить допущенные нарушения.
При рассмотрении дела заявитель в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ уточнила заявленные требования, просила признать незаконными нарушение её прав органом местного самоуправления - администрацией муниципального образования «Город Саратов», предусмотренных Положением о публичных слушаниях, выразившихся в непредоставлении ей достоверной информации о готовящихся изменениях законопроекта Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 года № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», путем размещения информации о законопроекте способом, исключающим даже теоретическую возможность ознакомиться с готовящимся законопроектом, публикации цветного рисунка с названием «карта», не обладающей масштабом и возможностью без специальных способностей идентифицировать в какой зоне находится земельный участок и домовладение по адресу: <адрес> обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» устранить допущенные нарушения.
Требования мотивировала тем, что исходя из анализа раздела 4 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове, администрация муниципального образования «Город Саратов» делегирует обязанность информировать население о готовящемся законопроекте комиссии по вопросам землепользования. Не наделяя комиссию по вопросам землепользования правоспособностью, администрация несет всю ответственность по информированию населения о подготовке к обсуждению законопроекта. При этом материально-техническое обеспечение всех затрат, связанных с деятельностью комиссии в соответствии с п. 5.2 Положения о комиссии по вопросам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» осуществляет комитет по архитектуре и градостроительству.
В соответствии с п. 4 Положения о публичных слушаниях в городе Саратове комиссия составляет план работы по подготовке публичных слушаний, организует публикацию проекта нормативного акта в целях заблаговременного ознакомления жителей города. Комиссия также вправе информировать средства массовой информации о ходе подготовки к публичным слушаниям.
В настоящее время изменена зона, в которой размещено её домовладение, и градостроительный регламент её объектов недвижимости, которые в настоящее время являются исключением из градостроительного регламента, получив статус «условно разрешенные объекты».
Её неучастие в публичных слушаниях и как следствие непредоставление в комиссию своих замечаний и предложений понизило в правах принадлежащие ей объекты недвижимости. Все мероприятия, проведенные комиссией и профинансированные комитетом по архитектуре и градостроительству, не предполагали уведомление домовладельца о готовящихся существенных изменениях в отношении объектов недвижимости. Она не является подписчиком газеты «<данные изъяты>» по причине незначительного размера пенсии, не имеет компьютера и другой подобной техники по той же причине, не обладает навыками работы на компьютере по причине невозможности приобрести данную технику и оплачивать интернет, она считает затруднительным посещать третий этаж по адресу: <адрес> для ознакомления с готовящимся законопроектом, поскольку в здании высокие лестничные марши, незначительный интервал приемных часов для аудиенции, ограниченный двумя днями в неделю, не предполагала возможность изменения зоны, в которой находится её домовладение, либо градостроительного регламента в отношении её объектов.
Из анализа мероприятий по способу извещения населения о готовящемся законопроекте администрацией не предполагалось извещать её и других домовладельцев, не пользующихся интернетом и не являющихся подписчиками газеты «<данные изъяты>», не посещающих периодически комитет по архитектуре и градостроительству, не оставляя ни единого шанса принять участие в публичных слушаниях.
В судебном заседании заявитель и её представитель Пегов А.П. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просили их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Саратовской городской Думы Чеснокова С.Ю. заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении. Пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ принятие правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления. Процедура принятия правил землепользования и застройки, а также внесение изменений в действующие правила землепользования и застройки, установленная ст. ст. 32-33 Градостроительного кодекса РФ предусматривает обязательность проведения публичных слушаний такого проекта решения. Порядок проведения публичных слушаний определяется Градостроительным кодексом РФ и решением Саратовской городской Думы от 16 ноября 2005 г. № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове». Согласно вышеуказанному Положению о публичных слушаниях решение о проведении публичных слушаний может быть принято главой муниципального образования «Город Саратов». Это решение, как и проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, должны быть опубликованы в официальном печатном органе, которым является газета «<данные изъяты>». Постановление Главы муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2012 г. № 3-01-07 «О проведении публичных слушаний», которым постановлено провести публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» 1 июня 2012 года, было опубликовано в газете «<данные изъяты>» № от <дата>. Проект решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки опубликован <дата> в газете «<данные изъяты>» специальный выпуск №. Данный проект также был размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» <данные изъяты>. Требования законодательства о необходимости опубликования проекта правового акта и постановления главы муниципального образования «Город Саратов» выполнено. Вопрос о тираже газеты, её спецвыпуска, в которой осуществляется официальное опубликование, действующим законодательством не урегулирован. Администрация муниципального образования «Город Саратов» отсутствуют полномочия регулировать тираж газеты.
Представитель заинтересованного лица комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Животикова Ю.О. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена, сведений об уважительности причин неявки не представила. Согласно представленному письменному отзыву на исковое заявление просила в удовлетворении требований Абрамовой Л.В. отказать по следующим основаниям. Процедура принятия изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в редакции проекта решения Саратовской городской Думы, опубликованного <дата>, была соблюдена. В соответствии с действующим законодательством информация о проведении публичных слушаний опубликована, был опубликован сам проект муниципального правового акта, он же размещен на официальном сайте органа местного самоуправления, а также в помещении комитета. <дата> состоялись публичные слушания, а <дата> решением Саратовской городской Думы внесены изменения в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. № 27-280 «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов». Утверждения заявителя о том, что письмом комитета по архитектуре и градостроительству от <дата> № она была введена в заблуждение, поскольку в данном документе указано на отнесение земельного участка к территориальной зоне <данные изъяты> не соответствует действительности. Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» в редакции от <дата> принадлежащий заявителю земельный участок находился в территориальной зоне <данные изъяты>. Решением Саратовской городской Думы от <дата> № в Правила землепользования и застройки, в том числе в карту градостроительного зонирования, были внесены изменения, согласно которым принадлежащий заявителю земельный участок отнесен к территориальной зоне <данные изъяты>. В настоящей редакции Правил землепользования и застройки земельный участок также находится в территориальной зоне <данные изъяты>. Заблуждение заявителя о том, в какой территориальной зоне находится принадлежащий ей земельный участок или невозможность самостоятельного определения к какой территориальной зоне он относится с помощью газеты «<данные изъяты>» не является нарушением её прав органом местного самоуправления. Заявителю предоставлено право на обращение в органы местного самоуправления, однако она им не воспользовалась ни при возникновении вопроса о необходимости ознакомления с проектом решения Саратовской городской Думы, ни при выяснении вопроса о принадлежности участка к той или иной территориальной зоне.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Саратов» Полянский Г.Ю. заявленные требования Абрамовой Л.В. не признал и просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что отсутствует какое-либо нарушение прав заявителя, так как п. 6.1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» указывает, что объекты недвижимости, указанные в подп. 5.3 п. 5 Правил, за исключением предусмотренных ч. 10 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, а также ставшие несоответствующими после внесения изменений в Правила, могут существовать и использоваться без установления срока их приведения в соответствии с Правилами. Таким образом самими нормами Правил защищаются права граждан - собственников объектов недвижимости, существующей на территории муниципального образования «Город Саратов». Постановление о проведении <дата> публичных слушаний по проекту решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов», проект решения были опубликованы в газете «<данные изъяты>» и на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов». Все необходимые требования о публикации проекта нормативно-правового акта были выполнены.
Представитель заинтересованного лица МУП РЭП-17 Фрунзенского района г. Саратова Агабабян К.А. требования Абрамовой Л.В. не признал, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что распространители газет не берут в продажу спецвыпуски газеты «<данные изъяты>», поскольку газету не покупают. Для реализации газеты в киосках её также не берут. Тираж газеты определяют сами читатели. Если увеличивается число подписчиков, соответственно увеличивается тираж газеты. Спецвыпуски бесплатно распространяются в администрациях районов города Саратова, в Саратовской городской Думе, во всех библиотеках города. Обычная газета выпускается в цветном виде, поэтому он более востребованный среди населения.
Выслушав заявителя, представителя заявителя, представителей заинтересованных лиц, свидетеля, исследовав материалы дела, суд находит требования Абрамовой Л.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, содержащихся в п. 25 Постановления от 10 февраля 2009 г. № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка: соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» способами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления являются:
1) обнародование (опубликование) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;
2) размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет»;
размещение государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;
4) ознакомление пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;
5) присутствие граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления;
6) предоставление пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;
7) другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами.
В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительным кодексом РФ принятие правил землепользования и застройки относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии со ст. 43 Устава муниципального образования «Город Саратов» по вопросам местного значения Саратовская городская Дума принимает муниципальные правовые акты - решения.
Процедура принятия правил землепользования и застройки, а также внесение изменений в действующие правила землепользования и застройки, установленная статьями 32-33 Градостроительного кодекса РФ предусматривают обязательность проведения публичных слушаний такого проекта решения.
Порядок проведения публичных слушаний определяется Градостроительным кодексом РФ и решением Саратовской городской Думы от 16 ноября 2005 г. № 65-633 «О Положении о публичных слушаниях в городе Саратове».
Согласно Положению о публичных слушаниях в городе Саратове решение о проведении публичных слушаний может быть принято главой муниципального образования «Город Саратов», которое, как и проект муниципального правового акта, выносимого на публичные слушания, должны быть опубликованы в официальном печатном органе.
Постановлением администрации города Саратова от 13 февраля 2006 г. № 29А «Об определении официального печатного издания для опубликования правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, иной официальной информации» установлено, что газета «<данные изъяты>» является официальным печатным изданием муниципального образования «Город Саратов» для опубликования правовых актов исполнительного органа местного самоуправления, иной официальной информации.
При рассмотрении дела судом установлено, что постановление главы муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2012 г. № 3-01-07 «О проведении публичных слушаний», которым постановлено провести публичные слушания по проекту изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» <дата>, было опубликовано в газете «<данные изъяты>» № от <дата> (л.д. 43-44).
Проект решения о внесении изменений в правила землепользования и застройки был опубликован <дата> в специальном выпуске газеты «Саратовская панорама» № (л.д. 45-53).
Кроме того указанный проект был размещен на официальном сайте администрации муниципального образования «Город Саратов» <данные изъяты> Газета «<данные изъяты>» № с опубликованным проектом решения была размещена на стенде в помещении комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что органом местного самоуправления было соблюдено требование законодательства о необходимости опубликования проекта нормативного правового акта и постановления главы муниципального образования «Город Саратов» о проведении публичных слушаний.
Доводы заявителя о том, что она не имеет возможности пользоваться интернетом, посещать помещение комитета по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству, подписаться на спецвыпуск газеты «Саратовская панорама» не свидетельствуют о том, что органом местного самоуправления не была соблюдена процедура опубликования проекта нормативного правового акта и информации о проведении публичных слушаний. На орган местного самоуправления не возложена обязанность довести до сведения каждого жителя города информацию о проектах муниципальных правовых актов. В связи с этим заявитель, полагая важным для себя вопрос к какой территориальной зоне находится принадлежащий ей земельный участок, должна была предпринять меры к тому, чтобы предусмотренные законом способы опубликования информации о возможных изменениях в Правила землепользования и застройки муниципального образования, были для неё доступными.
Несостоятельными являются доводы заявителя о том, что ей не была предоставлена достоверная информация о готовящихся изменениях в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» путем публикации карты градостроительного зонирования, не отвечающей требованиям Федерального закона «О геодезии и картографии» от 26 декабря 1995 года № 209-ФЗ, не содержащей масштаб, исключающей возможность идентифицировать принадлежащий ей земельный участок. Так, допрошенный в судебном заседании по ходатайству заявителя специалист Специалист пояснил, что формат страницы спецвыпуска газеты «Саратовская панорама» не позволяет разместить карту, на которой можно было бы увидеть расположение домов. В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что отсутствие на карте градостроительного зонирования, опубликованной в спецвыпуске газеты «<данные изъяты>», масштаба не свидетельствует о нарушении прав заявителя. Абрамовой Л.В. имеет право обратиться в органы местного самоуправления с вопросом о том, в какой территориальной зоне находится принадлежащий ей земельный участок.
Учитывая, что органом местного самоуправления была соблюдена процедура опубликования проекта решения Саратовской городской Думы о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» от 29 апреля 2008 г. № 27-280, а также постановления главы муниципального образования «Город Саратов» от 16 марта 2012 г. № 3-01-07 «О проведении публичных слушаний», права заявителя, предусмотренный Положением о публичных слушаниях, нарушены не были, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
В удовлетворении заявления Абрамовой Л.В. о признании незаконным нарушение её прав, предусмотренных Положением о публичных слушаниях, выразившихся в непредоставлении достоверной информации о готовящемся законопроекте Саратовской городской Думы «О внесении изменений в решение Саратовской городской Думы от 29 апреля 2008 г. «Об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Саратов» путем размещения информации о законопроекте способом, исключающем даже теоретическую возможность ознакомиться с готовящимся законопроектом, публикации цветного рисунка с названием «карта», не обладающей масштабом и возможностью без специальных способностей идентифицировать в какой зоне находится земельный участок и домовладение по адресу: <адрес>, об обязании устранить допущенные нарушения отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Саратовского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Саратова.
Судья подпись Т.А. Перова